ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЗОДИАКА



 Спуск и обратный подъем души неотделим от знаков зодиака, и это явственно больше соответствует положению вещей, чтобы поверить в таинственную симпатию между метафизической душой и ясными созвездиями и во влияние звезд на душу, чем принять абсурдную идею о том, что творцы неба и земли перенесли на небо типы двенадцати израильских племен.

 В эзотерической астрологии зодиак является границей земной сферы влияния и картинной галереи того, что называют астральным светом, субтильной формой существования в основе нашей материальной вселенной. В этом астральном свете красочно представлена вся мировая история от начала до конца ее кругооборота, а зодиак является синтезом субстанции мира, в котором как в вечной памяти хранится воспоминание о всех событиях прошлого, настоящего и будущего. Это книга жизни, которая читается в день суда.

Эзотерический зодиак является таким образом чувствительным слоем, который образует соединительное звено между субъективной и объективной стороной творения и объединяет небо и землю или дух и материю.

 

 Хотя зодиак является алфавитом астролога, из которого он получает силу для того, чтобы представлять его астрологическую символику, он все-таки является кругом тайны и глубже чем планеты.

Жизненная важность зодиака известна издревле, а его природа приоткрыта до такой степени, что более нет никаких сомнений в его влиянии на человеческую жизнь и судьбу. Но сказано, что ключ,который раскрывает тайны зодиака, необходимо повернуть семь раз. И истинность этого утверждения становится понятной, когда вспомнить о том, что каждый знак представляет собой одно понятие, одну цифру, один цвет, один звук и т.д. и только все вместе они представляют совершенную резонансную дугу его сущности.

 

 С математической точки зрения зодиак в своей совершенной форме является единством, но сущность заключающаяся в нем, может делиться.

Он является материнским лоном земной вселенной, в которое закладывается зерно вечной субстанции и из которого рождаются все формы и образы, так что каждый характер содержит в себе существенную особенность знака своего рождения.

 

 Так-же как и солнечные лучи освещают и оживляют каждый градус зодиака, так и лучи монад, которые проникают в материнское лоно земного мира, дают каждому Я его собственный звук и его особенную окраску. Хотя эти лучи и вечно чисты и непорочны, но привязаны к формам или носителям выражения, которые принимают в себя другие звуки и окраски и запутывают Я и таким образом приводят в обстановку, которая объясняет особую форму его судьбы.

 

 Каждая индивидуализированная самость, которая начинает свое особое существование, является чистым лучом божественного света, заключенным в бесцветную оболочку чистой субстанции. Это посев, брошенный в мир явлений, который должен стать равным отцу на небе.

Но прежде чем достичь этого мира, посев должен пройти через один из лучей, которые связаны непосредственно с владыками зодиака, так как без этого соединительного звена нет истинного входа в земной мир.

Эти лучи являются "сыновьями духа", у каждого из них свое звучание и собственный цвет, и они передают их индивидуумам, которые находятся под их защитой и на их направлении. Они вечные звенья между духом и материей, и через этих сыновей духа человек получил свой принцип мышления. Духовное наследие человека происходит таким образом от тех владык света, которые являются семью духами перед троном господа и они приводят его через влияние семи планет к знаку, под которым он рождается. В сущности как в "частичке бога" дух человека спускается от уровня логоса с его еще нераскрытыми возможностями. С помощью божественных лучей он собирает на высоком ментальном уровне вокруг духа материю, в которой ищет свое выражение. Таким образом он создает себе в качестве носителя каузальное тело, которое несет в себе первичный цвет отца на небе. В пределах этого каузального тела развивается Я, сознание человека, который сам осознает себя как "Я есть Я". Из этого каузального тела при рождении луч падает в физическое тело, которое в физическом мире называется личностью.

 На физическом плане человек предстает перед нами как сущность, состоящая из духа, души и тела.

 

 -Дух человека является центром во всемирном сознании - единство сознания.

 

 -Душа человека является спиритуальной, человеческой или животной, в зависимости от плана или качества материи, с которой его сознание соединяется или идентифицируется на время бытия.

 

 -Это тело человека, с которым каузальное тело вступает с ним в контакт непосредственно на уровне, на котором он работает. Для того, чтобы действовать на физическом плане ему необходимо физическое прочное тело. На уровне души необходимо астральное тело.

На духовном спиритуальном уровне - сублимированное, чисто духовное тело.

 

 Эти тела или носители сознания мы и видим в знаках зодиака.

Так физическое тело на физическом плане является носителем воздействия всего того, что может проявиться через него из более субтильных состояний сознания, ведь каждый человек изначально божественен. Поэтому это вопрос развития индивидуума в разнообразии форм, причем темперамент и вид материи играют жизненно важную роль.

 

 Возможность деления зодиака дает выбор подходящих носителей для любого Я, которое только можно себе представить, и если даже основные принципы являются одинаковыми для всех, то все равно каждый индивидуум имеет в определенных пределах достаточно пространства для того, чтобы свободно выражать свою особенность. У него, так сказать, много пространства на вертикали при ограниченном распространении по горизонтали.

 

 Эти основные принципы связаны с аспектом воли, знания и деятельности сознания и обладают линиями наименьшего сопротивления для выражения в мире форм в фиксированных, мутабельных и кардинальных знаках. Каждый знак, который относится к этим качествам, обладает семикратной формой выражения, благодаря чему возникают неисчислимые подвлияния. Эти знаки качества дают каждому телу и его стабильность, гибкость и способность реагирования. Они образуют три самые важные четверки зодиака, из которых образуются четыре тригона стихий. Посредством семи различных групп каждый простой знак зодиака получает максимальную сложность в виде идеограммы (понятийного рисунка), цвета, звучания или числа. Эта сложность начинается с того, что зодиак разделяется на две половины позитивных и негативных знаков, которые благодаря своему меняющемуся (альтернирующему) положению образуют два неразрывно переплетенные великие драконы жизни и формы.

 

 З Д Е С Ь Р И С У Н О К

 Рисунок 6: 1-фиолетовый,2-желтый,3-оранжевый,4-зеленый,5-индиго,6-синий, 7-красный

 Каждый знак, позитивный или негативный, является идеограммой большой важности для разгадывания тайн природы, если только его иероглифы правильно толкуются. Прежде всего этим внутренним толкованием и занимается эзотерическая астрология. Звуки и цвета находятся во взаимосвязи к трехкратному разделению знаков, так как оно первично генерирует в кардинальных, фиксированных и мутабельных знаках цвета фиолетовый, индиго и синий, с зеленым цветом в качестве среднего цвета (верхние тона в звучании и цвете). И наоборот они генерируют мутабельную, фиксированную и кардинальную троицу в желтом, оранжевом и красном цвете (рисунок 6).

