Лидеры толпы и механизмы управления толпой



Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозванный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить ее участников к поведению определенного типа.

       Лидеры толпы – это, безусловно, люди с очень определенными личностными и характерологическими особенностями. Г. Лебон называл их «апостолами2. убежденными в том, что они ведут людей к новой вере (не важно религиозной или идеологической).

       Г. Лебон описывал четыре основных типа «вожаков» толпы. Даем этот материал по монографии Д. Ольшанского «Психология масс». [8].

       Первый тип – это убежденные проповедники, апостолы неких верований (религиозных, социальных или сугубо политических). Такие лидеры – прообраз толпы. Они как бы несут в себе все ее основные свойства.

«Загипнотизированные поработившей их верою, они готовы на все жертвы для ее распространения и кончают даже тем, что исключительно целью своей жизни ставят воцарение этой веры. Эти люди находятся как в полубреду, изучение их требует патологического исследования их умственного состояния, но, несмотря на это, они всегда играли в истории громадную роль». (Г. Лебон). Такой лидер одержим идеей распространить «свое верование» (убеждение); «но вместе с тем и прежде всего это ум простой, совершенно не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика – элементарна. Законы и всякие разъяснения совершенно недоступны его пониманию». (Г. Лебон, 1991). В структуре поведения этого типа личности особенно выделяется жажда разрушения.

Второй тип лидеров массы – это фанатики одной идеи. Г. Лебон описывает их так: «Повседневно встречаются очень умные люди, даже выдающиеся, теряющие способность рассуждать, когда дело касается некоторых вопросов. Увлеченные тогда своею политическою или религиозною страстью, они обнаруживают изумительное непонимание и нетерпимость. Это случайные фанатики, фанатизм которых становится опасным лишь тогда, когда его раздражают» (Г. Лебон, 1991). В обычное время – это вполне нормальные с виду люди. Однако при возникновении соответствующих обстоятельств (возникновение массы, появление «апостола») в них просыпается дремлющая фанатичная сущность. И тогда это – смаые верные и надежные «помощники апостолов», их приспешники и ближайшие подручные, часто движимые особой яростью и даже вполне отчетливой манией преследования» (Г. Лебон, 1991). [8].

Третий тип лидеров массы, по Лебону, «принадлежит к обширной семье дегенератов. Занимая, благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества. К которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. Они – естественные защитники доктрин, которые обещают им «лучшую будущность, и как бы возрождение». У данного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей и даже особой стойкости веры. Тут все решает личная заинтересованность… Это мстительные и достаточно меркантильные (разумеется, в меру сохранности своего интеллекта) неудачники, аутсайдеры социального устройства.

Четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыдущим «вожакам» и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали и основательно «разогрели», - обычный тиран или диктатор. Это лидер, подбирающий власть и пользующийся плодами того, что уже сделала для него возглавлявшаяся другими толпа. Он умеет заставить массу полюбить себя и возбудить боязнь к себе» (Ольшанский Д.В., 2002.) [8].

Различные исследования говорят о том, что в толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Часто вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия, отмечает С.К. Рощин. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, - это его обаяние и харизматичность.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Д. Ольшанский отмечает, эффективность воздействия на массу обусловлена несколькими причинами. Представляя собой в целом несистематизированное, неструктурированное, как бы мозаичное образование, она испытывает своеобразную потребность в упорядочивании извне. З.Фрейд писал: «Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно …» (Фрейд З., 1959).

От этих характеристик зависят и механизмы воздействия на массу: «Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу …» (Фрейд З., 1959). 

Еще более жесткие суждения о влиянии на толпу высказывал Х. Ортега-и-Гассет: «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину» (Ортега-и-Гассет Х., 1959). (По: Ольшанский Д.В., 2002). [8]

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

       1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченные чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

       2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

 Эффективными средствами могут считаться следующие:

 - переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

 - объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

- применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Многие политтехнологи утверждают, с толпой очень сложно говорить голосом разума, она воспринимает лишь приказ и обещания. (По: Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В., 2001). [5].

 

Литература:

1. Корнєв М.Н., Коваленко А.Б. Соціальна психологія: Підручник. – К., 1995.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб – М., 1999.

3. Михайловский Н.К. Герои и толпа.: Избр. труды по социологии: В 2 т. /Козловский В.В. (отв. ред.). - СПб.: Алетейя, 1998. - (Российская социология). Т. 2.

4. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня. //Психологический журнал. - Том 11 - № 5 - 1990. – [Электронный ресурс]: http://fktu.info/2010-01-31-16-08-47/59-society-life/91-2010-02-16-16-59-35

5. Социальная психология: Учебное пособие. //Авторы-составители: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - Москва-Новосибирск, 2001. (Серия "Высшее образование") – [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lib/tolpa.htm

6. Тард Г. Психология толп. //Лебон Г., Тард Г. Психология толп . - М.: Институт психологии РАН, 1998.

7. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

8. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2002.

                                                   

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 889; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!