Версии относительно позиций Боярской думы в день переворота.



Ø народ ворвался в Кремль и, захватив бояр, привел их на Лобное место.

Разрядные записи гласят: сигнал к мятежу подал окольничий Богдан Бельский. Он поднялся на Лобное место и «учал говорить в мир».

Как позволяют установить записки К. Буссова, на самом деле окольничий Богдан Бельский выходил к народу на Лобное место и, поцеловав крест, поклялся, что государь — «прирожденный сын царя Ивана Васильевича: он (Бельский) сам укрывал его на своей груди до сего дня». Но все это произошло три недели спустя, когда Лжедмитрий прибыл в Кремль. Следовательно, в Разрядных записках перепутана последовательность событий.

Ø К. Буссов писал, что царица Мария Григорьевна сама выслала на площадь бояр, сохранивших верность ее сыну. Чтобы пресечь агитацию посланцев «Дмитрия», бояре пригласили их в Кремль Þ толпа помешала попытке убрать Пушкина и Плещеева с площади.

Под конец к народу обратился оратор думы дьяк Афанасий Власов. Он просил толпу разойтись, указывал на то, что в государстве объявлен траур.

Последний толчок к восстанию - москвичи доставили на площадь двух прежних «воровских» гонцов, вызволенных ими из тюрьмы.

По словам Буссова, в письме к москвичам «Дмитрий» требовал ответить ему, куда они дели его предыдущих посланцев. В подлинной грамоте Лжедмитрия упоминания о гонцах нет. Очевидно, в памяти Буссова события сместились, и он стал приписывать освобождение гонцов воле Лжедмитрия.

В день восстания народ открыл тюрьмы, благодаря чему «наши поляки, взятые в плен во время боя под Новгородом-Северским и заключенные в оковы Борисом, избавились от темничных оков и даже оказали содействие народу против изменников».

Тюремных сидельцев стали освобождать еще до того, как Пушкин дочитал грамоту Лжедмитрия и собравшийся на площади народ взялся за оружие. Отсюда следует, что восстание в Москве началось с разгрома тюрем атаманом Андреем Корелой с донскими казаками.

Разгром тюрем позволил им достичь разом двух целей:

· пополнить войско за счёт освобождённых пленных;

· показать последствия годуновской тирании.

Пушкин, Плещеев, другие дворяне, перешедшие на сторону самозванца, сыграли немалую роль в московских событиях. Но подлинными героями восстания были все же не они, а «черные люди» — низы столицы и вольные донские казаки во главе с атаманом Андреем Корелой.

Московское население поднялось на Годуновых «миром».

Собравшаяся на Красной площади толпа разделилась надвое:

· «одни учали Годуновых дворы грабить»;

· «другие с миром (все вместе) пошли в город (Кремль), и от дворян с ними были, и государевы хоромы и царицыны пограбили».

Царица Мария, воспользовалась суматохой, в самом начале мятежа укрылась в безопасном месте. Федору Борисовичу, совещавшемуся с думой, помогли укрыться дворцовые служители. Низложенный царь и его семья подверглись аресту позднее дня восстания.

Дворцовая стража разбежалась, не оказав нападавшим никакого сопротивления. Толпа ворвалась в опустевший дворец и принялась яростно крушить «храмины» и уничтожать все, что попадалось под руку. Разгромив владения царской семьи, толпа напала на дворы, принадлежавшие боярам Годуновым. Люди «миром, все, народом грабили на Москве многие дворы боярские, и дворянские, и дьячьи, а Сабуровых и Вельяминовых всех грабили».

Движение сразу приобрело социальную окраску:

«…Весь город был объят бунтом; и дома, погреба, и канцелярии думных бояр, начиная с Годуновых, были преданы разгрому»; «московская чернь без сомнения сделала все возможное»; «толпа сделала что только могла и хотела: особенно досталось наиболее сильным мира, которые, правда, и были наиболее недостойными»; «более зажиточные подвергались истязанию, жалкая голь и нищета торжествовала»; с богатых срывали даже одежду.

Отличительные черты переворота 1605 года:

· в день восстания никого не убивали и не казнили;

· правительство не сделало никаких попыток к вооруженному подавлению мятежа.

Добравшись до винных погребов, люди разбивали бочки и черпали вино кто шапкой, кто башмаком, кто ладонью. После мятежа найдено около пятидесяти человек, упившихся до смерти.

Внезапно вспыхнув, восстание так же внезапно прекратилось после полудня того же дня.

С падением Годуновых закончилась целая полоса в политическом развитии Русского государства. Придя к власти, Годунов обещал, что будет править по справедливости, с пользой для всего народа, чтобы все его подданные пользовались изобилием и покоем «у всех равно». Однако трехлетний голод развеял в прах иллюзии, порожденные его обещаниями. Вслед за тяжким экономическим потрясением страна испытала ужасы гражданской войны Þ земская  династия окончательно утратила поддержку народа.


Глава 14
Бояре и самозванец

Восстание в Москве покончило с земской выборной династией Þ короткое междуцарствие. Дума не сразу приняла решение направить своих представителей к «царевичу». Никто из старших и наиболее влиятельных бояр не согласился ехать к нему на поклон.

Боярская дума вновь должна была согласиться на передачу трона неугодному для нее кандидату.

1605 г. - вопрос о престолонаследии перенесен из дворца на площадь; передача власти осложнена кровопролитной гражданской войной.

Борис Годунов Лжедмитрий
Придти к власти помогли народные манифестации на Новодевичьем поле. Пришел к власти благодаря восстаниям на южных границах и в столице.
Не смог добиться присяги от бояр после наречения на царство в Новодевичьем монастыр Пересилил бояр и заставил их явиться к нему в лагерь.

Члену Боярской думы Богдану Бельскому удалось запугать членов думы известием о наступлении армии Лжедмитрия на Москву.

С военной точки зрения наступление «вора» не представляло большой опасности: сдавшиеся под Кромами отряды деморализованы и не способны вести боевые действия в условиях гражданской войны Þ Лжедмитрий распустил многие из отрядов, оставшиеся силы подчинил П. Ф. Басманову.

Находясь в Туле, Отрепьев потребовал, чтобы Мстиславский и прочие бояре немедленно явились к нему в лагерь.

Дума постановила послать в Тулу:

· князя И. М. Воротынского,

· бояр и окольничих князя Н. Р. Трубецкого,

· князя А. А. Телятевского,

· Н. П. Шереметева,

· думного дьяка А. Власьева

· представителей других чинов — дворян, приказных и купцов.

Туда же отправились все Сабуровы и Вельяминовы, чтобы вымолить себе прощение Лжедмитрия.

3 июня 1605 г. - делегация Москвы выехала в Серпухов Þ П. Ф. Басманов занял Серпухов и не пустил родню Годуновых в Тулу.

На поклон к Отрепьеву в начале июня приехал атаман вольных казаков Смага Чертенский с Дона. Чтобы унизить посланцев Боярской думы, самозванец допустил к руке донцов раньше, чем бояр. «Царь» обратился к Чертенскому с милостивым словом, Воротынского с товарищами бранил последними словами. Боярина Телятевского избили, а затем едва живого отвезли в тюрьму.

События в Туле были последним отзвуком того периода самозванщины, когда поддержка восставшего народа и донцов имела для «вора» решающее значение.

Из Тулы Лжедмитрий выступил в Серпухов, где к нему явились:

· глава думы удельный князь Ф. И. Мстиславский;

· князь Д. И. Шуйский;

· стольники;

· стряпчие;

· дворяне;

· дьяки;

· столичные купцы.

Московские власти сделали все, чтобы облегчить соглашение с путивльским «вором». Бояре и московские чины дали пир Лжедмитрию. Пиры и приемы - не более чем декорация, скрывавшая от посторонних глаз переговоры между самозванцем и московскими чинами. Прибытие в Тулу главного дьяка А. Власьева и других приказных людей Þ управление текущими государственными делами начало переходить в руки самозванца.

Находясь в Туле, Лжедмитрий I известил страну о своем восшествии на престол.

