Становление социалистической экономической теории (К. Маркс «Капитал»)



Первоначально экономическая теория возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство.

Экономическая теория как наука, т.е.

система знаний о категориях и законах начала оформляться в период становления капитализма в конце XVI начале XVII в. и развивалась примерно три столетия как политическая экономия. Политическая экономия стала наукой о законах развития хозяйства в рамках государства.

Для Карла Маркса материалистическое понимание диалектического развития истории человечества является основой научного изучения производства, социальных отношений, форм культуры, психики человека. С его точки зрения социализм является не случайным, а исторически неизбежным следствием становления пролетариата новым революционным классом. Энгельс и Маркс особо делали акцент на том, что социализм является теоретическим выражением этих революционных классовых интересов.

Маркс раскритиковал утопический социализм, считая свой социализм, названный Энгельсом научным, наследником и прямым продолжением немецкой классической философии. С точки зрения Карла Корша, буржуазные философы неспособны увидеть это соответствие, находясь на позиции своих классовых интересов. Слова социализм и коммунизм в данном случае употреблялись как синонимы.

Считая свой социализм продолжением немецкой классической философии, Маркс критиковал и высмеивал представителей её младогегельянского направления за борьбу «с тенями действительности».

Маркс утверждает, что подобное развенчание господствующих взглядов способом критического отношение к формам идеологии: теологической, философской, правовой, политэкономической и пр. — невозможно без естественного исторического преобразования самой действительности.

Как продолжение немецкой классической философии, социализм Маркса имел целью упразднять формы идеологии как способом их изучения, так и способом революционным, преобразованием общества, которые понимались как две стороны одного естественно-исторического процесса борьбы пролетариата за власть. Социализм Маркса претендовал быть и научным обществоведением, и преобразованием общества по науке, то есть научной теорией коммунистической революции.

Карл Корш предостерегал от вульгарного понимания подобной критики форм идеологии, описывая её следующим образом на примере философской формы буржуазной идеологии:

«Капитал» — это главное экономическое сочинение Маркса, над которым он работал начиная с 1850-х годов и до смерти. В «Капитале» три «теоретических» тома и условно еще один, «исторический» («Теории прибавочной стоимости»), из которых при жизни Маркса был издан только первый — в 1867 году.

Его основное содержание — это абстрактная логика капиталистического производства, хотя там присутствуют и исторические главы, и вполне предметный описательный анализ. Ядро второго тома составляют так называемые схемы воспроизводства, в которых капитализм мыслится как система баланса и роста, сама создающая — по простым, вполне формализуемым правилам — условия собственной жизни. Важнейшая тема третьего тома — анализ тенденций развития капитализма и динамики нормы прибыли. «Капитал» обозначил переход от Маркса-философа к Марксу — социальному теоретику и экономисту, от критики религии и идеологии к общей теории капитализма. Переход, впрочем, не означал полного отказа от прошлого — скорее смену акцентов и стремление систематизировать идеи, занимавшие Маркса начиная с 1840-х годов.

Идеи «Капитала»

Понятие «капитал» у Маркса

Капитал в узком смысле — стоимость, способная увеличивать, оплодотворять саму себя. Но в широком смысле это та самая система отношений неравенства и эксплуатации. Живой труд, служащий источником богатства, таким вечным двигателем, со всей неизбежностью встроен в эти институты. Понять источник избытка, капиталистической прибыли — значит для Маркса постичь само вещество этой системы, природу и причины «богатства народов». Маркс стремился показать, что, возникнув в определенном историческом контексте, логика капитала подчиняет себе все остальные сферы общественной жизни, превращает их в условия, поддерживающие ее существование.

Среди этих условий есть несколько важных институциональных характеристик: рабочий формально свободен выбирать, наниматься ли ему на капиталистическое предприятие, но реального выбора у него нет, поскольку в «Капитале» предполагается, что предложение труда систематически превышает спрос на него, а зарабатывать на жизнь самостоятельно рабочий не в состоянии, ибо экономика, описываемая Марксом, — это экономика крупного фабричного производства, постоянно расширяющегося, и у мелкого производства шансов выжить нет. Как нет их, по Марксу, и у самого рабочего, если он не захочет стать частью системы.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!