Конструктивное построение предметов натюрморта

ПЛАН

УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В ГРУППЕ «ЖИВОПИСЕЦ»

Тема урока:

Выполнение натюрморта с предметами быта разной формы и цвета, ветками растений и фруктами на переднем плане.

Последовательность выполнения при рисовании натюрморта.

Тип урока: Получение новых знаний.

Вид урока: Конспектирование, построение и работа в цвете над натюрмортом.

Цели урока:

Научиться видеть и строить натюрморт с натуры. Выполнить натюрморт из предметов быта на формате А3, используя акварельные краски.

        Учебная- познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

   Воспитательная-

                                      -воспитывать чувство прекрасного;

                                      -формирование личных качеств;

                                      -аккуратность;

                                      - умение работать в коллективе;

                                      - бережное отношение к материалам и инструментам;

                                      - ответственное отношение к правилам техники безопасности.

       Развивающая – развивать умение анализировать свою работу;

                                     - творческое воображение;

                                     -мыслительные способности;

                                     -расширят кругозор учащихся;

                                     - глазомер;

                                     - образное мышление.

 

Материально – техническое оснащение урока:

ü постановка натюрморта с использованием предметов быта, фруктов, цветов (натура);

ü мольберт;

ü бумага под акварель формат А3;

ü карандаш простой;

ü ластик;

ü линейка.

 

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

 - приветствие группы;

- проверка явки учащихся;

- проверка наличия у них необходимого оборудования.

2. Вводный инструктаж .

- психологическая подготовка к восприятию урока;

- организация внимания, постановка темы урока;

- устный опрос учащихся о пройденном материале по заданной теме;

-объяснение порядка выполнения работы и показ приемов работы над натюрмортом;

- доведение задания учащимся и распределение их по рабочим местам.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся (20мин.)

- проверка правильности выполнения профессиональных приемов и навыков;

-помощь учащимся которые не справляются с заданием;

4. Заключительный инструктаж .

- анализ выполнения практической работы группой в целом и отдельными учащимися;

- разбор типичных ошибок и характерных недостатков допущенных при выполнении учебно-производственных работ, разъяснение путей их предупреждения и устранения;

- подведение итогов и сообщение оценок учащимся;

- сообщение учащимся темы следующего урока;

 

 

  Преподаватель                                                                                    Егорова А.В.

Конструктивный рисунок натюрморта из предметов быта

Работа над конструктивным рисунком натюрморта из предметов быта является продолжением познания основ рисунка. Вы продолжаете формировать у себя пространственное мышление и видение предметов натюрморта как объемов в пространстве. Вы должны понять, что любой предмет натюрморта (и не только натюрморта) состоит из суммы геометрических тел. Присмотритесь к предметам натюрморта: что напоминает вам их форма? Она напоминает вам геометрические формы. Кувшин, кружка, стакан, чашка, фрукты состоят из суммы нескольких геометрических тел, таких как конус, цилиндр, шар. Стол и плоскость за ним напоминают плоскости куба, прямоугольной призмы. Драпировка, находящаяся на этих плоскостях, повторяет направление этих плоскостей, имеет толщину и рельеф, чем-то похожий на элементы таких геометрических фигур, как конус, цилиндр, шестигранная призма.

Как увидеть в предмете его простые составляющие? Этому надо учиться: надо учиться видеть в сложном простое.

Композиционное решение листа

Так же, как и в рисунке натюрморта из геометрических тел, необходимо выбрать точку зрения, с которой наилучшим образом раскрываются все предметы натюрморта, и далее приступить к решению композиции пространства листа. На двухмерном пространстве листа мы отразим предметы натюрморта таким образом, чтобы они все вошли в лист, чтобы массе предметов в этом пространстве не было тесно, но и пространство листа не давило бы над композицией предметов натюрморта.

Главным в композиции является натюрморт, а не пространство, окружающее его. Если главным окажется пространство, то это поменяет наши задачи. Выберите положение формата листа по вертикали или горизонтали (согласно будущей композиции). Для того, чтобы выбрать положение листа для рисунка натюрморта, приучите себя к выполнению небольших форэскизов. Форэскизы можно рисовать как отдельно, так и на полях будущего рисунка. В них вы окончательно можете представить себе и увидеть композицию листа своего будущего натюрморта.

