Развитие жанра производственной (социологической) драмы.



В 1970-е годы исследованием острейших проблем социально- экономического, нравственного и психологического характера занималась публицистически заостренная производственнаяили социологическая, драма, в центре которых стал деловой человек. Особой популярностью пользовались «производственные» пьесы А.Гельмана «Протокол одного заседания» (1975), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Обратная связь» (1978), «Наедине со всеми» (1981).

Достижением драматургов, создавших «производственную тему», следует считать то, что здесь больше уделено внимания социальному анализу действительности. И получилось это по той причине, что драматург сталкивает своего героя не с откровенным противником, а с самой действительностью, обнажая ее сложности. Характеристика героев в результате анализа действительности получала свое углубление. Автор отказывался от категорических оценок, прямых противопоставлений.

Главным героем «Протокола одного заседания» Гельмана является бригадир Потапов и его бригада, отказавшиеся от премии не только потому, что не хотят обманывать государство, но и потому, что в сложившихся обстоятельствах эта премия им не выгодна. Решение бригадира (а потом и партийного собрания) направлены и против директора стройки Ботарцева. Однако даже при такой ситуации не возникает противостояния героя антигерою. Им противостоит сама социальная система. Здесь начинается то, что мы называем социальным анализом, и в пьесах производственного характера этот анализ был более значительным, чем в других произведениях 50-х годов.

«Производственная тема» оказалась временным явлением, постепенно сошла со сцены. Уязвимым местом пьес «производственного» характера был ослабленный интерес драматурга к духовному миру своих героев. Писатель-драматург обращал внимание на профессиональную характеристику, и это оказалось основным. В духовном отношении герои выглядят обедненными.

Характеристика «производственной» драмы:

1. Производственная тема как отражение злободневных проблем эпохи.

2. Обращение к проблеме «человек и его дело»,

3. Остроконфликтность ситуации, обнажение негативных общественных явлений (подмена истинного мнимым, бюрократизация, очковтирательство, двоемыслие),

4. Поиск настоящего героя времени: «Мария» (1969) А.Салынского; «Протокол одного заседания» (1974), «Обратная связь» (1976), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979) А.Гельмана, «Сталевары» (1972) Г.Бокарева, «Человек со стороны» (1971) И.Дворецкого.

Драматургия В.Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970-1980-х годах.

С течением времени изменялась и тональность социально-бытовой и социально-психологической драмы. В. Розов, А. Володин, А. Арбузов. А.Вампилов и другие авторы пытались разобраться в причинах нравственного кризиса общества. В центре внимания драматургов оказались те изменения, которые происходят во внутреннем мире человека, живущего по законам двойной морали «застойного времени».

Переломный момент в драматургии В. Розова отразился в пьесе «Традиционный сбор» (1966), посвященной теме подведения жизненных итогов, которые контрастируют с романтическими устремлениями героев его драм 1950-х годов. В пьесах 1970-1980-х годов «Гнездо глухаря» (1978), «Хозяин» (1982), «Кабанчик» (1987) и других Розов обратился к теме постепенного разрушения изначально многообещающей личности.

Проблеме внутренней деградации внешне успешной личности посвящены пьесы А. Арбузова 1970-1980-х годов. Пафосом отрицания «жестоких игр», в которые вовлечены и взрослые и дети, обделенные в свое время родительской любовью, отмечены его драмы, посвященные теме взаимной ответственности людей за то, что происходит с ними. Драматург создал цикл «Драматический опус», включающий три драмы — «Вечерний свет» (1974), «Жестокие игры» (1978) и «Воспоминания» (1980).

Общечеловеческие ценности стали предметом осмысления пьесах Л.Володина («Мать Иисуса» (1970), «Дульсинея Тобосская» (1980), «Ящерица» (1982)) и Э. Радзинского («Беседы с Сократом» (1972), «Лунин, или Смерть Жака» (1979), «Театр времен Нерона и Сенеки» (1982)). Оба автора использовали притчевые формы с целью философского постижения вневременных ситуаций, проблем, характеров.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!