11 июня 1605 г. - Лжедмитрий еще в Туле, но на своей грамоте пометил «Писана на Москве». Вместе с окружной грамотой самозванец разослал по городам текст присяги.

Самозванец повторил прием, к которому прибегли Борис Годунов, а затем его сын. Присяга на имя вдовы Грозного была еще одной попыткой самозванца мистифицировать страну.

Членам низложенной царской семьи удалось спастись в день восстания. Но вскоре их убежище было открыто, и тогда Боярская дума распорядилась заключить их под домашний арест. Московская знать пожелала посмертно лишить Бориса его царских почестей. Свежая могила Годунова в Архангельском соборе была раскопана, труп удален из церкви. Инициатива руководителей думы развязала руки Отрепьеву.

Царь «Дмитрий» отправил к москвичам князей Ф. И. Мстиславского и Д. И. Шуйского с поручением «лишить его врагов занимаемых ими мест, заключить в неволю Годуновых и иных, пока он не объявит дальнейшей своей воли, с тем чтобы истребить этих чудовищ, кровопийц и изменников…» Þ руководители думы фактически санкционировали расправу над царской семьей.

Завершив переговоры с Мстиславским, Лжедмитрий отправил в столицу особую боярскую комиссию. Прибыв в Москву, комиссия тотчас выполнила приказ о казни царской семьи.

Руководители казни - дворяне М. Молчанов и А. Шерефединов.

После казни боярин В. В. Голицын объявил «миру»:

Царица и царевич со страху «испиша зелья и помроша, царевна же едва оживе».

Новые власти сделали все, чтобы утвердить официальную версию смерти царя Федора и его матери - столичное население не поверило им.

Следуя версии о самоубийстве, бояре запретили традиционный погребальный обряд. Трупы отвезли в женский Варсонофьев монастырь на Сретенке, зарыли внутри монастырской ограды. В одну яму с ними было брошено и тело Бориса Годунова.

Имущество Годуновых, Сабуровых и Вельяминовых было отобрано в казну. Бояр Годуновых отправили в ссылку в Сибирь и в Нижнее Поволжье.

Самозванец не мог занять трон, не добившись покорности от Боярской думы и церковного руководства. Патриарх Иов не желал идти ни на какие соглашения со сторонниками Лжедмитрия Þ он сохранил верность Годуновым до последнего момента и потому должен был разделить их участь.

Боярин П. Ф. Басманов препроводил Иова в Успенский собор и там проклял его перед всем народом, назвав Иудой и виновником «предательств» Бориса по отношению к прирожденному государю Дмитрию. Стражники содрали с патриарха святительское платье и заточили в Успенский монастырь в Старице. Казнь низложенного царя и изгнание из Москвы патриарха расчистили самозванцу путь в столицу.

Пробыв в окрестностях Москвы три дня, Лжедмитрий постарался обеспечить себе безопасность в столице и выработать окончательное соглашение с думой.

Основа соглашения между самозванцем и думой: Лжедмитрий обязался пожаловать бояр и окольничих их «прежними отчинами».

Страну захлестнули слухи о чудесном спасении Бориса. Толковали, будто Годунов жив, а вместо него в могилу положили его двойника. Толки о спасении Бориса не слишком беспокоили Лжедмитрия, его тревожила опасность разоблачения.

Опасность разоблачения угрожала Отрепьеву уже в Путивле. Там самозванец столкнулся лицом к лицу с некоторыми дворянами, хорошо его знавшими.

Дворянин Безобразов узнал в путивльском «воре» товарища детских игр. Он не помышлял о раскрытии обмана и сделал превосходную карьеру при дворе Лжедмитрия.

В столице после переворота преобладала атмосфера общей экзальтации по поводу обретения истинного государя. Однако ничто не могло заглушить убийственную для Лжедмитрия молву: кто-то «вызнал» в царе беглого чудовского дьякона. Отрепьев понимал, что в думе и среди столичных дворян у него больше врагов, чем сторонников. Опасаясь попасть в западню, он три дня стоял у ворот Москвы.

20 июня 1605 г. - самозванец вступил в Москву. Чтобы предотвратить возможное покушение, кругом царя ехало несколько тысяч поляков и казаков. Строй московских дворян и ратников был распущен, едва кортеж стал приближаться к Кремлю.

При появлении самозванца толпа потрясала воздух криками: «Дай господи, государь, тебе здоровья!» На Красной площади подле Лобного места Лжедмитрия встретило все высшее московское духовенство. Архиереи отслужили молебен посреди площади и благословили самозванца иконой.

Никаких речей при встрече Лжедмитрия сказано не было. Лишь в Архангельском соборе Отрепьев произнес: «что отец его — царь Иоанн, а брат его — царь Федор!».

Толпа на Красной площади не желала расходиться. Самозванец выслал на площадь Б. Я. Бельского, который призвал народ служить верой и правдой своему прирожденному государю. Москвичи встретили его слова криками одобрения. Опасаясь за свою жизнь, самозванец немедленно сменил всю кремлевскую стражу.

Вскоре Отрепьев приступил к исполнению своих обязанностей в качестве властителя Кремля. В первую очередь он поспешил сменить высшее церковное руководство - решил поставить во главе церкви грека Игнатия. Игнатий был первым из церковных иерархов, кто предал Годуновых и признал путивльского «вора». В награду за это Лжедмитрий сделал его патриархом.

Поставив во главе церкви своего «угодника», Лжедмитрий занялся Боярской думой. Наибольшим влиянием в думе пользовались князь Василий Шуйский и его братья. На их головы и обрушился удар. Получив донос от П. Ф. Басманова, Лжедмитрий приказал без промедления арестовать трех братьев Шуйских. Шуйским предъявили обвинение в государственной измене. Однако официальная версия их дела заключала в себе слишком много неясного.

4 июля 1605 года - Шуйский назвал «Дмитрия» врагом и разрушителем истинной православной веры, орудием в руках поляков, за что и подвергся наказанию.

Автор Версия
Я. Маржарет Шуйского обвинили в преступном «оскорблении величества».
Командиры польского наемного войска С. Борша и Я. Вислоух Шуйские вовлекли в заговор десять тысяч детей боярских и условились перебить и сжечь поляков вместе с занятыми ими дворами. Заговорщики намеревались ночью поджечь город и напасть на «царя» и поляков.

Лжедмитрий распорядился привлечь к суду вместе с Шуйскими лишь несколько второстепенных лиц: Петра Тургенева, Федора Калачника и др. Для устрашения Отрепьев велел предать названных людей публичной казни.

30 июня 1605 г. - казнь Шуйских.

Василий Шуйский был единственным из начальных бояр, отказавшимся подчиниться приказу Лжедмитрия и не явившимся в Серпухов. Самозванец боялся, что князь Василий предъявит претензии на трон.

Следуя традиции, Лжедмитрий объявил о созыве собора для суда над великим боярином. С обвинениями против Шуйских на соборе выступил он сам. Царь утверждал, что имеет неоспоримые доказательства заговора Шуйских, а потому никакого разбирательства с допросом свидетелей и других формальностей на соборном суде не было.

Собор осудил Василия Шуйского на смерть, а его братьев приговорил к пожизненному тюремному заключению. Лжедмитрий спешил с казнью и назначил ее на следующий день. По существу, самозванец ввел в столице осадное положение - были приняты меры против возможных волнений.

Выехав на середину площади, Басманов прочел приговор думы и собора. Палач сорвал с осужденного одежду и подвел его к плахе, в которую был воткнут топор. Стоя подле плахи, князь Василий с плачем молил о пощаде. Народ выражал явное недовольство. С казнью медлили. Дело кончилось тем, что казнь остановил один из телохранителей царя, прискакавший из Кремля на площадь, дьяк огласил указ о помиловании.

Причины помилования Василия Шуйского: «Царь даровал ему жизнь по ходатайству некоторых сенаторов». Отмена казни Шуйского явилась первым успехом думы.

Годуновы и Шуйские были разгромлены и удалены из столицы. Думу пополнили «воровские» бояре, получившие чин в Путивле, а также опальные бояре и дворяне. Обновив состав Боярской думы, Лжедмитрий добился послушания бояр и стал готовиться к коронации.

