Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?



• Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь,

Квашня - торговка пельменями,

Алёшка - сапожник,

 Кривой Зоб и Татарин - ключники.

 

/ Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке/.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

- Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Преждечем приступить к чтению по ролям 1-го действия, вспомните, что узнали об этих героях. Начинаем заполнять таблицу о героях, дома работу по заполнению таблицы необходимо продолжить.

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

 

Предыстория героя, как попал на «дно» Чем занимается в ночлежке? К чему стремится, о чём мечтает? Особенности речи, афоризмы Вывод. Чего достиг.

 

 

Знакомство с героями. Клещ.

• Всего полгода находится в ночлежке.

•  Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.

• Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.

• В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.

• Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Актёр.

• В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.

• Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.

• на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.

• Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".

• У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

• Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.

• Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».

• Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.

• Когда-то имел мастерскую...пропил.

• «Ленив я. Страсть как работать не люблю».

• С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон

• Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.

• Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».

• «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел.

• Богатырь по своей силе и душевной щедрости;

• Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;

• Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;

• Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

• В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)

• Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

 

Сатин.

• Появляется не со словами, а с рычанием.  Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.

• Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.

• Оказался здесь потому, что убил негодяя.

• Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.

• Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.

• В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.

• Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Лука.

• Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».

• Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.

• В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.

• Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

Чтение 1-го действия!

(в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!