Культура как специфическая социальная реальность

Проблема смысла и направленности исторического процесса

Одной из важнейших проблем философии истории является проблема смысла и направленности исторического процесса. Ее суть состоит в получении ответа на вопросы: изменяется ли человеческое общество, а если «да», то в каком направлении и какова периодизация этих изменений?

Данная проблема вызывала интерес еще у мыслителей древнего мира. Фактически античные философы выделяли три важнейших направления линейной философии истории: прогрессивное, регрессивное и цикличное.  Важно отметить, что все эти направления имеют своих последователей и в настоящее время, хотя указанные представления уже не являются единственными. В конце XI X — начале XX столетия была обоснована так называемая нелинейная концепция исторического развития.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Большинство античных мыслителей, в том числе Протагор и Демокрит, придерживались точки зрения, что общество развивается в основном по восходящей, от дикости к «золотому веку». Их можно считать родоначальниками прогрессивного направления. Другие мыслители (Тесиод, Сенека), напротив, утверждали, что развитие общества имеет регрессивную направленность — от «золотого» века к «железному», для которого характерна полная деградация общества, падение нравственности и т. д. Третьи философы (среди них Платон, Аристотель, Полибий) считали, что общество движется по восходящей, но по замкнутому кругу, с постоянным возвращением вспять, к исходному этапу.

Философы Средневековья, не отвергая идею, будто история является направленным процессом, считали, что его направленность задана Богом.

Одним из первых исследователей, который в своих работах наиболее полно охватил проблемы направленности, а также соотношения единства и многообразия в историческом процессе, был итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744).

В своем трактате «Основания новой науки об общей природе наций» он представил светскую концепцию всемирной истории как исторического круговорота, единого для всех народов. По мнению Вико, все народы в своем развитии проходят одинаковые стадии — от первобытного варварства («век богов») через феодализм («век героев») к эпохе демократической республики или конституционной монархии («век цивилизации»). Каждый цикл завершается общим кризисом и распадом данного общества. По завершении цикла развитие возобновляется и проходит те же стадии, но на более высоком уровне. Таким образом, идеи Вико лежат в основе теорий цикличности в развитии культур и цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

В современной философии истории сосуществуют два основных подхода к объяснению логики и направленности исторического процесса: формационный и цивилизационный. Остановимся на них более подробно.

Формационный подход основывается на монистическом, универсалистском понимании истории. Он трактует всемирную историю как единый, линейно-поступательный естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций.

Учение об общественно-экономических формациях было

разработано Карлом Марксом в трудах «Капитал», «К критике политической экономии» и ряде других. Суть его теории можно выразить через ряд положений:

1) общественно-экономическая формация — это качественно-определенная, целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие связи и отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Во взаимосвязи материальных и духовных отношений определяющая роль принадлежит материальным отношениям, сердцевину которых составляют производственные отношения.

Именно производственные отношения, по мнению К. Маркса, являются той основой, на базе которой функционирует социальная система;

2) общественно-экономическая формация отражает то общее, что присуще общественной жизни в различных странах на определенном этапе их развития. Исследуя капитализм и сравнивая материальные и духовные отношения внутри различных стран, К. Маркс увидел повторяемость многих сторон этих отношений и пришел к заключению, что данные страны находятся на одной стадии социального развития — капиталистической;

3) общественно-экономическая формация представляет собой этап в развитии общества. Выделение производственных отношений из всей массы остальных социальных связей позволило Марксу одновременно выявить и существование нескольких их основных типов; выяснилось, что различные социальные организмы могут иметь как одинаковую социально-экономическую структуру, так и различную (т. е. производственные отношения различных типов). Таким образом было установлено, что каждый

тип производственных отношений определяет этап, период истории, а развитие и смена этих типов — суть истории общества. Исходя из этих положений, можно сделать вывод, что общественно-экономическая формация — это конкретный исторический тип общества, цельная социальная система, основанная на определенном способе производства и выступающая как ступень общественного прогресса.

Обоснование категории «общественно-экономическая формация» позволило К. Марксу произвести периодизацию исторического процесса. Всего он выделил пять типов формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. А мировой процесс был представлен им как линейное восхождение от одной формации к другой.