Самозванец пожелал дождаться возвращения в Москву иноки Марфы, в миру — Марии Нагой. Признание со стороны мнимой матери должно было покончить с колебаниями тех, кто все еще сомневался в его царском происхождении.

В середине июля Марфу Нагую привезли в село Тайнинское.

17 июля 1605 г. - Лжедмитрий выехал в Тайнинское под охраной отряда польских наемников. Место встречи - поле у села Тайнинского. Устроители комедии заблаговременно собрали многочисленную толпу народа. Обливаясь слезами, вдова Грозного и беглый монах обняли друг друга.

18 июля 1605 г. - Марфа Нагая прибыла в Москву. Отслужив службу в Успенском соборе, мать с «сыном» роздали нищим милостыню и скрылись во дворце.

21 июня 1605 г. - коронация Отрепьева. В соборе подле алтаря Отрепьев повторил затверженную речь о своем чудесном спасении. Патриарх Игнатий надел на голову самозванца венец Ивана Грозного, бояре поднесли скипетр и державу.

Отрепьев приказал короновать себя дважды:

· в Успенском соборе;

· у гроба «предков» в Архангельском соборе.

Облобызав надгробия всех великих князей, самозванец вышел в придел, где находились могилы Ивана IV и Федора. Там архиепископ Архангельского собора Арсений возложил на голову Лжедмитрия шапку Мономаха.

Коронация Лжедмитрия не могла быть осуществлена без согласия Боярской думы.

Главное требование бояр: новый государь как можно скорее вернулся к традиционным методам управления страной.

Главная помеха на пути к этому - повстанческие отряды и наемные роты, приведенные самозванцем в Москву. Отрепьев долго не решался расстаться со своей наемной гвардией.

Иноземные наемные войска не раз проявляли свою ненадежность в критической обстановке. Солдаты грозили «царьку» расправой, когда он не мог заплатить им заслуженные деньги.

Будучи во Львове, «рыцари» Лжедмитрия не щадили подданных своего короля, чинили грабежи и насилия. Вступив в Москву в качестве победителей, они обращались с москвичами совершенно так же.

Дух возмущения продолжал витать над столицей. Негодование населения достигло критической точки.

Московские власти арестовали шляхтича Липского. Суд вынес решение подвергнуть шляхтича торговой казни: виновного вывели на улицу и стали бить батогами. Наемники бросились на выручку своему товарищу, пустив в ход оружие. Толпа москвичей устремилась на помощь приставам. Хорошо вооруженные наемники поначалу без труда потеснили толпу, но затем им пришлось отступить в свои казармы на Посольском дворе.

Весть о кровопролитии подняла на ноги всю Москву. Лжедмитрий знал, как трудно справиться с разбушевавшейся народной стихией. Москвичи считали «Дмитрия» своим добрым царем, ему нельзя было не учитывать народные настроения.

По всей Москве был оглашен царский указ о наказании шляхтичей: государь объявил, что пришлет к Посольскому двору пушки и снесет двор со всеми наемниками, если те окажут сопротивление.

Главная цель Отрепьева: удержать москвичей от штурма Посольского двора и предотвратить восстание в столице. Он достиг своей цели.

Самозванец вел двойную игру: успокоив народ, он тут же заверил наемников, что им не будет сделано ничего дурного. В течение суток их держали под стражей в тюремной башне, а затем освободили втайне от народа.

Июль 1605 г. - роспуск иностранных наемных рот. Самозванец щедро вознаградил гусар и жолнеров, и большинство сразу же покинули страну.

Одновременно с иноземцами Отрепьев велел рассчитать находившиеся в Москве отряды вольных казаков. По словам очевидцев, все казаки были щедро одарены и распущены, но даже награды не могли заглушить их ропот. Отрепьев не захотел расстаться лишь с верным Корелой. Он осыпал его милостями. Корела невысоко ценил доставшиеся на его долю почести: он без счета тратил в кабаках полученные от казны деньги и в конце концов спился. Другой вождь казацкого войска — Постник Лунев принял пострижение и удалился на покой в Соловецкий монастырь.

С роспуском казачьих отрядов вооруженные силы, организовавшиеся в ходе массовых антиправительственных восстаний на юго-западных и южных окраинах Русского государства, были окончательно расформированы.


 

Глава 15
Правление Лжедмитрия

Отрепьев не решался внести какие-то изменения в сложный механизм управления государством.

Высший орган в государстве - Боярская дума (Сенат). Реформа «сената» свелась к учреждению должности мечника (придворный, носивший царский меч) по польскому образцу. Самозванец пожаловал чин мечника двадцатилетнему князю Михаилу Скопину-Шуйскому.

С Лжедмитрием в Кремле водворилась путивльская «воровская» дума, которая постепенно слилась с московской Боярской думой. Отрепьев не осмелился дать думные чины своим ближайшим советникам: двум братьям Бучинским, Слонскому и др, так как в глазах московитов они были иноверцами и еретиками.

Переворот в Москве выдвинул на авансцену Богдана Бельского. Он выделялся как своими годами, так и огромным политическим опытом. Бельский рассчитывал стать правителем при «Дмитрии». Он как нельзя лучше подходил на роль правителя при ненавистном боярам «воре». При воцарении Федора Ивановича Бельский пытался возродить в государстве опричные порядки, но потерпел полную неудачу. Помилование Шуйского было для него политической катастрофой. Богдан Бельский назначен вторым воеводой в Новгород Великий  Þ единственный человек, способный обуздать «боярское своеволие», навсегда покинул двор Лжедмитрия.

После коронации Лжедмитрия многочисленная Боярская дума окончательно вступила в свои права. Старые бояре вынуждены были терпеть подле себя путивльских «воровских» бояр, худородных дворян и любимцев Отрепьева.

По замыслам Отрепьева Нагие должны были помочь ему привязать знать к новой династии - государь явно переусердствовал в стремлении утвердить свое родство с Нагими. Он посадил их в думе выше Голицыных, Шереметевых, Куракиных, Татевых, Лыковых. Возвышение Нагих пришлось не по нраву княжатам, в жилах которых текла кровь рюриковичей и гедиминовичей.

Назвавшись сыном Грозного, Отрепьев невольно воскресил тень опричнины. Но время опричных кровопролитий навсегда миновало, и Отрепьев достаточно четко улавливал настроения народа, уставшего от гражданской войны. Приспособляемость - главная черта Отрепьева как политического деятеля.

Основная задача Отрепьева, поглощавшая все его силы и способности - усидеть на незаконно занятом троне. Лжедмитрий понял, что он не сможет удержать корону при тираническом образе правления, поэтому выработал своего рода политическую доктрину.

Возвращение Шуйских в Москву - символ окончательного примирения между «законным» государем и знатью. Князья Шуйские получили назад все конфискованные вотчины и имущество и вновь заняли самое высокое положение в думе.

Отрепьев с усердием исполнял роль государя кроткого и милосердного:

· Сабуровы и Вельяминовы возвращены на службу.

· Годуновы прощены и назначены воеводами в Тюмень, Устюг и Свияжск.

· Боярин А. А. Телятевский послан воеводой в Чернигов.

· Боярин М. Катырев стал управлять Новгородом Великим, Б. Я. Бельский - в его подчинении.

Лжедмитрий старался снискать в народе славу справедливого государя. Он объявил о том, что намерен водворить в своем государстве правопорядок, запретил взятки в приказах (изобличенных в мошенничестве приказных били палками на торгу).

Манифесты Лжедмитрия способствовали формированию в народе образа «доброго царя». По всей столице было объявлено, что великий государь и самодержец будет два раза в неделю — по средам и субботам — принимать жалобы у населения на Красном крыльце в Кремле, чтобы все обиженные могли без всякой волокиты добиться справедливости.

В первые же месяцы своего царствования Лжедмитрий уразумел, что его власть лишь тогда будет прочной, когда он заручится поддержкой всего дворянства. Стремясь укрепить свою опору, государь готовился провести генеральный смотр дворян, с тем чтобы наделить их денежным жалованьем и поместьями. Таким путем он желал «всю землю прельстить», и «всем дворянам милость показать», и «любимым быть».

