Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н. э.)



Лекция 1.

Тема: Предмет и задачи эстетики.

План лекции

1. Предмет и задачи эстетики.

2. Место эстетики в системе гуманитарного знания.

3. Эстетика античного мира.

4. Средневековая эстетика.

5. Эстетика Просвещения.

6. Немецкая классическая эстетика (конец XVIII – начало XIX в.).

7. Развитие эстетических идей в России.

8. Основные тенденции развития европейской эстетической мысли (вторая половина XIX–XX вв.)

Содержание лекции

Предмет и задачи эстетики.

Место эстетики в системе гуманитарного знания.

Начнем с этимологии слова- эстетика от греч. «эстетикос» (чувству­ющий, чувственный). И соответствующую науку можно было бы опреде­лить как науку о чувствах, о чувствовании. Но это был бы всего лишь один из разделов другой науки - психологии (такие разделы в психологии сегод­ня, кстати и существуют, как варианты психологии эмоций, психологии вос­приятия). Но, как известно, в понятие «эстетика» мы сегодня вкладываем иной смысл: учение о прекрасном. Поэтому Гегель отмечает: «Название неудачно, (имея в виду последний смысл), но... прижилось». Кстати, пред­полагалось и иное название: «каллистика - наука о красоте» ( греч. каллос -красота), но оно не утвердилось.

Основателем «эстетики» как особой философской дисциплины (как теории прекрасного) признается Александр Баумгартен, немецкий философ 18 века. При этом он увязывает изначальную трактовку греч. сло­ва «эстетикос - чувственный» с восприятием органов чувств особого рода, с восприятием некоего совершенства воспринимаемого объекта, что вы­зывает у воспринимающего чувство наслаждения - наслаждение прекрас­ным. Итак, подчеркнем два момента в этом определении: признание некое­го совершенства воспринимаемого объекта и наличие чувства наслажде­ния у воспринимающего субъекта.

Сегодня в различных словарях и справочниках термин «эстетика» чаще всего связывается с отображением двух сфер явлений:

- сферы эстетичес­кого с позиции восприятия произведения искусства {или явления природы, его совершенства) зрителем (слушателем), его соответствующего впечат­ления (impression), порождающего чувство наслаждения и соответствую­щее проявление ценностного отношения человека к миру;

- сферы эстетического с позиций выражения (expression) художника, с позиции психологии творчества, художественной деятельности человека, создающего про­изведения искусства ( хотя, безусловно эта деятельность отображает вос­приятие самим художником окружающего мира и таким образом обе сто­роны эстетики оказываются органично связанными).

Вообще в истории человечества взгляд на эстетику, ее сущность, зада­чи, предназначение - неоднократно менялись. К примеру, она служила и созданию для человека целостной картины мира и изучению философских проблем природы красоты и искусства, сливалась с этикой и служила сред­ством воспитания (примеры древней Греции). О последнем предназначе­нии, кстати, много писал Платон. В средние века, в частности, она служила (да и сегодня служит) теологии, помогала нацеливать человека на служение Богу (это доказывает красота ритуалов богослужения во многих религиях, -например у христиан). В период Возрождения помогала исследовать соот­ношение красоты в природе и в художественной деятельности человека. В дальнейшем - устанавливала каноны творчества и была теорией прекрас­ного.

В настоящее время эстетику можно определить как философское учение:

· о природе красоты и ее многообразных проявлениях в действи­тельности: мире естественных явлений и явлений второй природы, в том числе и в искусстве;

· учение о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве;

· учение о сущности, законах бытия, функционирования, раз­вития, предназначении самого искусства, основах эстетического творче­ства и восприятии его произведений.

Обратим особое внимание на два момента, по которым идет спор между философами и искусствоведами:— либо следует рассматривать связь эстетики с действительностью вообще, окружающим его миром вообще, — либо говорить о причастности эстетики только лишь сфере явлений искус­ства, как продукта творчества человека. Соответственно в истории эстетики по поводу соотношения эстетики и искусства сложились две противопо­ложные точки зрения. Одни трактуют эстетику в самом широком смысле как науку, предписывающую художнику общие правила, выведенные из философии, политики и самой жизни (Н.Буало,18 в). Другие считают, что эстетика должна регистрировать и осмысливать только лишь факты самого искусства.

