Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось раньше, еще в античности).

Тема 5. Оформление эмпирической психологии

в философских учениях XVII века.

ПЛАН:

 

1. Понимание психики в учении Гоббса.

2. Психологические взгляды Гоббса на способности.

3. Учение Дж. Локка о душе.

4. Дж. Локк о простых и сложных идеях.

5. Взгляды Г. Лейбница на учение Дж. Локка.

 

ПРЕАМБУЛА:

Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм.

Эта теория оформляется в Англии (в связи с ее превращением в капиталистическую страну), вместе с развитием промышленности и опытного естествознания. Родоначальником эмпирического направления явился Ф. Бэкон, продолжателем – Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Дж. Локка.

 

1. Томас Гоббс (1588 - 1679) выступил против учения Декарта о двух субстанциях.

Человек – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений.

Ощущения – это проявление движений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов.

«Причиной ощущения является внешнее тело (объект) который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно (при вкусе и осязании) или опосредованно (при зрении, слухе, обонянии)».

Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущение. Представление воображения – это ослабленные ощущения.

Память – тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое (дважды в одну реку невозможно войти).

Мышление обеспечивает связь представлений в соответствии с механизмами ассоциаций.

Все представления определяют движения внутри нас , являющиеся остатками движений, произведенных в ощущении.

Гоббс также уделяет большое внимание языку и речи как специфической особенности человека. При помощи речи человек регистрирует то, что открывает путем размышления, сообщает другому знания и намерения.

 

2.           Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Гоббс доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом.

По мнению Гоббса человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения и связи мыслей, но при помощи речи и метода обучения эти способности могут быть развиты до такой степени, что человек начинает отличаться от всех других живых существ.

Но если все люди имеют одинаковые способности, то возникает вопрос о причинах, порождающих различия в способностях и талантах.

Физические различия между людьми, хотя и существуют, но они не настолько значительны.

Различия между людьми в отношении ума складываются прижизненно (по терминологии Гоббса – природный ум), или формируются путем систематического обучения наукам (по Гоббсу - благоприобретенный ум).

По мнению Гоббса, если бы люди были поставлены в одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум.

Однако в уме есть один компонент, по которому люди существенно отличаются – это некоторая активность, инициативность или, наоборот, пассивность, индифферентность (равнодушие, безразличие).

 

3.           Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632 - 1704), английский философ, педагог, врач по образованию.

В 1690 году вышло основное его философское сочинение «Опыт о человеческом разуме».

Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет.

Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида.

Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве.

«Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более пробуждается, и мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».

Опыт имеет два источника:

1. Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи. Органом - чувство (зрение, слух, и т.п.). продуктом – идеи.

2. Рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее. Органом (или орудием) – деятельности (по Локку - способности) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, желание и т.д., т.е. вся многообразная деятельность нашего ума). Продуктом – идеи другого рода (результат работы нашего ума), которые мы не могли бы получить от внешних вещей.

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника.

Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение – начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно ощущение является источником всякого знания.

 

4.           Джон Локк разделял идеи на простые и сложные. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями – через ощущение и рефлексию.

Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах.

Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и третичные, которые он сводит к вторичным (так что основное различие производится первичными и вторичными качествами).

Первичные качества – это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Это плотность, протяженность, форма и др.

Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т.д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц.

В отличие от простых сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий:

Ø соединение, суммирование простых идей;

Ø сопоставление, сравнение;

Ø обобщение через предшествующую абстракцию.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось раньше, еще в античности).

По Локку ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «… идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея …».

Примерами являются наши симпатии, антипатии и т.п. (эти понятия нами конструируются), т.е. симпатия – это соединение идей положительного смысла, а антипатия – наоборот.

Несмотря на то, что Локк ввел понятие ассоциаций ограничено, после него этот механизм получил наибольшую разработку на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

 

5.           Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 - 1716) (философ, математик, физик, языковед. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России).

Основные направления спора, который возник между Лейбницем и Локком, следующие: «Наши разногласия касаются довольно важных вопросов. Речь идет о том, действительно ли душа сама по себе совершенно чиста, подобно доске, на которой еще ничего не написали, как это думают Аристотель и наш автор, и действительно ли все то, что начертано на ней, происходит исключительно из чувств и опыта, или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуждения которых внешние предметы являются только поводом, как это думаю я…».

(Лейбниц Г. – М., 1982. Т.2.С.48)

Вместо сравнения с чистой доской Лейбниц использует образ глыбы мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все мешающее им выступить.

Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк. Однако собственное объяснение Лейбница не открывает действительных источников этих понятий.

По Локку, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, а стало быть, повод кое – что заметить и, так сказать развиваться». (Т.2., стр. 213). Это – апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями из вне определяет наше познание и поведение («…совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений…детерминирует нас к принятому решению...»).

Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт).

Таким образом, полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания.

 

Ключевые слова: психика, Гоббс, способности, эмпиризм, природный ум, благоприобретённый ум, инициативность, пассивность, ощущения, рефлексия, Джон Локк, ассоциативная психология, апперцепция.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Как понимал психику в своем учении Гоббс?

2. Психологические взгляды Гоббса на способности.

3. Учение Дж. Локка о душе.

4. Дж. Локк о простых и сложных идеях.

5. Взгляды Г. Лейбница на учіння Дж. Локка.

6. Учение Гоббса.

7. Учение Дж. Локка.

8. Взгляды Лейбныца на учение Дж. Локка.

 

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 107-118.

 

Дополнительная литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. завед.. – М.: «Академия», 2001.

2. Гоббс Т. Соч. В 2 т. – М., 1991. Т.2. – С. 20-21.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!