Бессмертный род и смертный человек, влияние быстрых перемен

Социология

Социологические теории личности

Основные социологические теории личности

Теория личности социологическая - социологическая теория, имеющая своим предметом личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений в рамках социально-исторического процесса и целостных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей, включая малые контактные группы и коллективы.

Эта теория устанавливает зависимости свойств личности от объективных общественно-экономических, социально-культурных и предметно-деятельных особенностей социализации индивидов, вследствие чего важнейшее значение в теории приобретает социальная типология личности - выявление сущностных черт личности, обусловленных ее образом жизни, жизнедеятельностью.

Теория личности К. Маркса. К. Маркс рассматривал человека как общественное существо. Поэтому, отмечал К. Маркс, всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни. (Рассматривая личность как объект и субъект социального взаимодействия, Маркс впервые обратил внимание на то, что, взаимодействуя с другими индивидами, человек «смотрится, словно в зеркало, в другого человека» и в соответствии со своим восприятием этого «духовного Я» корректирует свою деятельность и поведение.

В целом марксистская концепция личности подчеркивает предметно-деятельный характер становления личности, ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. Отчуждение личности от тех или иных форм человеческой деятельности в классовом обществе - фактор одностороннего развития.

Теория «зеркального Я». Теория «зеркального Я» - это концепция личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как «зеркало» его Я. Один из основоположников этой теории У. Джеймс выделял в Я «социальное Я», которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько «социальных Я», сколько существует отдельных лиц и групп, о мнении которых он заботится.

Развивая эту теорию, Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого было общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые сказываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя. Как отмечает Ч. Кули, личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих его людей. Его собственное Я - воспринятое зеркальное отражение, суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. Я включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, как этот другой оценивает мой образ и 3) вытекающее из этого специфическое «чувство Я» вроде гордости или унижения - «самоуважения». Все это складывается в человеческое «чувство личной определенности» - «зеркальное Я». социологический общество мобильность поведение

Теория «зеркального Я» была развита Дж. Мидом, который ввел понятие «стадий» формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, «обобщенного другого» выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.

Статусная концепция личности. Понятие «статус» означало в Древнем Риме состояние, правовое положение юридического лица. В конце века английский историк Г. Д. С. Мейн придал ему социологическое значение. Социальный статус - социальное положение человека в обществе, обусловленное выполняемыми им социальными функциями. Социальное положение, по определению русско-американского социолога П. Сорокина, - это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Для того чтобы определить социальное положение человека, важно знать его социальные статусы.

Каждый человек включен в разные социальные группы и, следовательно, выполняет разные социальные функции, обладает при этом множеством статусов. Среди этого множества можно выделить ключевой, главный статус. Главный статус - это определяющая социальная позиция, характерная для данного индивида в системе социальных связей (например, студент, директор предприятия и т. д.) Не всегда главный статус человека, определенный обществом, окружающими, может совпадать со статусом, который определяет для себя индивид.

В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, национальная принадлежность, социальное происхождение и т. д.) или благодаря приобретенным, собственным усилиям (учитель, слесарь, инженер, студент и т. д.), различают предписанный и достигаемый (приобретенный) статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе социальных отношений, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в таких показателях, как заработная плата, престиж, награды и т. д., а также самооценку. Проблема может возникнуть, если собственный социальный статус понимается человеком неверно. Тогда он начинает ориентироваться на чужие образцы поведения, которые не всегда могут быть положительными.

Ролевая теория личности. Это теория, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Они обусловлены социальным статусом личности. Основные положения этой теории сформулированы в социальной психологии Дж. Мидом (1934 г.) и в социологии социальным антропологом Р. Липтоном.

Дж. Мид считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т. е. механическое повторение (например, дети повторяют поведение взрослых); 2) игры, когда, например, дети понимают поведение как исполнение определенной роли, т. е. переходят от одной роли к другой; 3) групповое членство (коллективные игры), т. е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Например, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Социальная роль имеет два аспекта: ролевое ожидание - то, чего ждут от выполнения той или иной роли от нас окружающие, и ролевое исполнение (поведение) - то, что человек реально выполняет.

Толкотт Парсонс попытался с помощью пяти основных признаков систематизировать выполняемые социальные роли:

  • 1) эмоциональность, т. е. некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях (учителя, врачи, полицейские);
  • 2) способ получения, т. е. может быть предписанная роль статусом или завоеванная;
  • 3) масштаб - некоторые роли ограничены определенными аспектами взаимодействия людей;
  • 4) формализация - некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами;
  • 5) мотивация - роли обусловлены разными мотивами.