В целом следует подчеркнуть, что эсте­тика граничит с различными разделами философии и науки: с онтологией и с гносеологией, с этикой и культурологией, с психологией и герменевтикой, искусствоведением и т.д

Именно благодаря теоретическим разработкам мыслителей предыдущих эпох была создана единая основа для связывания в системное целое всех областей эстетики, которая сохраняет свой, только ей присущий подход, связанный с выявлением значимости для человека, для общества эстетических аспектов реальности и ее освоения.

Предметом эстетики является весь мир, который рассматривается с точки зрения значимости, ценности этого явления для человечества.

В ходе вычленения предмета эстетики, формирования ее проблемного поля неоднократно предлагалось выделить в эстетике несколько самостоятельных научных дисциплин:

■ теорию эстетических ценностей;

■ теорию эстетического восприятия;

■ общую теорию искусства.

Однако опыт показал, что эстетические ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. В связи с этим теоретики эстетики нередко впадали в другую крайность, отождествляя художественную деятельность и эстетическую активность человека, хотя на самом деле взаимоотношение между ними в реальной действительности оказывается достаточно сложным.

Следовательно, оба эти раздела эстетики, будучи органически взаимосвязанными, обладают относительной самостоятельностью.

В первом из них — в сфере эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру — рассматриваются следующие проблемы:

■ природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений;

■ закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.);

■ диалектическая связь эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетически ориентированной практики;

■ значение эстетической активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных сферах культуры;

■ взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления — в практической деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей.

Второй раздел эстетики — сфера художественной деятельности людей — включает следующие вопросы:

■ возникновение художественной деятельности в филогенезе и онтогенезе;

■ структурное и функциональное своеобразие эстетики в ряду других форм человеческой деятельности, ее места в культуре;

■ связи процесса художественного творчества, структуры воплощающих его произведений искусства и характера их восприятия человеком;

■ законы, порождающие разнообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и ее исторических модификаций (направлений, стилей, методов);

■ особенности современного этапа художественного развития общества и исторических перспектив развития искусства.

В то же время эстетика никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетического и художественного освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определенные критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности. В разные исторические периоды этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в эстетике (например, можно сравнить нормативную этику классицизма и антинормативную этику романтизма), но всегда научно-познавательные функции эстетики тесно переплетаются с ее ценностно-ориентирующими функциями.

Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их происхождении, восприятии, оценке и усвоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и, прежде всего, — в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают наивысшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Природа эстетического и его разнообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерность искусства — таковы основные вопросы этой науки.

Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его выявления в природе и в искусстве, выдвигает некоторые критерии прекрасного. Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческие задатки и способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. В истории эстетической мысли сложились две крайних позиции по поводу взаимоотношения эстетики и искусства:

1) абсолютизация нормативности, когда эстетику трактовали как науку, которая настойчиво рекомендует художнику каноны, правила, выведенные из философии и политики;

2) эмпиризм, когда считается, что эстетика должна следовать за фактами искусства и лишь констатировать их.

С учетом этих крайних, противоречивых точек зрения, особенности эстетики на современном этапе видятся в том, что, раскрывая закономерности и исторически изменчивые особенности искусства, эстетика приобретает определенную нормативность.

Действительно, эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства; ее выводы имеют силу объективных законов, нарушение которых ведет к отчуждению от природы и задач искусства. Однако законы искусства тоже не абсолютны, а относительны, они носят исторический характер. Великий художник, хотя и не может изменить законы, раздвигает установившиеся рамки творчества, вносит в них коррективы, продиктованные новой действительностью, новым опытом. При этом новаторство всегда опирается на традиции. Следовательно, эстетика обобщает опыт искусства, теоретически обосновывает и поддерживает все действительно новое в нем.

Таким образом, эстетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, отражающих в рамках определенной общественной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

Предметом эстетики является:

1.все формы существования красоты в природе, обществе, искусстве;

2.все формы чувственного восприятия, созерцания красоты человеком;

3.все формы творчества по законам красоты.

Основные задачи эстетики:

1) Изучение процесса эстетического познания действительности человеком;

2) Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека;

3) Познание законов художественного освоения мира человеком; законов художественного творчества;

4) Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве;

5) Формирование эстетического сознания человека и общества в целом.