Далее, примерно соблюдая пропорции, нарисуйте на листе легкими линиями силуэт массы натюрморта. Этот силуэт будет представлять собой, скорее всего, ваше желание увидеть будущую композицию. Но для того, чтобы окончательно убедиться в точности силуэта, просто визуально (при помощи карандаша) найдите пропорциональные отношения между высотой и шириной массы натюрморта. Откорректируйте эти величины на своем листе, и вы получите две величины истины. Что это такое? Вы, наверное, встречали такое выражение, как «от общего к частному» (или наоборот). Это значит, что все последующие размеры, то есть пропорции, вы будете согласовывать с предыдущими пропорциями. В данном случае все последующие пропорции, будь то кувшин или другая емкость, мы должны согласовывать с высотой или шириной композиции, а значит, получить еще величины истины.

Конструктивное построение предметов натюрморта

Так же, как и в натюрморте, состоящем из геометрических фигур, надо понять свою цель и задачи. Целью является рисунок натюрморта из предметов быта, а одной из главных задач является рисунок формы предметов в пространстве, передача их объемов.

Первое, что надо построить - это плоскость, на которой находятся предметы натюрморта. Воспользуйтесь методом прямой перспективы. От того, насколько правильно вы нарисуете положение плоскости в пространстве, зависит успех всего рисунка. Вспомним: на плоскости создаются как бы следы предметов; и только после того, как вы убедитесь, что они действительно «лежат» на этой плоскости, приступайте к дальнейшему построению предметов натюрморта в пространстве, то есть возводите каркасы.

Конструкцию предмета начинают строить обычно с осевой линии, потому что, опять-таки, в натюрморте обычно присутствуют предметы, имеющие в основе своей конструкции тела вращения (такие как цилиндр, конус, шар). В пределах осевой линии найдите пропорциональные отношения частей предмета. Эти отношения могут представлять различные формы: так, кувшин состоит из двух усеченных конусов и одного цилиндра. Отмерьте на осевой линии размер этих конусов и цилиндра по высоте и ширине; нарисуйте при помощи горизонтальных осевых линий четыре эллипса, каждый из которых должен соответствовать положению формы в пространстве.

Начинайте конструктивный рисунок предмета, состоящего из тел вращения, с нижнего эллипса, который лежит на плоскости стола и который вы должны были уже наметить. Затем приступайте к рисунку верхнего эллипса, замкнув, таким образом, форму, как у цилиндра. Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он находится выше и приближен к линии горизонта; другие эллипсы как бы «вставляются» между ними. Так, фрукт представляет собой цилиндр, замкнутый двумя полусферами и имеющий два эллипса.

Все рисуется прозрачно и с учетом воздушной перспективы линий. Вспомним, что воздушная перспектива — это «эффект тумана».

Драпировки будут представлять собой определенную сложность в рисовании. Но это до тех пор, пока вы не осознаете, что это тоже объемы, которые подчинены пространству и которые повторяют его. Другими словами, они «стелятся» по пространству, подчиняются ему и на малейшие перемены этого пространства реагируют фактурой своего объема.

Нельзя нарисовать драпировку без понимания пространства, в котором она находится. Так же, как нельзя нарисовать прическу человека, состоящую из волос, без знания пластического строения черепа головы человека. Здесь все взаимосвязано, и необходим определенный практический опыт!

Попробуйте увидеть в драпировке простые геометрические формы, не принимайте в расчет мелкие детали. Драпировка должна быть вами обобщена до простых и ясных форм, потому что их проще нарисовать в пространстве. А по мере включения в рисунок деталей и моделирования форм светом, можно детализировать и драпировку.

Ручки кувшинов, кружек, чашек, носики чайников, буртики стройте только после того, как будут построены в пространстве основные формы предметов и проверены их пропорциональные отношения между собой. Неверно построенные предметы натюрморта (да еще и с пропорциональными ошибками) необходимо будет перестраивать. А ведь они уже имеют детали, на создание которых затрачено много времени. И это неизбежно вызовет чувство досады; но его можно избежать, если вести рисунок натюрморта методически правильно, или от общего к частному.

Построив рисунок по законам линейной перспективы и конструктивно разобрав все предметы натюрморта, вновь вернемся к законам воздушной перспективы. Вспомним, в связи с этим, «эффект тумана», когда темные и светлые предметы, линии, «выходя» на нас, становятся ярче, контрастней, а дальний план при этом — серый, теряющийся в пространстве. Примените это знание к своему рисунку, и вы почувствуете пространство, глубину листа, на котором нарисованы пока еще только каркасы предметов натюрморта.

