Проблема происхождения восточных славян.



Покидова Ирина ОБ-ИО-11

Пражская культура — археологическая культура древних славян (V-VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Памятники этой культуры распространены на территории Прикарпатья, междуречья Днепра и Буга. Период бытования культуры — V-VII вв.

В Восточной Европе, там, где по свидетельству Повести временных лет расселились восточные славяне, для начала раннего средневековья (V-VII вв.) по материалам археологии выделяется семь культурных группировок. Первыми из них выделяются культура пражско-корчакского типа и культура пражско-пеньковского облика.

Древности пражско-корчакского типа.

Керамика.

Наиболее существенным признаком культуры пражско-корчакского типа является керамика. Она представлена высокими горшками с усеченноконическим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком. Поверхность горшков коричневая, несколько сглажена. Орнамент отсутствует, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю веника. Вся керамика изготовлена без помощи гончарского круга.Памятники с пражско-корчакской керамикой на восточнославянской территории известны в южной части Припятского бассейна, на Тетереве, в верховьях Буга, Днестра, Прута и в Закарпатье. В приднестровских землях вместе с пржско-корчакской керамикой довольно широко представлена глиняная посуда пражско-пеньковского типа, оставленная другой славянской группировкой третей четверти I тысячилетия.

Поселения

Основными памятниками славян этого культурного типа являются неукрепленные поселения – селища. Большинство селищ вытянуто вдоль береговых краев, размеры их 120-200х40-60 м. Изредка встречаются и более крупные поселения. Расположены они по берегам больших и малых рек, обычно на южных или восточных склонах первых надпойменных террас. Для устройства поселений славяне выбирали земли, пригодные для земледелия и пастьбы скота, что уже свидетельствует о земледельческо-скотоводческой основе их хозяйства. Разведками в Припятском Полесье установлено, что обычно селища располагаются гнездообразно на протяжении 2-5 км. Часто такие «гнезда» состоят из трех-четырех селищ, отделенных дуг от друга пространством в 300-500 м, но встречаются и более крупные группировки поселений.

В основном распространения керамики пражско-корчакского типа жилищами служили наземные срубные дома типично славянского интерьера с печью-каменкой или глиняной печью.

На многих исследованных поселениях Полесья и Волыни открыты полуземляночные постройки. Они имели четырехугольные котлованы с длиной стен от 2,5 до 5 м. Стены жилищ в большинстве случаев были бревенчатыми срубными. Полы жилищ были земляными и выстилались досками. Печи в славянских полуземлянках находились обычно в одном из углов котлована, противоположном от входа. Также на поселениях с пражско-корчакской керамикой на Волыни и в Припятском Полесье было распространено и наземное домостроительство.

Орудия труда. Изделия из глины.

На поседениях V-VII вв. встречается очень много глиняной посуды. Самыми частыми находками являются обломки глиняных сковород и глиняные пряслица, большинство из которых имеют биконическую форму. Встречаются также округлые, цилиндрические и низкие уплощенные пряслица. Некоторые изделия украшены ямочным орнаментом.

Изделия из железа найдены единицами. Исключения составляют ножи, встреченные на многих поселениях. Они обычно имеют прямое лезвие, слегка дуговидную спинку и клинообразный черешок. Длина их с черешком 5-10 см. Богатый ассортимент предметов из железа происходит из Зимовского городища. Среди них имеются и орудия труда – ножи, косы-горбуши, токарный резец, и предметы вооружения – наконечники стрел, дротиков, копий, и детали одежды – пряжки. Кроме железных пряжек, в состав коллекции из Зимно входят и бронзовые и серебряные различных типов – с круглыми, овальными и фигурными рамками, простой и шарнитной конструкции, а также прямоугольные «гитаровидные». Встречены также бронзовые и серебряные браслеты с утолщенным гранеными и округлыми концами, крученый браслет, колоковидные и трапецевидные привески, бронзовый пинцет с расширенными концами и т.п. Найдена византийская монета Юстиниана.