Формационный подход, разработанный Марксом, имеет много достоинств и большое число сторонников. Однако у него есть и определенные недостатки. Причем ошибочным оказался не сам подход Маркса к объяснению исторического развития, а его догматизация и абсолютизация. Ряд исследователей, анализируя формационный подход, выделяют такие его слабые места.

Во-первых, неправомерно утверждать, что'на любом этапе истории только социально-экономические отношения определяют

жизнь общества. Во-вторых, монистическое представление о закономерном восхождении от одной формации к другой не оставляет места для свободы человека, для выбора альтернативных путей развития человечества. В-третьих, реальная история народов, обществ, государств не укладывается в тесные рамки формационного развития по восходящей линии. При таком подходе теряется своеобразие и самобытность каждого народа и цивилизации, которые в данном случае выступают лишь в качестве предпосылки для совершенного общества будущего.

Таким образом, в современных условиях односторонность толкования исторического процесса как линейной схемы, которая состоит из пяти общественно-экономических формаций, становится все более очевидной. Всемирно-исторический процесс гораздо богаче данной теоретической модели. Поэтому становится необходимым дополнение этого толкования иным, нелинейным подходом к пониманию истории, которым является так называемый цивилизационный подход.

Цивилизационный, или культурологический, подход к пониманию философии сложился в XIX—X X вв. Его главной чертой является утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественное. Здесь отрицается жесткая однолинейная схема общественного прогресса.

Одним из основоположников такого подхода был русский социолог и естествоиспытатель Николай Данилевский (1822—1885), который выдвинул концепцию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющихся через четыре важнейшие формы деятельности, или «основы» (самопроявления) цивилизаций — религиозную, культурную, политическую, социально-экономическую. Подобно биологическим организмам, культурно-исторические типы находятся в процессе непрерывной борьбы с внешней средой и друг с другом и проходят

стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели (вымирания, или деградации до уровня аморфного этнографического сырья для других культурно-исторических типов). Смысл всемирной истории Данилевский видел в выявлении особенностей самопроявления культурно-исторических типов народов, которые развиваются по своим особым законам. Данилевский определил некоторые законы развития культурно-исторических типов: 1) народы, говорящие на одном или близких языках, составляют один культурно-исторический тип; 2) для возникновения и развития культурно-исторического типа необходима определенная политическая независимость; 3) успехи цивилизации зависят от различных элементов культурно-исторического типа; 4) процесс формирования цивилизации длителен; а период их расцвета краток; 5) цивилизации развиваются замкнуто и изолированно, однако это не значит, что они не влияют друг на друга.

Выделив тринадцать культурно-исторических типов, Данилевский наибольшее внимание уделил славянскому типу — молодому и качественно новому, призванному привнести подлинный смысл в будущее человечества.

Продолжил и развил взгляды Данилевского немецкий мыслитель Освальд Шпенглер (1880—1936), который также критически относился к европоцентристской однолинейной схеме общественного прогресса. Основной категорией в философии Шпенглера является культура, которую он понимал как особый «организм», который обособлен от других, подобных ему «организмов». Отсюда следовал вывод, что единой общечеловеческой

культуры нет и быть не может. Поэтому Шпенглер отрицал целостность и единство всемирной истории, наличие в ней «постоянного и общего». Он выделил в истории человечества восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру народа майя. Ожидал он и появления русско-сибирской культуры. Каждый культурный организм, по Шпенглеру, существует определенный жизненный срок (около тысячи лет), после чего перерождается в цивилизацию и погибает. Каждая из культур имеет свой глубинный смысл и одинаковое значение в историческом процессе. Смысл же истории ученый видел в постижении судьбы, души и языка культур.

Еще одним сторонником теории локальных цивилизаций является английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889—1975), который, развивая мысли Данилевского и Шпенглера о цикличности истории, понимал ее как совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он насчитывал их 23, а затем сократил до 13). Рассматривая цивилизации как «динамичные образования эволюционного типа», Тойнби выделял в каждой цивилизации основные стадии исторического существования: возникновение, развитие, надлом и разложение. После прохождения этих основных фаз цивилизация, как правило, погибает, уступая место другой цивилизации.

Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизация^, аналогичными, Тойнби пытался вывести на этом основании некоторые формальные эмпирические законы повторяемости общественного развития, которые позволили бы предвидеть глобальные события в обозримом будущем.

Смысл всемирной истории Тойнби видел в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

Цивилизация, по мнению историка, возникает из примитивных обществ в результате «жизненного вызова», порождаемого исключительными обстоятельствами разного характера и успешного «ответа» на этот вызов. Вызовы могут быть как природными, так и человеческими. Движущей силой развития цивилизаций является творческое меньшинство, которое, удачно отвечая на возникающие вызовы, увлекает за собой «инертное меньшинство».

Таким образом, с позиции цивилизационного подхода исторический процесс предстает как последовательно нелинейный процесс, поступательный характер которого определяется не характеристиками «выше — ниже», а тем, что каждая цивилизация в своем процессе саморазвития и самоопределения проходит все основные ступени филогенетического пути человечества и рассматривается как уникальное социальное образование, со своей историей и неповторимой индивидуальностью.

Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет сделать следующие выводы: 1) формационный подход стремится в процессе анализа охватить все общество и акцентирует внимание на его динамике; цивилизационный же подход исследует часть общества (отдельную цивилизацию), а общество в целом воспринимает как статичное; 2) формационный подход особое внимание уделяет экономическим факторам жизни общества; цивилизационный подход акцентирует внимание на духовных факторах.

На современном этапе развития философии истории утверждается такое понимание истории, в котором делается попытка использовать положительные идеи этих альтернативных подходов и компенсировать их недостатки. Такой подход получил название монадного. Характерной чертой монадного подхода является рассмотрение всемирно-исторического процесса как единства, которое, в свою очередь, состоит из множества исторических индивидов (социумов). Причем формационная составляющая монадного подхода фиксирует внимание на общих моментах для различных стран, переживающих одну и ту же ступень исторического развития, а цивилизационная составляющая акцентирует внимание на особенностях социальных организмов, их неповторимости. Таким образом, в монадном подходе учитываются и реализуются обобщающие возможности формационного подхода и индивидуализирующие возможности цивилизационного подхода не на основе их противопоставления, а на основе единства и взаимодополняемости.

Как уже отмечалось выше, проблема смысла истории занимает видное место в большинстве направлений философии истории. В то же время появились концепции, в которых проблема смысла истории является центральной. Коротко рассмотрим суть этих концепций.

Теория видного немецкого философа Карла Ясперса (1883—1969) утверждает, что смысл истории находится за пределами самой истории. Смыслом и основой истории является вера, общая для всего человечества, которая его не разъединяет, а сплачивает. Такую веру человечеству не может предложить ни одна мировая или национальная религия. Ясперс считал, что общей для человечества верой может стать только философская вера, которая возникла в так называемое «осевое время» мировой истории. «Осевым временем», которое выявило универсальный смысл истории, он предлагает считать период между 800 и 200 гг. до н. э., когда одновременно творили

древнегреческие философы, пророки еврейского народа, основатели зороастризма в Иране, конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма и джайнизма в Индии. Эпохе «осевого времени» мы обязаны рождением мировых религий, пришедших на смену язычеству, и возникновением философии, которая сменила мифологическое мировоззрение; на планете почти одновременно возникло несколько мощных духовных центров, внутренне родственных друг другу. Эпоха «осевого времени» помогла человеку ощутить себя человеком, пробудила его дух, приобщила к основам культуры и нравственности, поставила перед ним вопросы о смысле человеческого существования и смысле бытия.  Осознание человеком самого себя, пробуждение его духовности, считал Ясперс, стало началом общей истории человечества, которое до сих пор было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. С тех пор человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае его история может закончиться катастрофой. Для объединения людей на общих духовных началах, установления между ними согласия и взаимопонимания огромную роль у Ясперса играет коммуникация, поэтому его философию истории часто называют коммуникативной.