Не убирайте линии построения! Это ваше «богатство», они нам еще пригодятся. Освещение

Необходимо определить источник освещения,, он должен находится слева и сверху или справа и сверху. Избегайте освещения «в лоб»! Так, при лобовом освещении натюрморта вместо формы, например, шара вы получите круг.

Цель освещения — помочь дальнейшему выявлению объема предметов в пространстве и самого пространства. До этого мы максимально использовали возможности линии, и вот теперь имеем возможность воспользоваться освещением.

Определите собственные, падающие тени и постройте их. Здесь хочется еще раз вернуться к термину «светотень». В существующих учебных пособиях по рисунку «светотень» определяется как освещение вообще, и такая неконкретность вызывает определенный хаос в понятии рисунка. Мы будем понимать это так: «свет» есть свет, «тень» есть тень, а светотень есть граница между светом и тенью — таким образом, многое в рисунке становится простым и понятным. Это одно из самых ключевых понятий основ рисунка, это каркас трехмерного пространства, без которого ваш рисунок превратится в слепое копирование.

На этом этапе заканчивается работа над конструктивным натюрмортом из предметов быта. Мы создали как бы основу натюрморта, которая должна быть у любого учебного рисунка.

Работа с цветом

Форма предмета в рисунке создается при помощи конструктивной линии, а затем тональной моделировкой. Важным отличием является то, что в живописи форма задается цветом, где у света один цвет, полутень имеет второй цвет, тень — третий, а рефлекс — четвертый, и все эти цвета зависят от основного цвета предмета, отражений от соседних предметов и цвета освещения.

 

 

В итоге получается, что каждый предмет постановки содержит в себе целую гамму цветов, а группа предметов в постановке создают общую цветовую концепцию, которую необходимо не только увидеть, но и изобразить.

   Рассмотрев внимательно натюрморт и разобравшись в световой и цветовой его характеристике, можно начать писать со света на само ярком и самом близком предмете переднего плана. Около блика положим в полную тональную силу цвет полутона (локальный цвет предмета). От полутонов переходим к прописке цвета тени. Для этого сравниваем эти куски по тепло -холодности и тону. Помним , что при искусственном освещении свет всегда теплый, а тень холодная. Так что достаточно добавить в цвет полутени немного холодного с усилением тона, получим цвет тени. Свет на предметах пишем ярким насыщенным и теплым, стараемся положить акварель сочно и прозрачно. Стараемся не смешивать более 3 красок; если цвет и нужный тон не получается, ищем на палитре другие сочетания красок и их пропорции. Мазки накладываем по форме предмета, как бы ощупывая кистью его в пространстве. Особенное внимание уделите лепке формы, мазок должен ложиться, подчеркивая объем предмета. Вначале работа может быть немного мозаичной, так как мазки акварели успевают высохнуть, пока ищем на палитре нужный оттенок. Это не страшно, с опытом писать начинают быстрее и мозаичность пройдет. А сейчас места жестко прописанных мазков можно немного размывать полусухой кистью. Есть маленькие секреты в способах кладки мазка. Например, выкладывать форму округлых предметов можно по кругу. Не всегда вытянутые формы пишутся мазками вдоль, лучше написать их поперек. Нельзя выполнять работу только маленькими мазками , их лучше использовать при прописке предметов на первом плане. Нельзя и замазывать и смывать все границы мазков, работа получается сильно затертой. В каждой работе необходимо применять самые разнообразные технические приемы акварельной живописи, не ограничиваясь одним. В свету лучше писать алла прима, в тенях с применением лессировок, фоны писать по-сырому. А неудавшиеся места лучше вообще промыть и написать заново.

Проложив или пролепив основную форму предмета ( свет, полутень, тень), переходим к касаниям фона вокруг. Это падающая тень, цвет которой состоит из цвета драпировки и холодноватого оттенка. Не забываем про рефлексы. Рефлекс на предмете – это воздействие цвета драпировки. В падающей тени, сразу под стоящим предметом, теплый рефлекс.

Написать акварелью сразу без поправок- замывок и лессировок, почти невозможно, поэтому после основной прокладки цветом от общего мы возвращаемся частностям и мелким исправлениям. Где форма натуры неубедительна, прописываем ее лессировками, промываем кончиком кисти и добавляем пропущенные рефлексы, смягчаем жесткие края, так как они упрощают объем. Заканчивая, убираем излишнюю пестроту. В меру обобщаем работу.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!