Неолитические культуры Европы и Ближнего Востока

Вопрос 4

Общая характеристика неолита. Формы производящей экономики


Неолит — особая эпоха в истории человечества, он завершает период каменного века, в течение которого люди пользовались для изготовления орудий труда лишь камнем, костью и деревом. Время, когда начала использоваться медь, а позже и ее сплавы для производства орудий, оружия и украшений, знаменует окончание неолита и всего каменного века и наступление века металлов.
Из-за различий в темпах и характере развития, сложившихся еще в мезолите, хронологические рамки неолита в различных климатических зонах определяют по-разному.

· Так, на «землях плодородного полумесяца», куда входят Ближний Восток и Северная Африка, мы можем говорить о начале неолитической эпохи уже в VIII—VII тыс. до н.э.

· В Средней Азии, Южной Европе и в Северном Причерноморье неолит выделяется с начала или середины VII и длится до IV тыс. до н.э.

· В лесной зоне Евразии, начавшись в основном на рубеже VI и V или в V тыс. до н.э., эта эпоха продолжалась до рубежа III—II, а в некоторых районах, особенно на Крайнем Севере, возможно, длилась и дольше.

Неолит — эпоха расцвета техники обработки традиционных материалов — камня, кости и дерева, при широком распространении и совершенствовании таких прогрессивных приемов обработки, как

· шлифование,

· сверление,

· пиление.

Первоначально неолит и выделялся как «эпоха шлифованного камня». Кроме того, в это время получает очень широкое распространение керамика, используемая для различных целей — в основном для изготовления сосудов, а также различной утвари — пряслиц, грузил, мелкой пластики. Часто именно наличие керамики считается определяющим признаком эпохи неолита.
В неолите произошло становление и широкое распространение производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) — одного из важнейших достижений в истории человечества. Возникнув в ранних формах на Ближнем Востоке еще в мезолите, в неолите оно охватило широкие пространства Евразии, вызвав существенные перемены во всех сферах социально-экономической деятельности — материальной культуре, социальном устройстве образе жизни, мировоззренческих представлениях. Это явление в истории человечества называют неолитической революцией.
Таким образом, при определении неолитической эпохи часто используются два разных подхода —

· орудийный. Он учитывает качественные изменения в материальной культуре, прежде всего распространение керамической посуды, широкое использование шлифования при обработке камня, появление новых групп орудий;

· хозяйственный — наличие производящих форм хозяйства.

Следует отметить, что применение второго подхода не всегда возможно, так как в обширных регионах переход к производящей экономике совершился значительно позже или вообще не произошел. Одновременно следует сказать, что и распространение керамики далеко не всегда связано с тем или иным типом хозяйства: хорошо известны культуры «докерамического неолита», носителями которых были ранние земледельцы и скотоводы. Видимо, пришло время разрабатывать новые критерии для характеристики неолита, сочетающие оба этих подхода.

Природные условия

Природно-климатические условия в неолитическое время большей частью определялись атлантическим климатическим оптимумом голоцена и, в значительно меньшей степени, — суббореальным периодом. В атлантический период (6000-2600 лет до н.э.) наблюдался наибольший сдвиг физико-географических зон к северу. Для этого периода характерен преимущественно теплый и влажный климат, хотя и выделяются разные климатические фазы с большей и меньшей увлажненностью.
По данным спорово-пыльцевого анализа удается реконструировать в основных чертах характер растительности, которая была значительно более теплолюбивой, чем в более поздние времена. В лесной зоне преобладали смешанные, в основном широколиственные леса с участием хвойных пород, лишь на севере сменявшиеся темно-хвойной тайгой. Большая часть Западной и Центральной Европы была покрыта широколиственными лесами, степные пространства характеризовались богатым разнотравьем.
В начале атлантического периода в южных районах формируются черноземные почвы, а в более северных — подзолистые и болотные. Животный мир был разнообразней и богаче, чем современный, что соответствовало растительному покрову. Даже в северных областях обитали тур, благородный олень, кабан, не считая таких традиционно лесных животных, как лось, медведь, бобр, соболь, куница, белка и многие другие. Среди пернатых было очень много водоплавающей птицы, реки и озера изобиловали рыбой. Морские побережья служили прекрасной базой для морского собирательства, рыболовства и охоты на морского зверя.
В начале суббореального периода (2600-1200 лет до н.э.) произошло некоторое похолодание, что привело на последующих этапах к аридизации климата, вызвавшей соответствующие изменения окружающей среды.