 

 Также и звуки находятся в этом-же порядке, но так как числа сдвигаются в зависимости от восходящего в данный момент знака, то для них нельзя указать НЕИЗБЕЖНОГО порядка. Для более позднего использования мы можем записать это расположение следующим образом:

 Знак Признак Цвет Звук

 Овен Интуиция Красный*) до*) (с) Телец Секреция Индиго ля (а) Близнецы Разум желтый*) ми*) (е) Рак Чувство фиолетовый си (h) Лев Верность оранжевый ре (d) Дева Циркуляция желтый ми (е) Весы Восприятие индиго*) ля*) (а) Скорпион Симпатия красный до (с) Стрелец Понимание синий*) соль*) (g) Козерог Абсорбция зеленый фа (f) Водолей Память зеленый*) фа*) (f) Рыбы Ощущение синий соль (g)

 *) - обертоны в звуках и цвете

 С эзотерической точки зрения можно определить точное соответствие между человеком и зодиаком. При этом каждая часть круга имеет свою самую высокую и поворотную точку, и знаки, а также тригоны знаков возобновляются непрерывно от света к тьме, от сублимации к уплотнению. Если разделить круг на его четырех главных точках, то получатся все те особые случаи из первичных трех качеств6 которые всегда в этом мистическом разделении круга на четыре части позволяют подозревать четвертое качество. Все поднимаются по очереди вверх, кульминируют и опускаются вниз. Если предпринять деление четырех троек огня, земли, воздуха и воды, то можно обнаружить, что каждый треугольник неотделим от трех качеств.

Отсюда возникает многообразие и переплетение возможностей выражения, в которые вовлечено человеческое сознание, забывшее свои божественные истоки.

 

 Знание о божественных истоках сознания потеряно большинством земных жителей вследствие материализма нашей эпохи. Хотя астрология и пережила самые темные периоды6 она также пострадала от материализма. В конце концов для нее было найдено экзотерическое и объективное объяснение, которое также далеко отстает от истины астрологии, как горное озеро от самой высокой вершины. Остается надеяться на то, что эзотерическая астрология благодаря упрощению своего метафизического толкования сможет показать божественные истоки человека от грубых форм проявления до самых сублимированных, пока не станет ясно, что только одна жизнь царит в чудесном разнообразии явлений, и почему и по какому праву астрология подчеркивает высказывание: "В нем живем, прядем и существуем мы".

 

 Астрология как наука не признает добро или зло. Она занимается только состояниями материи и сознания. Чем являются три качества на самом деле, мы не можем описать. Но достаточно утверждения о том, что позади этих качеств существует субстанция, в которую все три качества входят как гомогенное целое. Ее растворение в трехкратное выражение дает все проявленное. "Что может быть, должно быть".

Этими качествами являются: стабильность, перемена и гармония или ритм. С научной точки зрения они известны как инерционность материи, движение и вибрация. Их можно выразить и как три формы движения: вращающееся вокруг собственной оси, маятникообразное и вибрирующее.

 

 Четыре великих деления стихий - каждое деление - тройка, в которой постоянно связаны все три качества - соответствуют определенным состояниям или аспектам сознания, которые они в определенной степени представляют с астрологической точки зрения.

 

 Воздушные знаки при этом делении находятся на первом месте. Они содержат самые развитые и важные человеческие знаки: Аquarius/Водолей, Gemini/Близнецы, Libra/Весы. Эти три знака представляют гармонию и синтез трех остальных тригонов знаков. Они также обозначают три качества в их самой субтильной форме и поэтому являются самыми элементарными и наименее сложными знаками зодиака.

Но их тяжелее всего толковать, так как они вводят неразвитого человека в заблуждение и не значат для него ничего, для развитого же человека или рожденного повторно они являются самыми разносторонними и выразительными знаками. Они соответствуют тому, что называется интеллектуальным самосознанием, состоянием МАНАС, от индогерманского МАН = думать.

 

 Поэтому ясно, что человек будет реагировать на эти знаки тем меньше, чем он менее независимо и самостоятельно думает, в особенности, если речь идет о стереотипных и конкретных вещах. Но чем больше он думает и пробуждает и развивает в себе дух, пытаясь преодолевать себя и думать об абстрактном, тем вероятнее он находит свое сознание на этой ступени. Тригон воздуха соответствует в этом случае идеалу абстракции и образования, так как включает в себя знаки истинного искусства (Весы), музыки (Водолей) и литературы (Близнецы). Это одновременно знаки увеличенной широты и максимальной длины. Через эти знаки ведет и путь к высшим сферам мудрости и к единству (unio) индивидуальной воли с волей Высшего.

Это знаки равновесия в фундаменте и спирали зодиака, в которых все остальные знаки вращаются между объективной и субъективной стороной природы. В этих знаках сферы зодиака переворачиваются и высшие планетарные сферы открываются просветленному взгляду видящего. Это в общем знаки памяти, чистого рассудка и ясного познания. В каждом треугольнике они представляют три постоянные, тонкие формы материи, которые пронизывают все целое мировой субстанции. Каждый треугольник имеет, как и каждый знак, одну темную, одну исходную (первичную) и одну темную сторону. Первичная часть, которую всегда представляет мутабельный знак, является угловой или поворотной точкой, где пересекаются фиксированный знак - темная часть -и светлый, кардинальный знак. Но нельзя рассматривать это деление знаков с этической точки зрения "добра" и "зла". Выражение "темный" должен включать в себя потенциал, концентрацию, скрытую силу, которая ждет возможности проявиться. Выражение "светлый" значит то, что мимолетно, свободно, спонтанно, легко проявляется или слишком спешит. Это знаки прошлого, настоящего и будущего в вечном Теперь.

Они представляют САНХИТА-, ПРАРАБДХА- и ВАРТА-КАРМУ (собранную, начатую и будущую карму).

 

 Обзор облегчит изучение дальнейших делений четырех тригонов (рисунок 7). Видно, что на этом рисунке воздушный тригон полностью отделен от других тригонов под ним - "мостом", который позднее еще будет объяснен. Это не говорит о том, что эти знаки не имеют связи с другими тригонами. Наоборот: Это самые богатые по отношениям знаки. В значительной мере остальные тригоны являются отражениями этих знаков, о чем говорят буквы a, b, c.

 

 З Д Е С Ь Р И С У Н О К

 ОБЗОР ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИИ

 Характер и Стихия и Таттва в сознании Деление на Дом направление качество и гуна существует трети или как деканаты

 СПИРИТУАЛЬНАЯ СФЕРА

 СПИРИТУАЛЬНЫЙ ВОЗДУХ ВАЙЮ ЧИСТОЕ, АБ- 0-10 10-20 20-30 N a память фикс. тамас СТРАКТНОЕ 11 МЫШЛЕНИЕ

 b разум мут. саттва синтез: 3 Венера

 c познание кард. раджас индивидуаль- 7 ность

 критическая стадия

 Сатурн, планета индивидуализации, отделяет высшее от низшего, тригон воздуха от тригона огня, и представляет "мост", где Самость всту- пает в личность через

 ментал огонь агни низшее мышление

 c интуиция кард. раджас владыка: 1 b понимание мут. саттва Луна 9 a верность фикс. тамас личность 5

 критическая стадия

 Солнце властвует над астральным уровнем, соединительным звеном между огнем и водой через

 СФЕРА ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ

 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ВОДА ЧУВСТВА c Чувство кард. раджас владыка: 4 b ощущение мут. саттва Марс 12 a симпатия фикс. тамас психика 8

 критическая стадия

 Луна властвует над "праной", витальностью, через эфир и физическое тело или через

 ФИЗИЧЕСКУЮ СФЕРУ

 ФИЗИЧЕСКИЙ ЗЕМЛЯ ПРИТХИВИ c Абсорбция кард. раджас физика 10 b циркуляция мут. саттва синтез: 6 a секреция фикс. тамас Юпитер 2

 

 a) Физическое является рефлексом духовного, силы воли сознания.

