Авторство и проблемы дистанционного образования

Текст лекции: «ФЕНОМЕН АВТОРСТВА В КУЛЬТУРЕ XXI в.»

Коллективное авторство в научных коллаборациях

Описывая логику зарождающегося в XIX веке общества потребления, Ф.Ницше говорил о «вечном возвращении нового» и «смерти Бога». В связи с этим на десакрализацию и десимволизацию бытия указывали В. Беньямин, М. Фуко и Ж. Бодрийяр. Р.Бард продемонстрировал потенциальную бесконечность коннотаций и вариативность интерпретаций, освободившихся от диктата авторского замысла. В фундаментальной науке XXI века эта тенденция привела к значительным трансформациям феномена авторства. На смену «учёному», во многом под влиянием американского прагматизма (Джеймс, Дьюи), пришёл «исследователь». В связи с этим задачи научного поиска стали очерчиваться заказчиками и грантодателями, а само исследование – трансформироваться в практически ориентированную проектную деятельность. Так, руководствуясь экономическими приоритетами, наука становится индустрией идей и теорий.   

Возникает феномен «исследовательского коллектива», как социальной группы, насчитывающей тысячи участников, с разными компетенциями и авторскими правами – многочисленные коллаборации. Такие группы реализуют глобальные международные проекты, а их научные разработки объединяют международные экономические и интеллектуальные усилия. Пример такого подхода к организации научной деятельности – создание Большого адронного коллайдера (БАК) – самого крупного в мире ускорителя частиц, расположенного на франко-швейцарской границе в Женеве и принадлежащего концерну CERN. Проектная задача БАК была сформулирована предельно лаконично – поиск бозона Хиггса (неуловимой частицы, последнего элемента Стандартной модели) и с этой задачей БАК уже справился: коллаборация физиков обнаружила искомую элементарную частицу на предсказанных энергиях.

Вместе с тем, как справедливо отмечает П. Галисон, существование детекторных команд, сталкивающих пучки частиц, далеко не лишено проблем и трудностей: «При создании коллабораций возникают практические вопросы, которые требуют ответов. Как оценить индивидуального ученого при приеме на работу или продвижении по службе? Как можно обнаружить ошибку, если ни один из членов научной команды не в состоянии судить о качестве окончательной публикации в целом?» [1, с.15].

Авторство в современных арт-практиках

Феномен авторства претерпевает изменения в искусстве ХХ – ХХI вв. Современным искусством и арт-практиками движут неконцептуализированные интенсивности: желания (Делёз, Гваттари), соблазн (Бодрийяр), в свете которых поток культурного опыта значительно более важен, чем сам автор: существенно то «что говорится», а не то «кто говорит». Как пишет, Фуко, «Автор должен стереться или быть стёрт в пользу форм, свойственных дискурсам» [3, с. 42]. Автору остаётся только интерпретировать старое по-новому и цитировать мастеров прошлого. На этом фоне сама культура воспринимается как текст, который имеет бесконечное количество смыслов, архетипов, образов и ассоциаций. Произведение искусства трактуется как лабиринт, в котором каждый может идти своей дорогой: и автор и зритель. Вместе с тем, позиция автора производна от событийных проектов дискурса, язык которого образует тотальность, определяющую связь искусства с миром и человеком. Так, погружаясь в гипертекст,  современный художник создаёт новые знаковые системы и арт-пространства. 

  Многочисленные арт-практитки опробуют полифонические языки городской культуры. Город, становится площадкой самореализации личности, местом творческих экспериментов и открытий. Стрит-арт приходит в лабораторию художника в начале XX века, а уже в 70-е гг. он становится языком, на котором уличный художник говорит со своей аудиторией. Стрит-арт находит своё выражение в граффити, инсталляциях, трафаретах. Он даёт право голоса каждому, расширяя смысловое содержание личных и культурных прав человека. Стрит-арт предлагает новую концепцию города, более соответствующую природе человека, позволяющую отказаться от города как машины для комфортной жизни в пользу города – творческой лаборатории для каждого. Стрит-арт озвучивает потребность горожанина в отказе от консюмеризма, манифестирует просьюмеризм как жизненное кредо человека информационного общества. Уличный художник превращает арт-объект в воплощение творческого самовыражения, в бескорыстный дар, в котором проявляется истинный смысл человеческой жизни. Он скрывает свое имя за псевдонимом, оставаясь неуловимым героем, населяющим мифологическое пространство города. 

Стрит-арт заявляет о новом этапе гуманизации человеческой деятельности, в котором целью становится преодоление социальных различий, препятствующих возможности реализации права на творчество, свободу слова и равенство. Преодоление институциональных барьеров создаёт открытую конкурентную систему арт-деятельности, позволяет художнику напрямую говорить со своей публикой. Город для него творческая лаборатория, а невольные зрители – участники его эксперимента, часть той культурной среды, в которой могут жить его изображения и мысли. Таким образом, стрит-арт – это форма поиска идентичности личности в урбанистических условиях мегаполиса.