Хозяйство и быт

Производящее хозяйство и доместикация

Человек вел присваивающее хозяйство, т.е. обеспечивал себя продуктами, которые давала сама природа, на протяжении большей части своей истории — около трех миллионов лет. Производящее хозяйство, т.е. система производства основных пищевых ресурсов, получаемых с помощью земледелия и скотоводства, сложилось сравнительно недавно — не более 11-10 тыс. лет тому назад.
Согласно современным представлениям, процесс «неолитической революции» был длительным и очень неравномерным в разных географических зонах. Начало перехода к производящим видам хозяйства относится в ряде регионов к эпохе мезолита, а завершается этот процесс иногда только в эпоху железа. В некоторых регионах хозяйство до сих пор носит присваивающий характер.
Исследования неолитических и мезолитических памятников Ближнего Востока, Балкан и Средней Азии показали, что производящее хозяйство может возникнуть в некоторых случаях даже до изобретения керамики, тогда его называют «докерамическим неолитом». Хотя процесс возникновения и развития производящего хозяйства в разных частях ойкумены был крайне разнообразен, в нем можно выделить ряд определяющих моментов:

1. Огромную роль играли естественные предпосылки, а именно то, что в некоторых немногочисленных районах дикие предки будущих домашних растений и животных были представлены в значительно большем количестве и разнообразии, чем в других местах. Именно поэтому возникло лишь несколько центров доместикации и селекции растений и животных. В изучении и решении этой проблемы — предпосылок возникновения земледелия — огромное значение имели работы Н.И. Вавилова, который совершил ряд научных экспедиций и выявил несколько таких центров:

o это «земли плодородного полумесяца» (север Африки, Передний Восток и Северный Иран), где были доместицированы пшеница и ячмень;

o междуречье Янцзы и Хуанхе и долина Инда — родина бобовых и риса;

o Мезоамерика — родина маиса (кукурузы), картофеля (батата).

Центров доместикации животных было значительно больше, чем центров селекции растений, дискуссии о том, где именно впервые были одомашнены разные виды животных, ведутся до сих пор. Районом, где был выведен (одомашнен) мелкий и крупный рогатый скот, а также свинья, по общему мнению специалистов, является Малая Азия и Иранское нагорье. Однако в вопросе о времени и месте доместикации других видов имеются существенные разногласия. Так, например, в последние годы появились новые данные, говорящие о том, что неолитические племена, обитавшие в Нижнем и Среднем Подонье — Поволжье, разводили лошадей уже в начале VI тыс. до н.э., хотя ранее доместикация лошади относилась к IV тыс. до н.э. Особое место в жизни ранних земледельцев заняли животные, помогающие сохранить урожай от многочисленных грызунов, — ими были кошка и, в некоторых районах, хорь. Понятно, почему в раннеземледельческих цивилизациях кошка часто обожествлялась, например, богиня Бастет в Древнем Египте изображалась с кошачьей головой.

2. Собирательство создало комплекс эмпирических представлений о питательных качествах плодов и зерен дикорастущих растений всех видов. При интенсивном собирательстве человек начал примитивно заботиться об участках растений, с которых собирал «урожай» и где он даже осуществлял примитивную селекцию — так называемое «патронирующее собирательство».

3. Знания о возможности приручения диких животных были получены в результате длительного опыта содержания в неволе раненых животных или их детенышей в качестве «запаса пиши».

