Научное и техническое знание.



Тема: Русская культура средних веков (XVI-XVII вв.)

План:

1. Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках.

2. Церковь и государство в период абсолютизма. Кризис церкви во второй половине XVII века. 

Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках .

XVI-XVII века для России - это начало перехода от Средневековья к Новому времени, начало процесса, занявшего почти два с половиной столетия и завершившегося освободительными реформами Александра II в 60-е годы XIX века. Но в отличие от политического и общественного строя культура изменяется быстрее, и уже в XVIII столетии она была адекватна европейскому типу, сначала по форме ( при Петре I), а потом по содержанию ( при Елизавете I и Екатерине II).

XVII век был пронизан предчувствием всех тех перемен, которые предстояли России. Эти предчувствия сопровождались чертами "катастрофического" мировоззрения: беспокойством, "чувством края", апокалипсическими ожиданиями, нарочитой церемониальностью быта. Этот период стал временем ломки средневековых культурных ценностей и традиций, их пересмотра, с одной стороны, и страстной защиты с другой, эпохой быстрых и не совсем понятных перемен, эпохой споров о сущности и задачах культуры.

Целый комплекс факторов определял условия развития русской культуры XVII века: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания: образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма , завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649), консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни.; никонианская реформа церкви и раскол, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные изменения в историко-культурном процессе.

XVI-XVII века по праву можно назвать Русским возрождением. Появление новых видов и отраслей культуры - поэзии , парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами, предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков - 65%; купечества - 96%; посадских людей - около 40%; крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей и казаков - 1%.

Школа и просвещение.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики признавались розги. Весьма показательно сочинение по педагогике "Гражданство обычаев детских", представлявшее собой свод правил поведения детей : поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; прическу, одежду, выражение лица.

Постепенно в образовании стали появляться светские элементы: теперь обучение строилось не только на богословских книгах. Для обучения грамоте появляются новые учебные пособия, например: "Грамматика"Мелентия Старицкого (1648 г.); букварь Кариона Истомина ( конец XVII века). Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве в 1651 г. в течение одного дня "Букваря" В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров.

Во второй половине VXII века издано около 500 названий книг. Большинство из них религиозного содержания, около 30 тысяч - букварей.

В 1672 г . появляется рукописная газета "Куранты", состоявшая в основном из иностранных сообщений и выпускавшаяся для царя Алексея Михайловича.

В это же время в Москве появляются первые частные школы. Наиболее известными были : школа Михаила Ртищева (1640-е гг.), в которой преподавали ученые-монахи из Киева, где обучали славянскому, греческому языкам философии и риторике; школа для подъячих Симеона Полоцкого (1665 г.), где велось обучение латыни и русской грамматике, школа при Печатном дворе (1680 г.).

В 1687 г. открылась первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская Академия. Студентов учили грамматике, риторике, пиитике, диалектике, философии, богословию. Возглавляли академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили чиновников и священников, здесь позднее учился М.В. Ломоносов.

Научное и техническое знание.

XVI-XVII века научное знание в России сохраняло преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников, например, "Цифирной счетной мудрости" - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя.

Расширение географических знаний происходило благодаря освоению новых территорий и необходимости их учета. С этой целью составлялись карты и описания России: "Новый чертеж" (1627г.) -земли между Днепром, Доном и Черным морем; "Книга Большому чертежу" - комментарий к общей карте России с указанием расстояний между городами, описанием особенностей населения ( не сохранилась); "Чертежная книга Сибири" (1696 г.), составленная Семеном Ремезовым. Значительный вклад в географию внесли русские землепроходцы:

 

ü в 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой;

ü в 1649 г. Е. Хабаров изучил земли по Амуру и составил их карту;

ü в конце XVII века сибирский казак В.В.В Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 

Литература.

XVII век - последний век летописания. "Новый летописец" содержит изложение событий от эпохи правления Ивана Грозного до окончания смутного времени. Главная цель "Нового летописца" - доказать права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура.

3одчество XVII века претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Церкви стали менее суровыми и приобрели нарядный праздничный вид.

 



 

 

 

Так же в этот период появился новый архитекрурный стиль - нарышкинское ( московское) барокко.

Для зданий, выполненных в этом стиле характерны следующие особенности:

ü смешение различных тенденций и течений;

ü  внутренняя напряжённость;

ü разнородность структуры и внутренней отделки;

ü многоярусность, центричность, симметрия, равновесие масс.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
      Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Живопись.

Иконопись и монументальная живопись XVI-XVII века пронизаны противоречиями. С одной стороны - это верность иконописным канонам и традициям, интерес к сложным многофункциональным догматическим композициям, требующим специального богословского комментария. С другой стороны - стремление художников к "живству", любовь к деталям в иконе и фреске. Хотя, XVII век никак нельзя признать периодом расцвета древнерусской живописи, однако опрометчиво считать это безусловным упадком. И если икона проигрывает в духовности и цельности образам эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева, то в гораздо меньшей степени это относится к фреске. Именно в этот период создаются монументальные росписи в Московском и Ростовском кремле, храмах Ярославля, Вологды и других городов.

Выдающиеся иконописцы, "царские изографы" жили в Москве и числились по ведомству Иконной палаты Иконного приказа, а затем в 40-80-е годы XVII в., - мастерами Иконного цеха Оружейной палаты.

В начале века особое место среди них занимал Прокопий Чирин ( умер в 1628 г.),уроженец Новгорода. Иконы и миниатюры Чирина исполнены в неярких красках, фигуры по контору очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом.

Назарий Истомин Савин ( строгоновский мастер и патриарший художник) предпочитал "фигуры удлиненных пропорций, узкоплечи, длиннобедры, как бы танцующие на цыпочках, в нескольких манерных позах" (Брюсов В.Г.). Его работы "Успение" (1621 г.) для Троицкого храма Соловецкого монастыря, "Нерукотворный спас" для церкви Ильи Пророка в Ярославле.

С XVII веком, со всеми его противоречиями и тревогами, связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов искусства, происходит "обмирщение" культуры. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!