Домашнее задание: слушать музыку в окружающей культурной среде,сделать краткий конспект.

Уроки музыкального искусства в 5 классе.23.04.30.04.2021 г.

Учитель Именинникова В.В.

Тема: «Импрессионизм в музыке и живописи».

                                       Ход урока:

Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть много картин или услышать больше прекрасной музыки? (Посещать концерты, музеи, или путешествовать)

А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза…

Открывайте. Где же мы с вами оказались? В Англии, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры. Итак, Лондон– город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Лондона вы знаете?

Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому очень хотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте ее красоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондоне он увидел прекрасное здание - известный собор Святого Петра, в котором похоронено много знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решил нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал работать. А

происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как город туманов. В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке. Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал какой-то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый»

А как думаете вы, какого цвета туман?

 

 


В 1874 году, на выставке, Клод Моне, пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце». Известный в то время критик Леруа зло высмеял художника, назвав его «впечатленщиком». А Клод Моне с художниками – единомышленниками Эдуардом Мане, Камилем Писсаро, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислея

 

в свою очередь признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Так возникло во второй половине XIX века в европейском искусстве новое направление. А называется это направление- «импрессионизм» от французского слова Impression- что значит впечатление.

Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.

1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?

2)Есть ли четкие контуры?

3) Какая цветовая палитра является основной?

4) Место действия всех картин?

5) Тематика картин?

 

Все картины объединяет невероятное ощущение света и цвета. Каждый художник запечатлел на полотне «красоту мига».

Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально - существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха, в радужном сиянье водяных струй, в прозрачности голубого неба. Все это порождало светлую, трепетную живопись.

Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют в виду «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам.

Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсаро и других художников, его современников. Дебюсси, так же как и все художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

 

Послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»

 

По окончании слушания ответим на вопросы:

- Какое настроение создает эта музыка? (ответы учащихся)

- Изменяется ли оно в произведении? (ответы учащихся)

- Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы учащихся)

 

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие.

 

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

 

Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Ярким представителем этого направления являются так же композитор Морис Равель.

Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.

Равель создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Давайте обратимся к пьесе

М. Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

Слушание пьесы М. Равеля «Игра воды»

 

- И так, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

- Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

- Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».

Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин импрессионистов мы узнали, что туман был розовый. А теперь послушайте разгадку лондонского тумана. Когда возбужденные лондонцы вышли на улицу, чтобы убедиться в своей правоте и еще раз посмотреть на туман, то оказалось, что он на самом деле был розовый. Лондон - город старых кирпичных строений. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и когда смешивается с туманом, придает ему красную окраску.

Сейчас мы вспомним выразительные средства живописи

 

 

Каковы выразительные средства музыки?

Попробуем провести параллели между выразительными средствами в живописи и музыке.

В картинах импрессионистов основным выразительным средством является не линия, а цвет, колорит.

А что чаще всего является главным выразительным средством в музыке импрессионистов? (Гармония).

Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с этими словами.

 

Домашнее задание: слушать музыку в окружающей культурной среде,сделать краткий конспект.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!