Проведите анализ персонажа из романа Ф. М. Достоевского «Идиот».



ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ.

 

                      Магистратура. Кинодраматургия.1-ый курс.

                      Мастерская Романова В.И., Мариевская Н.Е.

 

                           Темнова-Зимина Людмила Анатольевна

 

 

1. Как определяется характер в драматургии и психологии? Что общего и различного в этих определениях?

1-1. Характер в психологии.

В психологиихарактер представляет собой набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми. Характер формируется на протяжении всей жизни и на его корректировку влияет то, как человек мыслит, чувствует и поступает в разных ситуациях.

 

Особенности характера, как черты личности:

_- долгосрочное действие,

 - устойчивость,

 - не подвергается изменениям быстро и легко

 - прикладное значение.

 

К свойствам характера относятся:

- нравственность (моральные качества человека),

- сила воли (умение владеть собой, преодоление трудностей, противостояние унынию),

- интеллект (рассудительность, вдумчивость, наблюдательность),

- эмоциональность (доброта, злость)

 

Положительные черты характера: отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в коллективе, порядочность.

 

Оотрицательные черты характера: бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

 

1-2. Характер в драматургии.

В драматургии характерами называются образы людей (действующие лица, персонажи пьесы или сценария). Аристотель говорил, что характер — это то, в чём проявляется решение людей.

Таким образом, создавая характеры важно уметь определять:

- ЧТО делает человек (его желания, какие решения принимает, что и как осуществляет),

- КАК человек это делает (обдуманно или нет, колеблясь или быстро, с увлечением или с безразличием, весело или угрюмо)

 В построении характера нужно учитывать три составляющие, о которых говорил Генрих Ибсен, норвежский драматург, поэт и публицист: физиология, социология и психология. Причём психологическое измерение характера включает в себя и физиологическое и социологическое измерение.

 

- Физиология определяет духовный облик персонажа, служит основой для комплекса превосходство или неполноценности,

- Социология отвечает на вопрос: «Кто вы такой в социальном смысле?»

(происхождение, образование, профессия, отношение к религии, круг друзей, интересы и пристрастия),

- Психология, объединяя в себе и физиологию и социологию, воздействует на темперамент, комплексы, душевные свойства, надежды и т.д., завершая трехмерную схему человека.

 

Таким образом, сравнивая определения характера в психологии и в драматургии, можно сделать вывод, что в если в психологии, мы имеем дело с «живым» человеком, уже обладающим конкретным набором тех или иных психологических качеств для определения характера и его личности, то в драматургии характер создается автором искусствено, на основе знаний о психологии человека. И этот созданный характер является основным материалом, с которым приходится работать драматургу.

 

 

Что такое акцентуация характера?

Акцентуация характера – это слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы.

В отечественной науке это понятие ввел и разработал психиатр А.Е. Личко, на основе переработанной концепции немецкого психиатра Карла Леонгарда. Акцентуация характера проявляется в подростковом возрасте, но сглаживается с возрастными изменениями, но может влиять на становление личности.

 

 

Чем отличается акцентуация характера от психопатии?

Акцентуация характера не влияет на социум человека. Он может легко адоптироваться во внешней среде, выбирать образ жизни, профессию. общаться с людьми и т.д.

 

 Что касается психопатии – это некие аномалии характера, определяющие весь психический облик человека, индивидуума, не подвергающиеся резким изменениям в течении жизни и мешают адаптации человека к жизни.

 

 

На какие 4 группы можно разделить типы акцентуаций по Личко?

 

1 группа Настроение: гипертимный, циклоидный, лабильный.

 

2 группа Тревога: сенситивный, астеноневротический, психастенический.

 

3 группа Отношение к себе: шизоидный, истероидный, эпилептоидный.

 

4 группа Отношение к группе: конформный, неустойчивый.

 

 

Проведите анализ персонажа из романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

 

К какому типу акцентуаций относится Гавриил Ардалионович Иволгин, или просто Ганя, как его называют в романе?

 

Ганя – мелкий чиновник, он служит секретарем у генерала Епанчина. Уже с самого начала Достоевский дает нам почувствовать какое-то внутреннее напряжение, присущее этому герою. Так, при первом знакомстве с ним князю Мышкину показалось, что улыбка Гани слишком тонка, а взгляд – неестественен. «Он, должно быть, когда один, совсем не так смотрит и, может быть, никогда не смеется», – подумал князь.

И действительно, внутренний мир Гани – клубок мелких страстей, противоречий, неудовлетворенных желаний. Он очень тщеславен, считает, что заслуживает положения гораздо более высокого, чем то, которое занимает. Ради этого он как будто соглашается жениться на Настасье Филипповне за крупную сумму денег, которую предлагает ему генерал. Однако решение это далеко не окончательное. Он весь в сомнениях. В мучительных колебаниях он проводит два месяца и в последний день, когда должен дать окончательный ответ, говорит генералу, что да, он согласен, генеральше – что нет, никогда этого не сделает, а Аглае пишет, что по первому ее слову он порвет этот договор окончательно.

Одновременно Ганя подозревает, что Настасье Филипповне известны его истинные мотивы, что она смеется над ним, презирает его и, более того, будто бы что-то против него замышляет.

В эти же два месяца ему рисуются и снятся мучительные сцены встречи Настасьи Филипповны с его матерью и сестрой. Заметим, что это сны по поводу предстоящего будущего. «Может быть, – замечает Достоевский,– он безмерно преувеличивал беду; но с тщеславными людьми всегда так бывает».

В обществе генерала, членов его семьи, других лиц из высшего света Ганя сдержан, приличен, вежлив. Однако маска светских манер слетает с него, когда он остается один или в обществе князя, которого он ни во что не ставит. Так, получив презрительный ответ от Аглаи, он устраивает в присутствии князя гневную сцену: «А! Так вот как! – скрежетал он <…> – А! Она в торги не вступает! – так я вступлю! И увидим! <…> В бараний рог сверну! <…>

Он кривился, бледнел, пенился; грозил кулаком».

В доме он деспот, не желающий считаться с чувствами, интересами и даже мольбами матери и сестры.

Однако острые сцены не для него. Дав князю пощечину, он тут же сникает, теряется, просит прощения. При словах князя о Рогожине, что такой, пожалуй, женится, а потом через неделю зарежет, он так вздрагивает, что князь отшатывается от него. Наконец, в одной из кульминационных сцен романа, когда Настасья Филипповна бросает в огонь принесенные ей Рогожиным 100 тысяч, Ганя падает в обморок.

ОТВЕТ: Опираясь на классификацию Личко, можно определить, что Ганя относится к следующим типам акцентуаций:

1 группа Настроение- ЛАБИЛЬНЫЙ

2 группа Тревога- СЕНСИТИВНЫЙ

3 группа Отношение к себе- ЭЛИПТОИДНЫЙ

4 группа Отношение к группе- ближе к НЕУСТОЙЧИВОМУ.

 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!