Ведущие психологические теории античности.

Первые психологические теории античности.

Первые психологические теории появились на рубеже VII-VI вв.до н.э. В психологических концепциях этого времени душа рассматривалась как источник активности и энергии.

О предназначении души и её разнообразных свойствах одним из первых заговорил Пифагор (VI в.до н.э.). Он отрицал равенство душ, считая, что равенства нет в природе вообще. Так же его нет и среди людей, из которых одни более способные и активные, а другие менее.

Пифагор впервые пришёл к выводу о том, что душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, что она должна развиваться по своим законам, соответственно своей цели. Этой целью он считал очищение, т.е. душа в процессе своей жизни (своей, а не тела) должна становиться всё более совершенной и чистой. На его концепцию наложили отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души.

В качестве критерия оценки Пифагор выбрал соответствие предмета (в том числе и человека) строгим математическим законам – гармонии, честности и т.д. Так в психологии впервые появилась идея о том, что мир математики, мир совершенных геометрических и логических формул более важен и объективен, чем мир реальных предметов.

Исследуя функции души и её предназначение, Пифагор ещё не задавался вопросом о том, как человек познаёт мир. Этот вопрос станет одним из основных для психологической науки будущего.

Одним из первых изучать процесс познания с помощью анализа этапов переработки знаний начал греческий учёный Гераклит (VI-V вв.до н.э.). Он считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по закону Логоса, выражающемуся прежде всего в слове. Этот закон и есть та сила, которую человек называет судьбой.

Как зима сменяется весной, а лето – осенью, так и расцвет общества сменяется его упадком и появлением нового общества. Эта теория мирового года Гераклита приобрела особую популярность.

Точно так же изменяетя человек и его душа. Поэтому, по мнению Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души, её развития и угасания.

Большое значение имеет то, что Гераклит внёс в психологию идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое изречение «всё течёт» стало впоследствии одним из самых важных положений для теорий сознания.

Он также впервые высказал предположение о том, что существуют два этапа переработки знанийощущения и разум. При этом разум способен постигать более общие и не видимые глазом вещи, поэтому разум выше, чем ощущения.

Своё понимание развития мира Гераклит перенёс на развитие души.

Он считал, что душа человека рождается, растёт. Совершенствуется, затем постепенно старится и умирает.

Проводя сравнение между душой и огнём, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени её огненности. «Душа ребёнка ещё сырая, постепенно она высыхает, становится всё более огненной, зрелой, способной к чёткому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и медленно соображать».

Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением. Такой подход в дальнейшем был характерен для многих психологических теорий.

Взгляды первых греческих психологов на отдельные психологические вопросы были проанализированы и систематизированы в теории известного философа и психолога Демокрита (470-370 гг. до н.э.). Он родился на севере Греции в знатной и обеспеченной семье. Родители дали ему лучшее образование. Однако сам Демокрит, чтобы получить знания не только в Греции, отправился в путешествие (Египет, Персия, Индия).

Странствия позволили Демокриту стать первым систематизатором знаний, накопленных в различных психологических и философских системах того времени. Фундамент его теории составляет атомистическая концепция.

По Демокриту, человек. Как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. При этом душа является причиной активности тела, строится из мелких круглых атомов, они должны придать движение инертному телу. С точки зрения Демокрита, такая структура души может обеспечить выполнение её важнейшей функции – источника энергии тела.

Атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Они рассеиваются по всему пространству. Попадая при вдохе в тело, а при выдохе часть атомов вылетает и растворяется в воздухе. Поэтому дыхание является одним из важнейших для жизни процессов.

Таким образом, в греческой психологии появляются отзвуки индийской философии.

Демокрит считал, что душа смертна. После смерти человека тело уже не может служить оболочкой для атомов, и душа рассеивается в воздухе.

Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ. Причём разница заключается не в качественных (т.к.структура души у всех одинакова – атомы), а в количественных изменениях – у человека атомов души больше, чем у животных.

По мнению Демокрита, душа находится в нескольких частях тела:

- в голове (разумная);

- груди (мужественная);

- печени (вожделеющая);

- органах чувств.

Обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит картину мира,переходя на следующий уровень – понятийный, который представляет собой результат деятельности мышления.

Таким образом, в теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчёркивал, что мышление даёт нам больше знаний, чем ощущения.

Большое значение для развития психологии имели концепции психики, разрабатываемые врачом Гиппократом (460-370 гг.до н.э.).

Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Он доказал, что медицинские знания не могут строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений.

Ещё одной идеей Гиппократа была идея о четырёх началах, из которых состоит окружающее. Ведущей жизненной силой, обеспечивающей связь человека со средой, он считал воздух (дающий возможность дышать), а основа самого человека является жидкостной.

Исходя из этого Гиппократ разработал своё известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырёх видов жидкости в организме – крови, слизи, желчи чёрной и желчи жёлтой.

Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи собразом жизни человека, понимаемом в широком смысле – от еды и питья до особенностей общения.

Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому можно говорить, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.

Ведущие психологические теории античности.

Новый подход к психике человека начал складываться с III в. до н.э. с появлением теорий Сократа и Платона.

Сократ (469-399 гг.до н.э.) впервые поставил под сомнение истинность прежней точки зрения на человека и доказал, что ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может. Он считал, что естественные законы не могут быть полностью распространены на человека. который подчиняется и другим законам, законам разума.

Сократ впервые подошёл к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека (до этого душа понималась как источник активности тела).

Сократ говорил, что душа – это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передаётся от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом.

Платон (428-348 гг. до н.э.).

Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться её движениям. В то же время Платон учит о связи души и тела, он указывает на необходимость развивать их в равновесии.

По Платону, есть три начала человеческой души:

1.Низшее – стремится удовлетворить свои телесные потребности. Этой частью души человек влюбляется, испытывает голод, жажду и т.д.

2.Разумное начало противоборствует стремлениям вожделеющего начала.

3.Яростный дух. Этой частью человек вскипает, раздражается и т.д.

Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели: «Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела».

Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Он даёт перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

В них, как и в жизни, чаще всего удовольствиясмешаны со страданием.

Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. Он различает низшие и высшие удовольствия: низшие – связаны с физическими потребностями; высшие – с эстетическими и умственными занятиями.

Платон уделял большое внимание изучению индивидуальных склонностей и способностей людей в раннем возрасте. Он писал о необходимости профессионального отбора и тестирования детей, говоря о том. Что уже в детстве можно определить не только интеллектуальный уровень, но и склонности ребёнка.

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Данная проблема стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Идеи Платона о психике, её функциях и этапах развития были переосмысленны в концепции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это положение разъясняет следующая метафора. «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза, как бы его форма с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный».

Душа делает тело живым. В душе причина – основа всех проявлений живого тела: дыхание чувствование, мышление обусловлены ею.

Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души.

Таким образом, душа как форма тела означает, что она есть суть тела. Причина и цель всех его действий.

Душа неразрывно связана с телом: ведь она есть состояние активности тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое. «Лучше не говорить, что душа сочувствует, или чувствует, или размышляет, а говорить, что человек делает это душою, сочувствует, учится или размышляет». Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями.

Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нём кровь охлаждается до нужной нормы.

Аристотель критиковал Платона за деление души на части, а об отдельных способностях, силах души, которые только в переносном смысле называл частями.

В то же время Аристотель признавал самостоятельность и раздельность двух начал: 1) душа – уничтожающаяся при разрушении тела и 2) душа – как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти.

Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, её сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бостелесный эфир воздушного пространства.

Познание.

Начало познания образует способность ощущения.

Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти.

Различается три вида памяти:

Низшая – заключается в сохранении полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные.

Память в собственном смысле – отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика, т.е. отношение к нему как к чему-то бывшему в прошлом, она есть не у всех, а только у животных, обладающих способностью восприятия времени;

Высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Высшая память есть только у человека.

Воспоминание есть активный поиск прошлого и происходит путём установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту и др.) настоящего с искомым прошлым.

По существу, речь идёт о механизме ассоциаций, хотя Аристотель не даёт этого термина.