4. Определенный кризис присваивающего хозяйства привел к тому, что человек не мог старыми способами добывать достаточное количество пищи. Такие кризисные ситуации могли возникать в силу изменений природной среды, например изменений климата, но могли быть и спровоцированы человеком. Так, в конце мезолита в степях Северного Причерноморья произошел специфический кризис охотничьего хозяйства, обусловленный слишком активной охотничьей деятельностью населения. Это обстоятельство привело к интенсификации собирательства и создало предпосылки к быстрому переходу к производящим формам хозяйства в неолите.

При становлении производящей экономики возникло два основных направления:

· селекция растений, содержащих углеводы и белки, прежде всего бобовых и злаковых, и

· доместикация животных, мясо и молоко которых также содержит необходимые человеку белки.

Как правило, в неолите хозяйство было комплексным — в нем сочетались в разных пропорциях, в зависимости от условий окружающей среды, земледелие, скотоводство, собирательство, рыболовство и охота.
В неолите особенно ярко проявилась неравномерность развития обществ, живущих в разных ландшафтно-климатических условиях.
Наряду с обществами земледельцев и скотоводов существовали общества, хозяйство которых основывалось целиком на традиционных направлениях деятельности — охоте, собирательстве и рыболовстве. Было бы ошибочным называть общества этих охотников, собирателей, рыболовов отсталыми: переход к производящему хозяйству в этих регионах не было в то время жизненной необходимостью. Напротив, во многих случаях уровень их жизнеобеспечения был не ниже, а порой и выше, чем у коллективов, переходящих или уже перешедших к производящему хозяйству.

Вопрос 5

Неолитические культуры Европы и Ближнего Востока

В эпоху неолита природные особенности окружающей среды каждого региона определяли структуру хозяйства и опосредованно влияли на материальную и духовную культуру населения.

Общие хронологические рамки неолита Восточной Европы, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока определяются по-разному: в южных степях и лесостепях — с конца VII-VI по IV тыс. до н.э., в некоторых районах Средней Азии — с VII по IV тыс. до н.э., в лесной зоне — с рубежа VI-V по III тыс. до н.э., а в некоторых районах Крайнего Севера России — с IV до II тыс. до н.э.
Выделяются ранний, развитой и поздний этапы неолита. Материальная культура раннего неолита в целом близка к культуре мезолита, а поздненеолитическая во многом близка к эпохе раннего металла. Часто одни и те же культуры разные исследователи относят то к позднему неолиту, то к энеолиту, а иногда даже к ранней бронзе.
Археологические культуры в неолите выделяются повсеместно и часто объединяются благодаря сходным чертам в культурные общности или области. Некоторые исследователи предполагают развитие автохтонных археологических культур в пределах одного региона на протяжении нескольких эпох — от мезолита до бронзы. Другие ученые при решении вопросов этногенеза в неолите придают большее значение миграционным процессам.
В неолитическую эпоху на рассматриваемой территории сложились две большие хозяйственные зоны: область культур, которые в той или иной степени освоили способы производящего хозяйства, и обширная область культур лесной зоны с исключительно присваивающим хозяйством.
Зона производящей экономики располагалась в Средней Азии, а также в степных, лесостепных и предгорных районах на обширной территории от долины р. Буг до Поволжья и восточнее — до степей Приаралья. Районы, население которых уже в неолите занималось преимущественно земледелием, были очень небольшими — все они относятся к северной периферии центров производящего хозяйства, которые сложились на Ближнем Востоке и в Южной Европе. Наиболее яркими земледельческими культурами являются джейтунская и культура линейно-ленточной керамики. Ареал этих культур приурочен к районам, наиболее пригодным для земледелия по климатическим, гидрологическим и почвенным характеристикам.
Гораздо шире распространены племена, знавшие скотоводство, поскольку обширная зона степей и лесостепей предоставляла для этого широкие возможности. Носители буго-днестровской, горно-крымской, сероглазовской, днепро-донецкой, среднедонской, ракушечноярской, гиссарской, келmтеминарской культур занимались скотоводством в той или иной степени.

