Глава 2.  Лексический и музыкальный материал ирландского народного танца



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры»

Хореографический факультет

кафедра хореографии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Народно-сценический танец»

на тему:

Ирландские народные танцы

    Выполнила:

студентка 2 курса, гр. ХГ-191

Трофимова П.И.

Руководитель:

Мусухранов И.Л.

Барнаул 2021

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Ирландский народный танец. 5

1.1 История возникновение танцевального творчества Ирландии. 5

1.2 Классификация ирландских танцев. 9

1.3 Ирландская джига: оригинальный народный танец…………………………………………………………13

1.3 1.4............................................. Известные ирландские шоу-танцоры и танцевальные шоу Ирландии. 15

1.4 1.5........................................................................ Описание сценического костюма ирландского танца. 19

Глава 2. Лексический и музыкальный материал ирландского танца. 23

2.1 Музыкальный материал ирландских танцев. 23

2.2 Шаги в ирландских танцах. 26

2.3 Техника исполнения и эстетика ирландского танца. 29

Заключение. 31

Список используемых источников. 32

Приложение 33

 


Введение

 

 Ирландия – одна из тех стран, которые славятся своей несравненно богатой танцевальной культурой. Мировой интерес к ирландским танцам последних 10-20 лет обусловлен появлением красочных ирландских шоу, наполненных действием и драматизмом, энергетикой и экспрессией, с древних времен входящими в лучшие традиции исполнения танца. В России широкое признание получили шоу мирового масштаба «Riverdance». Когда зрители созерцают движущуюся на них шеренгу танцоров,  ярко и четко бьющих о сцену ногами в тяжелых туфлях, они непроизвольно встают с мест. Растолковать этот феномен не может никто.  

 

Колоритность ирландского народного танца может притягивать своей мощью и яркостью. Они умеют отражать все известные человеку чувства и эмоции,  ведь их древний народ сопровождал особыми танцами все события, которые происходили в их жизни. Это и делает нас – русских и ирландцев близкими по духу, так как и тем и другим свойственно в своих танцах иметь веселый нрав, эмоциональность и при этом техничное исполнение.

 

Но когда дело касается танцев, то следует иметь в виду, что не характер танца, не набор фигур характеризуют его под тем или иным названием, а музыкальный размер. Конечно, кроме музыкального размера, каждый танец имеет свои характерные движения. Их около 40. Некоторые могут быть знакомыми по танцам других народов, иные присущи только ирландским танцам.  

Актуальность своей работы я считаю в том, что сложно понять и проникнуться, в индивидуальность народного танца, не зная их особенностей и традиций. Прочтя, данное исследование вы ознакомитесь с танцевальным творчеством народа и его особенностями.

Объектом исследования является ирландская танцевальная культура.

Предметом исследования являются особенности ирландского народного танца в целом.

Цель исследования анализ особенностей ирландских танцев.

Задача исследования:

⸺ проследить историю возникновения ирландского народного танца

⸺ рассказать о возможных особенностях ирландского танца  

⸺ классифицировать ирландский танец

⸺ дать характеристику жанрам ирландских народных танцев

⸺ описать национальный сценический костюм

⸺ рассказать о музыкальном и лексическом материале

Методы исследования: при написании работы использовались следующие методы:

Теоретические:

- изучение литературы

- Классификация: на основании большого количества информации были выделены основные группы танцев, а на их основе несколько видов ирландского народного танца.

Практические методы включают просмотр видеоматериалов разных ансамблей и шоу мирового масштаба.

Значимость исследования: Результат исследовательской работы может быть использован в развитии познания особенностей народных танцев мира у танцоров и будущих хореографов.

 

 

       Глава 1. Ирландский народный танец

 

1.1. История возникновение танцевального творчества Ирландии

 

Возможно, история должна начаться с Кельтских народов, также известный как галлы. Эти народы были распространены по всей Западной Европе, включая Францию, Северную Испанию, и Британские Острова, добравшись до Ирландии к 3 столетию нашей эры. Они имели общий язык (Гэльский язык) и любовь к делению территорий, установив в итоге маленькие королевства (150 из которых были в Ирландии). Римские и Германские народы позже победили галлов на большей территории Европы, за исключением Ирландии, где Гэльская культура была сохранена. И только Святой Патрик в 5  столетии объявил земли Ирландии христианскими.

 

Хотя очень немного известно в этом временном периоде относительно танцев вообще, некоторые предметы искусства пережили время и могут нам немного рассказать, отразившись в современном костюме для танцев. Грабители-викинги уничтожили большинство книг этого периода, таким образом, осталось совсем мало письменных записей, могущих дать представление о бытовавших тогда танцах. Однако следует уверенно предположить, что одними из аспектов сложной Гэльской культуры были музыка и танец.

