Хозяйственно-культурные типы (ХКТ)

Тема: Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России

История культуры резко выделяется в историческом развитии человечества. В отличие от общего движения “гражданской” истории, история культуры — не только процесс изменения, но и процесс сохранения прошлого, открытия нового в старом, наследования культурных ценностей.

Что в первую очередь приходит в голову, когда мы говорим о культурном наследовании? Произведения искусства и предметы цивилизации, которые были созданы за многие века, но сохранили свой статус ценности и в современном мире.

Культурное наследие подразделяют на “материальное” и “духовное”.

Сам факт такого разграничения отражает в достаточной мере поверхностный взгляд: в любом явлении материальной культуры всегда заложена целеполагающая идея.

Любое явление материальной  культуры никогда  не принадлежит одной  лишь материальной сфере,  наоборот, всегда содержит ядро духовности.

Пища всегда была нашей естественной и неизбежной потребностью

Отношение к пище менялось с изменением социальных условий. Свидетельством этого является тот огромный интерес к разнообразным продуктам питания, к их природе и свойствам, который проявляет сегодня каждый из нас.

Только, достигнув высокого уровня жизни и культуры, человек, свободный от проблемы — где и как добыть пищу, имеет возможность выбирать из огромного ассортимента высококачественных продуктов то, что отвечает его вкусу, что полезнее и нужнее ему, и не только выбирать, но и руководить своим питанием, строить его сообразно требованиям науки о питании и запросам собственного организма.

Пища, её состав, способы  приготовления повседневных,  праздничных и обрядовых  блюд, особенности приема  пищи, застольный этикет –  всё это тесно связано  с этническим и  социальным мировоззрением того или иного народа.

Традиционное питание

Изучение традиций питания во всем их многообразии всё больше привлекает внимание ученых и исследователей.

В последние годы это тесно связано с нарушением экологии, ухудшением здоровья населения, повышением уровня образования и пониманием того, что «навязывание фаст-фудной» или «чужой» еды не является естественным для населения, и таит в себе опасность потери не только здоровья, но и культурных традиций нации.

Изучение различных сторон материальной культуры, её этнической специфики – одно из важнейших направлений современной науки.

Пища – это элемент материальной культуры, в котором сохраняются традиционные черты, с ним более всего связаны представления народа о своей национальной специфике.

В то же время этот элемент материальной культуры легче и быстрее других поддается заимствованиям, модификациям и новациям.

Сущность этнографического подхода к изучению пищи

Этнографический подход к изучению пищи отличается от кулинарного или нутриционистического тем, что пища рассматривается не с точки зрения технологии её приготовления или питательной ценности, а как явление повседневное, связанное  с другими аспектами жизни  и отражающее взаимоотношения  людей, нормы и формы  их поведения, традиционные  для данного общества

Трапеза – культурное действие.

Любая трапеза имеет более или менее традиционно соблюдаемый и осознаваемый сценарий с заведомым распределением ролей, с включением

определенных знаковых  форм поведения.

Всё это действие  составляет общую  совокупность этикета, церемониала, этических и эстетических нормативов трапезы.

Бытовой этикет.

Россия многонациональная страна. Традиции разных народов России отличаются многочисленными чертами своеобразия, в частности правилами поведения за столом, набором основных пищевых ингредиентов.

Однако можно считать, что есть некий общий бытовой этикет, который знаком всему населению страны независимо от национальности.

Бытовой этикет сложился на основе деэтнизированной городской культуры.

Локальное своеобразие бытового этикета

Локальное своеобразие накладывается на бытовой этикет, когда трапезой хотят подчеркнуть национальную или локальную специфику.

Примером является употребление мороженой сырой рыбы –строганины у сибиряков или сырой оленины у народов Севера.

Религиозные представления и бытовой этикет

В соответствии с религиозными представлениями, поверьями и их пережитками, бытующими среди какого-либо этноса, поведенческие нормы питания дополняются рядом правил ритуально-культурного характера.

С одной стороны - то могут быть определенные действия,

предписанные традицией, с другой – запреты на какие-то действия.

