Культурные преобразования в XVIII в. Реформы в области культуры Петра I .

Тема: Культура России в первой половине XVIII в.

План:

1. Культура России в первой половине XVIII в.

2. Культурные преобразования в XVIII в. Реформы в области культуры Петра I.

Культура России в первой половине XVIII в.

Говоря об особенностях русской культуры XVIII в., искусствоведы подчеркивают такую ее черту как "спрессованность развития", подразумевая под этим и невероятно быстрые темпы преобразований, которые произошли в ней по сравнению с допетровским периодом, и одновременное существование нескольких стилей и направлений. Так же именно в XVIII в. наша национальная культура как бы распалась на дворянскую , с одной стороны, и на народную - с другой.

Направленные на модернизацию и европеизацию общества радикальные реформы Петра I были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Эта революция "сверху", активизировавшая внутренние резервы феодализма, коснулась и культуры. Ряд факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии, определил особенности историко-культурного процесса в России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и более быстрое развитие рационализма; утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей; преодоление национальной замкнутости и локального культурного развития. Относительно быстрые темпы перехода от средневековья к новому времени в России преодолели "спрессованность" культурного процесса, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре ( которые хронологически сменяли друг друга в Европе).

Именно тогда в культуре возобладало "мирское", светское начало, появились возможности для активных контактов с культурами других народов, и, как результат, русское искусство стало ближе к общеевропейским направлениям и стилям - барокко, рококо, классицизму. Но несмотря на коренные преобразования, русская культура XVIII в.демонстрирует преемственность лучших национальных традиций. Эти преобразования коснулись всех направлений искусства.

Литература.

Русская литература начала XVIII в. мало отличалась от литературы предшествующего времени. Большинство произведений по-прежнему носило анонимный характер. Их язык был тяжеловесен, насыщен церковнославянскими словами. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер петровских преобразований. Возникает жанр повести («гистории»), самая известная из них – «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

Самые известные русские писатели XVIII в. – А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков и выдающийся деятель науки и культуры М.В. Ломоносов. Кантемир стал известен благодаря своим сатирам, бичующим пороки современного ему общества. Хотя стихи Тредиаковского знамениты прежде всего своей неуклюжестью, он первым в русской литературе поставил вопрос о правильном стихосложении. Ломоносов, обращаясь к монархам с торжественными хвалебными одами, затрагивал важные политические и общекультурные вопросы. Сумароков, один из первых русских драматургов, прославился в придворных кругах своими пьесами, большая часть которых являлась копиями с французских. Всех этих писателей в литературе объединяла принадлежность к классицизму. В отличие от западноевропейского, русский классицизм характеризуют явные просветительские черты и гражданственность.

Театральное искусство.

В 1702 г. в Москве на Красной площади в "Комедийной хороме" открылся первый публичный театр. Труппа иностранных актеров разыгрывала пьесы Ж.-Б. Мольера, трагедии из античной жизни, первые русские драматические произведения.

В конце 40-х гг. XVIII в. в Ярославле появилась первая труппа российских актеров, которую возглавлял Ф. Волков. В 1756 г. ярославские артисты во главе с Волковым стали ядром представления трагедий и комедий . Театр располагался на Васильевском острове в доме Головина. Его директором был назначен А.П. Сумароков. На сцене этого театра были впервые поставлены пьесы Фонвизина.

Архитектура.

Архитектура начала XVIII в. связана с тремя направлениями: барокко, рококо и классицизм.

Барокко(итал. baracco - "странный", "причудливый")- направление в искусстве, для которого характерны пышность, контрастность, экзальтация образа, совмещение реальности и иллюзий.

Крупнейшими мастерами барочного направления были Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Мичетти, М. Земцов, В. Растрелли, С. Череванский, Д. Ухтомский.

В начале XVIII в. интенсивно строился Санкт-Петербург. Первые планы города принадлежали Д. Трезини и Ж.Б. Леблону. Не все задуманное ими было воплощено в камне, но их проекты во многом определили архитектурное развитие столицы. Д. Трезини, по существу, – первый архитектор Санкт-Петербурга. По его проектам построены Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, второй Зимний дворец. Леблон, приехавший в Россию позже, был назначен Петром главным архитектором города и составил новый генеральный план развития столицы, парковых ансамблей Стрельны и Петергофа. Рядом с иностранцами постигали архитектурное искусство русские зодчие М.Г. Земцов, П.М. Еропкин, И.К. Коробов. В 30-е гг. XVIII в. они возглавили Комиссию о санкт-петербургском строении, созданную после страшного пожара 1737 г., завершив создание трех главных лучевых проспектов: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.