 

Кельтские традиции в Ирландии быстро пошли на убыль в течение всего 12 столетия. Увеличение иностранных влияний ослабило традиционные искусства, и завоевание англо-норманнами Ирландии, произошедшее в 1170, явилось конечной точкой. Однако, за последующие две сотни лет, завоеватели настолько близко подошли к традиционной ирландской культуре, что в 1366 Англо-ирландский Парламент, чтобы противодействовать этой ассимиляции, «выдал в свет» т.н. Статут Kilkenny, устанавливая этим декретом тяжелые наказания «любителям ирландской культуры». Потребовалось следующих 128 лет, прежде чем этот закон потерял силу.

 

В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150 лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.

 

История знает описания всего того танцевального разнообразия середины 1500. Они включают Rinnce Fada или Fading, где танцоры исполняют движения друг напротив друга в две линии, ирландский Hay Hey (возможно круговой или фигурный танец), джиги (вероятно уже как группу джиг), Trenchmores (описанный как сельский танец для большого количества людей свободной формы), и танцы с мечами. Не совсем ясно, на какие именно танцы больше повлияли английские либо французские привнесения, но характерно, что ирландские танцы имели более быстрый темп и включили в себя шаги в стороны. Английское подавление Ирландской культуры продолжалось, однако, что интересно, Королева Элизабет была чрезвычайно довольна ирландскими мелодиями и танцами.

 

Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Мастер танца обычно путешествовал в пределах графства, останавливаясь приблизительно на шесть недель в какой-нибудь деревне, в доме гостеприимного семейства (кто были удостоены их выбором). Он преподавал танцы в кухнях, надворных постройках ферм, даже на перекрестках, или в закрытых школах. Студенты сначала изучали «рил» и «джигу». Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами» -элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» — ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений. Иногда, из-за того, что ученик был безграмотен преподаватель обвязывал веревку вокруг его ноги, чтобы тот мог отличать правую ногу от левой. Помимо танца, они также прививали навыки правильного поведения. Наличие выдающегося мастера танца, обитающего в вашей деревне, было причиной для гордости и хвастовства сообщества.

 

В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

 

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

 

Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.

 

Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера). Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов, которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определённая последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов степ-танцы и французских кадрилей.

1.2 Классификация ирландских народных танцев

 

Ирландский танец разделяется на две основных категории, названных по виду обуви, в которой выступают танцоры: это танцы в жёсткой обуви (англ. hardshoe dances) и танцы в мягкой обуви (англ. soft shoe dances).

 

«Рил» (reel) возник примерно в 1750 годах в Шотландии, и ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила — «Kelsey’s Wee Reel» и «Miss MacLeod’s Reel»). Музыкальный размер рила 4/4. Рил по характеру «бегущий» танец. Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины — в специальных мягких ботинках с каблуками (англ. reel shoes).

 

«Хорнпайп» (hornpipe) появился около 1760 года, из английских миниатюр (два хорнпайпа — «Ricketts' Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк [Cork]. Музыкальный счёт хорнпайпа — 2/4 или 4/4 с характерным «пунктирным» ритмом, напоминающий медленный рил с акцентом на первый и третий удары.

 

«Ирландская джига» (jig) Упоминается ещё в материалах по древней истории Ирландии (две джиги — «The Kerry Dance» и «The Kesh Jig»). Существует несколько вариаций джиги: одиночная (или мягкая), двойная (англ. double jig), тройная (англ. treble jig) и скользящая джига (англ. slip jig). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги — 9/8 (раз-два-три четыре-пять-шесть семь-восемь-девять). Одиночная или одинарная джига — танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная или требл джига — танец в жестких ботинках с набойками (англ. hard shoe). Скользящую или слип-джигу танцуют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов, махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.

Кроме хорнпайпа, требл-рила и требл-джиги, существуют ещё сольные сетовые танцы (set-dances, не путать с сет-танцами, происшешими от кадрилей), как традиционные, так и авторские. Это «именные» танцы, которые танцуются под конкретную мелодию. Эти мелодии сильно варьируются в темпе, чтобы позволить танцевать сложные шаги на соревнованиях. Таких мелодий около тридцати, они могут быть в размере 6\8, 2\4, 4\4, в ритме джиги или хорнпайпа. Музыка и шаги традиционных сольных сетов разрабатывались учителями прошлого и передавались следующим поколениям танцоров под защитой An Coimisiún как часть богатой истории степ-танца, отсюда слово «традиционный». В современном степ-танце используются около 30 традиционных сетов, но только несколько из них представляют на большинстве уровней соревнований.