Проблему смысла и направленности исторического процесса рассматривал и американский философ Френсис Фукуяма, предлагая свою теорию «конца истории». «Конец истории» он видел в том, что человечество когда-нибудь таки найдет оптимальную форму общества и государства. Общечеловеческий идеал он видел в либеральных идеях и взглядах, на основе которых должны быть удовлетворены все потребности человека и разрешены основные противоречия общества. Либерализм, по его мнению,

представляет собой рациональную форму организации общества, которая не имеет альтернативы, поэтому человечеству ничего не остается, как распространять эту идеологию на другие страны и тем самым создавать общечеловеческое государство — либеральную демократию в политической сфере. В этом Фукуяма и видел смысл истории человечества.

Существуют и другие точки зрения на смысл истории. Например, некоторые философы считали, что история лишена всякого смысла, является загадкой для людей, и пессимистически оценивали будущее человечества (Артур Шопенгауэр, Яков Бургхардт).

Другие утверждают, что история есть иррациональный поток событий, которые не поддаются рациональному объяснению (Фридрих Ницше , Эдуард Гартман) и др.

Важное место в философии истории занимает также идея исторического прогресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) означает направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к обществу (в этом случае мы имеем в виду социальный прогресс) или к отдельным его элементам, к структуре или иным параметрам общества (и тогда мы имеем в виду научно-технический прогресс, прогресс в духовной сфере, в сфере образования, здравоохранения, защиты окружающей среды и т. д.). Основные концепции прогресса мы уже рассмотрели. Здесь же важно отметить, что прогресс по своей сути противоречив, так как имеет обратной стороной регресс, т. е. переход от

высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. И если человечество что-либо обретает, то с такой же неизбежностью и теряет. Каждый шаг вперед является и определенным шагом назад. Поэтому только в самом общем смысле можно говорить о движении человечества в направлении прогресса либо регресса.

Анализируя историю общества, можно сказать, что до сих пор она двигалась в основном по пути прогресса, и с этим утверждением согласно большинство современных философов истории. Но далеко не все ученые верят в идею общественного прогресса, некоторые даже говорят о губительном влиянии прогресса на развитие. Так, Аурелио Печчеи настаивает на опасности прогресса — этого анархического, по его словам, процесса, который не поддается никакому внешнему регулированию и осуществляет новые шаги вперед без какой-либо реальной связи с потребностями общества, не обращая внимания на возможные губительные последствия для развития жизни на планете. В этом же убежден и Олеин Тоффлер (род. в 1928 г.). Он предупреждает, что прогресс приносит поток изменений, который разрушает институты, изменяет ценности и подрывает наши жизненные корни.

 Спорным вопросом теории социального прогресса является выяснение его критериев. Просветители XVI I в. критерием прогресса считали человеческий разум. Позже таким критерием стал считаться уровень развития производительных сил и производственных отношений. В настоящее время в качестве основных критериев прогресса часто выделяют социально-политический, идеологический, гуманистический критерии и др. С их помощью можно определить прогрессивность тех или иных социальных

систем, политических режимов, общественных движений.

Однако все названные критерии характеризуют лишь отдельные стороны общественной жизни и не дают полного представления о прогрессе общества в целом. Общим, или общефилософским, критерием развития общества, очевидно, можно считать уровень гуманизации общества, место в нем личности, уровень ее духовной и социальной свободы, качество удовлетворения ее материальных и духовных потребностей. Этот критерий показывает, в какой степени человек в данном обществе имеет возможности для развития. С позиции этого критерия каждое общество настолько прогрессивно, насколько оно расширяет круг прав и свобод личности, создает условия для ее самореализации, развития потребностей и их удовлетворения.

ВЫВОДЫ

СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. 5 пунктов.

 

 

Культура как специфическая социальная реальность

Термин «культура» является одним из наиболее распространенных в философии. Он употребляется в политическом лексиконе и публицистике, в области духовной жизни и в быту, при анализе художественных явлений и в философских исследованиях. Специалисты занимают разные, нередко противоположные позиции относительно содержания этого термина. Первые его определения относят к 1871 г. и связывают с именем английского ученого Эдуарда Тейлора. В 50-е годы XX в. американские культурологи Анри Кребер и Антоне Клакхом насчитали 164 определения понятия культуры и приблизительно 100 попыток теоретического обоснования культуры. Через 20 лет французский культуролог Анри Моль приводил уже 250 вариантов определений культуры. В современной философии их около 500. Это обстоятельство свидетельствует о пристальном внимании исследователей к проблемам, связанным с культурой, а заодно и об отсутствии среди них согласия относительно трактовки ее проблем.

