Третий этап (1900-е-наши дни)

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

Основные этапы развития социологической мысли.

Первый этап (1860-1890 гг.)

Социология возникает и формируется под эгидой идей Огюста Конта. На первом этапе главной задачей было утверждение предмета социологии как во мнение российского научного сообщества, так и в широком общественном мнении., где значительную роль сыграла периодическая печатная продукция. Формирование предмета не сводилось к простому перениманию идей Огюста Конта. Позитивистская направленность складывалась в значительной мере под общим влиянием успехов естественных наук. В этот период формировался предмет социологии, осмысление ее роль в системе социальных наук. Социологию все более благожелательно принимают в научных кругах, она проникает в университетскую среду.

Важным обстоятельством, определившим специфику социологической науки, являлось то, что она в отличие от западной социологии, формировалась в качестве альтернативы действующей власти, как форма оппозиционного сознания. Объективное направление, ориентирующееся на идеологию натурализма ярче всего представляли органическая школа (П. Лилиенфельд, А. Стронин) и школа географического детерминизма (Л. Мечников). Наиболее значимая в отечественной социологии того периода субъективная школа, представленная такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев, и другими.

Формируется школа Ковалевского, а так же достаточно весомо, как с интеллектуальной, так и с политической точек зрения заявляет о себе теория экономического материализма в лице Г. В. Плеханова.

Отличительной особенностью того периода являлась острая взаимная критика как между различными школами и внутри каждой из них. Эта критика доходила до полной неприязни друг к другу, и во многом инициировалась политическими разногласиями. Говорить о направлениях и школах социологии, в то время как отсутствовала ее институциональная основа, и она не была признана в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины, можно было лишь с определенной долей условности. В основе тех или иных школ лежала некая идейная общность, возникавшая в процессе личных контактов, литературного содружества, общности политических взглядов и т.д. Событием, которое подвело итог научного развития социологической мысли в России в этот период, было выход в свет нового учебника по социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии».

Второй этап (1890-1900-е гг.)

С одной стороны, второй этап можно рассматривать как промежуточный с точки зрения институционализации социологии. С другой – как веху в интеллектуальном самоопределении социологии, когда она сыграла значительную роль в развитие не только отечественной, но и зарубежной науки.

На рубеже веков как никогда остро ставился вопрос о специфике познавательных принципов социологической науки, о признании в качестве приоритетов духовных ценностей, что выливалось в формирование неокантианской социологической школы (Б. Кистяковский, А. Лаппо-Днанилевский и др.). Революционные события 1905-1907 гг. привели к резкой мировоззренческой и философской поляризации среди отечественных представителей социальных наук. Осознанием предыдущего социально-политического и интеллектуального опыта страны, и видение ее дальнейшего развития явилась публикация в 1909 году сборника статей «Вехи». Для этого периода свойственно так же не только усиливающееся влияние марксистской идеологии, но и ее размежевание на два течения: ортодоксальный марксизм (В. И. Ленин), и легальный марксизм (П. Струве). Из лона марксизма и в противовес ему формируется «христианская» социология (Н. Бердяев, С. Булгаков). Хотя последнюю и трудно отнести к социологии, тем не менее ее идеи оказали большое влияние на социальную мысль не только России, но и западной Европы.

В целом второй период характеризуется общим кризисом социологии, одна из причин которого вытекала из неадекватности методологии классического позитивизма, касающегося научного познания общества. Эта ситуация еще углубилась причинами социально-политического характера, которые в немалой степени деформировали естественный ход и логику развития социальной науки. Нельзя в данном случае сбрасывать со счетов специфику национального социально-философского мышления, и культурные традиции, оказавшие значительное влияние на отечественную социологию. С институциональной точки зрения финальным аккордом формирования отечественной социологии явилось открытие в 1908 году частного Психоневрологического института с первой российской социологической кафедрой. Это оказало значительное влияние как на процесс дальнейшей институционализации социологической науки, так и на формирование нового теоретического направления – неопозитивизма, идеи которого активно развивал и утверждал П. Сорокин.

Третий этап (1900-е-наши дни)

Этот период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах так же были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 1930-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм — это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 1960-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.циологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России — это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов и др.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!