Ирландские сольные танцы (англ. irish step dance) — это вид показательных танцев, зародившийся в Ирландии и развившийся из традиционных ирландских танцев. Они развиваются в большинстве стран, имеющих крупную ирландскую диаспору, хотя не все танцоры имеют ирландское происхождение. Помимо показательных выступлений и шоу ирландского танца существуют также соревнования, которые проводятся в Ирландии, Англии, США и других странах. В таких соревнованиях в первую очередь оцениваются сольные ирландские танцы, но также могут быть номинации по танцам кейли и традиционным сетовым танцам. Отличительной особенностью ирландских сольных танцев является практически неподвижный корпус с руками, опущенными вниз, и четкие, быстрые движения ногами. Тот факт, что основное внимание в танце привлекается к движениям ног, определяет второе название ирландских сольных танцев — степ-танцы. В ирландском степ-танце существуют определённые правила о том, что и когда танцор может или не может делать, однако, несмотря на эти правила, возможность вариаций и новшеств практически безгранична. Благодаря этому ирландский степ-танец остаётся живым, постоянно развивающимся видом искусства. 

 

Ирландские танцы в своем многообразии помимо сольного исполнения существует еще и в виде групповых или командных танцев - танцев Кейли (Ceili)(приложение 1). В Ирландии и Шотландии – это социальные танцы, то есть танцы-общение для некоторого количества танцоров: пары, сета (группы от 4-х до 16-ти человек) или построений из большого количества человек ("круга", "шеренги", "улицы" и т.д.). Часто даже в парных танцах происходит смена партнеров, чтобы каждый участник мог потанцевать со всеми, никому не обещая танец отдельно. Кейли-танцы были всегда долгожданным развлечением на праздниках в деревнях и пабах. Обще деревенские события зачастую были единственным способом познакомиться парню с девушкой, а также возможностью в неформальной обстановке оценить будущих женихов и невест. Исполняются только в мягкой обуви. Количество людей, которое может принять участие в том или ином танце, строго регламентировано. В танцах, где не оговаривается конкретное число, обычно определяется чему будет кратно число участников (2-м, 3-м или 4-м).

 

Одно из возможных объяснений уникальной традиции держать руки плотно и неподвижно прижатыми к телу во время танца — это подмостки для танцев. Чтобы получить жёсткую ровную поверхность, зачастую снималась с петель дверь и клалась на землю. Поскольку «сцена» из двери получалась очень маленькая, у танцора просто не было места для движений рук. Но более правдоподобным выглядит практическое объяснение. Сольные танцы характеризуются очень быстрыми и замысловатыми движениями ног. Есть данные, что ещё в конце 1890-х годов у танцоров стиля «sean nós» («старый стиль») руки были расслабленными или зажатыми в кулаки. Вероятно, в этом десятилетии или в следующем один из учителей танцев заставил своих соревнующихся учеников держать руки строго вниз, с зажатыми кулаками, чтобы привлечь больше внимания к сложным движениям ног. Судьи высоко оценили этих танцоров, и другие учителя танцев быстро переняли новую моду.

 

Еще в одном забавном объяснении насчет плотно прижатых рук говорится, что некогда ирландцы танцевали, сильно размахивая руками, что католическая церковь признала непристойным. После этого размахивать руками ирландцы прекратили — зато начали сильно махать ногами.

 

Движения рук иногда включают в современный ирландский степ-танец, хотя это обычно выглядит как инородный или нетрадиционный элемент.

1.3 Ирландская джига: оригинальный народный танец

 

 Ирландская джига (приложение 2) – популярный далеко за пределами своей исторической родины танец. Наверняка каждый, кто имеет какое-либо отношение к танцам, сам неоднократно выплясывал джигу или хотя бы просто слышал о ней. Однако мало кто знает, что настоящая джига – это не просто прыжки. Это действительно оригинальный танец с массой.

 

Основой для появления и становления джиги как танца является старинный кельтский танец, название которого напрямую зависело от музыки, под которую он исполнялся. А название музыки – это производная от французского слова «gigue», старинное значение которого – скрипка.