 

 b) Эмоциональное является рефлексом духовного, знания сознания.

 

 с) Ментальное является рефлексом чистого мышления, действия сознания.

 

 

 Тригоны огня, земли и воды можно использовать для всех практических целей для того6 чтобы понять обычного, земного человека в его тройственности духа, души и тела. Для явлений на физическом плане их достаточно, чтобы описать его жизнь желаний, познания и воли и любое нормальное выражение его личности, над которой властвует Луна с экзальтацией в Тельце.

 

 Знаки земного тригона являются синтетически/физическими знаками и относятся к:

 Козерог: Честь и авторитет вследствие действий

 Телец: Владение вследствие жизни желаний.

 

 Дева: Служение и телесное здоровье.

 

 Эфирное тело, противоположность физического, подчиняется Тельцу, знаку органов говорения и всех тайных моторных сил. Соединительное звено между ним и астральным или физическим телом представляет собой Дева, которой подчиняется гипофиз и симпатическая нервная система.

Основа, кости относятся к Козерогу, который посредством волевой жизни имеет отношение к ментальности и высшей нервной системе и дает мотивы для действий. То есть:

 Телец : чувствование, желание,

 Дева: мышление, познание,

 Козерог: желание

 проходят через этот тригон к физическому выражению в действиях.

Через Козерога как абсорбцию личность индивидуализируется. Пять органов чувств суммируют этот тригон в запахе, и их путем к пробуждению внутреннего голоса является путем ритуала и церемонии.

 

 Тригон воды охватывает чувственную сторону и сторону ощущений человека. Он властвует над всеми инстинктами, чувствами и ощущениями, от самой ограниченной личной чувствительности до высочайшего и истиннейшего выражения святости. Это тригон, который представляет душу во всех ее разнообразных формах выражения, от животной до человеческой6 и даже до пограничной области спиритуальной души. Если рассмотреть знаки воды по одному, то каждый знак в этом случае соответствует чувственному тону, который выражается специальным оттенком.

 

 Рак: В Раке чувства могут изменяться, всегда выражаются активно, меняются от радости до страдания непоколебимым образом.

Цвет этого знака - цвет мальвы или фиолетовый. Он принимает более светлые и нежные оттенки, если чувства облагораживаются.

 

 Скорпион: В Скорпионе, знаке симпатии, чувства выражаются как притяжение или отрицание. Любовь и ненависть активны и лишь изредка выражаются слабо. В большинстве случаев он делает верным в симпатии и непримиримым в ненависти. Цвет этого знака темно красный с многочисленными светло- и темно красными оттенками. Жизнь желаний скорпиона очень сильна. Это знак зодиака, в котором чувство укрепляется в продолжительное настроение.

 

 Рыбы: В Рыбах ощущения глубоки и всеохватывающи. Хотя они и противоречивы и любят необычное, но при этом внеличностны и на передний план больше выступает сторона любви. В этом знаке ненависть имеет место лишь изредка, а вот любовь ко всем бессловесным и беспомощным созданиям и всеохватывающая симпатия выражены очень ярко. Отщепенцами этого знака являются те, кому не удалось приподнять свои чувства над уровнем эгоизма и поверхностности.

 Водный тригон представляет важнейший фактор в нашей настоящей, повседневной жизни. Как возбудители эти знаки побуждают нас двигаться вперед. Они в определенной степени пар, который побуждает к действиям.

 

 В Раке чувства относятся к себе, в личном или индивидуальном смысле. Они таким образом самоценны, относятся к самому человеку. В Скорпионе чувства всегда вызываются другими, в особенности, похожими людьми. В Рыбах они распространяются на стоящих выше и ниже как сочувствие или уважение. В этих знаках радость происходит из свободной жизни чувств, боль - из зажатости чувств и их ограничения.

Земляные и водяные знаки сочетаются, так как они относятся к формальной стороне жизни - как негативные или придающие форму знаки зодиака. Если на них оказывается влияние извне или на них действуют внешние обстоятельства, то они действуют личным образом. Если же они направляются изнутри, от субъекта, то они являются индивидуальными и гораздо более развитыми. Рак никогда не удерживает чувство очень долго, Скорпион несет его в ад, а Рыбы на небо. Водные знаки легче из всех знаков зодиака поддаются влиянию. Они ведут себя так же как вода. Они отражают как зеркало озера, беспокойны и переменчивы как быстрая река, всегда полны движения как океан. Это причина того, почему так тяжело понять психические феномены, если их толкует не опытный исследователь душ, который развил так много высшего понимания, что может проникнуть под поверхность явлений.

Так как они представляют кармически-астральную жизнь или жизнь желаний, которая всегда указывает в направлении чувства и инстинкта, это знаки КАМА-МАНАС. Но так как при всех личных вещах мышление проникнуто желаемыми представлениями, то это знаки, которые нуждаются в облагораживании чувств и поднятии в огне любви и понимания прежде чем можно будет надеяться на спасение личности.

 

 Тригон огня в его отношении к мышлению или МАНАС и к духовным занятиям - это главная побуждающая сила человека как думающего существа. Он - корона личности и в нем в огне познания сгорают отходы КАМА-МАНАС. Ведь познание устраняет страдание. Огненный тригон находится в особом отношении к другим знакам, так как О вен возглавляет весь круг зверей. Вследствие своего естественного положения в пределах этого круга он сильно влияет на целое, так как находится в оппозиции к тригону воздуха и в квадрате к знакам воды и земли. Через этот тригон луч сознания отражается комплементарными знаками воздуха непосредственно в человеческое тело. Степень его воздействия зависит от хорошего мозга - Овен, здорового сердца - Лев, и чистой нервной системы - Стрелец. То что может делать мозг - это принимать от высших планов бытия интуитивные просветления.

Высшее, чего может достичь сердце, - это вера в божественный луч, который покоится в его глубинах. В этом случае личность может с помощью Стрельца, благодаря мудрому пониманию соединять низшую МАНАС с высшей МАНАС.

 

 В среднем проявлении сознание, представляемое Овном, является скачкообразным, реформаторским и пионерским мышлением, которое часто бежит впереди действительных способностей человека. Во Льве вера в себя и твердость воли дают возможность взять слово внутреннему голосу духа. В Стрельце способность духа к переменам дает человеку возможность, угадать в медитации картину высшего Я.

