Групповой разбор мифа об Икаре и Дедале.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №33 им. Карла Маркса с углубленным изучением математики»

 

 

Проектно-исследовательская работа

На тему:

«Психология мифов»

Выполнила: Пестерева Дарья Алексеевна

Ученица 9-3 класса

Руководитель: Брагина Мария Валерьевна

 

Ярославль

                                                        2020


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ МИФОВ И МИФЫ В НАШЕ ВРЕМЯ……4
ГЛАВА 2. ГРУППОВОЙ РАЗБОР МИФОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что мифам несколько сотен и тысяч лет, их актуальность не падает. Они не теряют своей значимости ни с точки зрения культуры (как литературные источники, раскрывающие особенности своего времени, влияние и т.д.), так и психологии. Потому что несмотря на всю историю человечества, типы людей, образцы поведения, ситуации повторяются. И, наверное, с точки зрения психологии, они становятся только ценней.

Мифы не теряют своей актуальности, новые люди находят для себя в них новые трактовки. Каждый видит свой смысл и ассоциирует себя с разными моментами и персонажами.

Целью нашего исследования было посмотреть, как сейчас современные люди трактуют мифы, что в них находят для себя, какие черты личности их там отражены и так далее.

Для этого мы поставили следующие задачи:

1. Отобрать несколько мифов (3)

2. Провести «зачитывание» мифов на группе людей

3. Описать их реакции, мысли, чувства и так далее.

4. Проанализировать полученный субъективный опыт.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ МИФОВ И МИФЫ В НАШЕ ВРЕМЯ

Мифы и сама мифология играют одну из важнейших ролей в мировой культуре. Именно они стали основой для большинства нынешних религий и верований. Первые мифы были написаны и рассказаны в Древнем Египте, Древней Греции и Древней Скандинавии. Многим они похожи друг на друга и очень большое количество людей слышали о них или сами интересовались.

Как минимум, некоторые мифы изучаются в школе. Также, содержания мифов или их герои подарили свои имена и сюжеты многим явлениям в психологии, литературе или просто стали именами нарицательными.

К примеру, сатиры – слово сатира; бог Пан – паника и панические атаки; бог Фобос – фобия; Нарцисс – душевное состояние, которое может даже стать психическим расстройством. О самом персонаже Нарциссе и нимфе Эхо мы поговорим позже, рассмотрев миф о них как пример.

Вообще, многие вещи были сформулированы и описаны, опираясь на трактовки различных мифов именитыми специалистами.

Нарциссизм, синдром Икара, Сизифов труд, Эдипов комплекс и любимые архитекторами статуи Атланта, украшающие фасады многих зданий, так или иначе связанных с культурными мероприятиями – всё это несоизмеримо огромный вклад греческой мифологии в мировую культуру и психологию.

До наших поколений мифы дошли из поэзии Гомэра, а также произведений Еврипида, Софокла и многих других. Именно поэтому существует огромное количество не только трактовок, но и самих вариаций мифов, например, концовок или важных сюжетных поворотов. Бывает, что в одном тексте может отсутствовать целая сюжетная линия, которая есть в другом переводе. Разные переводы могут содержать различные описания персонажей или их взаимоотношений.

К примеру, Медуза Горгона получила змей вместо волос после того, как её изнасиловал Посейдон, но есть две версии они ей достались. Богиня Афина, в чьём храме это произошло либо хотела дать девушке возможность защититься и подарила ей способность превращать в камень любого, кто приблизится к ней из слепой зоны, либо была раздражена её криками и таким образом наказала её, лишив полноценной жизни.

Также, в мифе об Аполлоне и Гиацинте, в конце любого перевода Гиацинт умирает, но по первой версии в этом виновата ревность бога ветра Зефира, а во второй сам Аполлон по случайности умирает возлюбленного. А Икар имеет различный возраст в разных версиях.
Как становится понятно из пары примеров смысл сильно зависит от содержания мифа.

В эпоху Нового времени эти античные теории не потеряли своего значения. Так, гуманист Дж. Боккаччо (1313-1375) и Фр. Бекон (1561-1626) широко использовали аллегорическое толкование мифов. Дж. Вико (1668-1744) видел в мифах отражение истории и общественных отношений древних. И. Винкельман (1717-1768) и Г.Лессинг (1729-1781) развивали аллегорическое толкование мифов. Среди романтиков, занимающихся изучением мифов, можно назвать братьев А. и Ф. Шлегелей, Ф. Шеллинга, К. Крейцера, опирающихся на символическую теорию мифов. Ф. Шеллинг считал: греческую мифологию реалистичной и символичной, индийскую аллегоричной, семитскую, вавилонскую и персидскую схематичными.

В середине 19 века возникает новое отношение к мифам, в связи с возникновением новых наук. Возникла натуро-филологическая школа интерпретации мифов. Они утверждали, что мифология – это врожденное свойство языка, являющееся внешней формой и проявлением мысли. В тоже время появилась антропологическая школа (Спенсер, Тейлор, Фрейзер). В мифе Тейлор видел воплощение философии природы и считал его источником последующего литературного творчества.

Ф. Ницше (1844-1900) широко использовал символическую теорию мифов.

