Характерные черты стиля романтизм



Тема 6.1.Философия и эстетика романтизма. Природа и Человек в произведениях романтизма.

Романтизм (romantisme) — масштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве, пришедшее на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве началась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и порой бунтарскими характерами. Это фигуры байроновского и прометеевского типов, которые то провозглашают величие человека, то становятся игрушкой в руках судьбы. Их обуревают страсти, они пускаются в странствия и карабкаются на баррикады, поднимают знамя свободы и не знают покоя.

Романтизм в живописи отверг рационалистичность классицизма и отразил внимание к глубинам человеческой личности, характерное для философии романтиков. Он вырос на эмоциональной почве сентиментализма, но, сохранив лиризм и поэтичность, заменил сентиментальную чувствительность на драматические проявления натуры. Поэтому, кстати, не стоит ассоциировать это направление с пасторальными мотивами — скорее уж с романтикой дальних странствий, путешествий, таинственных открытий и даже революционной борьбы. В отличие от сентиментализма, в романтизме нет умильности и слезливости, это философия смелых и сильных.

Картины эпохи романтизма отличаются высокой художественной выразительностью:

  • в них меньше геометрических схем, чем в классицистических полотнах;
  • больше эффектов, призванных возбудить эмоции у зрителя и даже вызвать чувство сопричастности к происходящему;
  • композиции динамичны;
  • вместо строгих линий — опять же, динамичные очертания (что впоследствии будет усилено в текучих линиях модерна);
  • вместо холодной идеальной красоты — эстетика страсти, удивительным образом сочетающаяся с лирикой;
  • вместо театральности — кипучая жизнь.

Герои и сюжеты романтизма

Персонажи полотен художников-романтиков похожи на героев литературных романов: тонко чувствующих, зачастую таинственных, порой мятежных, иногда неистовых, нередко одиноких.

Многие творцы погружались в исследование тёмных сторон человеческой натуры. Отсюда интерес живописцев к ночи, грозе, мистике.

В какой-то степени мастера-романтики даже вернулись к эстетике барокко с её драматическим накалом, страстностью, динамичностью, хаотизмом и мистицизмом. От барокко были взяты многие инструменты, повышающие выразительность изображения: в частности, композиционная динамика и светотеневые эффекты. Но, в отличие от барочного искусства, творческая платформа романтиков основывалась не на торжественном пафосе, а на естественности и искренности в передаче чувств.

Философия эпохи романтизма отразилась на эволюции портретного жанра. Романтики-живописцы не писали парадных портретов. Они стремились раскрыть человеческую индивидуальность, передать богатство духовного мира, перелить на полотно напряжённость переживаний, отразить чувства, передать характер.

Многие художники обращались к теме сломленной души. Пример такой тематики — работа Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм».

Живописцы смело погружались в тёмные колодцы душ, изучали потаённые метания и показывали сложность человеческой натуры, в которой так часто переплетаются зло и добро.

Сюжеты полотен тоже отражают романтические тенденции: живописцы обращаются к эмоциональным, будоражащим чувства темам.

Разумеется, волнующие, драматические, эпические сюжеты присутствовали в изобразительном искусстве и ранее. Но художники-романтики избегали провозглашения абстрактных идеалов и театральности, зато преломляли темы через призму человеческой души. Поэтому, глядя на эти картины, будь то «Плот “Медузы”» Теодора Жерико или «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова, мы сопереживаем героям этих полотен, представляем себя на их месте, почти физически переносимся в открытое море или к подножию Везувия.

Романтические пейзажи

Характерная черта живописцев этого направления — высокий интерес к природе, чистоту которой философы-романтики противопоставляли рационалистической цивилизации (возник даже типаж «благородного дикаря»).

Расцветает пейзажный жанр. Это эпоха знаменитых пейзажистов — таких, как Уильям Тёрнер.

А неугомонность духа романтиков пробуждала интерес к экзотическим далям и буйству стихий. Выразительный пример — полотна выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.

Многие романтики-живописцы, особенно немецкие, поэтизировали ночь. Возник даже своеобразный «ночной жанр», который воспевал мистичность и ирреальность мира в сиянии луны или в безлунной тьме.

Поэтизируя природу, художники делали её полноправной героиней сюжетных полотен.

Ландшафты перестали быть фоном. Во многих работах мастеров-романтиков персонажи борются со стихией. В других природные явления подчёркивают душевные переживания героев.

Романтики-пейзажисты любили изображать грозы, бури, штормы, землетрясения, извержения вулканов.

Они восхищались непокорной красотой природных сил и наслаждались эмоциональным воздействием своих творений на зрителя.

Мятежные живописцы

Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы!

В этом художники-романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению, отвергали догмы, бросали вызов устоявшимся традициям.