Авторство и проблемы дистанционного образования

Трансформации феномена авторства затронули и сферу образования – важнейший институт социализации и трансляции знаний. Развитие дистанционного образования, создание ЭОК и ЭОР приводит к «смерти традиционного образа учителя»: радикально меняется его роль в трансляции опыта культуры. Нивелируется возможность влияния его как «значимого другого» на формирование мировоззрения учеников: развития в них чувства социальной ответственности и духа творчества. На этом фоне, зачастую меняется социальный статус учителя и экспектации общества. Учитель утрачивает важную социальную миссию – роль агента социализации, «значимого другого». Его место в духовной жизни ученика занимают виртуальные герои, созданные геймдизайнерами, мифологические персонажи в сети Интернет и других средствах массовой информации. В связи с этим теряет своё значение в процессе личностного роста и чтение книг, развивающее навыки латерального мышления, позволяющего распознавать неочевидные проблемы и находить нестандартные пути их разрешения.

  Об опасности отказа от критического мышления предупреждал Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту», демонстрируя ценность свободного выбора. Автор романа показывает как навязывание «единого верного пути» привело к тому, что суверенитет народа оказался мифом, а власть постепенно утратила свою легитимность. Под влиянием политических манипуляций, связанных с господством массовой культуры возникла особая форма деспотии, при которой народ фактически был лишён права выбора. Сжигание книг, описанное в романе, - это символ утраты гражданами, прежде всего, свободы в образовании, а затем и свободы и в других сферах жизни общества. Пожарники слепо выполняют приказы властей, поджигают дома тех, кто хранит и читает книги, а граждане ничего не решают сами. Словом, отказ от общения с письменным текстом приводит к утрате навыков корректной и убедительной аргументации, свободного творческого поиска информации и оценки её содержания.

  Восприятие реальности в потребительской культуре становится подверженным манипуляциям, а жизнь – теоретически дезориентированной и отдалённой от повседневных проблем. Происходит контаминация игры и жизни: игра подменяет собой жизнь. Воспринимаются всерьёз пустые занятия: «азартные игры, газетная мишура, политические интриги, реклама». Вместе с тем, «отношение к труду, долгу, судьбе, жизни остаётся легкомысленным» [1, с.29]. Личность как результат такой управляемой социализации напоминает рыбку в аквариуме с неровными стенками из известного примера Стивена Хокинга: продажи таких аквариумов были запрещены, по его рекомендации, так как, по мысли учёного, они изменяют у рыбок восприятие реальности.

Дистанционное образование меняет восприятие реальности обучающихся. В свете множественных комментариев, форумов и вебинаров нарастает «информационный шум». Увеличивается беспорядочный обмен разноплановой информацией, которая более ориентирована на краткосрочные впечатления, нежели на вдумчивое неторопливое и заинтересованное творческое размышление. Задания, которые обучающийся выполняет в рамках ДО, зачастую превращаются в совокупность формальных отчётов, где дедлайн важнее содержания. Они сводят к минимуму живое общение преподавателя и студента, превращая процесс обучения к передаче информации и обмену комментариями. Словом, личная ответственность за результат снижается и у учителя, и у ученика. Л.Г. Ионин справедливо отметил, что в массовой культуре «опыт оказался замещённым переживанием»: «Для опыта характерна преемственность; последовательность его элементов неразрывна» [2, с.111]. Опыт основан на традиции как коллективной, так и индивидуальной жизни, «переживания же существуют по отдельности; они вырваны из смысловых связей» [2, с.111]. Это привело к замене повествования, рассказа информацией. Шоковые переживания формируют симулякры реальных социальных взаимодействий, иллюзию того, что человек вступает в непосредственные отношения с миром, который кажется ближе и доступнее.

    Образ «значимого другого», социальный образец, выступающий каналом правовой, политической социализации растворяется в сетевом потоке. На смену традиционному преподавателю приходит тьютер или технический консультант. Мир «расколдовывается», метафизическое содержание социального взаимодействия ускользает, и бытие лишается своего сакрального смысла, перестаёт быть тайной для человека. А в мире, в котором нет места символам, загадкам, всё очевидно и предсказуемо, значительно нарастает угроза дестабилизации. Снижение личной ответственности и готовности к нравственному поступку, к превышению требований долга приводит к описанной Э.Дюркгеймом аномии, разрушению идеалов и образцов.

  Таким образом, на сегодняшний день курсы ДО нуждаются в проведении не только предметной экспертизы, но и философской, которая поможет сделать элементы дистанционных курсов индивидуально ориентированными и многозадачными. Так, например, такой элемент ЭОКа как форум может в рамках дистанционного курса содержать философские вопросы и развивать культуру античного сократовского диалога и средневекового диспута.

 

   Литература

1. Галисон П. Коллективный автор // Вопросы философии 2018. № 5.

2. Пигулевский В. Искусство и арт-практика. – Х.: Издательство «Гуманитарный центр», 2019. – 204 с.

3. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 367 с.

9. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!