Этимологически термин «культура» происходит от латинского слова cultivire — обрабатывать, возделывать, усовершенствовать, улучшать. Поначалу оно и означало «обработка почвы, ее культивирование». Отсюда — «агрокультура». Позднее слово «культура» приобрело более обобщенное значение: это все, что создано человечеством, т. е. «вторая природа», надстроенная над природой естественной. В этом плане культуру и все разнообразие относящегося к ней противопоставляют природе, составные

части которой имеют естественное происхождение, не созданы человеком и не могут быть созданы им. Итак, слово «культура» формировалось в прямой оппозиции к слову «натура». И такое понимание культуры на обыденном уровне сознания остается поныне. Но оно требует важных уточнений.

Во-первых, недостаток приведенного определения состоит в том, что далеко не все созданное человеком можно отнести к культуре. Замена стрелы огнестрельным оружием или изобретение газовой камеры для уничтожения людей не может быть культурой. Ведь в этом понятии должен присутствовать ценностный критерий. Что это за критерий? Что такое ценность? Содержание этого слова очень простое и целиком отвечает самому термину: ценность — это все то, что люди ценят. Но смысл его надо уточнить. И сделать это лучше всего с помощью понятия «значимость» — более широкого, чем «ценность». Оно включает в себя не только явления полезные, но и вредные. Войны, преступления, болезни очень значимы для общества и личности, но никто эти явления не называет ценностями. Ценность — это положительная значимость. Таким образом, культура — это совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры — это мир

ценностей. Мир антикультуры — это мир антиценностей.

Во-вторых, приведенная трактовка культуры непригодна для философского анализа, поскольку культура при этом отождествляется с обществом в целом и не отражает собственной специфики. Дело в том, что общество — тоже результат деятельности человека, в готовом виде его в природе не существует. Вот почему понятие «культура» сводят к совокупности материальных и духовных ценностей, созданных благодаря человеческой деятельности. Понимание культуры как системы материальных и духовных ценностей отделяет ее от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества.

В-третьих, понимание культуры как ценностей, созданных человеком, воспринимается односторонне, как что-то внешнее относительно человека. Но сам человек, сумма его знаний, привычек — это тоже элемент культуры. Одной стороной человеческой деятельности является контакт с природой, а другой — контакт с людьми. Еще выдающийся римский оратор и философ

Марк Туллий Цицерон высказал мысль о том, что дух, разум нужно обрабатывать так же, как крестьянин обрабатывает землю. Культурный человек в отличие от дикаря — это человек, у которого внутренняя жизнь, поведение, манеры и внешность «обтесаны», «обработаны». Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.

В-четвертых, недостаток определения культуры как всего созданного человеком состоит и в том, что ученые упускают из виду саму деятельность человека. Известно, что человеческая деятельность отличается от способов животной жизнедеятельности. Она включает в себя сложную и разнообразную систему механизмов, созданных вне биологических форм. Их в природе тоже не существует, они «обработаны» человеком. Вот почему «предметное» понимание культуры необходимо дополнить «процессуальным». В таком случае культура будет рассматриваться как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в предметах материального и духовного труда. Тем не менее такой подход к рассмотрению культуры как способа деятельности порождает вопрос: всякое ли действие человека является культурным? История человечества знает немало действий, которые выполнялись «человеческими» способами, но их невозможно отнести к культурным (скажем, сталинский геноцид против небольших этносов, фашистская политика и практика Гитлера, политический геноцид, терроризм и разные формы расизма). Прошлое и современность дают немало примеров антикультурного содержания. В наше время все более необходимым становится размежевание деятельности людей на культурную и антикультурную.

Таким образом, культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.

