Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Плач Ярославны».

 15.12

Тема Урока: Развитие жанров светской музыки. Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна»,  творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного.  Прослушать отрывки из балета.

Задачи:

- развивать навыки музыкального восприятия произведений;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

- закрепить понятие балет, программа спектакля.

- повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

 

Ход урока:

1. Сообщение темы урока  (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и  композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

Поход Игоря стал лишь первым звеном в цепи бед, которые обрушились на Древнюю Русь.

Но, первоначально балет назывался «Затмение». Подразумевалось, конечно, не реальное затмение, ставшее недобрым предзнаменованием перед походом Игоря, но омрачение умов в стране, истерзанной усобицами правителей.

 

Почему же балет всё же получил название «Ярославна»?

 

Потому что судьба Ярославны, жены Игоря, отразила нечто большее, чем судьба одной русской женщины. Ярославна - живой символ Русской земли, которая незримо присутствует с князем на чужбине, укрепляя в нём решимость любой ценой вырваться из плена.

Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей в окружении женского хора, подчёркивает лирическую направленность образного строя спектакля.

Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы до монгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах Русской земли».

Балет проникнут болью и гордостью за русский народ, мужественно боровшийся с врагами.

 

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна».   (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 - 10 декабря 2010 года,

    В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.  И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

  В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.  

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но  сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

     Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

      Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

 Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

 2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор  «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали  вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» - балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета - подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды - "Сборы в поход", "Жёны русские", "Поход", "Затмение", "Окружение", "Вторая битва", "Плен", "Плач Ярославны", "Побег", "Призыв к единению".

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

Слушание Вступление

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

Ответы детей:

 

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

Слушание хор «Стон Русской земли»

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

Ответы детей:

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве" (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли" мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же"". Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице" мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый"). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

 

Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Первая битва с половцами»..

«Первая битва с половцами»

Но сначала давайте вспомним, как в опере А.П.Бородин создаёт образ половцев?

(Половцы представлены мелодиями, полными либо томной неги, либо дикой ярости.)

 

А как рисует эту картину Тищенко?

Победу или поражение подсказывает музыка?

Звучит «Первая битва с половцами». Запишите название.

(То столкновение, то отдаление, сигнальные рожки, резкие удары столкновения…)

 

Характерной особенностью сцены является отсутствие отчётливо выраженных мелодий. Она словно соткана из обрывков интонаций, мелодий, напевов. Контраст их сопоставлений придает звучанию особую напряженность и драматизм, который усиливается к концу сцены.

Каков же исход этой битвы? Как вы думаете? (Скорее всего поражение, музыка очень драматична в конце.)

 

 

Рассмотрите видео, здесь видим танцоров, изображающих половцев, то статичных, то в несколько вычурных позах. Приглядевшись, можно увидеть и то, что головы и лица половцев закрыты шлемами.

Какой смысл вложен режиссёром и художником спектакля в такое сценическое решение?

 

А о чём расскажет следующая сцена?

Звучит «Стрелы».

Сейчас звучала сцена, которая называется «Стрелы». Запишите название.(доп.щелчок).

Оркестровые эпизоды «Вежи (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности. Это эмоциональное состояние усиливается заунывным остинатным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

 

 

Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Плач Ярославны».

Какое эмоциональное состояние героини передаёт музыка?

Какие музыкальные инструменты «поют» плач?

Звучит «Плач Ярославны». Запишите название.

(Жалоба, скорбь, тоска – такие чувства выражает музыка. Духовые деревянные.)

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.

Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.

В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

 

С какими фрагментами из других произведений перекликается «Плач Ярославны»?

(Из оперы Бородина «Плач Ярославны», «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.)

 

 

Финальная сцена балет называется «Молитва». Какое эмоциональное состояние передаёт музыка?

Звучит «Молитва».

(Исполняет хор, музыка звучит сдержанно, скорбно…)

 

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения

- стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

 

Рассмотрите на стр.34-35 образы Ярославны, созданные балериной и художниками - В.Фаворским

(книжная иллюстрация) и И.Глазуновым (живопись).

 

 

Сравните эти изображения. (Образы все похожи друг на друга, женщина, грустный и скорбный взгляд, молится, переживает…)

Вокальная работа Разучим песню « Синие сугробы» А. Якушева

 

СИНИЕ СУГРОБЫ

Слушай, на время время позабудь,
Лучше тебе спою я что- нибудь,
Чтобы теплели строгие глаза
И не оглядывался больше ты назад.

Песню зачем из дома понесу,
Если могу найти ее в лесу –
Знаешь, какой красивый лес зимой –
Ее с мороза принесу тебе домой.

Припев:
В синие сугробы
Убегает день…
Если петь тебе, то надо, чтобы
Песня начиналась здесь.

Хочешь – в ней вспыхнут лунные огни,
К ночи хрустальный лес в ней зазвенит,
Будет в ней дерзость ветра, свежесть щек –
Скажи мне только, что бы ты хотел еще?

Скажешь – поймаю песню на лету,
Наши про нас чего-нибудь сплетут,
Только не в песнях дело тут моих –
Мне просто нравится, как слушаешь ты их.

Припев.
В синие сугробы
Убегает день…
Если петь тебе, то надо, чтобы
Песня начиналась здесь.

 

Обобщение:

О каком произведении мы говорили? (Балет «Ярославна».)

1. Назовите особенности современного балетного спектакля.

2. Кто написал балет «Ярославна»

3. Почему автор назвал так свой балет.

4. Как открывается 1 действие.

5. Какие сцены из балета мы послушали?

 

 

Домашнее задание:

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

 

Ярославна, балет в трех действиях по "Слову о полке Игореве", соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 1031; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!