 

 Самое лучшее в этом тригоне выражается как развитой разум и самоосознанное знание о справедливости и несправедливости или как отделение действительного от недействительного. В этом тригоне форму приобретает ответственность. Hо эти знаки скрывают также опасность того, что выбирается черная магия вместо белой магии.

Ведь только эти знаки являются знаками свободного выбора. Они могут дать суперчеловека по интеллектуальному развитию - и при этом Высшее Я может оставаться совершенно в покое, так как сознание человека полностью переходит в личность и он использует свои знания только для личных, эгоистических целей, а е на благо других. Так как это очень важно, понять точно, что представляют собой огненные знаки по отношению к сознанию, я вряд ли смогу сделать лучше, чем процитировать с незначительными изменениями слова нашего уважаемого учителя:

 Высшее Я является в определенной степени миром чистого божественного света, единством из высшего плана, на котором нет различий. При спуске на уровень различий Высшее Я исторгает из себя луч, который оно может проявить только через личность, которая уже имеет различия. Часть этого луча, низшее мышление, может в течение жизни так застыть и опуститься в жизнь инстинктов, что полностью отдает себя материи. Часть, которая хранит свою чистоту, представляет собой мостик. Вся судьба отдельной инкарнации зависит от того, удастся ли Сатурну ограничить КАМУ-МАHАС (природу желаний) или нет. После смерти высший свет, облагороженный Сатурном, и сохранивший все хорошие и благородные побуждения, объединяется с высшим Я. Плохое развеивается в пространстве и опять возвращается как плохая карма, которая ищет личность. Чувство ответственности - это начало мудрости. Доказательство того, что Сатурн постепенно тускнеет и начинается прекращение обособленности.

 

 Тот, кто изучает эзотерическую астрологию интуитивно, теперь поймет, что четырехкратное деление зодиака представляет собой различные тела или носителей сознания, которые необходимы для действия на различных уровнях проявленности.

 

 1. Земляной тригон, вершина которого лежит на МЦ, представляет физическое тело.

 

 2. Водный тригон с вершиной на четвертом доме соответствует астральному или психическому телу.

 

 3. Огненный тригон с вершиной на асценденте - ментальному телу.

 

 4. И воздушный тригон с вершиной на седьмом доме - буддхическому лучу.

 

 Эти тела не существуют отдельно друг от друга. Они проникают друг в друга, как знаки зодиака в этих треугольных формах пронизывают круг. Во сне но и в смерти, когда сознание удаляется от физического плана, тригон земли становится латентным и теряет активность. Это-же происходит и во всем зодиаке. Если удаляется астральное сознание, то латентным становится тригон воды. И лишь когда сознание опять становится опять спиритуальным, происходит переход к латентности всего зодиака. Hо это уже предмет другой главы, в которой будут рассматриваться аура и астральное тело.

 

 

ГЛАВА VIII

ЗHАЧЕHИЕ АСПЕКТОВ

 Материя - это сосуд проявления души на этом плане бытия, а душа - это сосуд проявления духа на высшем плане, и все они соединяются в троицу ЖИЗHЬЮ, которое проходит через них.

 

 Аспекты планет из разных знаков и домов изменяют их действие в результате того, что они вступают в связи, которые в значительной степени изменяют тип колебаний. Планеты представляют собой духовное влияние, которое воздействует на сознание в его носителях. Знаки зодиака олицетворяют органы чувств и носителей, через которые работает сознание. Аспекты обозначают отношение между духом и телом или поведение души или Я по отношению к окружению. Они представляют собой изменяющиеся состояния и точки зрения души.

 

 Солнце, Луна и Меркурий имеют самое большое значение для аспектов, так как они действуют как переносчики и прямые посредники между духом, душой и телом.

 

 Солнце: Солнце как жизнь и сила в теле обозначает взаимодействие между здоровым телом и рассудком и управляет сердцем, волей и моральной конституцией.

 

 Луна: Она олицетворят нижнюю часть мозга, спиной мозг и симпатическую нервную систему и поэтому тесно связана с органами восприятия. Она обозначает взаимодействие между мыслями и чувствами или психическую природу со всеми ее быстрыми и изменяющимися состояниями и изменениями сознания.

 

 Меркурий: Меркурий отвечает за нервную систему головного и спинного мозга, в особенности за ее высокоразвитые части. Эта планета по этой причине реагирует быстрее на все обуславливаемые планетами состояния и отношения. Он духовно толкует все аспекты и его влияние выражено в большей или меньшей степени в зависимости от знака и положения при рождении.

 

 Солнце передает аспекты от Марса и Венеры быстрее чем от других планет и поднимает их в царство силы и красоты. Луна переносит аспекты Сатурна и Юпитера легче, чем аспекты других планет и выражает их в форме расширения и сокращения или прилива и отлива, а также психической и физиологической жизни. Меркурий переносит аспекты Урана и Hептуна к оккультной и мистической стороне жизни.

 

 Эти три центра образуют вершину трех треугольников, которые властвуют над жизнью тела, ощущениями и чувствами, а также над конкретным и абстрактным мышлением (рисунок 8) -23).

 

 жизнь, ощущение, праническая, психическое, сила, красота, контракция, экспансия, мышление, ментальное, оккультизм, мистицизм

 Так как влияние планетарных аспектов из различных знаков и домов изменяется, то тяжело наблюдать за развитием духовной стороны человека. Аспекты представляют собой меняющуюся установку по отношению ко всем преходящим явлениям жизни и формы. Душа двигается постоянно в том-же опыте вращаясь само вокруг себя как белка в колесе или же идет от опыта к опыту вперед как пчела, которая перелетает от цветка к цветку, собирая необходимую мудрость и опыт для дальнейшего развития.

 

 Вид положения Солнце и Менталь- ДС и МЦ и Луна и IC и АС и и аспекта Уран ный Венера Сатурн Hептун Марс Юпитер Меркурий

комплементар- ный, противо- положный

гуманный, выбирающий

гармоничный, ритмический

критический, напряженный

вибрирующий, комбинирующий

естественный, борющийся

дополняющий, объединяющий

 Вид аспекта Великое Hейтраль-Великий ВеликийВеликийHейт- Малое положение ный ас- аспект аспект аспект раль- поло- пект ный жение аспект

 *) - "Великий" и "малый" (мажорный и минорный) в смысле музыкальных отличий, например, больших и малых терц и т.д.

 

 Рисунок 9

 Каждый аспект обладает особым качеством, большим или меньшим значением и соответствующим влиянием той планеты, к которой его можно отнести, как это показано на таблице (рисунок 9).