 

 Именно поэтому ирландская джига – это один из многочисленных народных танцев, который исполняется под аккомпанемент скрипки. В конкретном случае речь идет об оригинальной кельтской скрипке. В культуре представлен шотландский и ирландский варианты джиги, но в общемировом значении более широкой популярностью пользуется именно ирландская джига

 

Сам танец обычно исполняется в характерном ритме 6/8 под музыку скрипки. Поскольку джига характеризуется изобилием прыжков, она сразу же приобрела торжественный, веселый характер. Именно поэтому ее чаще всего исполняют на свадьбах.

 

 Ирландская джига состоит из группы прыжков и специальных шагов, простых в исполнении, но требующих определенной практики.

 

 Среди основных разновидностей джиги выделяют:

1) Treble Jig – это самая медленная вариация джиги. Ее, как правило, танцуют в специальных жестких ботинках с тактовым размером 6/8;

2) Single Jig – самая элементарная вариация джиги. Ее танцуют в мягких ботиночках с размером такта 12/8 или 6/8;

3) Double Jig – вариация танца, которой характерно четкое отбивание заданного ритма;

4) Slip Jig – иногда эту вариацию еще называют оригинальным ирландским балетом из-за грациозности и изящества. Танцу характерен размер 9/8.

 

 После оглушительного успеха проекта Riverdance кельтские и ирландские танцы стали невероятно популярны по всему миру. В последнее время все больше танцевальных трупп специализируются именно на этой разновидности культурного танца. Открываются новые школы ирландских танцев, которые помогают всем желающим освоить азы этого уникального искусства.

 

Сегодня можно со всей уверенностью заявить, что даже по прошествии тысячи лет после своего появления ирландская джига не потеряла своего очарования и актуальности.

 

1.4 Известные ирландские шоу-танцоры и танцевальные шоу Ирландии

 

  Джин Батлер на сегодняшний день является, пожалуй, самым знаменитым и талантливым танцором, исполняющим ирландские танцы. Когда наблюдаешь, как быстро и четко ноги этой очаровательной девушки двигаются под ирландские мотивы, просто диву даешься и не понимаешь, как можно двигаться таки быстро и в то же время гармонично

 

Джин Батлер появилась на свет 14 марта 1971 года в одном из американских городков. В четырехлетнем возрасте девочка начала заниматься балетом. Это занятие не очень понравилось Джин, поэтому она вскоре перешла в кружок ирландских танцев. Маленькой танцовщице очень понравились танцы Ирландии, уже в детстве она начала выигрывать в своих первых соревнованиях. В семнадцатилетнем возрасте она стала участвовать в составе фолковой группы под названием «The Chieftains». Вместе с этим коллективом Батлер объездила весь мир.

 

В 1994 году Джин выступила на вокальном конкурсе «Евровидение», танцуя под песню Майкла Флетли. Настоящее признание девушка получила, когда присоединилась к танцевальному коллективу «Riverdance».

 

Майкл Флетли (приложение 3) родился в Чикаго 16 июля 1958г. Его родители – ирландские эмигранты Эйлиш и Майкл Флетли, и кроме Майкла, в семье было еще 4 детей – брат и 3 сестры. Родители уделяли достаточно внимания образованию детей, и Майкл занимался боксом, а также танцами и флейтой. Кроме того, в круг его интересов входили футбол и баскетбол. Юноша был вынужден подрабатывать, чтобы помочь своей семье, но танцы не забрасывал. В 15 лет Флетли отправился на всемирный чемпионат по ирландским танцам, но вернулся без приза. Через год история повторилась. А в 17 лет Флетли добыл свой трофей, став чемпионом мира по ирландским танцам.

 

Это высокое звание позволило Майклу открыть свою школу и заняться преподаванием танцев. Однако Флетли быстро осознает, что это не то, к чему он стремился – он не горел желанием обучать танцам детей, которые сами этого не хотели и пришли только по настоянию родителей, да и на собственные занятия преподавание времени почти не оставляло. Поэтому Флетли принял решение о прекращении преподавательской деятельности и начал гастролировать по стране. Например, он выступал с «the Chieftains».

 

Майкл все чаще мечтал о собственном шоу. Эта мечта смогла воплотиться в реальность благодаря знакомству Майкла Флетли и продюсеров Джона МакКолган и Мойа Доэрти. Флетли изложил им свои идеи, которые пригодились во время проведения «Евровидения» в 94 году. Городом проведения был Дублин, и это подтолкнуло продюсеров пригласить Флетли с его шоу, когда в сценарии проведения образовался 7минутный антракт. Флетли специально для этого связался с танцорами, знакомыми по выступлениям на чемпионате, и в команде с ними создал совершенно феерическое шоу, известное нам как танец «Riverdance».