Одну из первых битв дал Теодор Жерико. Именно с 1819 года, когда он выставил в парижском Салоне свой «Плот “Медузы”», многие искусствоведы отсчитывают начало романтической эпохи в живописи. В этой работе критикам не понравился колорит, композиция, а главное — сама тема. История выживания на плоту людей, пытавшихся спастись с затонувший у берегов Сенегала фрегата «Медуза», оказалась слишком тяжёлой для завсегдатаев Салона. Из 147 человек, перешедших на плот, выжило только 15. Это был ад: люди дрались за воду и еду, сильные сталкивали за борт слабых, живые поедали мертвецов. А капитан с губернатором уплыли на лодках, обрезав буксировочные тросы и бросив плот на волю волн…

Слишком динамично, слишком ярко, слишком эмоционально, слишком шокирующее! Академисты жёстко критиковали работу, но революция в живописи уже произошла: Жерико потряс основы классической живописи и открыл дорогу новому направлению.

В борьбе с критиками творил и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), ставший главой французской романтической школы. Признание он обрёл лишь к концу жизни. На Делакруа оказали влияние знаменитые колористы Позднего Возрождения и барокко: Тициан, Веронезе, Рубенс. Он запоем читал Шекспира и Байрона. Восхищался Жерико и тоже смело эпатировал высокосветских ценителей и столпов академизма.

В 1824 году Делакруа продемонстрировал в Салоне картину, посвящённую трагедии греческого народа, отстаивающего свою независимость от османской империи. «Резня на Хиосе» была воспринята со смесью восторга и негодования. Поэт Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire) назвал полотно «жутким гимном року и страданию». Консервативные критики возмущались «натурализмом» в подаче темы.

Не меньше негативных отзывов получила «Смерть Сарданапала». Делакруа обвиняли в чрезмерной жестокости, эротизме и даже богохульстве.

А вот «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»), несмотря на всю мятежную дерзость, была принята «на ура». Дело в том, что в 1830 году во Франции прогремела революция, и художник, как говорится, попал в струю. Это полотно даже купило новое правительство. Романтизм в 1830-х годах стал признанным художественным явлением.

Его победе способствовала меняющаяся общественно-политическая обстановка:

  • расширялся круг образованных людей;
  • усиливался средний класс;
  • ломались исторические традиции, связанные с монархизмом;
  • шла борьба против всего косного, реакционного;
  • одной из главных ценностей была провозглашена свобода;
  • нарастали демократические тенденции.

Это было время буржуазных революций и национальных движений. Аристократические идеалы, воспеваемые в стиле ампир, сменялись идеалами более широких масс. Усиливалось значение индивидуализма, ценнее становилась личность. Всё это нашло отражение в работах мастеров романтической школы.

Но не стоит думать, что романтики-живописцы всегда находились в непримиримом антагонизме с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, Карл Павлович Брюллов создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир, сотворив галерею бессметных шедевров.

Великие имена романтизма.

Помимо уже перечисленных художников-романтиков обязательно нужно упомянуть ещё несколько выдающихся творцов эпохи. В Испании творил Франсиско Гойя (Francisco José de Goya y Lucientes).

Для его раннего творчества характерна светлая палитра, но в 1790-х годах, в эпоху Великой французской революции, краски Гойи становятся мрачнее, темы — трагичнее.

Особенно болезненна серия «Бедствия войны», посвящённые хаосу и ужасу наполеоновского нашествия. Фигуры поглощает тьма, линии резкие, штрихи превращаются в царапины.

В Германии в романтической традиции работал Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich), чьи творения оставляют неизгладимый след в душе: настолько сильно в них переданы ощущение одиночества, отчаяния, безнадёжности, рока, меланхолиии… И всё это переплетено с щемящими лирическими нотами.

Часто в симфонию картин вплетаются звуки ноктюрна: Фридрих часто обращался к мистическому и ночному антуражу.

Прекрасные образцы немецкого романтизма — меланхолически-романтические пейзажи Карла Фридриха Лессинга (Karl Friedrich Lessing).

В Великобритании писал романтические пейзажи Джон Констебл (John Constable), которому удавалось невероятно эффектно передавать погодные явления — от ливня до радуги. Современники говорили, что когда смотришь на пейзаж Констебла, хочется раскрыть зонт.

Признанный пейзажист-романтик — Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner). Увы, консервативные коллеги не смогли по достоинству оценить талант Тёрнера. Его критиковали за вольность манеры, за яркость красок.

Но история всё расставила по своим местам: сейчас Уильям Тёрнер — признанная величина мировой живописи, он считается предтечей французских импрессионистов.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому - то повезет, а кому - то нет

Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному" жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.

Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в.

Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.

Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Главные представители романтизма в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!