Предметы из цветных металлов на других поселениях единичны. Так, на поселении Зеленый Гай обнаружена бронзовая шпилька с утолщенной головкой, на поселении Рипнев II – лунница, сделанная из тонкой бронзовой бляшки и украшенная наколками.

Погребальные памятники культуры.

Погребальными памятниками культуры типа Прага-Корчак являются грунтовые могильники и курганы. В V-VI вв. здесь безраздельно господствовал обряд трупосожжения. Кремация умерших всегда происходила на стороне. Собранные в погребальном костре кальцинированные кости хоронили в бескурганных могилах или в курганных насыпях.

Грунтовые могильники известны на широкой территории, но пока в стравнительно небольшом количестве. Наиболее крупные из исследованных могильников насчитывают не более 20 погребений (Шумск, Хорск, Тетеревка). Во всех выявленных захоронениях сожженные кости были помещены в глиняные урны или накрыты горшком, перевернутым вверх дном. Могильные ямки обычно круглые в плане, диаметром 20-80 см и глубиной 20-60 см. Заполнены они черной углистой землей. Кроме глиняных сосудов пряжско-корчакского типа, в грунтовых могильниках почти ничего не встречено. Исключение составляют железная пряжка из Хорска, глиняный «хлебец» и оплавленная бусина из зеленого стекла.

Курганные могильники обычно состоят из 10-50 невысоких, округлых в плане насыпей, окруженных кольцевыми ровиками. Кремация умерших повсеместно происходила на стороне. Остатки трупосожжения помещались в основаниях курганных насыпей на небольших ритуальных кострищах, в урнах или ямах, вырытых в материке. В каждой насыпи находится по две-три урны корчакского типа. Таким образом, каждый курган представлял собой коллективную усыпальницу, по-видимому, принадлежавшую патриархальной семье.

Можно сказать, что в VI-VII вв. крупные захоронения сосуществовали с грунтовыми могильниками. С IX столетия уже безраздельно господствуют курганы. Поэтому нужно полагать, что грунтовые могильники – древние погребальные памятники, которые в VI-VIII вв. постепенно были сменены курганами.

Хозяйство.

Основным занятием славянского населения V-VII вв., оставившего древности с пражско-корчакской керамикой, было земледелие, о чем свидетельствуют и топография поселений и зерновые ямы, зафиксированные на них, и некоторые вещевые находки. Скорее всего в западноволынских и верхнеднестровских землях, где земледелие имело глубокие традиции, оно было пахотным. В Полесском регионе земледелие могло быть подсечным. Кроме того население занималось скотоводством, различными промыслами и доашними ремеслами. . Использовались рала с небольшими железными наральниками и деревянные рала без железных наконечников, которые были наиболее пригодны для вспашки черноземных земель. Иногда для обработки пахотного участка использовались небольшие железные и костяные мотыжки. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, для уборки которых применяли железные слабоизогнутые серпы. Животноводство стояло на втором месте по значению. Разводили крупный рогатый скот и свиней, мелкий рогатый скот; кости лошадей встречаются редко. Для заготовки кормов использовались косы-горбуши. Судя по незначительному количеству находок рыболовных крючков, а также костей рыб и диких животных, рыболовство и охота играли незначительную роль в жизни населения.

Выделяемые на поселениях гнезда жилых построек с хозяйственными сооружениями, очевидно, свидетельствуют о ведении хозяйства большой патриархальной семьей. Пахотная земля находилась в коллективном владении и сообща распределялась между отдельными хозяйствами, пастбища и леса принадлежали сельской общине-патронимии.

Древности пражско-пеньковского типа.

Керамика. Керамика как правило толстостенная с примесью дресвы и шамота, поверхность неровная, иногда шероховатая. Орнамента на сосудах нет. Ведущей формой лепной посуды составляют горшки со сабопрофилированным верхнем краем и овальным или округлым туловом. В отличие от горшков пряжско-корчакского типа, наибольшее расширение у них приходится на среднюю часть высоты, горло и дно сужены и примерно равны по диаметру. Другой тип – биконические горшки с резким или округленным ребром. Среды них есть сосуды с короткой, отогнутой шейкой и без шейки. Крое того на поселении находят глиняные сковородки и изредка миски.

