Работа над словами с непроверяемым написанием



Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 176). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте. Объясните смысл этих выражений. – Назовите выделенные личные окончания глаголов. – Определите время, лицо и число каждого глагола. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают предложения. Называют личные окончания глаголов. Поспеш – людей насмеш Пожив – увид Слезами горю не помож Соловья баснями не корм Маслом кашу не испор- т И сокол выше солнца не лета

Выделять существенную информацию
из текста за-гадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Дополнять, уточнять высказан-

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 110). – Как вы распределили данные слова на 4 группы? Объясняют, как разделили слова на группы.
Имена существительные

Глаголы

2-го склонения 3-го склонения неопреде-ленной формы 2-го лица единствен- ного числа
пейзаж, экипаж, калач, финиш помощь, рожь, дочь, мышь сберечь, зажечь, постричь, испечь угощаешь, похвалишь, провожаешь, летишь

 

Продолжение табл.

1 2 3 4
Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания и слова. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Определите время, число и лицо глаголов. Выполняют чистописание. Что выучишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) в молодости, того не забудешь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) в ста-рости.

ные мнения
по существу
полученного
задания

Работа над словами с непро-веряемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Где шум и гам, там и она, Идет о ней в лесу молва: Что нет болтливей этой птицы, Что ей на месте не сидится, Что там, где драка, ссора, склока, Там точно кружится … (сорока). – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Русская природа… Стройные сосновые леса и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, несущие воды, и едва заметные Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Павловой «Весенняя береза». Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить

Продолжение табл.

1 2 3 4
ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка. Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины. – Сегодня мы с вами познакомимся с одним из художественных произведений, посвященных природе. Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. Белая береза Серьги распустила. Клейкие листочки Небесам раскрыла. Будто дева юная – Нежная, ранимая. Словно улыбается В красоте невинной. И стоит красуется В солнечных лучах. Русская невестушка, Светлая душа.

общее и раз-
личия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной
форме

  – Сегодня на уроке будем учиться анализировать картину, писать сочинение по репродукции картины – Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и будем писать по ней сочинение
IV. Подготовка к восприятию картины. Знакомство с биографией художника Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет. Исаак Ильич Левитан (1860–1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века. Искусство интересовало Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у художников В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поле- Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника, задают вопросы о его творчестве. (См. РМ, Приложение 3.) Осуществлять анализ объектов

Продолжение табл.

1 2 3 4
нов оказал большое влияние на творчество художника в области колорита: для картин Левитана характерны чистые, звонкие краски    
V. Анализ картины как произведения искусства. Вступительная беседа. Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства. – Весна – прекрасное время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения весенней природе. Да весна и сама художник! Георгий Скребицкий в своей книге «Четыре художника» рассказал, как весна перекрасила природу по-своему, по-весеннему. Вспомните творчество великого русского компо-зитора Петра Ильича Чайковского. Мы с вами уже не раз слушали произведения из цикла «Вре-мена года». Давайте сейчас послушаем одну из пьес Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми. Прослушав пьесу, дайте словесное описание кар-тины природы, которую вы себе представили. Учитель включает аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Апрель (Подснежник)» и предлагает учащимся поделиться впечатле- ниями. – Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время экскурсии, а также прослу-шанные стихотворения и рассказы о весне, про- Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины. Называют признаки весны. Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень – на дню погод восемь. И всё же постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце всё выше поднимается над землей, давая всё больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна. На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. Они называются кучевыми облаками. На льду реки, сковавшем пруды и озера, от весеннего тепла появляются трещины. На реках начинается ледоход. Льдины сталкиваются, нагромождаясь друг на друга, и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов – наступает половодье. Всё это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них – таяние снега. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Адекватно использовать рече-

Продолжение табл.

1 2 3 4
смотренные кинофильмы, диафильмы, аудиозаписи и назовите главные приметы весны.

вые средства для решения различных
коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою
позицию. Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

Работа по учебнику (упражнение 178). – Прочитайте. Озаглавьте текст. – Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово «половодье»? – Объясните значение четвертого предложения. – Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нем части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах все знакомые вам орфограммы. Объясняют значения слова. Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда. Вешняя вода – весенняя вода. Записывают текст, выделяя в нем части и вставляя пропущенные буквы. Исаак Ильич Левитан одну из своих картин назвал «Весна. Большая вода». На ней художник изо-бразил весенний разлив. Широко разлилась вешняя вода. Смотришь на картину и думаешь, что половодье и на земле, и на небе. Всё затопила эта темно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. В прозрачной воде стоят тонкие деревца и отражаются в ее чистом зеркале. И чудится, что деревья растут сразу и вверх, и вниз. Легкое прикосновение ветерка чуть покачивает отражение березок. Выполняют разбор слова по составу: Выполняют синтаксический разбор предложения. Широко разлилась вешняя вода. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распростра- ненное.)

Продолжение табл.

1 2 3 4
Работа по учебнику (упражнение 179) Организует работу по учебнику. – Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» в «Картинной галерее» учебника. – Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Мы постараемся его разгадать, но пока не будем торопиться. Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы.

 

– Скажите, какое время года здесь изображено? – Художник изобразил весну. Хотя деревья в роще сейчас без листочков, чувствуется, что скоро они появятся.
– Какие признаки говорят о том, что это весна? – Сияет солнышко, тает снег, кругом много света и воды. Небо и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной.
– А какой месяц весны изображен на картине? – Изображен апрель.
– Как вы догадались, что это апрель? – В апреле на водоемах тает лед, кругом разливается вода.
– Объясните поговорку: «Март – свет, апрель – вода, май – цветы». – В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.
– Какое время суток изображено на картине? Как И. И. Левитан показал это? – На картине изображен полдень. В это время дня лучше всего заметны все приметы весны. Мы видим четкие темно-синие тени на песке.
  – Но ведь не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года,  

Продолжение табл.