Поскольку люди одновременно обладают несколькими статусами, то каждому статусу будет соответствовать спектр ролей. Совокупность этих ролей называется ролевым набором. А поскольку человек выполняет много социальных ролей, то это может вызывать ролевой конфликт. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью выполняемых им ролей (впервые эти понятия в социологию ввел Р. Мертон). Выделяют следующие типы ролевых конфликтов:

  • 1) конфликт, вызванный различиями в понимании личностью своей социальной роли и социальной группой. Например, неприятие личностью тех или иных стандартов поведения, поддерживаемых обществом и государством;
  • 2) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют личности различные (противоположные) требования к выполнению одной и той же роли. Например, от работающего мужчины начальник требует высокой самоотдачи на работе, а жена - высокой самоотдачи дома;
  • 3) конфликт, когда различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли. Например, от адвоката требуется добиться оправдания подзащитного, но в то же время от него, как от юриста, требуется борьба с преступностью;
  • 4) конфликт между личностными качествами индивида и ролевыми требованиями. Например, человек занимает должность, но не обладает необходимыми качествами;
  • 5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в личности. Например, может возникнуть конфликт из-за несоответствия между ролью «отца» и «семьянина» и «ученого, отдающего себя науке».

Ролевые конфликты могут породить ролевую напряженность. Для того чтобы снизить ее, необходимо выделить для себя из всех выполняемых ролей более важную, определяющую.

Психобиологическая концепция личности З. Фрейда. Психоаналитическая теория З. Фрейда показывает, что человек в основе своей - биологическое существо, и вся его деятельность направлена и организована внутренним побуждением на удовлетворение своих инстинктов (и особенно сексуальных), производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний. Но общество в своей организации основано на социальных нормах, принципах и правилах, которые сдерживают преобладание бессознательного в поведении личности, что может приводить к неудовлетворенности и расстройству психики. Таким образом, по Фрейду, инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия, т. е. энергия никуда не пропадает, а просто переходит в ее другие виды, в результате можно получить проявление агрессии взамен на отверженное чувство любви.

В структуру личности Фрейд ввел три уровня: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («Сверх Я»).

Верхний - Ид («Оно») - это среда полностью неосознаваемая, означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и выражает немедленную разрядку психической энергии, производимой особенно сексуальными и агрессивными побуждениями.

Средний - Эго («Я») - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Это «исполнительный» орган личности и области протекания интеллектуальных процессов.

Нижний - Суперэго («Сверх Я») - это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, а стороны Ид пытаются направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. (См.: Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 614).

Существуют и другие концепции личности. Так, поведенческая (бихевиористская) концепция, предложенная Б. Скиннером и Дж. Хомансом, рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы.

Бессмертный род и смертный человек, влияние быстрых перемен

Мы уже выяснили раньше, что совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку, называется статусным набо­ром. Иначе его можно именовать статусным портретом человека. Несомненно, этот портрет, как и сам человек, не остается неиз­менным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, повышает служебную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек, меняется и его статусный портрет. Такой процесс будем называть динамикой статусного набора, или портрета.

Социальное время индивида

Итак, людям свойственно изменяться во времени — расти, стареть, умирать. На протяжении своей жизни (в науке вся жизнь именуется жизненным циклом, разбитым на основные вехи: дет­ство, зрелось, старость) индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или сужает после выхода на пен­сию) свою социальную активность, устраивается на работу, про­двигается по служебной лестнице и т. п.

Жизненный цикл— понятие, описывающее относительно зам­кнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относит­ся к содержательным понятиям.

Социальное время индивида — время его личной жизни. Каждый проживает его по-разному. И только жизненный финиш показы­вает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистан­ция жизни.

Даже старость у каждого человека проходит по-своему. У многих активная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожалению, физические силы покидают. Покидает их со своей опекой и общество. Именно у этих обойденных обществом людей график всей жизни разбивается на две зеркально симмет­ричные половины. Если через середину жизни человека (40—45 лет) провести условную прямую, ось симметрии, то окажется, что гра­фики двух отрезков жизни (юность и старость) будут одинаковы (рис. 7). Пословица «Что стар, что млад» выражает сходство двух возрастных эпох: у ребенка еще нет множества социальных стату­сов, характеризующих зрелость, а старик их уже утратил.

Процесс индивидуального приобретения статусов в течение всей жизни описывается понятием «социализация».

Социализация— продолжающийся всю жизнь процесс усво­ения социальных норм и освоения социальных ролей.

Своего пика социализация достигает в середине жизни инди­вида. С этим понятием тесно связано другое — кризис середины жизни.

Когда наступает кризис середины жизни (в возрасте 40—45 лет), человек осматривает пройденный путь, оценивая или переоцени­вая то, что удалось совершить. Для тех, кто вел пассивный образ жизни, это становится поводом к грустным размышлениям. Для других, заполнивших жизненное время достижениями и успеха­ми, — поводом к удовлетворенности и высокой самооценке.