Учебный курс «Эстетика» имеет своей целью приобщение к эстетической информации для последующего самостоятельного эстетического творчества. Освоение эстетических ценностей предполагает их переход в личностные смыслы.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые эстетические учения; специфику эстетического отношения к действительности; понятийно-категориальный аппарат эстетики; сущность искусства, его функции и виды.

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н. э.)

С эстетической точки зрения древний грек относился к миру как пластическому телу, скульптуре, поэтому предметом эстетики стала видимая форма, гармония и мера которой соответствовали гармонии мироздания. В результате вся философия была как бы эстетикой, древнегреческие философы считали, что сущность мира открывается в «созерцании» как высшей форме духовной деятельности.

Поскольку древние греки видели мир как космос, который в противовес хаосу предполагает порядок, постольку ранняя греческая эстетика была космологической, т. е. красота, гармония, пропорция, мера, в первую очередь были свойствами мироздания.

Основная категория философии Пифагора – число, число – это первоначало бытия, основа космической меры. То же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, а поэтому весь космос мыслился ими как музыкально-числовая гармония. Космические сферы, настроенные на определенный тон, порождают «музыку небесных сфер».

Пифагорейцы выявили связь музыки и математики, в частности, они установили соотношение между длиной струны и тоном звука и пришли к заключению, что правильные математические сочетания таких струн дают и гармонические созвучия.

В эстетике Пифагора музыка оказалась также связанной с религией. Предполагалось, что правильная музыка очищает душу для религиозного экстаза. Более того, музыка – нечто большее, чем искусство, она входит в состав религиозного переживания.

Учение пифагорейцев содержало также мысли о нравственном значении музыки: как хорошая (космически гармоничная) музыка воспитывает душу, так плохая портит ее. Религиозное значение музыки не позволяло относиться к ней, как к удовольствию, но делало музыкальные занятия высокой формой духовной практики.

Применением пифагорейской эстетики в художественной практике стало творчество Поликлета, создавшего скульптуру «Канон», и одноименный трактат о математических пропорциях человеческого тела. С его точки зрения искусство подражает не природе, а норме. Подобно строению космоса, оно должно быть гармоничным, соразмерным, пропорциональным.

Период средней классики в философии Древней Греции характеризуется переходом от космологизма к антропологизму в эстетике.

Софисты провозгласили, что «человек есть мера всех вещей», в том числе и эстетического отношения. Источником красоты является не мир, а человек с его способностью воспринимать нечто как красивое. Как считал Горгий, «прекрасно то, что приятно для взора и слуха». Таков субъективистский (красота – дело субъективное), релятивистский (красота – вещь относительная), гедонистический (красота – это то, что нравится) подход к пониманию красоты.

Искусство для софистов суть иллюзия, создание «возвышающего обмана». В противовес пифагорейцам, софисты считали, что образы искусства создает человек, они не являются отражением реальности.

Сократ разделял тезис антропологизма о том, что идею прекрасного следует соотносить с человеком, а не с космосом. Красота вещей действительно относительна (прекрасная обезьяна несопоставима с прекрасным человеком, а тем более прекрасным богом), поэтому следует найти прекрасное само по себе, общее определение красоты.

Согласно Сократу общий принцип красоты – целесообразность. Поскольку мир устроен разумно и гармонично (мир – это космос), всякая вещь в нем предназначена для какой-то цели, что и делает ее прекрасной. Так прекрасны те глаза, которые лучше видят, то копье, которое лучше летит и колет. Целесообразность, при этом, не означает полезности (это делало бы позицию Сократа прагматической), целесообразность – это причастность вещи к благу. Благо же для Сократа – абсолютная величина, обусловленная устройством мироздания, благо – это и истина, и добро, и красота. Сократ выдвинул идеал калокагáтии (от греч. calos – красота, agathos – хороший), т. е. совпадения добра и красоты в человеке. Злой нрав проявляется в дисгармоничной внешности, а внутренняя доброта проявляется во внешней привлекательности.

