Вопрос 33: Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова (на примере одного рассказа).



Чехова называют мастером короткого рассказа и непримиримым обличителем пошлости и мещанства. Тема духовного перерождения человека, неумение противостоять мещанской среде постоянно волновали писателя. Отношение Чехова к человеку было взыскательным.

Обычно его рассказы сосредоточены на одной, характерной, фигуре. Таков, например, герой рассказа «Ионыч» Дмитрий Ионыч Старцев, назначенный земским врачом в Дялиж, в девяти верстах от губернского города С., скучного, однообразного, обыденного. В начале повествования мы видим юношу, преданного своему делу, отдающего всего себя работе. После знакомства с Туркиными, «самой образованной и талантливой семьей в городе», он целый год не может найти время, чтобы вновь побывать у них, - так много работы в больнице.

Влюбившись в дочь Туркиных Екатерину, Старцев говорит с ней о литературе, искусстве, с удовольствием беседует о прочитанных ею книгах. Но на предложение руки и сердца Екатерина отвечает отказом: «Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». Отказ оскорбляет его самолюбие. Екатерина Ивановна уехала поступать в консерваторию в Москву.

Шло время; Старцеву казалось, что в его жизни все по-прежнему, не заметил, что до неузнаваемости изменился сам. Теперь у него, разбогатевшего, обширная практика, «он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой». В городе Старцев получил прозвище «поляк надутый». От посещения театра и концертов он отказался, зато каждый вечер часа по три играл в карты. Незаметно, мало-помалу его захватила новая страсть - копить деньги и класть их на текущий счет.

Через четыре года в город возвращается Екатерина, которая воспринимает Старцева таким, каким знала ранее, - идеальным и возвышенным человеком, ведь он служит людям. Но Старцев уже не таков. «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей», - честно говорит он Кате. И при этом думает о семействе Туркиных: «...если самые талантливые люди в городе так бездарны, так что же должен быть город».

Проходит еще несколько лет, и мы видим, что земский врач уже ничем не отличается от окружающих. Теперь все зовут его просто Ионычем. Он заплыл жиром, его одолела жадность, сильно изменился его характер: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он сердится, стучит палкой, кричит неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы!» Чехов пишет: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

Читатель выносит Ионычу свой приговор: нельзя списывать все на формулу «среда заела». Человек должен бороться за лучшее в себе.

Вопрос 34: Нравственная проблематика прозы А.И. Солженицына (По повести "Один день Ивана Денисовича" или рассказу "Матренин двор").

Настоящим потрясением для миллионов людей становится выход в свет небольшой по объему, но сильной по звучанию повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Замысел этого произведения возникает у писателя ещё в Экибастузском особом лагере. Задумка эта оказалась очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы. Это небольшое произведение вмещает в себя жизнь всей страны, всю ее правду и горечь. Автору хватает описания одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь, полную как бытовых, так и нравственных, духовных проблем. Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг. Всё это неплохо удается сноровистому и смекалистому русскому крестьянину Ивану Денисовичу Шухову.

О прошлом этого человека автор рассказывает совсем немного. Жил Шухов в маленькой деревне. Когда началась война, пошёл на фронт. Воевал честно, но попал в плен, откуда сумел бежать. Он так хотел вернуться на Родину, а она встретила его как врага. Шухова обвинили в измене, считая, что он выполнял задание немецкой разведки. И здесь перед героем возникает проблема нравственного выбора: умирать ни за что ни про что не хотелось. Шухов выбирает жизнь, хотя и лагерную, скудную, мучительную, но всё-таки жизнь. Он принимает это испытание судьбы. Мир, в который попадает герой жесток и бессердечен. Все события повести будто убеждают читателя в том, что все человеческое, что есть в людях, остаётся за колючей провой. Имена утеряны. Единственное, что подтверждает индивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. И все же за всеми нечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Они проявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадира Андрея Прокофьевича, в неразлучности "братьев"-эстонцев, в эпизодическом образе старика-интеллигента, отбывающего третий срок и, тем не менее, не желающего отказываться от приличных человеческих манер.