Юго-запад Восточной Европы

Племена, жившие на юго-западе Восточной Европы (Молдавия, часть Правобережной Украины) и уже освоившие земледелие и животноводство в эпоху неолита, являлись периферией ярких земледельческих культур Южной и Центральной Европы, сложившихся там в VI-V тыс. до н.э. Эти племена, в свою очередь, оказывали определенное влияние на своих северных соседей, населявших территорию современной России. В Буго-Днестровском междуречье выделяются две культуры: буго-днестровская и культура линейно-ленточной керамики.
Материалы обеих культур отражают постепенный переход к производящим видам хозяйства — земледелию и скотоводству, при сохранении значения охоты и рыболовства.
Культура линейно-ленточной керамики, конец Vl-V тыс. до н.э. Хозяйство этой культуры базировалось на примитивном земледелии и придомном скотоводстве. Сеяли два вида пшеницы, просо и горох. Жатва производилась серпами: они имели изогнутую рукоять из дерева или рога, в
которую закреплялись кремневые пластинки-вкладыши. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, свиней. Кроме того, велась охота на крупных копытных, видимо, существовало и собирательство.
Освоение больших территорий носителями этой культуры, по-видимому, связано с примитивным мотыжным земледелием. Подобный способ выращивания злаков приводил к быстрому истощению земли и необходимости переселяться на новые территории. Возможно, что поселения существовали всего по 10-12 лет. Постройки состояли из деревянного каркаса, обмазанного глиной с соломой. На земляном полу встречаются остатки очагов и небольших хозяйственных ям.

Юг Восточной Европы

В степной и лесостепной зоне между Днепром и Волгой на местной мезолитической основе сложился ряд культур, характеризующихся большим сходством в хозяйстве и темпах развития. Основным занятием населения в неолите здесь были охота и рыболовство, земледелие было развито очень слабо, а скотоводство в некоторых районах получило развитие только к концу неолита. Кроме того, их всех объединяет микролитический характер кремневого инвентаря и некоторые общие черты в оформлении керамики.
Археологические культуры этого региона можно разделить на две группы: в первую входят сурская и горнокрымская культуры, во вторую — днепро-донецкая культурная общность, ракушечноярская, среднедонская, сероглазовская, самарская, волго-уральская культуры. Все они могут быть датированы VII/VI-V/IV тыс. до н.э., однако первая группа более архаична.
Основным занятием населения первой группы культур были охота и рыболовство, хотя и имеются редкие данные о наличии скотоводства. Керамика представлена остродонными сосудами с S-видным профилем, которые декорированы бедно или совсем не орнаментированы. Кремневые орудия изготовлены на пластинах и имеют микролитический облик. Могильники этих культур не найдены.
Носители второй группы культур также занималось охотой, рыболовством и скотоводством, но удельный вес скотоводства в их хозяйстве, особенно в некоторых культурах, был значительно выше.
Формы сосудов более разнообразны, появляются плоскодонные формы, нет сосудов с S-видным профилем, сосуды богато орнаментированы разнообразными [ребенчатыми отпечатками и школами. Каждая из культур имеет своеобразный орнамент. Гребенчатая орнаментация (штамп — гребешок, линия непрерывна) в целом более характерна для районов Днепра, Северского Донца, а накольчатая (штамп — заостренная палочка, линия прерывиста) — для районов Прикаспия, Дона и Нижней Волги.
Кремневый инвентарь на ранних этапах имеет микролитический облик, в качестве заготовки для орудий используются небольшие пластины. На поздних этапах уже много более крупных орудий, изготовленных на отщепах.
Хорошо изучены погребальные памятники этих культур: могильник у села Съезжее, Никольский, Александрия и др. В основном погребальный обряд представлен трупоположениями, вытянугыми на спине и обильно окрашенными охрой. Встречаются коллективные погребения.
Обе группы культур отражают постепенный переход неолитических племен к скотоводству в условиях степей и лесостепей. Наиболее показательной для этого региона является днепро-донецкая культурная общность VII-IV тыс. до н.э.