Три мифологические теории, возникшие в античности: аллегорическая, историческая и символическая явились фундаментальной основой для всех мифологических учений, которые стали развиваться, начиная с эпохи Возрождения.

Интерес к мифу в 20 веке связан с развитием этнографических исследований. Накоплен был огромный материал о жизни и культуре племен и народов, которой послужил основой для дальнейшей разработки антропологической теории мифов.

Выдающимся представителем этой теории стал в начале 20 века Дж. Фрейзер (1854-1941). Он объяснял происхождение мифов из ритуальных обрядов примитивных народов. Работы Дж. Фрейзера оказали сильное влияние на ученых научной школы Кембриджского университета мифокритики (Чемберс, Уэстон, Корнфрод), связавших происхождение искусства и литературы с ритуалом и мифом.

Иной трактовки мифов придерживались психолог З.Фрейд, К. Юнг и другие представители психоаналитического направления. Фрейд видел в мифе результат влияния бессознательного, которое имело иррациональный характер и содержит неосознанные желания и цели. Он понимал мифы как выражение бессознательных психологических комплексов, связанных с сексуальным инстинктом и инстинктом разрушения.

Современные психоаналитики видят в мифах символы, расшифровать которые можно, по их мнению, только с помощью психоанализа.

 

ГЛАВА 2. ГРУППОВОЙ РАЗБОР МИФОВ

Моей практикой стал опрос мнения о сути трёх выбранных мной мифов, а также моё собственное видение ситуации

Групповой разбор мифа о Нарциссе.

1. Одна девушка нашла схожесть истории Нарцисса и Эхо с сюжетом сказки «Красавица и Чудовище». Что в мифе, что в сказке, присутствует робкая девушка с каким-либо проклятием и молодой человек, по характеру являющийся холодным, высокомерным и не способным любить кого-то искренне. В итоге обоим это удаётся, но обе истории не имеют хорошего конца.

2. Данная ситуация вполне может случиться в наше время. Часто происходит так, что люди не любят других, не уважают их, а уделяют время и эмоциональные ресурсы только на себя.

3. Некоторые мнения сошлись на том, что стоит любить не себя, а других.

4. Несколько человек сказали, что каждый из нас любит в другом своё отражение, но Нарцисс оказался в этой ситуации без этой «оболочки» в виде другой персоны, что сделало невозможным ответную любовь.

5. Эхо и Нарцисс были совершенно разными личностями, но общим у них было то, что они оба любили того, с кем никогда бы не то, что не смогли бы быть вместе, но и никогда бы не стали счастливыми.

6. Стоит иметь некоторые качества Нарцисса, такие как уважение и любовь к себе, но также и отдавать любовь и энергию, как это делала Эхо, несмотря на проклятье, она всё же оставалась лесной нимфой.

7. Замечать и слышать нужно не только себя, но и других. Образ Нарцисса показывает человека, которым быть не стоит.

8. Некоторые люди готовы пожертвовать обыденными и приземлёнными вещами как еда, вода и сон, чтобы полностью отдаться возвышенным чувствам даже если они приводят к разочарованию, ведь Нарцисс не смог бы быть со своим отражением.

Моё личное мнение состоит в том, что Нарцисс не знал истинной любви, пускай и был сам виноват в этом, ведь дальше себя он никого не видел. Он был наказан любовью, у которой никогда бы не было счастливого конца, он погиб после полного изнеможения, которого он добился, из-за того, что желал наконец почувствовать, как ему казалось, настоящую любовь.

Групповой разбор мифа об Икаре и Дедале.

1. Миф о том, что каждый должен будет страдать о чём-то совершённом из плохих побуждений.

2. Зависть не принесёт ничего хорошего, за все плохие поступки человек будет вынужден ответить перед судьбой.

3. Надо слушать то, что говорит знающий человек. Если бы Икар послушал, что говорил ему отец, то не разбился бы, но он проигнорировал и умер из-за собственной прихоти лететь выше.

4. Инцидент со скидыванием своего племянника – был импульсивным и глупым. Если есть кто-то лучше тебя, то пусть будет, а ты делай своё дело. Также стоило объяснить сыну принцип работы крыльев на простых словах, а не давать сухие указания, тогда бы он понял.

5. Показалось странным, что он не подумал о последствиях и безопасности своего сына в первую очередь, он не подумал о риске смерти себя и сына. Он действовал на эмоциях даже в случае с племянником.

6. Творческая личность вынуждена преодолевать себя и всякие факторы, типа страха, зависти. Он всё равно добился, хотя ему пришлось пройти через такие сложности. В итоге он всё равно стал одним из лучших скульпторов, чья жизнь высоко ценилась.

7. Отношения Дедала с сыном - проекция собственной вины и перед братом, и перед племянником. В истории он принимает на себя ответственность за жизнь ребёнка, поэтому и берет с собой. История же с Миносом, облитым кипятком, на мой взгляд, является фактом того, что царицы привязались к Дедалу и его творчеству эмоционально, а когда пришло время они просто не смогу позволить себе такое расставание. (Конечно, учитывая тот факт, что творчество Дедала имеет очень хорошую цену, а сам он - возможность обучать новых гениев)

Как мне кажется, суть мифа в том, что Дедал оказался наказан за свой поступок, но, тем не менее, он стал успешным и знаменитым. Суть в отсутствии справедливости.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 598; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!