Лжедмитрий сознавал, что России необходим единый кодекс законов. Был составлен Сводный судебник, в основу которого положены:

· Судебник Ивана IV, включавший закон о крестьянском выходе в Юрьев день.

· указы царя Бориса о частичном восстановлении выхода в 1601–1602 годах, но в нем не было закона об отмене Юрьева дня, определившего судьбу крестьян.

В. И. Корецкий заключил, что Лжедмитрий готовился освободить крестьян от крепостной неволи.

Сводный судебник не получил официального утверждения.

1597 г. - власти издали закон о пятилетнем сроке сыска беглых, законодательно оформивший крепостное право. Этот закон не только включили в текст Сводного судебника, но и руководствовались им при разработке нового закона о крестьянах.

1 февраля 1606 г. – утверждение нового закона о крестьянах. Закон закреплял беглых крестьян за новыми владельцами, «хто его (бежавшего от нужды крестьянина) голодное время прокормил».

Экономическое положение страны при Лжедмитрии улучшилось. На рынках вновь появился дешевый хлеб. Но финансовая система по-прежнему отличалась неустойчивостью. Разоренное население не могло исправно платить налоги. Образовались большие недоимки. Трудности неизбежно отразились на податной политике Лжедмитрия. В своих манифестах «добрый» царь выступал как радетель народного блага, защитник народа. Однако, подати оставались столь же обременительными, как и прежде.

Май 1606 г. - сбор налогов в казну завершился, «Дмитрий стал тяжел подданным в податях».

Политика Лжедмитрия в отношении низших неподатных слоев населения имела свои особенности.

7 января 1606 г. - утверждён приговор о холопах. Закон категорически запрещал писать кабалы на имя двух владельцев сразу и предписывал освободить кабальных, ставших жертвами подобного рода злоупотреблений.

Закон о холопах интересен в двух отношениях:

Ø Отрепьев сам служил в холопах у бояр и, может быть, поэтому проявлял о них заботу, стараясь оградить от самых вопиющих злоупотреблений.

Ø Закон имел в виду все разряды холопов, но в первую очередь боевых холопов. Боевые холопы были единственной группой феодально зависимого населения, которая располагала оружием, имела боевой опыт и составляла неотъемлемую часть вооруженных сил страны. Новый закон был своего рода наградой за службу. Из-за последовавшей вскоре смерти самозванца закон о холопах не был претворен в жизнь.

В период борьбы с Годуновым «воровские» бояре в Путивле и бояре-заговорщики под Кромами согласились принять «Дмитрия» на трон как самодержца. Фактически самозванец получил власть из рук восставшего народа.

События, способствовавшие усилению власти нового царя:

· выступления вольных казаков и населения южных городов;

· мятеж в армии;

· переворот в столице;

· суд над боярским руководством в лице Шуйских.

Стремясь закрепить успех, Лжедмитрий принял императорский титул. Так мелкий галицкий дворянин Юрий Отрепьев, принявший имя Дмитрия, стал первым в русской истории императором.

«Дмитрий» ежедневно заседал со своими сенаторами в думе. Отрепьев обладал редкими способностями, а также и склонностью ко всякого рода лицедейству. Надо думать, он тщательно готовился к экспромтам, которые поражали двор. Буссов утверждал, будто экспромтом «Дмитрий» мог найти лучшее решение, чем его советники (бояре) после многих часов обсуждения.

Сколь бы успешно не исполнял свою роль Лжедмитрий, его отношения с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами.

Несмотря на все усилия, Отрепьеву не удалось разрушить традиции, которые связывали его с боярским кругом подобно паутине.

На первых порах самозванец пытался упразднить неудобные для него дворцовые порядки:

· запретил непрестанно кропить себя святой водой при каждом выходе из дворца;

· запросто беседовал с боярами;

· заходил без слуг и телохранителей в ювелирные лавки, в аптеки и другие места.

В думе двадцатичетырехлетний царь не прочь был поучить или высмеять своих сенаторов, которые годились ему в отцы либо в деды. Он то и дело укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы кое-чему научиться там.

Зимой царь выдумал себе новое развлечение. Он велел выстроить снежную крепость в селе Вяземы в окрестностях Москвы и устроил своего рода военные маневры, в которых снежки заменяли ядра и пули. Самозванец велел своим боярам оборонять снежный вал и сам вместе с телохранителями-немцами возглавил приступ. Потеха закончилась победой царя и его телохранителей. В разгар забавы преданные Лжедмитрию люди настойчиво советовали царю прекратить потеху, потому что дело может кончиться кровопролитием. Отрепьев последовал совету и немедленно покинул Вяземы в окружении стражи.

Сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, он вынужден был подчиняться вековым порядкам Русского государства и считаться с авторитетом Боярской Думы.

Заняв московский трон, Лжедмитрий пытался выполнить свои обещания польскому королю, записанные в «кондициях». Он приказал готовить войска для похода против шведов. Бояре воспротивились, не желая допустить нарушения «вечного мира» со Швецией Þ самозванец подчинился их воле.

Отрепьев обещал Сигизмунду III насадить католицизм в России. В думе обсуждался вопрос, разрешить ли полякам построить в Москве костел. После долгих проволочек разрешили устроить костел в доме у церкви «Сретенья на переходех» близ дворца.

Поначалу бояре не смели открыто перечить самодержцу. Но со временем они пригляделись к самозванцу, изучили его слабости и страстишки и перестали церемониться с ним. Привычка лгать стала его второй натурой. Но ложь слишком часто всплывала на поверхность, и это приводило к неприятным эксцессам в думе.

Боярская дума удерживала в своих руках все нити управления государством и сплошь и рядом навязывала свою волю царю.

Будучи в Польше, Отрепьев усвоил привычку жить в долг. Оказавшись в Кремле, он вел денежные дела с прежним легкомыслием. Царь был таким охотником до покупок, что приобретал любые драгоценности, которые попадались ему на глаза. Когда у самозванца кончились деньги, он стал рассчитываться с торговцами векселями. Казенный приказ отказывался оплачивать бесчисленные царские векселя. Счастливые обладатели долговых расписок на тысячные суммы не могли получить от казны ни рубля и под конец узнавали, что царь якобы сам аннулировал свои векселя.

Отрепьев шел к власти напролом, не останавливаясь перед убийствами и казнями. Если в Москве самозванец надел маску милостивого монарха, то причина была одна - он не имел сил и средств для сокрушения своевольного боярства.

Страх перед могущественной знатью обуревал мнимого сына Грозного. Отрепьев достаточно хорошо знал людей, чтобы не догадываться об истинном отношении к нему отцов церкви и бояр. Иногда ему казалось, что терпение последних вот-вот истощится и они положат конец затянувшейся комедии.

В страхе перед боярской крамолой Лжедмитрий решается выехать из России. Начальник личной стражи самозванца Яков Маржарет, посвященный в его тайные планы, писал с полной определенностью:

«Он (царь) решился и отдал уже своему секретарю приказание готовиться к тому, чтобы в августе минувшего 1606 года отплыть с английскими кораблями» из России.

Предлог к отъезду: желание посмотреть Францию. В действительности самозванец думал о спасении собственной жизни.

Заняв трон, Лжедмитрий объявил себя непобедимым императором и дал понять, что намерен превратить Россию в военную империю. Воинственные планы был определенный расчет - Лжедмитрий надеялся упрочить свой шаткий трон.

На южных границах шла необъявленная война с азовскими татарами.

Конец 1605 г. - казаки достигли крупного успеха в этой войне Þ захвачен в плен азовский вождь Досмагмет и привезён в Москву.

Победа донцов окрылила Лжедмитрия. Его давно манила перспектива решительного наступления на турок и татар. Тайный католик не раз обращался в Ватикан с призывом создать коалицию против турок, в которую бы вошли:

· Габсбургская империя,

· Испания,

· Речь Посполитая,

· Русь.

Момент был не слишком удачен, и папа римский ответил:

«Пускай царь первый выступит на арену, пусть он увлечет за собой Европу и покроет себя бессмертной славой».

