Авторы средневековой литературы

Средневековая европейская культура

Источники формирования средневековой культуры

· Античное влияние (античное искусство, идея империи, идея города как особого мироустройства);

· библейское влияние (представления о цели истории как о царстве небесном – «град божий», идеал, к которому должны стремиться люди);

· варварская этика (германская и кельтская культура, военная этика германцев: представления отношений между вождем и дружиной).

Все это, соединившись, составило рыцарскую придворную средневековую европейскую культуру.

Отличия средневековой культуры

Вся культура Средневековья делится на культуру безмолвствующего большинства (в основном жители деревни) и культура грамотного, образованного меньшинства. Культура большинства представлена в виде фольклора (Рис. 1), но от этой культуры мало что сохранилось, так как большинство людей в то время не умело писать. Грамотное меньшинство владело латынью – универсальным языком Средневековья.

Рис. 1. Средневековый фольклор

Есть и другие деления средневековой культуры. Общество Средних веков – это сословное общество. Существовала система трех сословий:

· духовенство,

· рыцари,

· крестьяне, ремесленники.

У каждого из этих сословий была своя культура, которая сильно отличалась друг от друга. Развлечения, литература и музыка, которую слушали представители разных сословий, были различны. Но было нечто их объединявшее. Это церковное искусство (богослужебная музыка, росписи храмов, церковная архитектура). Церковная культура была доступна всем в разной степени. Простые необразованные люди не могли, например, понимать богослужебные песни на латыни, но они могли наслаждаться церковными росписями и архитектурой. Историки придумали выражение «Библия для неграмотных» (Рис. 2) – это церковная живопись. Она была понятна практически всем. Церковные росписи, фрески, иконы, мозаики давали образ мира таким, каким его видела церковь.

      Рис. 2. «Библия для неграмотных»

 

Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян

Клирики создавали тексты – жития святых или хроники (погодные повествования о различных событиях), всевозможные проповеди и прочие духовные тексты (Рис. 3).

Рис. 3. Виды средневековой литературы

Культура аристократии представлена любовными стихами трубадуров (Рис. 4), рыцарскими поэмами о героях круглого стола. Здесь мы видим образ человека, который, с одной стороны, бесстрашен и силен, а с другой стороны, это прекрасный кавалер, который может служить даме, слагать стихи, играть в интеллектуальные игры и т.д. Это культура воинской доблести и высоких нежных чувств.

Рис. 4. Средневековый трубадур

Культура горожан представлена в виде фаблио (один из жанров французской городской литературы XII – начала XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей) и шванков (жанр немецкой городской средневековой литературы, небольшой юмористический рассказ в стихах, часто сатирического и назидательного характера) (Рис. 5).

Рис. 5. Фаблио и шванки

Крестьянская культура – это всевозможные песни, легенды, сказки и прочие устные фольклорные жанры.

 

Герои средневековой культуры

Известным до сих пор героем является Роланд (Рис. 6) – рыцарь, который погибает в борьбе с мусульманами. Например, король Англии Ричард Львиное Сердце (Рис. 7), о котором написаны романы и снимались фильмы уже в наше время, предстает перед нами как бесстрашный, великодушный король, который воюет на Святой земле с неверными. Известным героем того времени можно считать и Робин Гуда (Рис. 8) – бесстрашный разбойник, защитник бедных и угнетенных.

Рис. 6. «Песнь о Роланде»

Рис. 7. Ричард Львиное Сердце – король Англии

Рис. 8. Робин Гуд (кадр из х/ф «Робин Гуд», 2010)

Таким образом, главными героями средневековой культуры были бесстрашные рыцари, короли, разбойники. У этих персонажей нет сложной психологии, они не знают душевных колебаний и раздвоенности.

Вспомните Гамлета (Рис. 9), персонажа, который не уверен ни в чем, который во всем сомневается, и раздираем противоречиями. Это уже не средневековый герой, это герой эпохи Нового времени, так как в нем большое место занимают чувства.

Рис. 9. Герой произведения Уильяма Шекспира – Гамлет

 

Авторы средневековой литературы

Имена авторов средневековых произведений мы часто не знаем. Например, нам неизвестен автор «Великой песни о Роланде». Средневековое искусство часто анонимно. Это связано с тем, что не было представления о романтической личности творца.

Автор выражал не свою индивидуальность и личное мнение, а общепризнанные истины. Поэтому авторство было не характерно для эпохи Средневековья.

В изобразительном искусстве господствовало понятие канона (совокупность норм и правил в искусстве). То, как должны изображаться персонажи на фресках и т.д., было подробно оговорено правилами. Позы, цвета, жесты – все это подчинялось канонам. В изобразительном искусстве также не было место индивидуальности и проявлению авторского начала.

Несмотря на то, что многих средневековых авторов мы не знаем, существуют и известные, дошедшие до нас имена средневековых авторов. Чем ближе был конец Средневековья, тем больше авторов становятся нам известны. Можно назвать такие известные имена средневековых мастеров, как живописец Джотто (Рис. 10), поэт Данте Алигьери, автор знаменитой «Божественной комедии» (Рис. 11).

Рис. 10. Живописец Джотто ди Бондоне

Рис. 11. Портрет Данте Алигьери

Творцы культуры, то есть художники, поэты, считались творцами среди ремесленников. Скульпторы, архитекторы, живописцы входили в ремесленные объединения, братства или цеховые объединения.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!