 

 

«Riverdance»

Ирландские танцы давно стали таким же символом Ирландии как трилистник клевера, лепреконы или кельтские песни. Бешеная энергетика ритмичной джиги покорила мир в 1994 году, когда на сцене Евровидения впервые появилось шоу "Riverdance", идейным вдохновителем которого стала Мойе Дохерти, продюсер канала RTE.

 

Тогда срочно стал необходим музыкальный номер, чтобы заполонить паузу между выступлениями конкурсантов. И два часа шоу в стиле фолк были подготовлены всего за три месяца.

 

Так, 30 апреля 1994 года миллионы зрителей, следящие за Евровидением в прямом эфире, впервые были потрясены захватывающей динамикой ирландского танца.

 

В ноябре 1994 года в Дублине началась продажа билетов на первое шоу Riverdance, которое было показано в Point Theatre 9 февраля 1995 года. Шоу шло в течение 5 недель, все билеты на него успешно раскупались.

 

С тех пор он начал триумфальное шествие по миру, а главные герои "Riverdance" – Майкл Флэтли и Джин Батлер стали настоящими звездами.

 

Так "Riverdance" из обычного номера превратился в профессиональный трехчасовой танцевальный спектакль, который с успехом до сих пор гастролирует по миру.

 

Для большей зрелищности традиционные ирландские мотивы были разбавлены балканским колоритом, изяществом русской классической танцевальной школы, мотивами фламенко, американскими степом и ирландской поп-музыкой.

Этот звездный состав принес "Riverdance" фантастический успех – пять недель полных залов и прайм-телеэфиров. Так на свет появилось не просто концертное шоу, а произошло рождение совершенного нового формата представлений – в одной программе объединились ирландский танец, вокал, современный степ и классический танец.

 

Майкл Флэтли покинув шоу, сообщил, что у него возникли творческие разногласия относительно проведения шоу в Лондоне с прочими участниками труппы. На роль солиста был приглашен танцор Колин Данн, который гастролировал с шоу вплоть до своего ухода из него в 1998 году. На 2017 год главный солист Патрик Мойлес.

 

Riverdance до сих пор выступает по всему миру, хотя и в сокращённом формате.


 

1.5 Описание сценического костюма ирландского танца

 

Еще полтора века назад сама формулировка вопроса, "В какой одежде танцевать ирландские танцы?" представилась бы странной - и речи не могло бы идти о каких-то особых костюмах для танцев: люди, в чем ходили, в том и танцевали. В особом варианте, девушки добавляли разноцветные ленты в волосы, надевали праздничные платья и шли танцевать, единственное, задевали за пояс подол длинной юбки, чтобы не упасть. Но, как мы видим, прошло много времени, и мода довольно таки изменилась. (приложение 5)

 

Костюм для танцев очень изменился по сравнению с традиционной одеждой. В XIX столетии мастера носили шляпы, кафтаны с раздвоенным хвостом, штаны длиной до колена, белые чулки и черные ботинки с серебряными застежками, похожие на сегодняшние hard shoes. После 1893 с возрождением ирландской культуры начались поиски традиционного ирландского костюма. Обычно для исполнения танца мужчины надевают килты и однотонные куртки. Как правило, одно плечо куртки покрывается специальным пледом. Под обувь одеваются гольфы. Была найдена клетчатая юбка в складку, так называемый килт, который стали носить мужчины. Сегодня мужчины танцоры носят как клетчатые юбки в складку, так и штаны.

 

Женщины в IX веке носили обычные крестьянские платья. После 1893 года типичный костюм состоял из закрытого плаща поверх белого платья с поясом. Альтернативой плащу стал платок. К 1930 длина плаща был подрезана, а платок был прямоугольным и прикалывался к одежде брошками или булавками. До 1980 часто носился также шнур вокруг талии, заканчивающийся кисточкой и опускавшийся к коленям. Танцовщицы также могли носить маленькое пальто или жилет.

 

Цвета на ранних костюмах были преимущественно: зеленый, белый и шафран; избегался красный из-за ассоциации с англичанами (приложение 6). На настоящий момент в использование вошли все цвета. Вышивка была относительно минимальна на костюмах в начале 1900. Узлы и непрерывные линии на костюме символизировали непрерывность века человеческого и жизни. Другое относительно недавнее новшество - использование серебряной и золотой нити в вышивке.

 

После того, как черные чулки были запрещены церковью, как слишком соблазнительные, танцовщицы начали носить белые носки, которые все еще одеваются сегодня, особенно на соревнованиях, где им противопоставляются черные ботинки. Однако постепенно получают популярность черные колготки, что, скорее всего, происходит из-за театральных представлений.