Система питания

Набор основных продуктов и типы блюд, наличие тех или иных продуктов, дополнительных компонентов (приправ, специй), способы обработки продуктов и приготовления блюд, пищевые ограничения и предпочтения, правила поведения, связанные с приёмом пищи, всё это в совокупности образует систему питания, характерную для определенного этноса или региона, населенного близкими по культуре этносами.

Модель питания

Модель питания предполагает определение или выделение одного продукта – за счет которого (чаще всего крахмалистого) обеспечивается основная калорийность пищи и в каком виде употребляется этот продукт, а также какими продуктами и в каком виде покрывается потребность в белках.

Модель питания не включает в себя особенности поведенческих аспектов и второстепенных кулинарных деталей.

Взаимосвязь модели питания и системы питания.

В основе какой-либо системы питания лежит модель питания и чаще всего не одна. В ряде случаев в одной системе питания могут быть представлены одновременно несколько по-разному сочетающихся моделей. Например питание народов Севера.

В данном случае в системе питания ассимилировались этническая модель и модель навязанная в следствие освоения территорий и научно-технического прогресса.

Культура питания как показатель стойкости народных традиций

В настоящее время, в эпоху быстрого распространения унифицированной общемировой урбанистической культуры, этническое своеобразие народов в материально-бытовой сфере постепенно стирается.

Специфика в пище сохраняется более стойко, чем другие аспекты

материальной культуры.

В связи с этим, стойкость традиций пищевых предпочтений делает их важным источником знаний о культуре народа.

Хозяйственно-культурные типы (ХКТ)

Россия занимает огромную территорию по своей географической протяженности, в которой представлены практически все ландшафты и климатические пояса, кроме тропических, а также разнообразные хозяйственно-культурные типы .

Соответственно наблюдается большое разнообразие вариантов систем питания.

По географическому положению выделяют следующие наиболее крупные ХКТ :

Северорусский;

Южнорусский;

Поволжско - приуральский;

Северокавказский;

Южносибирский.

А также выделяют особые архаичные модели:

Циркумполярная;

Беринговоморско-камчатская;

Приамурско-дальневосточная.

Экономически определяющими ХК типами в России являются:

Плужно-земледельческие ХКТ в различных ландшафтно-исторических вариантах;

Скотоводческие или отгонно-кочевые ХКТ в вариациях, в зависимости от региона.

Сохраняются архаичные ХКТ:

Рыболовы;

Охотники;

Собиратели.

Но эти типы не являются экономически определяющими.

Варианты основных ХКТ

В плужно-земледельческие ХКТ различают по ведущей зерновой культуре, по набору зерновых и зернобобовых культур, по месту, занимаемому в земледелии плодоовощными культурами, и их ассортименту.

В скотоводческих ХКТ аналогичную роль играет породный состав скота и т.д.

Указанные особенности образуют спектр первичных пищевых  продуктов, которые формируют в данном регионе основу повседневного, исторически и климатически сложившегося или этнического питания населения.

Тип питания

В калорийном балансе современного человека основной калораж приходится на долю крахмала.

Уровень потребления крахмала, вид основного крахмалистого продукта (зерновой или клубнеплодный, в виде печеного хлеба) является  основным показателем, который определяет тип питания

Особенности трапез разных народов.

Потребление пищи происходит всегда в виде трапезы, а не отдельным каким-либо компонентом.

Очень редко трапеза может состоять из одного вида пищи. Трапеза это и определенная последовательность блюд  и сочетание.

Этнографическое различие между народами в области питания включает и различное построение трапезы: сколько трапез необходимо совершить в день, в какое время дня они проходят, насколько трапезы отличаются по составу и объёму.

Специфические виды трапез

Особый интерес для изучения этнических особенностей культуры народа представляют специфические виды пищи, праздничного или ритуального назначения.

Среди указанных видов пищи встречаются такие виды пищи, которые в повседневном питании давно вышли из употребления.

Такие блюда служат выражением национального самосознания, символом этничности.

Иногда наблюдается обратный процесс – превращение ритуального знакового блюда в повседневное.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!