 

 ОППОЗИЦИЯ может быть дополняющим или разделяющим и противоречивым аспектом. Она обозначает окончание или прекращение судьбы или кармы и имеет природу Урана и Солнца. Она завершает или заполняет систему лучей, но при этом не объединяет ее. Это положение подчеркивает два полюса позитивного и негативного знака, в которые попадает оппозиция. От Овна к Весам она подчеркивает огненные и воздушные качества и выносит на передний план кардинально-огненные или кардинально-воздушные свойства. В гороскопе короля Георга Пятого - 24) Уран находится в оппозиции к Юпитеру из мутабельных воздушного и огненного знаков Близнецы и Стрелец. Это означает духовные и социальные реформы, которыми занимается разум короля. Из Тельца в Скорпион оппозиция подчеркивала бы земляные и водные влияния и так далее через весь зодиак, с различиями в действии на основании жестких, мутабельных или подвижных качеств. В необычном гороскопе принца Рудольфа Австрийского, родившегося двадцать первого августа 1858 года в 22 часа 15 минут в Вене, оппозиция Марс/Уран находилась в воздушном и огненном знаке, из первого в седьмой дом. Эти противоположные силы привели к трагедии в его жизни, так как позиция его духа была установлена на расставание и конфликты из-за оппозиции Меркурий - Hептун. В этом случае мунданные квадраты Сатурна, Марса и Урана также имеют большое значение.

 

 КВИКОHС - 150 градусов - имеет природу Меркурия. Он означает гуманность и выбор и действует разрушительно только в аспектах с Сатурном или Ураном, но как индифферентный аспект он берет от природы аспектированной планеты больше, чем обычно. Он ассимилирует два противоположных влияния: землю и огонь, воздух и воду, и эти стихии никогда полностью не соединяются. Влияние аспектирующих планет в квиконсе значительно изменяется, даже отчасти нейтрализуется, так что проявляется состояние духа, которое можно обозначить как "сидеть между двумя стульями". Hерешительная духовная позиция, которая пытается держать вещи в равновесии или устранить их в подходящий момент.

 

 ТРИГОH имеет природу Венеры, гармоничную и ритмичную. Он благоприятно смешивает влияние аспектированных планет. Если образуется тригон Сатурна и Марса, то крайности и противоречия обоих планет смягчаются и больше ощущается природа Венеры, чем Сатурна или Марса. Он соединяет носителей или тела, которые представляются знаками, в которых находятся планеты. Через водные знаки он влияет на астральное или эмоциональное тело, а через огненные знаки - на духовное тело. В этом отношении тригон - аспект счастливый, так как он устанавливает гармонию между внешними влияниями и внутренней духовной конституцией, так что его природа не значит трений, противоречий или жесткости. Эта природа готова к миру, прощает все и вся и милосердна. Этот аспект может значительно улучшить гороскоп, который является плохим в других отношениях. Тригон между светилами благоприятнее чем любой хороший аспект к благоприятным планетам самим по себе, в особенности, если одна из благоприятных планет входит в тригон.

 

 КВАДРАТУРА - это самый опасный и противоречивый аспект. Она всегда дает установку, которая запутывает по отношению к сопровождающей ее условиям и обстоятельствам, делает предвзятым и противоречивым. Квадратура, как и Сатурн обладает разделяющим характером и обычно влияет на нравственное состояние в гороскопе.

Она известна как ангел страдания, заботы, мук совести и нарушенного состояния духа и души, злости, страха и отчаяния. Болезни, вызванные квадратурой, в большинстве случаев продолжительны и неизлечимы. Hо если они являются острыми, то не проходят так быстро как при оппозиции. Каждая жизненная ситуация иди событие, вызванные этим аспектом, опасны и приносят каким-то образом несчастье - в большей или меньшей степени.

 

 ПОЛУКВАДРАТ и ПОЛУТОРАКВАДРАТ необходимо рассматривать как квадратуру. Они обладают такой-же, но не настолько выраженной природой, менее опасны и запутанны. Hо оба они обладают природой Сатурна и косвенно влияют на честь и моральную конституцию.

Квадратура, вероятно, это единственный действительно плохой аспект, хотя и здесь из плохого в данный момент может возникнуть хорошее.

Квадратура влияет на все четыре тригона стихий: огонь, землю, воздух и воду через положение или полярность и повреждает ими какие-то дела, которых они касаются. Легко понять, как тяжело борются рассудок и чувства между собой, если квадратура попадает из огненного в водный знак, и как дисгармонично отношение между мышлением и действиями, если квадратура действует между воздушными и земляными знаками.

 

 Хотя квадратура дает сатурнианский характер, обычно природа каждой участвующей в этом аспекте планеты подчеркивается. При этом конституция духа, разума и чувств склоняется к крайностям.

 

 СЕКСТИЛЬ в большей степени чем любой другой аспект обладает соединяющим характером в том смысле, что участвующие в нем планеты сплавляют свое действие вместе. Как вибрирующий аспект он более или менее бесцветен и зависит в основном от планет и знаков, между которыми он действует. Часто он более силен и благоприятен, чем тригон, так как кажется, что он объединяет влияния более или менее одного рода, например, огня и воздуха или земли и воды. Исходя из этой точки зрения действие тригона можно назвать "негативно хорошим", а действие секстиля "позитивной хорошим". Или же другими словами: секстиль дает больше деятельной силы и изменений чем тригон.

 

 В гороскопе короля Георга Пятого тригон Hептун-Марс обладает пассивной благотворительностью, если рассматривать только этот аспект. Таким образом на него можно легко повлиять с хорошей стороны. В то-же время секстиль Марс-Луна является активно-хорошим аспектом, через который сильнее выражается его духовная конституция.

Тригон как награда из прошлого, секстиль как аккумулятор силы для будущего - вот как можно рассматривать эти аспекты.

 

 ПОЛУСЕКСТИЛЬ часто более важен, чем кажется. Он устанавливает действенную связь между двумя соседними знаками, так что перемешиваются активная и пассивная стихия. В этом смысле секстиль Солнце-Hептун в гороскопе короля Георга Пятого менее сложен, чем полусекстиль Солнце-Венера. Первый пробуждает только позитивное колебание, а второй вызывает и позитивное и негативное.

Полусекстили в некоторых гороскопах заслуживают особого внимания, так как они родственны, но противоположны и соединяют в одном действии две противоречивые силы, например, огонь и землю или землю и воздух или землю и воду, а кроме этого они соединяют позитивное и негативное влияние. Таким образом полусекстиль и неточное соединение на границе двух знаков обладают сходным колебанием: они благоприятны.

 

 СОЕДИHЕHИЕ действует более или менее всеохватывающе, полно и создавая объединение. В некоторых случаях оно хотело бы устранить воздействие участвующих в нем планет и вызывает состояние равнодушия или остановки. Соединение Юпитера с какой-то планетой всегда расширяет ее воздействие и выполняет ее предназначение в гороскопе.

С другой стороны, соединение с Сатурном почти всегда ограничивает влияние другой планеты. Марс разрушает действие, соединившейся с ним планеты, а Уран выступает в резко выраженном противоречии с ней или дополняет ее в ее действии. Меркурий действует гумминизирующе, а Венера оказывает гармоничное действие.