 

В 50-60 годы XX века среди танцоров кейли и музыкальных групп прокатилась мода на аранские свитера - с косами и переплетенными узорами. Аранские свитера - до сих пор прекрасные традиционные сувениры: красивое плетение, отличная шерсть. Более того, узоры разных семей и кланов были различными, чтобы в случае чего можно было опознать его носителя.

Разумеется, мода среди танцоров не продержалась долго - в таком свитере свариться проще простого, он ведь призван спасать рыбаков от непогоды в море, а никак не отражать дух Ирландии в танцах.

 

На данный момент мужчины надевают обычные классические темные брюки, рубашку любого цвета, жилетку и, кто хочет, галстук. Танцоры говорят, что такой переворот случился благодаря шоу "Ривердэнсу". Со временем стала приходить мода на красочные и сияющие наряды. Благодаря такой одежде танцоры выделяются среди общей массы. (приложение 7)

 

У женщин сначала платья были украшены узорами в пределах горловины, а шаль расшивали узорами только по углам. Потом на короткое время вошли в моду плащи с капюшонами. Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Сверху платья начали надевать коротенький пиджачок. Вскоре они тоже вышли с моды и стали надевать воротнички и манжеты на платье. Узоры, которые вы можете увидеть сейчас на одежде, появились в 20-е годы XX века, но они были очень скромными в сравнении с сегодняшними.

 

Обувь для ирландского танца делится на два вида: мягкая  и жёсткая. (приложение 8) Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется черная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений. В отличие от шотландских танцев, в ирландских эта обувь - женская. На уроках ирландского танца её вполне можно заменить балетками. Мужская мягкая обувь - кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.

 

 


 

Глава 2.  Лексический и музыкальный материал ирландского народного танца

 

       2.1 Музыкальный материал  ирландских танцев

Ирландская народная музыка включает в себя не только древние песни и мелодии гэлов, которые, без сомнения, составляют наше самое драгоценное наследие, но и англоирландские и английские деревенские баллады, и необычайно богатый стиль танцевальной музыки, который нельзя отнести только к ирландскооговорящей части Ирландии или только к той части, где в основном говорят на английском. 

 

Ирландские музыканты были известны повсюду в Европе ещё с XII века. Наиболее знаменитым ирландским музыкантом Нового времени был слепой арфист Турлаф O’Каролан (1670—1738), который сочинил около 200 композиций, в основном, для своих покровителей. Многие его сочинения были опубликованы в Дублине в 1720. Его музыку для арфы до сих пор исполняют во всем мире. Примерно в это же время был основан ежегодный народный фестиваль под названием Фейш, посвященный сохранению и поддержке искусства игры на флейте.

 

Ирландская народная музыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев, и в них огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии. Традиционная ирландская танцевальная музыка включает в себя рилы (музыкальный размер 4/4), джиги (наиболее распространён размер 6/8) и хорнпайпы. С начала XIX века в Ирландии популярна полька, привнесённая учителями танцев и вернувшимися из Европы солдатами. Сетовые танцы предположительно существуют с XVIII века. Позднее как вариант шотландского страспея в Ирландии появилась мазурка.

 

Бессчётные музыканты – трубачи, арфисты, волынщики в семнадцатом веке, дудочники и скрипачи в восемнадцатом веке – обеспечивали музыкальное сопровождение. Многие музыканты были слепыми или имели другие физические недостатки, а музыка предоставляла им возможность полноценной жизни.

 

В XX веке началось возрождение ирландской традиции; стали популярны аккордеон и концертина, стали проводиться соревнования по ирландскому степу и кейли, широко поддерживаемые образовательной системой и патриотическими организациями. Стал популярен шан-нос (ирл. sean-nós, «старый стиль»), стиль исполнения песен и танцев на старый манер.

 

 

На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

 

 

Благодаря широкой эмиграции ирландцев в США, ирландская музыка стала широко известна в Америке, и оттуда — по всему миру; побывавшие на гастролях музыканты, в свою очередь, вносили проамериканские изменения в свой стиль исполнения.

 

 

Из всей этой деятельности мы получили чрезвычайно богатое наследие танцевальной музыки. И хотя сейчас оно постоянно уменьшается с начала века, оно всё ещё содержит по меньшей мере 6000 оригинальных мелодий – джиги, рилы и хорнпайпы в изобилии, а также сотни мелодий для сетов и полусетов, полек и других танцев. За исключением около пары десятков, на которые исполняются специальные танцы, все эти мелодии имеют похожую структуру. Каждая состоит как минимум из двух мелодических частей по восемь тактов – не существует танцевальных тюнов, включающих только одну часть, а среди эйров таких очень мало. В подавляющем большинстве тюнов каждая часть состоит из двух фраз. Общим шаблоном является повторение первой фразы с небольшой модификацией.