1 2 3 4
а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же мы говорим о том, что изображена именно весна?  

 

  – Как бы вы назвали картину? – «Весна». «Ранняя весна». «Наводнение». «Река разлилась». «Березки в воде».
  – Рассмотрите березки на переднем плане. Какие они? – Березки молодые, хрупкие, нежные. Им хочется освободиться из воды, вырваться. Деревца изо-бражены так, словно танцуют. Березки покрыты дымкой, тянутся к небу.
  – А как художник изобразил рощицу слева на берегу? Опишите ее. – Деревца стоят, прижавшись друг к другу, и словно наблюдают за березками, которые находятся в воде. Солнце играет на стволах, ветках деревьев, отражается в зеркале воды.
  – Почему среди молодых березок художник изо-бразил старое дерево? О чем, по-вашему, может оно говорить молодым деревцам? – Старое дерево может говорить: «Не бойтесь воды. Она нужна корешкам. Скоро вода уйдет и вы зазеленеете. Я выросло большим, и вы будете такими же». Большие старые деревья будто охраняют молодые деревца, ведь они более опытные, более сильные и выносливые, уже не раз побывали в весенней воде.
  – Что за лодка на первом плане? Как вы думаете, кто в ней приехал? – В лодке, вероятно, сам художник.
  – Какие чувства испытывает художник? – Художник испытывает радостные чувства. Его сюда привлекают дали, бескрайний простор. Художник любуется разливом воды и голубизной

Продолжение табл.

1 2 3 4
  неба. Но к радости примешивается грусть, жалость, ведь затопленным деревьям тяжело. Это ощущение Левитан передал в картине с помощью оттенков серого цвета.

 

  Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине. – Составьте план текста. – Предлагаю вынести план на доску. – О чем будем говорить в начале рассказа? – О чем нужно рассказать в основной части? – В заключении следует выразить свое отношение к картине. Какое настроение вы испытываете, любуясь ей? Что вы чувствуете, рассматривая картину? Составляют план к тексту, работая в парах или самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях. План: 1. Приход весны. 2. Река разлилась. Весна в разгаре. 3. Настроение, вызванное картиной
VI. Лексико-орфографи-ческая под- готовка Организует лексико-орфографическую работу по тексту сочинения. Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске. – Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. – Определите тип текста сочинения.   – Объясните значение слова «созерцание». Можно воспользоваться толковым словарем. На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.   – Тип текста нашего сочинения – повествование с элементами описания. Работают с толковым словарем. Объясняют значение слова. Созерцание – рассматривание, наблюдение, мечтательное, самоуглубленное настроение. Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять

Продолжение табл.

1 2 3 4
– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «березки», «художник», «изобразил». Подбирают синонимы к словам. Художник – мастер, он, живописец, И. И. Левитан. Березки – деревца, красавицы. Изобразил – показал, передал.

анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания

  – Подберите эпитеты к словам. Наделяя привычные слова необычными свойствами, эпитеты помогут вам создать яркий и выразительный текст. Они придадут словам дополнительный смысл, помогут дать эмоциональную оценку или образную характеристику тому, о чем вы будете писать Подбирают эпитеты к словам. (См. РМ, Приложение 4.)
VII. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения Организует устное сочинение текста. – Картина – это отражение того, что звучит в душе художника. Возможно, мы с вами с помощью красок не сможем передать наше настроение и чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем. – Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Подберите вместе опорные слова к каждой части плана. В ходе беседы учитель записывает на доске слова и словосочетания, которые учащиеся могут использовать при написании сочинения. Слова на доске: вдаль, в отстоявшейся воде, колеблющиеся отражения, почти, лишь, недавно, Называют опорные слова по тексту. Несколько учеников составляют устный рассказ по картине Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

Продолжение табл.

1 2 3 4
прикосновение, песчаный, изгибающийся, застенчиво-робкие, насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка-челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную, студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, утлая, долбленка, ненадежная, непрочная. – Составьте свой текст по картине. Запишите его    
VIII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – С каким произведением живописи мы сегодня познакомились? – Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины? – Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Какой этап урока у вас вызвал трудности? Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. (См. РМ, Приложение 5.) Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1 2 3 4
– Что понравилось? – Чему научились? – Какое настроение у вас было во время работы на уроке? – Спасибо за работу!    
Домашнее задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 111 в рабочей тетради Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Приложение 1

Организация начала урока

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Какое у вас настроение?

– Влияет ли время года на настроение человека?

– Каким оно должно быть весной?

– Какими бы красками обозначили свое настроение?

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

 

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

СОРОКА – 1. Птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик –стрекотание. 2. Перен. О болтливом человеке. Своё имя СОРОКА получила от исходного СОРКА, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой; сороки трещат, тарахтят, стрекочут. СОРОКА – СОРКА = «стрекочет, трещит, тарахтит».

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «сорока».

Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.

Однокоренные слова: сорочий, по-сорочьи.

Фразеологизмы:

СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА – об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых.

ТРЕЩИТ КАК СОРОКА – говорит быстро, громко.

Пословицы и поговорки:

Сорока стрекочет – гостей пророчит.

На открытом месте сорока гнезда не вьёт.

Сорока один раз клюнет – десять раз осмотрится.

Сорока скажет вороне, ворона ворону, а ворон всему городу.

 

Приложение 3


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!