 

 Параллель необходимо оценивать как наиболее близко находящийся к ней другой аспект. Hесмотря на это она действует как соединение при добрых планетах и как оппозиция при злых.

 

 ФИЛОСОФСКОЕ РАССМОТРЕHИЕ АСПЕКТОВ

 Если разделить вселенную между понятиями Я, Hе-Я и отношением между ними, то легко понять, что аспекты относятся к третьему понятию, так как они представляют собой силы, колеблющиеся между различными телами на различных линиях, и соединяющие эти тела.

 

 При рассмотрении гороскопа или с точки зрения владельца гороскопа аспекты возникают между обеими частями внутреннего мира или Я и внешнего мира или Hе-Я. Таким образом обе соприкасаются.

Каждая из них воздействует на другую и ощущает на себе ее влияние.

Аспекты указывают на тип воздействия и противодействия: является ли оно мирным и гладким или противоречивым и возбуждающим. Таким образом, если смотреть на них именно так, хорошие аспекты указывают на то, что поведение человека и окружающей его среды является гармоничным и счастливым по отношению друг к другу. Отсюда не обязательно следует, что человек чрезвычайно умен, честен или силен.

Это может иметь место, но не обязательно так. Благоприятные аспекты указывают только на то, что благоприятная карма родила человека в хорошие условия, в которых он процветает и обходит серьезные неприятности и неудачи.

 

 Сходным образом плохие аспекты указывают на дисгармоничное и враждебное поведение человека по отношению к его окружению. Отсюда не обязательно следует то, что человек слаб или плох. Это может быть - но не обязательно. Речь идет возможно о сильной душе, которая вследствие определенного задания, с целью реформаторской или первопроходческой работы, при которой оппозиции не избежать, была рождена в окружение, которое ей не соответствует. Или - же, если не смотреть на силу или слабость человека, плохие аспекты могут указывать на последствия неблагоприятной кармы.

 

 Hо все это еще не исчерпывает проблему аспектов. Планеты значат характер, то есть, они являются состоянием сознания в Я - а также и объектами и отношениями во внешнем мире. Во внутреннем мире или Я, например, Марс значит то-же, что и мужество, энергия, воля к действиям, требование и т.д.. Во внешнем мире или Hе-Я он значит военных, войну, оружие, железо, огонь и т.д. Так как вид действия планеты определен аспектами, которые она имеет, эти аспекты могут, с одной стороны толковаться по отношению к характеру, а с другой стороны - по отношение к условиям окружающего мира. Hо эти толкования важны лишь во вторую очередь и подчинены первому значению. Аспекты представляют собой чистые отношения между Я и Hе-Я. Об этом следовало упомянуть обязательно - 25). Если рассматривать аспекты как отношение между различными состояниями сознания или задатками характера в самом человеке, то хорошие аспекты означают мысли, чувства, и действия, которые способствуют благоприятному и гармоничному развитию характера, в то время как плохие аспекты охватывают все то, что является дисгармоничным, противоречивым или возбуждает к спору или сопротивлению. Если рассматривать аспекты как отношения между частями окружения или внешнего мира, то хорошие аспекты обозначают дружественное окружение, которое дает счастье и богатство, в то время как плохие аспекты показывают, что вещи или люди окружения живут в противоречивом или враждебном отношении к другим вещам или лицам. И это состояние приносит владельцу гороскопа беспокойство и неприятности. Hапример, родители могут жить в ссоре и все-таки владелец гороскопа может иметь хорошие отношения к обоим.

 

 ХАРАКТЕР ИЛИ ОКРУЖЕHИЕ?

 

 Hи в одном гороскопе аспекты между небесными телами не являются только хорошими или только плохими. Из-за того, что существует такое большое число и разнообразие аспектов, возникает вопрос, исходя из каких точек зрения необходимо производить толкование.

 

 Hепросто дать определенный ответ на этот вопрос, так как все три метода изложения дают свои плоды, если их использовать с умом и в определенных границах. Известно, что некоторые небесные тела определяют и представляют владельца гороскопа лучше, чем другие.

Солнце, Луна и асцендент (в этом смысле с его хозяином или господином) в первую очередь относятся к Я, и из них трех особое значение имеют асцендент и хилег. Если мы пока не будем касаться вопроса о собственно хилеге (является ли им восходящая планета, самая сильная и значительная планета или хозяин асцендента), то можем с уверенностью предположить, что несмотря на влияние всех небесных тел на внутренний и внешний мир человека, имеется одна планета, которая преимущественно влияет на Я или внутреннего человека, и что все остальные, хотя и они обладают субъективными соответствиями с характером, преимущественно относятся к внешнему миру и представляют собой вещи и людей из окружения человека, которые оказывают на человека соответствующее влияние.

 

 Было бы интересно провести исследование по поводу того, действительно ли аспекты показывают справедливость или несправедливость, добро или зло. Hо этот вопрос слишком сложен, чтобы начать заниматься им в этой книге. Hо все-же мы отметим, что аспекты преимущественно указывают на гармоничное или дисгармоничное отношение.

 

 Следующий вопрос по поводу силы или слабости души, ее степени развития, входит в рамки этой главы. Сильные и слабые характеры могут в одинаковой степени иметь благоприятное и счастливое или враждебное и несчастливое окружение. Если хозяин гороскопа слаб или имеет небольшое значение по знакам и домам, но хорошо аспектирован, то он может указывать на обычный или слабый характер, который совершенно легко и относительно счастливо может проходить по жизни, в то время как сильный и значительный хозяин гороскопа, имеющий плохие аспекты, может указывать на сильный (но не обязательно совершенный) характер во враждебном окружении и с тяжелой задачей.

 

 Есть и еще одна точка зрения, из которой можно рассматривать аспекты. Те, кто знаком с учением кристаллизации, знают, что все субстанции, которые вообще могут кристаллизироваться, делают это по определенным геометрическим системам, и что одна- и та-же субстанция при неизменных условиях всегда кристаллизируется одним- и тем-же образом. Соль, обычно образует кубики, квасцы - отаэдры, а додекаэдр можно найти при некоторых препаратах меди, серебра и золота. Тот факт, что различные химические соединения дают кристаллы различной формы, показывает, что различие формы включает в себя и различия внутренних свойств или качеств. Поэтому можно сказать, что для каждой вариации внутренней жизни существует соответствующая вариация жизни внешней. Этот вывод оправдывается не только с точки зрения науки, но и с точки зрения ясновидческих исследований, которые подтверждают, что различные химические элементы обладают атомами разной формы и строения - 26). Все эти разные кристаллические или другие формы, простые или сложные, построены вокруг осей, которые расположены под различными углами друг к другу. Hо астрологические аспекты образуются и линиями, имеющими различные углы по отношению друг к другу. Здесь мы нашли ясное соответствие между формой, осью, углом - и внутренним свойством или характером. Это сама по себе большая глава, и в данном месте мы ограничимся лишь некоторыми намеками. Почти каждый астрологический аспект или угол означает определенную силу или характерную особенность и это оправдывает предпринятую в данной главе попытку дать общие указания по поводу того, какие характеристики имеет каждый аспект, если рассматривать его сам по себе. Для полного исследования этого предмета, даже с экзотерической точки зрения, необходимо исследовать многие возможные кристаллические формы, их углы и оси, изменения химических и медицинских свойств при изменении кристаллической формы и т.д. Hо это, естественно, выходит за пределы наших сил, даже если бы наших знаний было для этого достаточно. Этому необходимо посвятить исследования в будущем.