Однако понятие жизненного успеха у каждого человека свое. Одни измеряют его количеством звездочек на погонах, размерами и пре­стижностью загородного особняка, средствами, хранящимися в банке. А другие оценивают жизненный успех количеством друзей и Добрых поступков, которые им удалось совершить, прочитанными книгами, интересными встречами и впечатлениями. У каждого свой счет, своя мера оценки. Для одних жизнь полна разочарований и падений, для других — взлетов и счастливых моментов. И только социологи способны установить массовые предпочтения. Исследо­вания обнаружили, что в картине жизненного успеха у выпускников школ обычно на первом плане — счастливая семья и дети, интересная и любимая работа, а в представлениях о путях достиже­ния успеха — учеба, повышение уровня своего образования.

Зрелость

У одних при выходе на пенсию число статусов действительно сокращается, а у других расширяется, появляются новые статусы. В большинстве случаев, если рассматривать массовую ситуацию, число статусов в старости все-таки уменьшается. Человек уходит с производства, материальное положение, если пенсия невелика и родственники не помогают, снижается.

Сужение статусного диапазона в старости вступает в противо­речие с расширением жизненного опыта.

Проживший активную жизнь человек с возрастом становится мудрее и спокойнее, реально оценивает свои возможности и дос­тижения, лучше понимает людей и налаживает взаимоотношения с ними. К 65 годам, а возможно, и раньше он может стать идеаль­ным исполнителем и даже руководителем, но физические силы уже покидают его. По своему внутреннему состоянию он готов трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают его более молодым.

Мы можем заключить следующее: кривая, выражающая накоп­ление статусов в 1-й половине жизни, симметрична кривой, вы­ражающей потери социальных статусов во 2-й (рис. 8).

Две кривые одинаковы по форме, но противоположны по зна­кам: 1-я кривая со знаком «+», а 2-я со знаком «-». Хотя по своей траектории они практически симметричны.

Влияние быстрых перемен

Сегодняшняя молодежь живет в условиях бурного технического про­гресса. Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. С начала нынешнего столетия делались все новые и новые пора­зительные открытия: электричество, радио, телевидение, автомобили, само­леты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и ро­боты. Каждое новое изобретение, в свою очередь, приводило к созданию еще более совершенных поколений техники. Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей.

Отразился он и на социальной сфере. Так, появление авто­мобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства, дало возможность людям жить за много миль от своего рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе и подростки. Подростки начали общаться с сотнями сверстников из гео­графически отдаленных мест. Всю территорию нашей страны опояса­ла сеть шоссе и железных дорог. Она расширила общение людей из разных стран, разных городов, из города и деревни. Многомиллионные потоки пассажиров ежеминутно передвигаются по огромным просторам нашей страны в разных направлениях. Современный образ жизни можно назвать «жизнью на колесах».

Рост городского населения привел к появлению мегаполисов - сплошных городских кварталов и промышленных объектов, которые. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую ме­стность и загрязняя окружающую среду. Совершенно изменилась и стала по­чти непредсказуемой не только природная среда. Изменился и социальный климат. Чем быстрее растет город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль — за соблюдением общественного поряд­ка.

Стремительные перемены оказыва­ют глубокое влияние на юношество. Современные подростки должны отдавать больше време­ни освоению новых технологий, чтобы не отстать от своих сверстников и чувствовать себя более уверенными в будущем

К быстрым переменам в нашей жизни юное поколение обычно приспосабливается намного быстрее, чем пожилое. Это и понятно. Для того чтобы впустить в себя новое, надо расчистить место от старого. У молодых этого места много, а у пожилых меньше. Все полочки и шкафчики их сознания заполнены прошлым - воспоминаниями, привычками, ценностями. То есть всем тем, что именуют жизненным опытом.

Однако молниеносная смена декораций на общественной сцене не проходит для подростков безболезненно. Неосознанно у них вырабатывается механизм преувеличения перемен. Они привыкают, а затем втягиваются в калейдоскоп событий. Вскоре они чувствуют себя неуютно, если что-то не меняется, если на смену старому тут же не приходит новое. Так во всем - в смене правительства, вещей, обстановки, друзей, впечатлений, а иногда и убеждений.

Появляется тревожное чувство. Подростки предпочитают жить одним днем: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, это просто жить день за днем».

Стремительные перемены ослабляют значение семьи. Так, все меньшее число сыновей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Образование дети все чаще получают, живя вдалеке от домашних стен. Закончив школу в своем городе, они, в основном по совету тех же родителей, уезжают поступать в вуз, находящийся в столице или более крупном городе.

Но ведь известно, что территориальная разобщенность способствует раз­рыву эмоциональных связей. Родственники подолгу не видятся, не переписываются и редко звонят, поскольку это дорого. Еще дороже, особенно студенту, приехать домой навестить родителей. И иногда и отец работает вдалеке от дома. Люди разобщаются, родственные связи ослабевают.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!