Поскольку к сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (определенные материальные ценности, чрезвычайно разнообразные по своей материальной форме) и способы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различают культуру материальную и культуру духовную

Материальная культура охватывает очень широкий круг вещей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материальной культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К материальной культуре относят: орудия и средства производства, технику, технологию; культуру труда и производства; материальную сторону быта;

материальную сторону окружающей среды.

К духовной культуре относится сфера производства, распределения и потребления разнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себя все результаты духовной деятельности человечества, науку, философию, искусство, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом и управления им. К духовной культуре принадлежат также и соответствующие учреждения, организации (научные институты, вузы, школы, театры, музеи, библиотеки, концертные залы и др.), которые в совокупности обеспечивают функционирование духовной культуры.

Разделение культуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможно однозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовной культуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной, другими — к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда или каких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества (а это элементы материальной культуры), невозможно без участия человеческой мысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры. С другой стороны: продукты духовной жизни — идеи, художественные произведения, общественные нормы — находят свое выражение в определенной вещественной, материализованной форме, т. е. в рукописях, книгах, картинах, нотах. Уже поэтому они включаются в круг элементов материальной культуры.

Духовная культура — важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях. Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет.  

Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры

данного общества.

Существует определенная типология культур. В частности, выделяют культуру национальную (украинскую, русскую, французскую и др.); региональную (славянскую, американскую, африканскую и т. д.); культуру отдельных социальных субъектов.

Выделяют также культурные эпохи: Античности, Средневековья,

Возрождения; определенные формы культуры: политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, этническая, физическая, моральная и т. д, В литературе называют также специфические культурные пласты и культурные подразделы: массовая, элитарная, молодежная, маргинальная культура и др., а также официальная культура.

Культура как общественное явление выполняет определенные функции. Среди основных функций можно выделить следующие: преобразовательная, познавательная (гносеологическая), коммуникативная, регулятивная (или нормативная), функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека, ценностно-ориентационная. Все они органически взаимосвязаны. Но, по мнению многих культурологов, интегрирующей функцией культуры является человекотворческая (гуманистическая) функция.

Преобразовательная функция. Культура служит орудием творческой деятельности людей с целью удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества. Эта функция осуществляется с помощью различных средств производства, научных исследований и т. п.

Познавательная, или гносеологическая, функция. Культура, концентрирующая в себе опыт многих поколений людей, имманентно накапливает знания о мире, содействуя таким образом его познанию и освоению.

Коммуникативная функция. Культура — это единый механизм передачи общественного опыта от одного поколения другому, от эпохи к эпохе, от одного государства другому. Поэтому не случайно культуру считают общественной памятью человечества. Наследование культурных традиций не должно прерываться, ибо это приводит к потере общественной памяти.

Регулятивная, или нормативная, функция. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека. Она проявляется в создании и использовании различных форм эмоционального настроя и снятии психологических напряжений, возникающих в процессе умственного и физического труда, бытовых отношений людей. Средствами эмоционального регулирования служат пение, танцы, игры, кино, телевидение и т. п.

Ценностно-ориентационная функция. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству знаний, а также по моральным свойствам оценивают уровень культуры человека. Моральное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Человекотворческая, или гуманистическая, функция. Это интегрирующая функция. Культура является способом и средством саморазвития способностей индивида, его материального и духовного мира. Она становится мерой «очеловечения» самого человека, мерой человечности его отношения к природе, к обществу, к другим людям, к самому себе.

Культура является тем измерением человеческого бытия, которое отвечает за развитие человека как человека. Все созданное, любой предмет цивилизации хранит в себе способности и свойства человека, отражает его

исторический опыт, потребности, ценности. Именно в процессе предметной деятельности, в историческом процессе социальной жизни создается тело цивилизации и культуры — мир человека, мир его сил, возможностей.

Таким образом, культура неотделима от человека как социального существа. Обыденное выражение с философской точки зрения неверно. Правильно было бы сказать, что человек плохо воспитан или недостаточно просвещен. Человек всегда культурен, потому что он является социальным существом, а общества без культуры не бывает. Степень же развитости культуры может быть разной в зависимости от условий, в которых пребывает человечество, от имеющихся возможностей. Следовательно, культура служит мерой развития человека.

СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫВОДЫ, 5 ПУНКТОВ


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!