Экзистенциализм во французской литературе (4 часа)



Курс, 7 семестр (2016-2017)

История зарубежной литературы 1917-1945гг.

 

Практическое занятие №1

Экспрессионизм и зарубежная поэзия 1920-1930-х годов ХХ века

 

1. Экспрессионизм как одно из модернистских направлений в искусстве и литературе ХХ века (живопись, драма, проза, поэзия). Левый экспрессионизм (активисты). Экспрессионизм как художественный метод, особенности поэтики.

2. Экспрессионизм в поэзии Германии.

3. Темы и проблемы, особенности стиля. Представители немецкого экспрессионизма: К. Моргенштерн, Эльза Ласкер-Шюлер, Эрнст Штадлер, Георг Гейм, Иван Голл, Нелли Закс, Эрнст Толлер, Готфрид Бенн, Георг Тракль, И. Бехер.

Анализ 3-4 стихотворений.

 

Литература:

1. Западноевропейская поэзия ХХ века. Б.В.Л., серия 3, т. 31., М., 1977.

2. Экспрессионизм. Сборник статей. М., 1966.

3. Экспрессионизм. Литература и искусство. М., 1986 (сборник).

4. И. Бехер. Поэзия (особенно ранняя).

5. Б. Брехт. Поэзия (в любом издании).

6. Н.С. Павлова. Экспрессионизм // КЛЭ., т. 8. М., 1975.

7. Экспрессионизм //История немецкой литературы, т. 4. М., 1968.

8. Асанова Н.А. Реалистическая и экспрессионистская образность в поэзии раннего экспрессионизма // Реализм в зарубежной литературе Х1Х—ХХ веков: сборник. – Саратов., 1986. С.62–72.

9. Андреева-Попова Н. Поэзия немецкого экспрессионизма. //Р.Ж. (реферативный журнал). Общественные науки за рубежом. Литературоведение. 1985. №1.

10. И.С. Павлова. Экспрессионизм // Зарубежная литература ХХ века: Учебник под ред. Л.Т. Андреева. – М., 1996 (и последующие издания).

 

Практическое занятие №2.

Сюрреализм в зарубежной поэзии 1920-1930-х годов.

 

1. Сюрреализм как одно из модернистских направлений в искусстве и литературе. Понятие об автоматическом письме. А. Бретон – теоретик сюрреализма. 1 и 2 манифесты сюрреализма. Влияние З. Фрейда.

2. Поэзия сюрреализма, ее особенности, представители и эволюция их творчества (Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, Робер Деснос). Влияние поэтики сюрреализма на их позднее творчество и дальнейшее развитие французской поэзии ХХ века (Тардье, Мишо, Кено, Превер, Гильвик и др.).

3. Анализ 2 сюрреалистических стихотворений разных авторов.

 

Литература:

1. Западноевропейская поэзия ХХ века. БВЛ., серия 3, т. 171., М., 1977.

2. Андреев Л. Сюрреализм. М., 1972.

3. Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века.

4. Подгаецкая И.Ю. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. – М., 1967. – С. 177-194.

5. Антология французского сюрреализма. – М., 1994.

6. К столетию со дня рождения Андре Бретона // Иностранная литература. 1996. №8.

7. Поль Элюар. Стихотворения.

8. Робер Деснос. Стихи. М., 1970.

9. Из современной французской поэзии. – М., 1973.

10. А. Бретон. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. – М., 1986; или в кн. Французские писатели о литературе. – М., 1978. (Фрагменты).

11. Поэзия сюрреализма // Иностранная литература. 2002, №5.

12. Андреев Л.Т. Сюрреализм // Зарубежная литература ХХ века: Учебник под ред. Л.Т. Андреева. – М., 1996 (и последующие издания).

 

Практическое занятие №3-4

Ф. Кафка как представитель “высокого” модернизма

 

Жизненный и творческий путь Кафки

1) Кафка – представитель пражской группы немецкоязычных писателей

2) Кафкианство как проявление высокого модернизма. Обращение к классическим реалистическим традициям (Гете, Диккенс, Достоевский), связь с современными модернистическими течениями (сюрреализмом, экспрессионизмом), перекличка с экзистенциализмом (отчуждение, абсурд)

3) Новеллы и притчи Кафки из сборников “Созерцание”, “Сельский врач”, “Голодарь”, “Новеллы из наследия”. Афоризмы как выражение взглядов на жизнь и человека.

4) Анализ новеллы “Превращение”

а) Идейные и художественные особенности новеллы. Сочетание натуралистических деталей и фантастики, сюрреализма и экспрессионизма.