Иван Денисович - это реальный, более того, типичный персонаж. Способность замечать страдания людей, отбывающих рядом с тобой срок, роднит заключенных, превращает в семью. Их связывает неразрывная круговая порука. Предательство одного может стоить жизни многим. Возникает парадоксальная ситуация. Лишенные свободы, загнанные за колючую проволоку, подобно стаду овец, заключенные образуют государство в государстве. Их мир имеет свои законы. Они суровы, но справедливы. Человек в лагере не одинок. Честность и мужество здесь всегда вознаграждаются. И хотя отношения между людьми здесь, бесспорно, лишены сантиментов, они честны и по-своему гуманны. В этом контексте нельзя говорить о « трагедии одиночества» Ивана Денисовича. Речь в повести идёт совсем о другой трагедии – трагедии честных людей, ставших жертвами произвола и насилия.

Обществу заключённых автор противопоставляет бездушный мир лагерного начальства, которое обеспечивает себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзиратели с презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что сами живут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таков надзиратель, способный забить плеткой человека за малейшую провинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку заключённого , который заснул от усталости на рабочем месте. Таков отъевшийся повар и его приспешники, костылем отгоняющие заключенных от столовой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и, тем самым, исключили себя из человеческого сообщества.

Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, повесть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком.

Вопрос 35: Н.А. Некрасов о назначении поэзии и роли поэта. Художественное своеобразие некрасовской лирики, ее связь с народной поэзией. (На примере 2-3 стихотворений), чтение наизусть.

Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве.

Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Вот что он пишет о сути государственных служащих, переосмысливая «Колыбельную» М. Ю. Лермонтова:

Будешь ты чиновник с виду

И подлец душой,

Провожать тебя я выду –

И махну рукой!

В день привыкнешь ты картинно

Спину гнуть свою…

Спи, пострел, пока невинный!

Баюшки-баю.

Некрасов подчеркивает, что люди, имеющие власть и богатство, думают только о себе. Они предатели своего народа. Благодаря подобным властителям, вся Россия напоминает следующую картину:

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

Таков мир поэта: социальные противоречия, жестокая борьба тружеников, неимущих и угнетенных, с нищетой, болезнями и смертью. В этом лирическом пространстве царят промозглая сырость, резкий, пронзительный ветер. Человек тут страшно одинок в своем несчастье. Никто ему не помогает, а судьба-злодейка все посылает испытания – одно тяжелее другого. Сюжеты стихотворений Некрасова – трагические: проводы рекрута, смерть ребенка, неравный брак. Вот, например, ямщик жалуется на жену: воспитанная в господском доме, обученная «всем дворянским манерам и штукам» она теперь не может жить как крестьянка, погибает от непосильного физического труда и, главное, от непонимания близких:

Слышь, как щепка, худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна –

Чай, свалим через месяц в могилу…

За трагедией Груши открывается нам общее горе народа.

Жизнь крестьян тяжела, сурова, и просто удивительно, как в этих условиях сумели они сохранить в себе множество прекрасных человеческих качеств: доброту, отзывчивость, ум и смекалку, талант, трудолюбие. Нельзя не верить в лучшее будущее такого народа – словно утверждает Некрасов в стихотворении «Железная дорога»:

 

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Некрасов страстно доносит до нас свои надежды. Он вообще был очень эмоциональным человеком. Это проявилось во всей его поэзии, в том числе – интимной. Стихи Некрасова о любви отличаются своим беспокойным напряжением, «мятежной страстью». Противоречивые чувства героев – это тоже их борьба с неблагополучным миром за счастье и радость жизни. Как правило, влюбленные вместе противостоят различным невзгодам. Но ссоры у них случаются, и они тоже нужны: после них страсть вспыхивает с новой силой и отступает прозаичность отношений:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

Острота чувств Некрасова отразилась и в теме творчества. Муза поэта поразила читателей непривычностью своего настроения. «Плачущей, скорбящей и болящей» предстает она перед нами. Это «Муза мести и печали», «неласковая», «угрюмая». Напев ее не может быть «сладкозвучен», потому что должен отвечать действительности:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Некрасов считает неуместными безмятежные лирические чувства – умиление, восторг, светлую грусть. Их вытесняют «озлобленность», «мрачность», «угрюмство».

Любовь и ненависть едины в творчестве поэта, так как нельзя, любя мир и человека, не ненавидеть то, что калечит их. Поэтому Некрасов до конца остается верен формуле:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Некрасов завершил свой творческий путь неожиданным признанием:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом…

В этих словах и заключается своеобразие его лирики. Неповторимость Некрасова возникла из главной потребности времени: соединить поэзию со служением обществу, народу.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!