Средняя Азия и Казахстан

Неравномерность культурного развития отчетливо выражена в неолите Средней Азии. Обычно выделяют три основных его области: джейтунскую культуру в юго-западной Туркмении, гиссарскую культуру в Таджикистане и кельтеминарскую культурную общность на территории Туркмении, Узбекистана и отчасти Казахстана. Наиболее показательными являются джейтунская культура и кельтеминарская культурная общность.
Джейтунская культура, вторая половина VII-VI тыс. до н.э. Во второй половине VII тыс. до н.э. в юго-западной Туркмении, в предгорьях Копет-дага, складывается земледельческая культура, получившая по наиболее полно исследованному памятнику название джейтунской. Будучи одной из древнейших культур неолита на рассматриваемой территории, она занимает северо-восточную окраину обширной зоны древнеземледельческих культур Ближнего Востока. Сходство памятников джейтунской культуры с поселениями Малой Азии и Ближнего Востока объясняется общностью генезиса, форм хозяйства, природного окружения, а также, возможно, наличием культурных контактов.
Экономический уклад джейтунцев сочетал в себе такие прогрессивные явления, как земледелие и скотоводство, и традиционную охоту. Развитие поливного земледелия (а оно требует создания хотя бы простейшей оросительной системы) явилось причиной прочной оседлости неселения. Основу хозяйства составляло выращивание злаков — ячменя и различных видов пшеницы. На ранних этапах джейтунской культуры основным источником мясной пищи служила охота на безоарового козла, джейрана и кабана. Изредка встречаются кости домашней козы. Однако на поздних поселениях джейтунцев кости домашних животных преобладают, причем в состав стада входит уже и крупный рогатый скот.
Небольшие поселки состояли из домов, построенных из глиняных блоков. Дома имели прямоугольную форму, дверные проемы были узкими. Пол покрывался толстой глиняной обмазкой, иногда на ней обнаруживаются следы красноватой или черной окраски. В каждом доме имелся очаг, а напротив очага в стене была сделана небольшая ниша. Около домов находились хозяйственные постройки и дворики, окруженные глинобитными (каркас обмазан жидкой глиной) оградами. Именно к джейтунскому времени восходит широко распространенная в Средней Азии традиция строительства из сырцового (необожженного) кирпича.
При раскопках Джейтуна были обнаружены остатки 29 домов, в которых предположительно могли жить около 180 человек. На других, менее крупных поселениях (Чагыллы-депе, Чопан-депе) проживало не более 70 человек.
На местах джейтунских поселений обнаружены погребения, совершенные под полами домов или во двориках, что типично для ранних оседлых земледельцев. Для погребального обряда характерно как скорченное, так и вытянутое положение покойного.
Керамика Джейтуна — один из древнейших керамических комплексов Средней Азии. Сосуды сформованы вручную, в технике ленточного налепа, они разнообразны по форме, стенки тщательно заглажены, обжиг — сильный, произведенный в примитивных горнах или печах. Небольшую часть посуды составляют изделия с росписью. Ее мотивы — вертикальные струйчатые линии, иногда переплетающиеся с горизонтальными, или горизонтальные пояса, составленные из вертикальных рядов скобочек или треугольников. Вероятно, расписная посуда использовалась джейтунцами в особых случаях — торжественных или ритуальных.
На памятниках встречаются зооморфные и антропоморфные статуэтки из обожженной и необожженной тины.
Орудия труда изготавливались из кремневых пластин. Основные категории орудий — вкладыши жатвенных ножей и серпов, скребки, скобели, наконечники стрел, геометрические микролиты. Есть шлифованные топорики и тесла из других пород камня.
Кельтеминарская культурно-историческая общность, VII-IV тыс. до н.э. Племена этой культурно-исторической общности занимали огромную территорию ныне пустынных равнин Средней Азии в междуречье Амударьи и Сырдарьи, в западном Казахстане и восточном Прикаспии. Естественно, что на таком широком пространстве не наблюдается полного единообразия культуры, однако все ее варианты демонстрируют сходство каменных орудий, форм и орнаментации керамики и украшений.
Следует подчеркнуть, что в этот период все эти пространства были обводнены, покрыты богатой растительностью и предоставляли прекрасные условия для жизни неолитического человека. В древесных зарослях по берегам рек и в разнотравных степях водилась многочисленная и разнообразная дичь, реки изобиловали рыбой.
Огромную роль в комплексном хозяйстве играли охота и рыболовство, о чем говорят многочисленные находки костей быка, благородного оленя, кабана, кулана, джейрана и разнообразных рыб. Находки раковин моллюсков и яичной скорлупы указывают на наличие собирательства. Однако уже на ранних стадиях существования культуры присутствует скотоводство, о чем свидетельствуют находки костей домашних животных.
Кельтеминарские стоянки представляют собой в большинстве случаев кратковременные стойбища. Жилища, исследованные на стоянках Кават и Джанбас-кала IV, представляют собой округлые наземные или слегка углубленные шалашеобразные постройки с очагами в центре, иногда очень больших размеров (около 200 кв. м). Глинобитное строительство отсутствует.
В кельтеминарской общности керамика появляется на рубеже VII и VI тыс. до н.э. Наряду с джейтунской, это древнейшая в Средней Азии обожженная посуда. Все кельтеминарские сосуды вылеплены от руки и обожжены на костре. Керамические сосуды различны по форме — это полусферические чаши, шаровидные или яйцевидные с высоким цилиндрическим горлом, изредка встречаются плоскодонные формы. Керамика украшалась нарезным и штампованным орнаментом, роспись редка.