Крупнейший архитектор барокко – Б.Ф. Растрелли. Хорошо известны созданные им Большой дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе, Зимний, Строгановский, Воронцовский дворцы, Смольный монастырь. Современником Растрелли и талантливым архитектором барокко был С.И. Чевакинский. Его замечательная постройка – Никольский Морской собор хорошо сохранился до наших дней.

Рококо (фр. rococo - декоративный мотив в виде раковин) _ направление, возникшее на основе сочетания традиций барокко и классицизма. Рококо несет в себе утонченность, камерность, галантность. Этот стиль характерен в основном для интерьеров.

Творческое переосмысление античной классики русскими зодчими привело к формированию так называемого "русского классицизма" - архитектурного направления, для которого характерны простота и строгость форм, рациональных построек. Памятниками архитектуры русского классицизма богата Москва: это дом Пашкова и Царицынский комплекс архитектора В.Баженова, здание Сената в Кремле, здание Сената в Кремле, дом князя Долгорукого-Крымского, дом князя Голицына и Петровский дворец, построенные по проектам Казакова.

Культурные преобразования в XVIII в. Реформы в области культуры Петра I .

Отношение первого русского императора России к культуре носило подчеркнуто прагматический характер. Ему нужны были специалисты для армии, флота, государственных органов, мануфактур, строек. Все это обусловило быстрое развитие развитие сферы образования.

С конца XVII в. молодых дворян стали посылать в учебные заведения Европы. В начале XVIII в. появляются свои учебные заведения: Навигацкая (математических и навигацких наук) и Пушкарская школы в 1701 г., Медицинская - в 1707 г., Инженерная - в 1712 г.

В 1714 г. по указу Петра Великого во все губернии были посланы выпускники Навигационной школы для организации циферных школ, дававших начальное образование ( грамота, арифметика). К 1725 г. таких школ было около 50.

Большое значение для развития просвещения имело введение гражданской азбуки. Реформа шрифта 1708-1710 гг. упростила кириллицу. Открывались новые типографии, где в основном печатали книги прикладного характера:словари, руководства по механике, технике, архитектуре, военному делу, учебники. Среди учебников по своему уровню выделялась "Арифметика" Л.Ф. Магницкого (1703). Видное место в истории русской культуры заняла первая печатная газета "Ведомости" (1702), в которой публиковались сведения военных, хозяйственных и культурных событиях, иностранная хроника.

Петр I внес огромный вклад в становление русской науки. В 1714 г.в Петербурге была первая в России библиотека (с 1714 г. ее открыли для всеобщего посещения), в 1719 г. - первый музей - Кунсткамера. При Петре стали организовать научные экспедиции для изучения России, составление географических карт. Расцветала русская картография. Ф.И. Соймонов и К.Верден составили описание побережья Каспийского моря.

Важным событием и определенным итогом развития просвещения в петровское время явилось открытие в 1725 г. Академии наук. Для работы в ней были приглашены иностранные ученые, в том числе знаменитый математик Эйлер. До ее основания научные знания, выходившие за пределы непосредственной пользы, как правило, считались ненужными или второстепенными. С началом деятельности Академии наук в России начинаются теоретические разработки научных проблем практически по всем направлениям знаний. Огромное значение для развития высшего образования в России имело открытие стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского университета в январе 1755 г.

Самым ярким представителем общественной мысли Петровской эпохи стал ученый монах Феофан Прокопович . В своих проповедях и сочинениях он отражал идеи Петра о величии российского государства, о стремлении императора к достижению народного блага. Особенно была важна роль Прокоповича в обосновании права монарха на неограниченную власть ("Духовный регламент", 1721; "Правда воли монаршей", 1722). Еще одним известным публицистическим произведением того времени была "Книга о скудности и богатстве" И. Т. Посошникова (1724). В ней автор излагал свои соображения о состоянии дел России, прежде всего в хозяйственной сфере. Посошков считал самодержавие идеальным строем для России, вмешательство власти в экономику представлялось ему не только допустимым, но и весьма желанным. Он доказывал, что бедность крестьян неизбежно подрывает благосостояние всей страны.

В целом преобразования Петра Великого в сфере культуры захватывали, как правило, лишь привилегированные слои. Разрыв между народом и европейским образованным дворянством впоследствии становился все значительней.

Ответьте письменно на вопросы:

1. Каковы  особенности русской культуры первой половины XVIII в.?

В чем ее отличие от культуры предыдущих веков?

2. Какие изменения произошли в искусстве в первой половине XVIII в.?

3. Какие перемены произошли в науке и образовании при Петре I?

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!