Из воспоминаний складывается опыт, из опытности же берут начало искусства и наука.

Следующая познавательная способность – воображение или фантазия – заключается в образовании представления.

Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия, извне.

Воображение берёт начало в ощущении. Аристотель придавал воображению чрезвычайное значение: животным оно заменяет мышление; люди также во многих случаях действуют на основе этих образов вследствии того, что их ум как бы затемняется иногда страстью, или болезнями, или сном.

В связи с воображением Аристотель развивает учение о сновидениях, объясняя их материалистически. Обобщённый образ воображения сосотавляет фундамент мышления.

Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не прикреплённая ни к какому телесному органу.

Аристотель различает низшее и высшее мышление.

Низшее мышление – это мнение или предположение; не содержит категорического утверждения о чём-то, ничего не исследует, в нём нет внутренней необходимости, не отвечает на вопрос «почему».

Высшее мышление – всегда содержит в себе необходимость, т.е. открытие последнего основания истины. Его объектом являются основы вещей, высшие принципы науки.

Существует три вида высшего мышления:

1) рассуждающее,

логическое,

дискурсивное мышление, т.е. умение делать заключение из имеющихся посылок;

2) интуитивное – умение находить основания (посылки);

3) мудрость – наивысший тип наивысшего мышления.

В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума: теоретический и практический.

Теоретический разум познаёт сущее как оно есть. Это наука. Его задача – создание истины в вещах.

Практический ум направлен на деятельность. С его помощью познаются нормы и принципы действия, а также средства их осуествления. Практический ум обусловливает принятие решения, на основе которого совершаются поступки.

В разграничении двух типов мышления – теоретического и практического – проявляется противопоставление теоретического знания практической активности.

Учение о чувствах.

Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие – их нарушение. Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью, они сопровождают деятельность и являются источником деятельности.

Аристотель не призывал ограничиваться удовольствиями только высшего порядка.

Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злбу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость – вообще всё, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Аффект – это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием он меняет свои прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями.

Аффекты, по Аристотелю, сами по себе не суть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения.

Аристотель не считал ни возможным, ни нормальным, ни желательным с точки зрения нравственности подавление аффектов. Без них невозможны героические поступки, наслаждение искусством. В низших телесных удовольствиях нужно соблюдать умеренность, середину. Во всех остальных случаях должна быть соразмеренность аффекта своей причине.

Характер.

Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств – нравов – людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Он выделил 30 характеров и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей (лицемер, болтун, деревенщина, нравственный урод, скупой, наглец, святая простота, неряха, аристократ, хвастун, трус, молодой старик, гордец и т.д.).

Аристотель придавал важное значение воспитанию. Оно не должно быть частным делом – это забота государства. Воспитание должно оказывать влияние на нравственный склад человека, развивая в нём то, что недостаёт от природы. Аристотель изложил свои представления по конкретным вопросам обучения и воспитания (о предметах воспитания, о соотношении физического и умственного воспитания, о роли музыки в воспитании и др.).

Учение Аристотеля о душе, основанное на анализе огромного эмпирического материала, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных – человека Аристотель определял как «существо общественное».

С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до XVIII века.

Ключевые слова: античность, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, душа, разумное начало, яростный дух, познание, воображение, представление, мышление, память, разум, чувства, аффект, характер, темперамент.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Первые психологические теории античности.

2. Теория Пифагора;

3. Развитие знаний о душе по Гераклиту;

4. Учения Демокрита;

5. Психологические идеи Гиппократа.

6.Ведущие психологические теории античности (классический период):

7. Новое понимание души в теории Сократа;

8. Идеалистическая психология Платона;

9. Учение Аристотеля – вершина античной психологии.

10.Общая характеристика материалистического учения о душе в античности.

11.Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Епикура.

12.Проблема души и ее конфликтов в теории Платона.

13.Сравнительный анализ подхода к проблеме познания у Платона и Аристотеля.

 

 

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. завед.. – М.: «Академия», 2001. – С. 35-74.

 

Дополнительная  литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 23-69.

2. Ярошевский М.Г. Иторическая психология науки. – СПб., 1996.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!