Сигизмунд III подталкивал Лжедмитрия к войне с турками, но при этом не желал связывать себя союзническими обязательствами.

1606 г. - в Москве стало известно, что король отказался присоединиться к антитурецкой коалиции. Оставшись без союзников в Европе, Лжедмитрий не отказался от своих воинственных планов.

Некогда Иван Грозный сокрушил ордынские владения на нижней Волге. Лжедмитрий решил продолжить его дело и нанести удар по Азову. Опорная база азовского похода - крепость Елец. С разных концов страны к Ельцу шли отряды ратных людей. Война с турками из-за Азова вновь привела бы под знамена Лжедмитрия вольных донских казаков.

С тех пор как Отрепьев водворился в Кремле, он говорил о своих замыслах лишь в тайных и сугубо доверительных беседах с немногими советниками.

Самозванец не раз выражал намерение послать русских людей в страны Западной Европы для получения образования. При царе Борисе первые русские студенты были отправлены в Англию, Францию, Германию. Самозванец не осмелился последовать примеру Годунова и не выполнил своих намерений.

Получив власть благодаря народному восстанию, Лжедмитрий оставил в неприкосновенности традиционные порядки. Проникшись недоверием к подданным, самозванец искал сочувствия у окружающих его иноземцев, отводил душу в беседах с иезуитами, уповая на их преданность. Между тем для иезуитов «Дмитрий» был не более чем пешкой в их собственной игре.

Проекты самозванца были подчинены четким политическим целям - он мечтал о том времени, когда он сможет сместить с высших государственных постов бояр и передать эти посты иностранцам.

Самозванец выказывал страсть к воинским потехам и играм, часто проводил артиллерийские учения, сам любил палить из пушек. По его приказу была построена потешная крепость из повозок — «гуляй-город». Русские прозвали крепость «адом». Нередко «ад» устанавливали на льду Москвы-реки под стенами Кремля. Русские дворяне обороняли «гуляй-город», а польская рота брала ее приступом. Отрепьев наблюдал за маневрами из окон кремлевского дворца.

Отрепьев не любил ездить в карете и предпочитал выезжать верхом.

Лжедмитрий стал нетерпелив и высокомерен. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил высокие меховые шапки и сапоги на огромных каблуках.

Государь, всегда умеренный в питье, даже в дни свадебных пиров «никогда не выпил лишнего».

Отрепьев был склонен к щегольству. Пируя, он не раз покидал залу, чтобы переменить платье.

В Кремле Отрепьев выстроил себе просторный дворец, возвышавшийся над крепостными стенами. Из окон он мог обозревать столицу.

Лжедмитрий любил поохотиться в поле на лисиц и волков, любил медвежьи потехи.

Дневные потехи сменялись ночными. В компании с Басмановым и Михаилом Молчановым он предавался безудержному разврату. Женщин приводили под покровом ночи, и они исчезали в неведомых лабиринтах дворца. Лжедмитрий вел весьма распутную жизнь. Он бесповоротно загубил свою репутацию, надругавшись над несчастной Ксенией Годуновой. Вместе с другими трофеями царевна стала его добычей.

Царь Борис нежно любил дочь и позаботился о ее воспитании. Подле стройной царевны Отрепьев казался маленьким уродцем. Нетрудно представить, какие чувства питала Ксения к человеку, который свел в могилу ее отца, убил мать и брата.

Глава 16
Боярский заговор

Отрепьев не из числа тех, кто унёс в могилу тайну своего происхождения. Его истинное имя стало известно почти сразу после того, как он принял имя Дмитрия. Минутная неуверенность властей рассеялась, едва столичный двор увидел Отрепьева вблизи, так как многие знали его семью.

Лжедмитрий постарался рассеять подозрения насчет родства с Отрепьевыми. Воцарение Юрия обернулось большой бедой для всех его родных и близких:

· мнимый дядя Нагой возведён в конюшие;

· родной дядя - Смирной Отрепьев – сослан в Сибирь;

· родная мама жила в нужде в Галиче.

Самозванец тщетно пытался порвать нити, связывающие его с прошлым. Отрепьеву приходилось придумывать всевозможные уловки, чтобы вновь доказывать свое «истинное царское» происхождение. Одна из таких уловок и погубила его.

Благословение мнимой матери царицы Марфы помогло Лжедмитрию овладеть умами, но ненадолго. Толки о самозванстве возобновились Þ царь задумал устроить новую инсценировку - доказать народу, что в Угличе погиб не царевич, а некий поповский сын. Отрепьев распорядился разорить могилу царевича Дмитрия в Угличе, труп ребенка удалить из церкви. Его намерения оскорбили Марфу Нагую. Она обратилась за помощью к боярам. Бояре поспешили отговорить Лжедмитрия от задуманного им дела, разумеется не бескорыстно. Они сдернули с лица Марфы маску любящей матери и сделали ее орудием своих интриг. Вдова Грозного помогла заговорщикам установить контакт с польским двором.

Марфа Нагая через Петра Петрея подала королю весть о самозванстве царя. Петрей рассказал Сигизмунду, что Лжедмитрий «не тот, за кого себя выдает», и привел факты, доказывавшие самозванство царя.

Начало декабря 1605 г. – встреча Петрея с Сигизмундом III.

Вскоре в Краков прибыл царский гонец Иван Безобразов. От имени своего государя он испросил у Сигизмунда III «опасную» грамоту на проезд в Польшу московских великих послов. Грамота была вскоре изготовлена, но в ней был пропущен императорский титул «Дмитрия» Þ гонец отказался ее принять. Перед отъездом московит дал знать королю, что имеет особое поручение к нему от бояр Шуйских и Голицыных. Устами Безобразова московские вельможи извещали короля о намерении избавиться от обманщика и предлагали царский трон сыну Сигизмунда Владиславу. Гонец укорял короля в том, что тот дал Москве в цари человека легкомысленного, жаловался на жестокость Лжедмитрия, его распутство и пристрастие к роскоши. Под конец заключил, что обманщик не достоин Московского царства.

Конец XVI — начало XVII века - в Москве и Кракове широко обсуждались проекты династической унии между Россией и Речью Посполитой.

1606 г. - возникла реальная перспектива детронизации Сигизмунда III. Магнаты и шляхта готовились выступить против его власти. В Польше ходили слухи, что «Дмитрий» готов поддержать польскую оппозицию, выделив крупные суммы денег либо послав в Польшу войско с одним из бояр Шуйских во главе. Бояре постарались убедить Сигизмунда в том, что Лжедмитрий намерен отобрать у него польскую корону.

Сигизмунд III требовал от Лжедмитрия выполнения секретного договора о территориальных уступках. Когда об этом узнали в Москве, Отрепьев использовал первый повод, чтобы отвести от себя подозрения. Лжедмитрий объяснил мотивы своих чрезмерных домогательств:

«Пронесся слух, что я обещал уступить несколько областей польскому королю. Крайне необходимо категорически опровергнуть это. Вот почему я настаиваю на моих титулах».

Клубок интриг запутался окончательно. Отрепьев не мог отдать королю русские земли, но не мог и отказаться от выполнения секретного договора с ним.

Опасность вооруженного выступления оппозиции против короля приобретала все более реальный характер.

Март 1606 г. - польские власти открыто обвинили вождей оппозиции в сговоре с внешними силами. Канцлер уведомил сейм, что враги короля предлагали царю «Дмитрию» польскую корону.

Польские мятежники рассчитывали использовать помощь царя, чтобы лишить трона Сигизмунда III, а московские бояре-заговорщики искали соглашения с королем, чтобы свергнуть самозванца.

Душою заговора были:

· князья Василий, Дмитрий и Иван Шуйские,

· бояре братья Голицыны,

· Михаил Скопин,

· Борис Татев,

· Михаил Татищев,

· окольничий Иван Крюк Колычев,

· дети боярские Валуев и Воейков,

· московские купцы Мыльниковы,

· Иван Безобразов (друг детства) и др.