Поскольку прекрасное само по себе мыслится Сократом как идеальное совершенство, задачей искусства является подражание этому первообразу, а не природе. Художник отбирает лучшие, совершенные черты в окружающих его предметах и объединяет в идеальный образ. Вычленить первообраз и запечатлеть его – главная цель искусства.

Следуя за своим учителем, Сократом, Платон полагал, что задача эстетики – постичь прекрасное как таковое. Рассматривая прекрасные вещи (прекрасную девушку, прекрасную лошадь, прекрасную вазу), Платон делает вывод о том, что прекрасное не содержится в них. Прекрасное – это идея, она абсолютна и существует в «царстве идей».

Приблизиться к пониманию идеи прекрасного можно, пройдя ряд ступеней:

· рассмотрение прекрасных тел;

· любование прекрасными душами (Платон справедливо показывает, что красота – не только чувственное, но и духовное явление);

· увлечение красотой наук (любование прекрасными мыслями, способность видеть прекрасные абстракции);

· созерцание идеального мира красоты, собственно идеи прекрасного.

Подлинное постижение прекрасного возможно благодаря разуму, интеллектуальному созерцанию, это некое сверхчувственное переживание, т. е. эстетика Платона – рационалистическая эстетика. Стремление человека к прекрасному Платон объясняет с помощью учения об Эросе. Эрос, сын бога богатства Пóроса и нищенки Пéнии, груб и неопрятен, но имеет возвышенные стремления. Подобно нему, и человек, будучи земным существом, вожделеет красоты. Платоническая любовь (эрос) – это и есть любовь к идее прекрасного; платоническая любовь к человеку позволяет видеть в конкретном лице отблеск абсолютной красоты.

В свете идеалистической эстетики Платона (эстетики, которая полагает, что красота – это идеальная сущность) искусство не имеет большой ценности. Оно подражает вещам, в то время как сами вещи суть подражание идеям, получается, что искусст-во – это «подражание подражанию». Исключение составляет поэзия, ибо рапсод в момент творчества охвачен экстазом, позволяющим ему наполниться божественным вдохновением и приобщиться к вечной красоте. В своем идеальном государстве Платон хотел отменить все искусства, однако оставил те, которые имеют воспитательное значение, воспитывают гражданский дух. В свою очередь наслаждаться таким «правильным искусством» способны только совершенные граждане.

Если для Платона прекрасное – это идея, то для Аристотеля прекрасное – это идея, представленная в вещи. Идея вещи – это ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).

Исходя из этого, Аристотель трактует искусство как деятельность, через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе. Согласно Аристотелю сущность искусства составляет мимéзис (подражание), искусство подражает действительности, имеет миметическую природу. Однако это не слепое копирование, а творческое выявление типического, общего, идеального при обязательном воплощении его в материале.

На основании теории мимезиса Аристотель разделил искусства на подражательные и дополняющие природу. К последним относятся архитектура и музыка, их философ ценил не очень высоко. Наибольшую ценность представляют те искусства, которые отражают действительность. Они, в свою очередь разделяются на искусства движения (временные) и искусства покоя (пространственные). Виды искусства можно различать и по средствам подражания (цвет, движение, звук). Высоко расценивая поэзию, Аристотель выделял в ней эпос, лирику и драму, а драматические произведения делил на трагедию и комедию.

Целью трагедии является кáтарсис, очищение души через сопереживание героям; прохождение через кризис способствует возвышению души. Учение о катарсической природе драматического искусства было широко признано в эстетике.

В отличие от Платона, признававшего за искусством только воспитательную роль, Аристотель рассматривал и гедонистическую функцию искусства, рассматривал его как средство получения удовольствия.

Эстетика Средневековья.

В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота – лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются. Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом.

Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического. Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.

Романский стиль был господствующим в VI-XII вв. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого это искусство казалось подобием «римского» стиля (Roma – Рим). Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объемы зданий. Храм в этом случае предстает не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. Скульптура и рельефы вписаны в пространство храма и демонстрируют преобладание духа над телесностью.

