Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

Литература

1. Каково авторское определение жанра пьесы «Гроза»?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Катерина и Варвара.

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

 

 

Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

 

А. Н. Островский «Гроза»

2. Укажите фамилию, которую носят Варвара и Катерина.

 

3. Катерина и Варвара беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Как называется такая форма общения персонажей?

 

4. Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы», сыгравшими определённую роль в судьбе главной героини, и их положением в системе образов пьесы.

 

ПЕРСОНАЖИ   ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
A) Борис Б) Тихон B) Кулигин   1) часовщик-самоучка 2) племянник Дикого 3) конторщик 4) муж Катерины

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В
     

 

5. Реплики героинь сопровождают авторские замечания и пояснения (хочет бежать, вздыхая). Как они называются?

 

6. Катерина и Варвара являют собой разные типы личности. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

 

7. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Особенностью драмы А. Н. Островского «Гроза» является использование особых образов: грозы, птицы, страшного суда. Всё это _______. Гроза, раскаты грома, картины страшного суда приближают раскаяние Катерины, которое композиционно является ____________ действия.

 

8. Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе?

 

9. В каких произведениях русской литературы авторы прибегают к противопоставлению женских образов и в чём этих героинь можно соотнести с Катериной и Варварой из «Грозы»?

 

10. Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?

 

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

 

    * * * Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.   Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердце цветёт.   И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

А. А. Фет, 1885

11. Каким термином обозначают в литературоведении того, кто в лирическом стихотворении называет себя «я»?

 

12. Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).

 

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во втором четверостишии. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

 

1. сравнение

2. звукопись

3. метафора

4. антитеза

5. эпифора

 

14. Каким размером написано стихотворение?

 

15. Каким настроением пронизано стихотворение А. Фета «Я тебе ничего не скажу»?

 

16. В чем особенности поэтического воплощения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

 

17. Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

С17.1. В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

С17.2. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

С17.3. Как в творчестве А. А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

С17.4. Как в литературе XX века раскрывается тема дома?

Ключ

№ п/п Ответ
1 драма
2 Кабановы|Кабанова
3 диалог
4 241
5 ремарки|ремарка
6 антитеза|контраст
7 символыкульминацией
10 кольцевая|обрамление|обрамления|кольцо
11 лирическийгерой
12 анафора
13 234
14 анапест|анапестом

 

Задание 8

Катерина — натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве, она сама рассказывает о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Из этих рассказов видно, что именно в детстве у нее сложилось тонкое чувство красоты. Катерина говорит языком, которым может говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. Вместе с тем ее мечты о полетах говорят о том, что Катерина — женщина с сильным характером: она способна, как птица, улететь от опостылевшего ей мира.

 

Задание 9

Используя прием контраста для раскрытия женских образов, Л. Н. Толстой рисует портреты двух героинь: Элен и Наташи. К противопоставлению прибегает и А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», сравнивая Татьяну и Ольгу. Так же, как и в пьсе Островского, поэтичная, мечтательная Катерина противопоставлена расчетливой, беспринципной Варваре, в «Войне и мире» холодной и безнравственной Элен Толстой противопоставил свою любимую героиню Наташа Ростову. «Татьяны милый идеал» создается Пушкиным в противовес Ольге Лариной, бездушной, глупой, «пустой». Примечательно, что именно женские образы авторы считали самыми удачными в своих произведениях.

Задание 15

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» посвящено сразу двум жен-щинам: возлюбленной поэта Марии Лазич, которую Фет предал, сделав своей избранницей состоятельную Марию Боткину, ставшую ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе.

Лирический герой страдает, его сердце «цветет» лишь ночью, а грудь – вместилище души – «больная и усталая». Лишь единение с природой приносит облегчение:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И хотя любовь призрачна и эфемерна, но именно она дает автору ощущение полноты жизни.

 

Задание 16

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло.

В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» исповедь поэта потрясает нотами трагизма:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Герой строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.

 

Задание 17

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

 

1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

 

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

 

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

 

С17.4. Как в литературе XX века раскрывается тема дома?

 

Образ дома в произведениях русской литературы XX века ярко показан у Бориса Пастернака в «Докторе Живаго». Здесь жилище выступает образом пристанища мыслей и ограждает внутренний мир героя от постороннего вмешательства. Но дома рушатся, и, возможно, то напоминание свыше о том, что нужно хранить свои мысли не только в четырех стенах, что нужно уметь быть собой и в толпе.

Писатель Ф. Абрамов свой объемный трагический роман так и назвал — «Дом». В нем он рассказывает о гибели и упадке русской деревни. Главный герой возвращается из дома своей сестры в небольшой деревне и вспоминает свое пребывание там. На фоне дома разворачиваются главные события в жизни этой семьи. Позже этот дом будет продан и станет двузначным символом: с одной стороны, он уже стар, и надо бы новый, но с другой — здесь все воспоминания, здесь сила рода и его моральные устои. Героиня романа Лиза из последних сил готова бороться за отцовский дом, он родной ей даже полуразрушенным, пострадавшим от ничем не брезгующих рук перекупщика.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!