II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
Тема: «Философия древних цивилизаций Античная философия»
Цель: Изучение философских взглядов античной эпохи, их анализ и влияние на последующее развитие мировой философии.
План
1. Особенности античной философии.
2. Периодизация философии античности.
3. Характеристика периодов античной философии.
4. Значение философии античности.
1 вопрос. Особенности античной философии.
Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.
Античная философия – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии с У1 в. до н.э.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
|
|
Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (У1 в. до н.э.).
Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение.
Окончание связано с декретомримского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах – последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира – Боэций.
Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.
Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.
|
|
Вопрос. Периодизация философии античности.
Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:
- «Из чего все возникает?»
- «К чему все возвращается?»
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)
IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)
Вопрос. Характеристика периодов античной философии.
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
Софисты (Гомер, Гесио, Мусей)
Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала.
На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:
1.Натурфилософия(Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; )
|
|
Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.
Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).
Гераклит Эфесский (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»).
Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) – поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый шар, то распадается. Полагал, что подобное познается подобным.
|
|
2.Элеаты(Зенон, Ксенофан, Парменид,).
Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.
3.Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский).
Пифагор Самосский (6 в. до н.э) – философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.
4.Атомисты (Демокрит, Эпикур, ).
По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.
II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.
Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)
Сократ совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души.
Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) – метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.
Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).
Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)
Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие"материя".
Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения.
Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.
В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!