б) Различные интерпретации метафорического смысла рассказа (психологическая, социальная, философская, религиозная). Оригинальные интерпретации, например, в лекции В. Набокова о Кафке, интерпретация, предложенная В. Д. Седельник в учебнике под редакцией В. М. Толмачева, В. А. Пронина – в учебнике под редакцией Н. П. Михальской. Какая интерпретация вам ближе, можете ли вы предложить свою?

5) Анализ романа “Процесс”

6) Анализ романа “Замок”

 

Литература

1) Ф. Кафка. Сборник в серии золотой фонд мировой классики. - М., - 2005. Рассказы “Мост”, “Превращение”, “В исправительной колонии”; “Замок”, “Процесс” (или любое издание).

2) Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. - М., 1985.

3) Карельский А. В. Лекция о творчестве Франца Кафки // Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. - М., - 1999.

4) Беньямин Вальтер. Франц Кафка. - М., 2000.

5) Брод М. О Франсе Кафке. - М., 2000.

6) Белобратов А. В. Франц Кафка как проблема литературоведения // Поэтика и история: литература Австрии и Германии XIX – XX веков. - Спб, 2007.

7) Канетти Э. Человек нашего столетия. - М., 1990.

8) Зусман В. Г. Художественный мир Ф. Кафки: малая проза. - Нижний Новгород, 1996.

 

Практическое занятие № 5-6

Экзистенциализм во французской литературе (4 часа)

1. Общая характеристика экзистенциализма как философского направления и отражение его идей в литературе.

2. Т.П. Сартр — философ и художник-экзистенциалист. Рассказ Сартра «Стена» как воплощение основных проблем экзистенциализма. Роман «Тошнота». Драмы Сартра.

3. Роман А. Камю «Посторонний». Проблема экзистенциального героя.

4. Эволюция экзистенциализма в годы антифашистского сопротивления. Роман А. Камю «Чума» как свидетельство этих изменений.

Литература

Ж.П. Сартр. Стена. //И.Л., 1987, №11 (послесловие Ерофеева).

А. Камю. Посторонний, Чума, Миф о Сизифе. М., 1969 (предисловие С. Великовского).

С. Великовский. Грани несчастного созидания. М., 1973. С.46—150.

Е.П. Кумкин. Альбер Камю. М., 1982.

Ж.П. Сартр. Тошнота. //И.Л., 1989, №7.

Ж.П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм (в кн. «Сумерки богов». М., 1989).

Л.Т. Андреев. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

 

Практическое занятие № 7

Поэма Томаса Стернза Элиота «Бесплодная земля» как обобщенный образ западной цивилизации в состоянии кризиса

1. Роль и место Т. С. Элиота в развитии английского модернизма.

2. Поэма «Бесплодная земля» - ключевое произведение западноевропейской поэзии XX века.

• Тематика.

• Образ мира и образ человека в поэме Элиота как лирическое воплощение модернистского мирочувствования.

• Основные мотивы.

• Структура. Художественная логика; сюрреалистическая метафора; «низменное» и «возвышенное»; реально-достоверное и фантастическое в образе и лексике; особенности версификации.

3. Мифологический подтекст поэмы: роль мифологических образов и реминисценций.

4. Функции аллюзий в поэме; гротескные черты и символика; характер цитации.

5. Анализ первой части поэмы - «Погребение мертвого». Ее значение в общей структуре поэмы.

6. Творчество Элиота и «поэтический реализм» XX века.

Литература

Элиот Т.С. Назначение поэзии. - Киев - М., 1997.

Аринштейн Л. Предисловие к русскому изданию поэзии Элиота //

Элиот Т.С. Избранная поэзия. Поэмы, лирика, драматическая поэзия. - СПб., -; 1994.-С. 5-7.

Засурский Я. Т.С. Элиот, поэт бесплодной земли // Элиот Т.С. Бесплодная земля. – М., 1971. – С. 3-16.

Зверев А.М. От бунта к ортодоксальности // Зверев А. М. Модернизм в литературе США. - М., 1979. - С. 56-92.

Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. - М., 1984. С. 66-74.

Ионкис Г.Э. Английская поэзия первой половины XX века. - М., 1967. - С. 31-59.

Ионкис Г. Э. Английская поэзия XX века. - М., 1980. - С. 69-125.

Кашкин И. Американская поэзия начала XX века // Кашкин И. Для читателя-современника. – М., 1966. – С. 140-175.

Маттисен Ф. О. Традиция и индивидуальный талант // Маттисен Ф. О. Ответственность критики. - М., 1972. - С. 240-260.

Мортон А. А. От Мэлори до Элиота. - М., 1970.

Писатели Англии о литературе. - М., 1981.

 

Практическое занятие № 8-9


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!