 

Музыкальные инструменты – арфа, волынка, чантер, скрипка, флейта, вистл, мелодеон, концертина, аккордеон, губная гармошка, ламбег  и др.

 

 О народных песнях говорят, что это песни, автором которых является народ. Если бы кому-нибудь пришлось собирать коллекцию песен ирландского народа, он едва ли колебался бы, включать ли в эту коллекцию «Последнюю розу лета» (The Last Rose of Summer) и «Тихий О Мойл» (Silent O Moyle) из «Ирландских мелодий» Мура, патриотические песни вроде «Моя тёмная Розалин» (My Dark Rosaleen), «Память мёртвых» (The Memory of the Dead) и «Булаво»

 

 

 


 

2.2 Шаги в ирландских танцах

 

 Рисунок шагов ирландских танцев обычно индивидуален для каждой школы или учителя танцев. Эти шаги разрабатываются преподавателем для своих учеников, «промышленный шпионаж» в данном случае не приветствуется. Все танцы построены на одних и тех же базовых элементах, но каждый танец уникален, и преподаватели постоянно ставят новые танцы. По этой причине видеозапись на соревнованиях запрещена правилами An Coimisiún

 

Каждый шаг — это набор прыжков и движений ступнёй и всей ногой, комбинация повторяется в зеркальном отображении с левой и правой ноги. Танцы в жёсткой обуви включают клики (щелчки каблуками друг о друга в воздухе), треблы (два быстрых удара носком ботинка по полу), стампы (удар по полу полной стопой), прыжки и определённое количество сложных комбинаций ударов набойками на носке ботинка и каблуками.

 

            

        В комплексе движений ирландских танцев существуют три основных типа шагов: тройки (threes), семерки (sevens) и джиговые шаги (jig steps).

 

Тройки используются для того, чтобы танцевать на месте, двигаться вперед или назад.

 

Когда вы танцуете “тройки”, вы ступаете правой-левой-правой, левой-правой-левой (это две «тройки», т.е. два тройных шага – Прим. переводчика). При этом ваши ноги должны приземляться примерно на одном и том же участке пола (т.е. “тройка” - шаг на месте). Танцуя “ тройками ”, можете поднимать колени, если хотите придать ирландский колорит исполнению (к сожалению, там не уточнено, как и куда их поднимать).

Шаг “СЕМЕРКИ” предназначен для движения в стороны.

Чтобы танцевать “семерки”, двигаясь направо, надо выполнить следующее:

1) чтобы начать движение, вынесите правую ногу вперед (вес тела - на обеих ногах).

- поднимите ступню правой ноги к колену левой, при этом подпрыгните на левой ноге - это - «РАЗ».

2) прыгните на правую ногу, поставив ее немного впереди и правее – это «ДВА».

3) не вынося левую ногу вперед, поставьте ее накрест, за правой ногой, припрыгнув на левой - это «ТРИ» (“Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро” помните? Вот-вот, нечто на это похожее и надо делать – Прим. перев.).

4) передвиньте правую ногу (продолжая держать ее немного впереди) немного вправо, прыгните на правую ногу – это «ЧЕТЫРЕ».

5) «ПЯТЬ» «ШЕСТЬ» и «СЕМЬ» выглядят как движения «ТРИ»-«ЧЕТЫРЕ»-«ТРИ».

(В итоге в конце пути остается свободной правая нога. Получилось – поздравляем!).

 

Исполнение одной «семерки занимает по времени столько же, сколько две «тройки». Чтобы танцевать «семеркой» налево, выполняйте те же движения, поменяв в описании термины «левый-правый». При шаге «семерка» в какую сторону вы перемещаетесь, ту ногу и держите впереди. Назад ее ставить нельзя до окончания движения.

 

Обычно после «семерки» танцуют две «тройки», хотя может быть и движение джиговым шагом.

Известно несколько ДЖИГОВЫХ ШАГОВ, один из них – RISE AND GRIND (Точный перевод не известен - Прим. перев.). Для того, чтобы выполнить RISE AND GRIND «с правой ноги»:

1) перенеся вес тела на левую ногу, поднимите правую ногу.