Готический стиль (XII-XIV вв.) сформировался тогда, когда изменились функции собора. Он стал не только культовым зданием, но и центром светской жизни, символом богатства города, мощи его власти. Термин «готический» был опять-таки придуман идеологами Возрождениями, ибо в сравнении с романским, «классическим» стилем, он представлялся «варварским» (готы – одно из варварских племен). Готика характеризуется устремленностью здания ввысь, что достигалось за счет особой конструкции архитектуры. Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. В результате нагрузка на стены уменьшалась, их можно было строить очень высокими. Готическая архитектура богато декорирована: резные башенки, балконы, витражи, розетки, скульптура внутри и снаружи здания делали храм изысканным произведением искусства.

Эстетика Просвещения

XVIII век – век Просвещения, время деятельности Дидро и других энциклопедистов, период идейной подготовки Великой французской буржуазной революции. В эту эпоху были поставлены многие проблемы, ставшие обязательной составляющей эстетического знания и, в частности, проблема вкуса.

Вольтер, анализируя культурное наследие человечества, обнаружил, что искусство изменяется в соответствии с историческими событиями, искусство подражает социальной действительности (а не природе, как полагали многие). А поскольку жизнь трагична, то трагедия – наиболее нравоучительный жанр литературы, вызывающий сострадание и подъем нравственных чувств. Однако при всем почтении к греческому искусству Вольтер не разделял идею катарсиса. В статье «Вкус», написанной для «Энциклопедии», Вольтер называет вкусом «способность распознавать пищу», а также «чувство красоты и погрешности во всех искусствах». Тем самым он выявляет специфику эстетической оценки: ее мгновенный и чувственный характер, когда в переживании человек получает удовольствие от порядка, симметрии и гармонии в мире.

Дидро полагал, что природа вкуса состоит в объединении трех компонентов: чувственного восприятия, рациональной идеи и эмоции переживания. Таким образом, Дидро отходит от грубого рационализма, стараясь построить более гармоническую концепцию эстетического восприятия. Во французской эстетике была поставлена проблема множественности вкусов («на вкус и на цвет товарища нет»), которая решалась за счет того, что испорченному аристократическому вкусу надо противопоставить вкус «просвещенный», основанный на знании. Просветители были уверены в существовании неизменных критериев хорошего вкуса, который между тем нуждается в воспитании, ибо возникает в результате опыта распознавания истинного и доброго.

Заслугой немецких мыслителей XVIII века является создание эстетики как самостоятельной философской дисциплины. Исходя из просветительской концепции человека как существа с тремя способностями (разум, воля, чувства), Баумгартен назвал эстетикой науку о чувственном познании.

Значительный вклад в эстетику внесло литературно-художественное движение «Буря и натиск», к которому в молодые годы примыкал Ф. Шиллер. Основная тенденция молодых немецких интеллектуалов состояла в разрыве с классицизмом. В отличие от последнего, провозгласившего эстетическим идеалом неизменное совершенство, они провозгласили исторический подход к искусству. Произведение должно быть не абстрактно совершенным, а соответствующим «духу времени», впервые возникла мысль о «прогрессивном», а не «правильном» искусстве. Культура должна быть проникнута национальным духом, а не стремлением к «классическим» образцам. Данное художественное течение проявило интерес к народному немецкому искусству, а также к средневековому наследию, наложившему отпечаток на немецкий характер.

Движение «Бури и натиска» стало предпосылкой формирования мощного художественного направления – романтизма, сложившегося в кружке «йенских» романтиков, в творчестве Новалиса, Тика и др. Теоретики романтизма полагали, что искусство – плод творческой активности художника, а не подражание чему бы то ни было, поэтому главным предметом изображения становятся чувства художника. В этом творчестве личность безгранично свободна, может выдвигать любые идеалы, создавать любые образы. При этом романтическое мировосприятие фиксирует неразрешимое противоречие между высокими идеалами и низменной действительностью. Субъективное возвышение художника над пошлой действительностью стало стилистическим приемом «романтической иронии». С высот эстетического идеала романтики критиковали мещанскую мораль своего времени. Высшей реальностью для романтиков стало искусство, именно в искусстве душа живет полной жизнью, создавая «прекрасную видимость», искусство дает отдушину сокровенным чаяниям человека.

В XIX веке романтизм вылился в расцвет искусств в Германии, а затем и во Франции. Примером может послужить творчество таких композиторов как Шопен, Лист, Берлиоз, Шуберт, романы Дюма и Гофмана, полотна Делакруа.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!