Попытки развернуть агитацию против царя в народе могли привести к разоблачению заговорщиков. Поэтому они предпочитали иные средства.

В первых покушениях на жизнь Отрепьева участвовали чудовские монахи. С ними он столкнулся еще в Путивле, затем всё повторилось в Москве. Один чудовский инок смущал народ, заявляя во всеуслышание, что на троне сидит беглый чернец Григорий, которого он сам учил грамоте Þ арестован, подвержен  допросу Þ утоплен.

Версия из польских источников: один из злоумышленников признался на пытке, что намеревался извести царя ядом.

Сентябрь 1605 г. - дознание о покушении на жизнь царя.

Начало 1606 г. - шведские дипломаты получили из Москвы ложное известие о смерти царя.

Январь 1606 г. - по Москве распространился слух о новом покушении на жизнь государя. Неизвестные прошли через все стрелецкие караулы и подобрались к царской спальне. Удалось схватить трех человек, но они ни в чем не признались Þ казнены.

Вскоре аресту подвергся дьяк Андрей Шерефединов. Утверждают, что дьяк, подкупленный Василием Шуйским, готовил убийство царя Þ отправлен в ссылку за отсутствием улик.

Противники самозванца опасались разоблачения. Некоторые из руководителей Боярской думы сами участвовали в заговоре Þ сыскное ведомство парализовано.

Лжедмитрий доверил охрану своей особы стрельцам, поставив во главе Стрелецкого приказа П. Ф. Басманова. Множившиеся слухи о боярском заговоре побудили царя усилить меры безопасности. Лжедмитрий вверил охрану царского дворца страже, составленной из наемных иноземных солдат. Царь велел конфисковать несколько дворов на Арбате и в Чертолье у самых стен Кремля и поселил в них наемную гвардию. Иноземная стража охраняла внутренние покои дворца и сопровождала государя повсюду, куда бы он ни поехал.

Когда события приняли опасный оборот, он вспомнил о нареченной невесте Марине Мнишек и ее отце Юрии.

Отправленный в Самбор Ян Бучинский собственноручно составил смету «свадебных» расходов:

· свыше ста тысяч злотых на уплату неотложных долгов Мнишека;

· сто тысяч на приданое невесте;

· по сто злотых задатка каждому приятелю;

· по пятьдесят — гайдукам и пр.

Бывший главнокомандующий самозванца Ю. Мнишек должен был навербовать и привести в Москву наемное войско, без которого царю трудно было усидеть на троне.

Сигизмунд III тщетно старался добиться от Лжедмитрия выполнения тайного договора. Царь отказался передать Польше Чернигово-Северскую землю и Смоленск, хотя и обещал некую денежную компенсацию. Он не выполнил и другое следующее обещание: не помог королю в войне со Швецией. Последний пункт «кондиций» заключал обязательство «царевича» жениться на подданной короля Þ Отрепьев согласился исполнить его.

Чем затруднительнее становилось положение самозванца, тем больше нетерпения проявлял он в переговорах с будущим тестем.

Боярская дума и православное духовенство и слышать не желали о браке их царя с католической «девкой». Мнишек была во всех отношениях незавидной партией.

Отрепьев полностью отстранил бояр и князей церкви от брачных переговоров. Он сделал своим сватом дьяка Афанасия Власьева. Московское посольство доставило в Польшу поистине царские подарки как для невесты, так и для её отца.

Ноябрь 1605 г. - польская знать праздновала помолвку царя с Мнишек. Особу царя представлял дьяк Афанасий Власьев. Церемония прошла не гладко. Стоя у католического алтаря, Власьев без всякого воодушевления произнес приветственную речь жениха. На вопрос, не давал ли царь обещания другой женщине, дьяк заявил: «А мне как знать: о том мне ничего не наказано!» Своей выходкой дьяк выразил неодобрение затеи государя.

Юрий Мнишек слал будущему зятю письма с докучливыми просьбами насчет денег и погашения всевозможных долгов.

Декабрь 1605 г. – Юрий Мнишек узнал о связи царя с Ксенией Годуновой. Самозванец пожертвовал красавицей - царевну постригли в монашки и спрятали монастыре на Белоозере.

Посланцы Лжедмитрия отвезли в Самбор двести тысяч злотых, а затем еще шесть тысяч золотых дублонов. Наемники требовали больших денег. В Самборе спешно собирали приданое для царской невесты, закупали большими партиями оружие и повсюду вербовали ландскнехтов.

Родня Мнишека поддерживала тесные связи с оппозицией, подготовлявшей вооруженное выступление против короля и рассчитывавшей на помощь русского царя. Сигизмунд сделал все, чтобы эта семья могла  быстрее покинуть пределы Речи Посполитой.

2 мая 1606 года - царская невеста со свитой прибыла в Москву. Жители не могли отделаться от впечатления, что в их город вступила армия, а не свадебная процессия.

Пехота с ружьями
Всадники
  Карета Марины
Шляхтичи в нарядных платьях
Обоз

Москвичи были окончательно сбиты с толку, когда прислуга принялась разгружать скарб: вместе с сундучками и узлами гайдуки выгружали из фур ружья и охапками вносили их наверх.

Лжедмитрий чувствовал, что трон его шаток. Самозванец попытался начать сначала ту рискованную игру, в которой ставкой была его власть и нечто большее — его голова.

Глава 17
Гибель самозванца

Лжедмитрий не решился оставить подле себя никого из своих друзей-католиков, но его ближними советниками стали протестанты братья Бучинские.

До поры до времени церковники прощали самозванцу его подозрительные связи с католиками и протестантами. Но они окончательно прониклись недоверием к царю, когда тот решил поправить за счет церкви свои финансовые дела.

Помолвка царя с Мариной Мнишек подлила масла в огонь. Фанатики честили царскую невесту как еретичку и язычницу. Казанский архиепископ Гермоген требовал вторичного крещения польской «девки». Лжедмитрию удалось сломить сопротивление духовенства.

10 января 1606 г. - противники царского брака подверглись наказанию (никто из них не предан казни). Гермоген первым подвергся наказанию: архиепископа отослали в его епархию в Казань и там заключили в монастырь.

Агитация против самозванца не прекращалась. Ее исподволь разжигали бояре-заговорщики, князья церкви и монахи.

Опасность положения Отрепьева заключалась в том, что его самозванство перестало быть тайной как для его противников, так и для приверженцев.

Самозванец еще сидел на троне, а его знатные противники готовы были перессориться из-за того, кто унаследует корону:

· католический принц Владислав;

· царь Симеон Бекбулатович.

Отрепьев счел покончить с мирской карьерой крещеного хана.

25 марта 1606 г. - Симеон пострижен в монахи и увезён в Кириллов монастырь на Белоозеро.

Пока эти стрельцы, охранявшие Кремль, были преданы царю, заговорщики не могли рассчитывать на успех.

Начало марта 1606 г. - замечена «шатость» среди кремлевских стрельцов. Многие открыто толковали, что царь — не истинный Дмитрий. Басманов учинил розыск. Семеро стрельцов были взяты под стражу. Царь устроил показательный суд. Самозванец выдал семерых смутьянов на расправу их товарищам.

Столичное население по-разному реагировало на страшную казнь:

· простой народ негодовал на изменников;

· противники самозванца на время притихли.

Политические настроения в стране были достаточно сложными. Даже те, кто ранее выступали на стороне Лжедмитрия, все больше обнаруживали свою ненадежность.

Несколько старых казаков, в том числе атаман Федор Бодырин и боевые холопы боярина князя В. Черкасского и князя Н. Трубецкого, на тайном совещании решили выдвинуть из своей среды «царевича», выдав его за сына царя Федора и Ирины Годуновой. Первоначально их выбор пал на молодого казака Митьку, сына астраханского стрельца. Но Митька отговорился тем, что никогда не бывал в Москве. Тогда казаки решили назвать царевичем молодого казака Илейку Иванова — сына Коровина из Мурома.

Снарядив струги, атаман Бодырин с «царевичем Петром» пришел с Терека в устье Волги и двинулся к Царицыну. «Царевичу» не приходилось заботиться о пополнении своих сил. «Черный» народ толпами стекался к нему со всех сторон. Они упорно продвигались вверх по Волге на север, громя по пути купеческие караваны. Под знаменами «Петра» собралось до четырех тысяч человек.