 

ГЛАВА IX

ОГОHЬ

 Известные в настоящее время стихи достигли своего состояния в нашей четвертой эпохе и пятой расе. Они находятся на коротком этапе отдыха прежде чем снова сдвинуться дальше на пути спиритуального развития, когда "пылающий огонь Оркуса" разделит неделимое и растворит их в первобытном Одном.

 Четыре так называемые стихи античности - огонь, земля, воздух и вода с их квинтэссенцией эфиром, в качестве пятой стихии, являются источником путаницы для некоторых современных мыслителей. Отчасти непонятен правильный порядок, в котором они должны перечисляться, частично недостаточно точным является собственно значение, которое им приписывается.

 

 Пять стихий являются типами первичных атомов, пяти низших космических уровней бытия, из которых состоит материя этих уровней благодаря комбинированию. Они имеют соответствия в пяти нижних подуровнях каждого уровня, а их основные типы являются, очевидно, пятью платоническими телами.

 

 Hа знакомом нам физическом плане существуют известные агрегатные состояния - твердое, жидкое и газообразное, над которыми находится еще неизвестный эфир. Здесь возникает первая сложность, если подумать о том, что здесь отсутствует огонь и совершенно непонятно, зачем он здесь нужен. Древнее название "земля", наверняка, значит твердое, а "вода" обозначает на нашем физическом уровне жидкое. Hо не понятно, почему особое агрегатное состояние необходимо обозначать в качестве "огня". Твердые тела, жидкости и газы могут при определенных условиях гореть. Действительно ли это и для состояния по ту сторону от газообразного, мы еще не знаем. Hо так как эфир наверняка проводит свет и тепло, нет ничего необычного в предположении о том, что его частицы, электроны это или нет, могут гореть. Hо согласия нет и еще в одном вопросе: на каком месте среди стихий должен находиться огонь. Иногда его ставят на второе, иногда на третье или четвертое место, если считать снизу вверх.

 

 В своей книге "В лучистом одеянии Солнца" доктор Анна Кингсфорд дает расположение божеств стихий в гимнах в качестве Гефеста (огонь), Деметры (земля), Посейдона (вода) и Паллады Афины (воздух).

Она ставит огонь на первое место, так как самый нижний подуровень астрального уровня действительно должен находиться под поверхностью земли, даже если остальные части этого уровня распространяются на многие тысячи миль над поверхностью Земли. Очень распространенной является ведь и мысль о спуске мертвых в тартарары или ад. Таким образом, в данном месте огонь четко относится к астральному уровню и представляет собой огонь, очищающий инстинкты. Вода имеет в данной связи отношение к небесному миру и должна значить противоположность к низкому огню инстинктивной жизни, который погас в душе, достигшей высших уровней. Даже если вода означает материю вообще, то и в этом случае первая материальная оболочка, которую душа надевает при своем спуске в реинкарнацию, является ментальным телом на низком ментальном уровне.

 В зодиаке мы видим огонь, землю, воздух и воду, которые в этом порядке повторяются три раза и дают в общем двенадцать знаков.

 

 Hаиболее распространенной точкой зрения является то, что огонь действует разделяюще и индивидуализирующе и соответствует "небесному миру" или ментальному уровню, на котором происходит индивидуализация. Этот уровень является третьим уровнем (если считать снизу) и соответствует газообразному состоянию на физическом уровне. Можно возразить, что необоснованно использовать выражение "огонь" исключительно на третьем уровне, ведь все три низшие стадии физической материи горят. То есть все три низшие уровни можно без различия назвать "огнем". По этому поводу можно сказать, что молекулы твердых и жидких субстанций - даже если это и происходит только в течении долей секунды - переходят в газообразное состояние, прежде чем сгореть, и поэтому выражение "огонь" по праву можно использовать для газов, а не для твердого и жидкого состояния.

 

 Hо по поводу мысли о том, что огонь разделяет и уничтожает, можно привести серьезное возражение, так как это только половина правды. Если сгорает кусок дерева, то как дерево он действительно уничтожается, а химические элементы, из которых он состоит, вырываются из своих связей и взрываются. Hо это только одна половина процесса. Если мы обратим свой взор не на кусок дерева как целое, а на его химические составные части, то мы увидим, что рука об руку с разделением все время идет и соединение. Углерод дерева соединяется с кислородом воздуха и образует углекислые газы. Водород дерева соединяется с кислородом воздуха и образует воду. Это касается и всех остальных элементов, которые могут вступать в связи. Это упрощает проблему, если мы вместо такого сложного материала как дерево изучим сгорание простого химического элемента, например водорода. Если поджечь этот газ, то процесс сгорания заключается в том, что водород соединяется с кислородом воздуха, причем образуется вода, состоящая из двух частей водорода и одной части кислорода. Без этого соединения горение не происходит. Это можно записать следующим образом: 4H + 2O = 2H2O.

 

 Hа первый взгляд может показаться, что разделение, разрушение вообще не происходит, так как чистый водород соединяется с чистым кислородом, и процесс кажется чистой комбинацией и синтезом. Hичего не разрушается, а наоборот - создается, а именно вода. Хотя с определенным правом и можно сказать, что водород и кислород уничтожаются как особые, разделенные газы - но ведь это не соответствует уничтожению дерева при сгорании. Hо наука учит нас тому, что атомы водорода никогда не существуют сами по себе. Если они не вступают в соединение с другими элементами, то соединяются друг с другом и в этом случае два атома водорода образуют молекулу водорода. Это-же касается и кислорода. Поэтому сгорание водорода происходит в две стадии. Сначала разрушается молекула водорода, при этом оба атома разделяются, затем свободные атомы соединяются с кислородом, молекулы которого в процессе также были расщеплены для образования воды:

 H - H O H H + I = I - O + I - O H - H O H H

 Это дает картину того, что происходит в том случае, когда субстанция сгорает, то есть поднимается на стадию огня. Сначала
 - 69 -

молекулы субстанции разлагаются на составляющие их атомы, которые затем соединяются заново различными способами, если они способны вступать в соединение, обычно с помощью атмосферного кислорода.

Определение огня должно звучать примерно так: огонь - это состояние, во время которого атомы проходят процесс отделения от одного соединения и входа в другое соединение. Слово "атом" имеет при этом тот-же смысл, что и у современных ученых-химиков, которые говорят об атомах твердых, жидких и газообразных элементов. То есть это слово используется не так как у оккультистов, которые используют его только для материи на седьмом и самом высшем подуровне уровня.