Памятники пражско-пеньковского типа впервые были выявлены и исследованы группой украинских археологов в бассейне Тясмина, правого притока Днепра и в порожистой части Днепра.

Поселения.

Поселениями пражско-пеньковской культуры являются селища, расположенные в долинах небольших рек и ручьев и занимающие останцы или участки пологих берегов. Для поселений часто выбирали места, которые не требовали сооружения искусственных укреплений. Реки и болота служили естественной защитой. Поселения устраивались вокруг плодородных почв. Сами они были сравнительно небольшими. Средняя площадь поселений в Подолье около 1,5га. На таких поселениях существовало примерно от 5-25 жилых построек. Также здесь зафиксировано гнездовое расположение жилищ. Единственным типом на пеньковских поселениях были полуземлянки, в плане близкие квадрату. Площадь их невелика и колеблется от 12 до 20кв.м. Со временем размеры увеличиваются. Печи каменки занимали один из углов построек. Для относительно ранних памятников характерно положение печи в одном из углов северных стен полуземлянок, в то время как входы в них устраивались с южной.

Орудия труда и украшения.

Среди пеньковских неукрепленных поселений особняком стоит городище – Пастырское. В отличие от массы пеньковских поселений, население которых занималось сельским хозяйством и домашними ремеслами, Пастырское городище было крупным для своего времени центром ремесленной деятельности. На городище открыты остатке мастерских по обработке железа, найдены крицы, шлаки, остатки горна, исследована кузница.

Среди вещевых материалов этого памятника имеются орудия ремесленников – кувалда, кузнечные молоты, клещи, зубило, ножницы для резания железа, пробойник, топоры, долота, тесло, глиняная льячка, наральники, косы, серпы, лопаты, топоры. Встречены предметы вооружения, различные бытовые вещи и украшения. Найдено несколько кладов с ювелирными изделиями – серьгами, браслетами, подвесками, антропоморфными фибулами.

Металлические предметы на пеньковских поселениях немногочислены.

К культовым предмета этого типа относят небольшие фигурки животных из обожженной глины. Все они вылеплены из одного комка глины, изображение схематичное и стилизованное. Наечен лишь общий контур животного. Также на поселении в Старых Малаештах найдена фигурка человека с широко раздвинутыми ногами и поднятыми до уровня плеч руками.

Погребальные памятники.

Погребальными памятниками славян, оставивших пражско-пеньковскую керамику были бескурганные могильники с захоронениями по обряду трупосожжения. Обнаружены и исследованы они пока в очень немногих пунктах. Остатки трех таких таких могильников были раскопаны в районе с Великая Андрусовка в бассейне Тясмина. Два из них сохранились частично, третий относительно хорошо. Площадь последнего около 1,5 га. Раскопками охвачено 1000кв.м и выявлено 29 захоронений. Во всех случаях остатки кремации, совершенной на стороне, были помещены в очень небольшие неглубокие ямки. Погребения – урновые и безурновые , все безынвентарные.

 

Проблема происхождения восточных славян.

В антропологическом строении восточного славянства выделяют четыре типа. Для юго-западной части территории восточнославянского расселения характерен мезокранный относительно широколицый антропологический тип.

В днепровском левобережье и бассейне верхней Оки локализуется антропологический тип восточного славянства. Он характеризуется средним или узким лицом и долихо-субмезокранией.

На территории Белоруссии выявляется третий антропологический тип восточного славянства – долихокранный широколицый.

Четвертый тип характеризуется мезо- или суббранихией и низким ил низко-средним, сравнительно узким лицом.

Существует ряд научных версий происхождения славян. Все теории можно условно разделить на две группы: 1) приверженцами первой группы признается автохтонность происхождения славян, то есть считается, что восточные славяне являлись местными жителями (автохтонами) на своей земле – на обширном пространстве, в состав которой вошла территория современной Польши и значительная часть современных Украины и Белоруссии; 2) вторая группа включает в себя различные теории миграционного характера.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!