Отношение бояр и Лжедмитрия к восставшим было неодинаковым. Знать не сомневалась в том, что казаки готовы посчитаться с «лихими» боярами, из-за которых они «избыли» царской службы и жалованья. Отрепьев длительное время сам возглавлял повстанческое движение и на этот раз рассчитывал повернуть его в нужное русло.

Конец апреля 1606 г. - Лжедмитрий послал к «Петру» Третьяка Юрлова с письмом. «Дмитрий» с некоторой уклончивостью писал казацкому «царевичу», что если он — сын его брата Федора, то пусть будет желанным гостем; если же он не истинный, то пусть удалится прочь.

Вольные казаки и приставшая к ним чернь изверились в Лжедмитрии к концу его недолгого правления. Повстанцы рассчитывали найти общий язык с московским государем даже после того, как выдвинули из своей среды нового самозванца.

Идея «доброго царя» не утратила власти над умами, но ее персонификация могла измениться в любой момент.

Тем временем отношения между Россией и Речью Посполитой все больше осложнялись. Сигизмунд III окончательно утратил доверие к своему ставленнику в Москве. В Польше все чаще говорили, что московский царь намерен завладеть польской короной. Чтобы предупредить опасность, Сигизмунд направил в Москву с посольством Александра Гонсевского. Когда Гонсевский прибыл в русскую столицу, ничто не мешало ему установить прямой контакт с руководителями заговора. На приеме в Кремле польские послы подвергли царя неслыханному унижению: Сигизмунд приказал именовать «Дмитрия» великим князем, отказав недавнему протеже не только в императорском, но и в царском титуле. Послы нанесли Лжедмитрию хорошо рассчитанный удар. Шаткий трон лишился еще одной подпорки. Заговорщики не сомневались более в том, что в случае переворота Сигизмунд не окажет «Дмитрию» никакой поддержки.

Самозванец принужден был проглотить оскорбление. Через несколько дней он пригласил на частную аудиенцию одного из своих друзей иезуитов. Без всякой паузы Лжедмитрий тут же стал жаловаться на обиды, нанесенные ему польским королем.

Прибытие Мнишека с воинством ободрило Лжедмитрия. Брак Отрепьева с Мариной, заключенный вопреки воле Боярской думы и духовенства, окончательно осложнил положение.

4 мая 1606 г. – день царской свадьбы Þ не состоялась. Духовенству и ближним боярам понадобилось еще несколько дней, чтобы выработать приемлемую процедуру венчания Марины Мнишек с царем и ее коронации.

Свадьбу отпраздновали 8 мая 1606 года. Поутру молодых привели в столовую избу, где придворный протопоп Федор торжественно обручил их. Патриарх торжественно короновал Марину, предварительно совершив обряд миропомазания. Коронация Марины в Успенском соборе явилась неслыханным нарушением всех норм и приличий. Отказ Марины принять причастие возмутил православных. Как только нежелательные свидетели удалились, патриарх обвенчал царя с Мнишек по православному обряду. Присутствующие приветствовали обращение царицы в православную веру.

Бояре не без умысла перенесли свадьбу с воскресенья на четверг. Пятница приходилась на Николин день, один из самых почитаемых православных праздников. Самозванец затеял брачный пир в неподобающее время.

Свадебные пиршества сопровождались множеством уличных инцидентов. Подвыпившие наемники затевали уличные драки, бесчестили женщин, пускали в ход оружие, если встречали сопротивление. Бесчинства наемных солдат вызывали крайнее возмущение столичных жителей. Восстание могло вспыхнуть в любой момент.

Начиная с 12 мая положение в столице стало критическим. В народе открыто стали говорить, что царь — поганый.

Первые крупные волнения в Москве произошли 14 мая. Всю ночь возмущенные толпы москвичей заполняли площади и улицы столицы. Посадские грозили разнести хоромы в щепы.

Лжедмитрий удвоил караулы в Кремле и поднял по тревоге несколько тысяч стрельцов. Время от времени они палили в воздух, надеясь удержать москвичей от выступления.

На другой день в Москве воцарилась зловещая тишина.

Прямая открытая агитация против царя имела не слишком большой успех в народе, тогда как насилия со стороны солдат Мнишека вызывали мгновенный отпор населения.

Бояре вели хитрую игру. Они били в набат, чтобы отвлечь внимание самозванца от подлинной опасности, грозившей ему со стороны заговорщиков.

В течение четырех дней Лжедмитрий получил несколько предостережений от капитанов, командовавших придворной стражей. Самозванец был убежден, что главная опасность грозит не ему, а полякам. Он укорял Мнишека в малодушии, отвергал любые сомнения в преданности народа, а под конец заявил, что если кто и посмеет выступить против него, то в его власти «всех в один день лишить жизни».

Постаравшись убедить Мнишека в отсутствии поводов к беспокойству, Лжедмитрий тут же отдал приказ о чрезвычайных военных мерах. Стража получила приказ убивать на месте любых подозрительных лиц, которые попытались бы проникнуть внутрь Кремля.

Ночь на 16 мая - захвачено шесть «шпионов». Власти получили точные доказательства существования заговора. Отрепьев даже не подозревал, что в заговоре участвовала его названная мать, которую он освободил из монастырского заточения и осыпал неслыханными милостями, а также другие любимцы, вроде Василия Голицына.

Заговорщики решили выступить под маской сторонников царя, чтобы подтолкнуть народ к восстанию против иноземного наемного войска. Бросив в толпу клич «Поляки бьют государя!», заговорщики намеревались спровоцировать уличные беспорядки, нейтрализовать силы, поддерживавшие Лжедмитрия, а тем временем проникнуть во дворец и убить самозванца.

Под покровом ночи бояре впустили в город через крепостные ворота своих сообщников из числа новгородских помещиков. В решающий момент при штурме царского дворца в распоряжении заговорщиков оказалось около двухсот-трехсот дворян. Они и осуществили дворцовый переворот.

На рассвете Шуйские двинулись через Красную площадь к Кремлю. Бояре приурочили свои действия к моменту, когда во дворце происходила смена ночного караула.

Стрелецкие караулы не выказали никакой тревоги, когда в Фроловских воротах появились братья Шуйские и Голицыны, хорошо известные им в лицо. За боярами в ворота ворвались вооруженные заговорщики.  Это застало стрельцов врасплох. По приказу Шуйского ударили в колокола в Ильинской церкви, потом зазвонили в торговых рядах. Заслышав набат, Лжедмитрий послал Басманова спросить, отчего поднялся шум. Дмитрий Шуйский и другие бояре отвечали ему, что в городе, верно, начался пожар.

Звон нарастал. С площади во все стороны поскакали глашатаи, кричавшие во всю глотку: «Братья, поляки хотят убить царя и бояр, не пускайте их в Кремль!» Толпа бросилась на шляхтичей и их челядь. Разбушевавшаяся стихия парализовала попытки «литвы» оказать помощь гибнущему Лжедмитрию. Наемные роты отступили.

Заговорщики, располагая небольшими силами, не были уверены, что им сразу удастся сломить сопротивление дворцовой стражи. Поэтому они и разработали запасной план действий: дьяк Осипов должен был пробраться в царскую спальню и убить там Лжедмитрия до того, как начнется общий штурм дворца. Осипову удалось выполнить только первую часть плана: злоумышленник проник через все караулы и добрался до спальни, но был убит Басмановым.

Басманов пытался спасти положение. Выйдя на Красное крыльцо, он принялся именем царя увещать народ успокоиться и разойтись. Наступил критический момент. Заговорщики заметили в толпе неуверенность и поспешили положить конец затянувшейся игре. Подойдя сзади к Басманову, Татищев ударил его кинжалом. Расправа послужила сигналом к штурму дворца.