2) прыгните на левой ноге

3) сделайте еще один прыжок на левой, при этом перенесите правую ногу назад, и 

4) поставьте правую ногу на землю, перенося на нее вес тела, одновременно поднимите левую ногу

5) прыгните на правой ноге

6) (7,8,9) Поочередно перенося вес, ступайте левой-правой-левой-правой.

Этот шаг занимает столько же времени, сколько две «тройки». Чтобы выполнить RISE AND GRIND «с левой», выполняйте те же движения, поменяв в описании термины «левый-правый».

 


 

2.3 Техника исполнения и эстетика ирландского танца

 

 Интерес к ирландскому танцу завязан, прежде всего, на необычной позе танцора. Танец исполняется на полупальцах (танцор приподнимает пятки и стоит на пальцах ног), верхняя часть туловища неподвижна, руки всегда опущены. Основной акцент делается на быстрой работе ног. Обучение этому виду танца - не менее захватывающее, чем его созерцание. Представь себе, каково научиться и уметь выписывать ажурные кельтские узоры ногами в удивительно скроенных ирландских «балетках»! Хореографическая подготовка на занятиях приветствуется, но не обязательна. Иногда «излишняя» подготовка даже мешает. Люди «балетные» в ирландском танце чувствуют себя не вполне комфортно, поскольку балет вырабатывает чрезмерную выворотность ног, то есть стопы (а также бедра) противоестественно разворачиваются в стороны, что ирландскому танцу не присуще: здесь ноги всегда скрещены. Поэтому преподаватели особенно трепетно относятся к тем, кто приходит в школу и с порога заявляет: «Я в жизни танцевать не пробовал! Научите меня!». «Легко!» - ответят вам педагоги. Они смогут сделать из тебя (при твоем активном участии, разумеется) настоящего ирландского танцора всего за несколько месяцев.

 

В плане физической нагрузки движения ирландских танцев – занятие тяжелое. Но при этом уроки построены таким образом, чтобы нагрузка эта распределялась равномерно: «от простого к сложному». В отличие от балетного класса, в зале для занятий ирландскими танцами нет станка, потому что урок строится по традиционной ирландской схеме: тренировка проходит посредине зала, никаких станков, никаких зеркал - зеркала отвлекают танцора от процесса обучения. Здесь ученик узнает о своих ошибках от преподавателя, а не от своего отражения. Урок начинается с 10-15 минутной разминки на основные группы мышц, затем отрабатываются танцевальные элементы. В основном нагрузка приходится на нижнюю часть ног: икроножные мышцы, ступни. Однако в качестве «побочного» эффекта поразительным образом накачивается пресс и улучшается осанка. Верхняя часть тела не движется: не крутится голова, плечи ровно, руки - по швам! Так что если тебе по душе выписывать бедрами восьмерки - лучше отправляйся на восточные танцы! В ирландском танце руки не используются - танцор стремится показать мастерство танцевания ногами, полное изящества движений. Шаги выполняются с точностью и еще раз точностью, но в то же время очень легко, без особого усилия, что дается, как и везде, постоянными тренировками. Попробуй просто так с первого раза ритмично выделывать умопомрачительной сложности элементы ногами и при этом неподвижной верхней частью туловища изображать вид, что ничего трудного для тебя в этом нет! Самое интересное, что уже после нескольких недель тренировок ноги становятся похожими на ноги древнегреческих атлетов: идеальные точеные икры и мышцы скульптур Микеланджело, который «отсекал все лишнее». Один только этот аргумент способен подвигнуть сильную половину человечества обуть ghillies и отправиться в танцевальный зал. А слабая половина пойдет вслед за сильной – чтобы выточить себе изумительные, очаровательные икры, которыми славятся танцовщицы ирландских.

                                                                 


 

  Заключение

 

Вот уже несколько столетий ирландские танцы привлекают к себе пристальное внимание. В наше время ирландским танцам можно научиться в любой стране, и при этом совсем не обязательно ехать для этого в Ирландию. Они поражают воображение своей энергичностью, динамичностью, экспрессивными движениями. Для того чтобы посмотреть на настоящие ирландские танцы со всех городов мира приезжало огромное количество людей. В последние два десятилетия на ирландские танцы обращают все более пристальное внимание не только за счет их исключительности, но и за счет тех шоу, которые устраиваются во многих странах. Те эмоции, которые танцоры вкладывали в танец, завораживали всех, кто смотрел ирландские танцы, и именно эмоции, которые вкладывались в танец, являлись традиционными для тех, кто его исполнял. В наше время многие страны мира открыли в своих городах школы ирландских танцев, и популярность их ширится с каждым днем.

 


 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!