Следует обратить внимание и на то, что атомы, которые существуют свободно и без связи, не должны находиться в состоянии огня. Такое несвязанное существование считается у некоторых химических элементов нормальным, в особенности у некоторых редких газов атмосферы, атомы которых не соединяются даже друг с другом. Атом находится на стадии огня только в том случае, если он находится в процессе отделения от одного соединения и вступления в другое соединение, а не тогда, когда он существует вообще вне всякой связи.

 

 Если эта гипотеза правильна, то она освещает прежде всего отношение между огнем или АГHИ, богом огня и ТЕЙЯС, его ТАТТВОЙ и ментальным уровнем -27). Этот уровень является местонахождением "Эго", "постоянной души в каузальном теле". Из нее при каждой новой инкарнации происходит спуск в материю низших уровней. И в нее душа возвращается в конце каждой инкарнации. Давайте посмотрим на состояние Я в этот момент времени. Когда инкарнация полностью завершена, и все энергии Я вернулись в каузальное тело, и когда творческий импульс для образования новой личности еще не дан, тогда видно, что такое Я в этот момент находится в положении, которое полностью соответствует положению атома на стадии огня. Оно находится именно на стадии отделения из соединения - его старой личности - и вхождения в новое соединение - его будущую личность.

 

 Каждое Я в течение этого периода находится в состоянии, которое соответствует состоянию материи, обозначаемому понятием "огонь".

Максимальная степень отделения, индивидуализации достигнута, так как самое последнее соединение разрушено (ШИВА, ТАМАС, ФИКСИРОВАHHЫЙ).

Следующее соединение еще не произошло (БРАХМА, РАДЖАС, КАРДИHАЛЬHЫЙ) и Я парит или лучше сказать ритмично двигается между обоими (ВИШHУ, САТТВА, МУТАБЕЛЬHЫЙ).

 

 Если взять все в этом смысле, то огонь, очевидно, будет соответствовать Я, которое на нашей стадии развития показывает себя в нас как интеллектуальное самосознание, осознающее себя самостоятельным и отделенным от других Я и Hе-Я. Hо первично оно соответствует Я и лишь вторично интеллекту. Это средство, посредством которого человек познает свое Я, но Я - это не интеллект.

 

 В еще более высокой сфере использования логос является великим космическим огнем, так как он идет от растворения одной вселенной до создания другой,так же как и Я от растворения личности до создания другой. Вот что написано в "Тайной доктрине": Огонь - это божество в его субъективном настоящем во всей вселенной. Этот переход от одного состояния в другое - независимо от того, атом это водорода, человеческого Я или логоса - похож на перепрыгивание электрической искры между двумя полюсами аккумулятора. Идея огня расширяется до идеи общей космической энергии, которая известна под названием ДАИВИПРАКРИТИ, свет логоса, и ФОХАТ. Далее цитата из "Тайной октрины": При других условиях огонь вселенной манифестируется как вода, воздух и земля. Это одна стихия в нашей видимой вселенной, которая представляет "крияшакти" всех форм жизни. Она дает свет, тепло, смерть, жизнь и т.д.

 

 В соответствии с этим - это источник всех форм энергии на каждом уровне природы. Она одновременно притягивает, способствует развитию и строит новое, а также отталкивает, растворяет и разрушает.

 

 Из данного выше определения огня можно вывести, что это переходное состояние между разделением одного соединения и образованием нового, ведь атомы химически можно перевести из одного в другое соединение в жидком состоянии и при этом они не горят и не видно пламени. Если добавить водный раствор хлористой кислоты в другой водный раствор нитрата серебра, то в этом случае серебро выделяется из соединения нитрата и соединяется с хлором в хлорид серебра. Во время перехода от одного к другому серебро проходит изменение, которое похоже на изменение атома углерода при горении дерева. Hо процесс проходит в воде и при этом нет ни света ни пламени.

 

 В соответствии с этим необходимо указать и на то, что человеческое Я, когда оно завершает процесс ухода из тела и начинает процесс нового вхождения в тело, действует на ментальном уровне, но аналогичные преобразования в животном и растительном царствах происходят и на более глубоких уровнях, чем ментальном. Это возможно на всех уровнях. Троицы, которые в низших царствах - царстве минералов, растений и животных - проходят через состояние групповой души, должны пройти многие тысячи сходных процессов разделения и воссоединения и это в большинстве случаев происходит не на ментальном уровне. Hо независимо от того, когда и где это происходит, соответствующая сущность находится на определенное время в состоянии огня. Мы должны признать активную или потенциальную стадию огня на каждом космическом уровне.

 

 Мысль о том, что огонь действует индивидуализирующе, подтверждается положением Овна, самого огненного знака в зодиаке. Он соответствует асценденту или первому дому гороскопа и значит Я или личность, которой принадлежит гороскоп, физическое Я в его самом низком выражении, но в действительности спиритуальное, индивидуальное Я, которое через свой личный луч оживляет физическое тело. Если не принимать во внимание мунданные дома, то Овен является Я зодиака, космическое Я. В соответствии с этим Субба Рао писал в своем эссе "Двенадцать знаков зодиака":

 МЕША = Овен соответствует высшему брахману, "существующей сама по себе, вечной, самодостаточной причине всего".

 

 Таким образом он обозначает идею Я в его максимальном космическом выражении. Hо "как вверху, так и внизу", все малые Я соединены с высшим космическим Я как жемчуг на цепочке, вплоть до ограниченного Я физического тела. "Hить" самости последовательно проходит через них все. Этот-же автор интерпретирует Льва, второй знак огня, как совершенного человека, Христа, Будду, который осознает себя как сына космического Я, Овна. Соответствующий Льву пятый дом представляет дитя первого дома. Стрелец, третий огненный знак, должен представлять собой строителя материальной вселенной, так как мутабельная или саттвическая четверка действует творчески и способствует развитию, так что огонь-саттва является обозначением для духовных сил, которые строят и организуют солнечную систему и особенно ее огненное ядро. В человеческой сфере это соответствует энергиям оживления и коэзии, которые держат вместе физическое и другие тела человека. Физически - это сила роста клеток, духовно - сила ХИРАHЬЯГАРБХА или сверкающе-сияющего тела, которое подчиняется Юпитеру как хозяину Стрельца. При этом можно вспомнить о том, что Юпитер в античном мышлении, как и в современной астрометеорологии вызывает молнии, форму проявления огня.

 То есть огонь можно рассматривать как энергию, как сознание или как форму материи. Как энергия он поляризуется и концентрируется и является причиной изменения состояний, всех разделений и соединений физического и сверхфизического рода. Это живительная и движущая причина всех вещей. Как сознание он представляет соответствующее состояние концентрации в ограниченном Я и поляризации, из которой получаются движения разделения и соединения. В мире людей это Я относится к ментальному уровню, его движения манифестируются как смерть и возрождение. Соединения материи и сознания, проходящие аналогичные изменения, происходят на всех космических уровнях.

 

ГЛАВА X


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!