Отрепьев заперся во внутренних покоях с пятнадцатью немцами. Шум нарастал. Наконец он бросил оружие и пустился наутек. Воспользовавшись потайными ходами, самозванец покинул дворец и перебрался в «каменный зал», находившийся высоко над землей. Он прыгнул из окна и мешком рухнул на землю, вывихнул ногу и потерял сознание. На его удачу царь попал в руки «украинских стрельцов». Придя в себя, Лжедмитрий стал умолять стрельцов «оборонить» его от Шуйских. Украинские стрельцы были единственными из всей кремлевской стражи, кто пытался выручить самозванца, но силы были не равны. Толпа заполнила весь двор, а затем ворвалась в покои. Стрельцы сложили оружие.

Попав в руки врагов, Отрепьев понял, что проиграл игру. Один из братьев Голицыных отнял у Гришки последнюю надежду на спасение: он объявил, что Марфа Нагая давно отреклась от Лжедмитрия и не считает его своим сыном. Дворяне содрали с поверженного самодержца царское платье.

Толпа москвичей продолжала расти, и заговорщики, опасаясь вмешательства народа, решили покончить с самозванцем. Они набросились на окровавленного, бившегося в агонии Отрепьева и продолжали рубить распростертое на полу тело и стрелять в него даже после того, как оно перестало обнаруживать признаки жизни.

Наемники не оправдали возлагавшихся на них надежд: они покинули Лжедмитрия в самый трудный час.

В дни восстания в Москве погибло от одной до двух тысяч человек. В резне повинны были не только бояре, но и король Сигизмунд III, который давно поддерживал тайные сношения с заговорщиками.

Как только самозванец был убит, бояре поспешили прекратить кровопролитие и навести порядок на улицах столицы.

Бояре заседали в Кремле всю ночь, до рассвета. Торг из-за власти длился три дня. Корону оспаривали Шуйские и Голицыны, Мстиславский и Романовы.

В конце концов трон достался боярину Василию Шуйскому. Он утвердился на троне «только волею жителей Москвы: всех этих купцов, пирожников и сапожников и немногих находившихся там (на площади) князей и бояр». Князь Василий не стал созывать Земский собор, потому что руководство любым собором осуществляли дума и священный собор, где преобладали противники нового царя. Князь Василий вынужден был апеллировать к народу, чтобы преодолеть сопротивление бояр и князей церкви.

Настроения народа были переменчивыми. Народ был устрашен жестоким убийством царя. Но вскоре положение стало меняться - столицу захлестнули слухи о зловещих знамениях. Подле ямы, ставшей последним прибежищем Отрепьева, люди видели голубые огни, поднявшиеся прямо из земли.

По совету монахов труп Лжедмитрия выкопали из ямы, в последний раз протащили по улицам города, после чего сожгли.

Каким бы посмертным унижениям не подвергали Отрепьева, народ не желал верить в смерть «доброго» законного царя. Толки о том, что он спасся от «лихих» бояр не прекращались ни на один день.

25 мая - волнения в Москве. Народ требовал от бояр ответа, почему умерщвлен государь. Приверженцы «Дмитрия» собрали на Красной площади огромную толпу. Шуйскому грозила смертельная опасность: если бы он, ничего не ведая, вышел на площадь, он «подвергся бы такой же опасности, как и Дмитрий». Однако верные люди предупредили царя Василия, и он затворился в Кремле. Собрав оказавшихся под рукой бояр и приказав привести вожаков толпы, Василий пригрозил думе, что отречется от трона. Собравшиеся выразили покорность.  Шуйский объявил, что намерен наказать виновных.

Филарета Романова после переворота нарекли патриархом. Следствие о мятеже дало Шуйскому повод пересмотреть это решение. Филарета обвинили в причастности к составлению подметных писем от имени Дмитрия.

Первоначально власти предполагали провести царскую коронацию после посвящения в сан патриарха Филарета и торжественного захоронения в Архангельском соборе останков подлинного сына Грозного. Напуганный Шуйский велел короновать себя за три дня до возвращения Романова из Углича.

На третий день после коронации Романов доставил из Углича останки Дмитрия. Государь и бояре отправились пешком в поле, чтобы встретить мощи истинного сына Грозного. Марфе Нагой довелось в последний раз увидеть сына - вдова Грозного не произнесла ни слова. Царь Василий возгласил, что привезенное тело и есть мощи истинного Дмитрия. Ни молчание царицы, ни речь Шуйского не тронули народ - князь Василий и Нагая слишком много лгали и лицедействовали, чтобы им поверить снова.

Церковь надеялась заглушить слухи о знамениях над трупом Отрепьева чудесами нового великомученика. Гроб Дмитрия был выставлен на всеобщее обозрение. Самоубийца не мог быть святым. Власти выдвинули новую версию: будущий мученик в момент смерти играл орешками, а не ножичком.

Русские писатели с восторгом описывали чудеса, творившиеся у гроба дивного младенца: многие люди получали исцеление. Царская канцелярия поспешила составить грамоту с описанием чудес Дмитрия Угличского. Грамоту многократно читали в столичных церквах.

Стремясь завоевать симпатии столичного населения, Шуйский решил потревожить также прах Годуновых. По решению думы и духовенства, их тела выкопали из ямы в ограде убогого Варсонофьева монастыря и отправили для торжественного захоронения в Троице-Сергиев монастырь.

В день перенесения в Москву мощей Дмитрия, как только царь Василий оказался посреди бесчисленной толпы, он вторично подвергся опасности и едва не был побит каменьями. Царя спасло присутствие множества дворян. Недруги Василия позаботились о том, чтобы испортить его игру. Они притащили в собор тяжело больного, находившегося при последнем издыхании, и тот умер прямо у гроба Дмитрия. Власти закрыли доступ к гробу царевича.

Недовольство в народе и в служилой среде делали положение новой династии крайне непрочным. Наибольшей популярностью Лжедмитрий I пользовался среди мелких помещиков из южных уездов, поддержавших его дело с первых дней гражданской войны. Неудивительно, что в их среде переворот вызвал наибольшее негодование. Воинские люди и жители Путивля, Чернигова, Кром, так же, как и крестьяне Комарицкой волости, составляли ядро повстанческой армии, с которой самозванец вступил в Москву. Лжедмитрий I, по-видимому, осознал, что ему не избежать прямого столкновения с оппозицией, и лихорадочно искал силы, которые бы помогли ему разгромить боярство. При таких обстоятельствах он и вспомнил о своем старом повстанческом войске.

После избрания Шуйского взбунтовались пять или шесть главных городов на татарских границах, «перебили и уничтожили часть своих войск и гарнизонов». В выступлении против Шуйского самую активную роль сыграли рязанцы. Восстание в воинских частях и гарнизонах имело важные последствия.


* * *

Смута - первая в русской истории гражданской войной.

Историографические мифы:

· самозванец взошел на трон благодаря крестьянским восстаниям, а затем в период своего недолгого правления готовил почву для восстановления Юрьева дня и уничтожения крепостной неволи крестьян;

· крестьянская война началась в 1602–1603 годах, а события 1604–1606 годов — лишь второй этап этой войны.

Решающую роль в свержении выборной земской династии Годуновых сыграли мятеж служилых людей под Кромами и восстание столичного гарнизона и населения Москвы в июне 1605 года. То был единственный случай в русской истории, когда царь в лице Лжедмитрия I получил власть из рук восставших. Однако никакого заметного влияния на структуру русского общества и его политическое развитие этот факт не оказал. Его политика носила такой же продворянский характер, как и политика Бориса Годунова. Однако кратковременное правление Лжедмитрия не разрушило веру в доброго царя. Вскоре после переворота по всей России распространились ожидания и вера в возвращение «доброго царя», свергнутого злыми боярами.

Первый русский император лишился власти и жизни в результате дворцового переворота, организованного боярскими заговорщиками. Едва на трон взошел боярин Василий Шуйский, по всей стране распространилась весть о том, что «лихие» бояре пытались убить «доброго государя», но тот вторично спасся и ждет помощи от своего народа. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны. В стране, охваченной огнем гражданской войны, появились новые самозванцы. Но ни одному из них не довелось сыграть такую же роль в истории Смуты, какую сыграл Юрий Богданович Отрепьев.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!