Вопрос 6

Неолит Донбасса

Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). Во время неолита люди на Украине начали заниматься земледелием и скотоводством. При охотничье-собирательском хозяйстве продукты питания добывались в готовом виде. В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция — закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.

Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику — охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, так как здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археологическая культура обозначает большую группу людей — несколько племен, — которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались. С кремневых конкреций отбивалась меловая корка и неровности, из сердцевины делались заготовки нуклеусов, топоров, наконечников стрел и дротиков. В ходе обработки выбрасывались каменные отбойники, многочисленные отщепы и осколки кремня, неудавшиеся и сломавшиеся изделия. Такие места предварительной обработки кремня называют кремнеобрабатывающими мастерскими. Наиболее крупные скопления мастерских известны у сел Красное Артемовского района, Белая Гора Константиновского района, в окрестностях Краматорска и в других местах. Судя по огромному количеству отходов расщепления, мастерские функционировали много сотен лет.
Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков.
В самом конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден. Наверное, он был разрушен при строительстве города. А вот родовой могильник удалось найти и полностью исследовать. Он был случайно обнаружен рабочими в 1930 г. при строительстве завода «Азовсталь» во время рытья фундамента для домны № 6. Рабочие обратили внимание на кости, залегающие в красной земле. Для изучения находок сотрудники местного музея пригласили известного киевского археолога Макаренко Н. Е. В трудных условиях новостройки в сжатые сроки археологи тщательно раскопали Мариупольский могильник. Из письма А. А. Спицына Н. Е. Макаренко 21.Х.1931: «Ваш Мариупольский могильник — поразительное открытие, от которого я хожу уже несколько дней сам не свой. Какие из всего этого выйдут последствия, даже представить нельзя. Придется пересмотреть с новой точки все наши древние культуры. Вот оно что Ваш могильник!»
Он представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабана. Подобными пластинами и бусами были украшены сложные головные уборы. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой (охра — желто-коричневый или красно-бурый красящий глинистый материал). По поверьям древних, красная охра символизировала очищение и возрождение после смерти. В древности над Мариупольским могильником находилось длинное шалашеобразное сооружение. Могильник являлся родовой усыпальницей общины, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе. Подобные поздненеолитические могильники известны в порожистой части Днепра, где проживали родственные племена.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!