Социально-экономическая структура микенских обществ



Источники по истории Ахейской Греции

2. Формирование микенской цивилизации

3. Социально-экономическая структура микенских обществ

1) Ранее рабство;

2) Слой свободного населения — крестьяне и ремесленники

3) Система землевладения;

4) Система хозяйства восточного типа.

4. Организация государственного управления

5. Взаимоотношения ахейских государств и их расцвет

1) Отношения государств внутри Греции

2) Экспансия ахейских государств на восток

6. Падение микенской цивилизации

1) Движение племен и образование союза «народов моря»

2) Причины упадка цивилизации

3) Уничтожение микенской цивилизации и судьба населения

 

Задание

1. Смотреть Галерея Древней Греции https://civilka.ru/grecia/gallerey.html

составить 10 тестов по теме с использованием иллюстраций

2. Подготовить словарь терминов к теме

3. Подготовить презентацию по теме:

- Памятники микенской культуры XVI- ХШ вв. до н.э. (по выбору)

- Фресковые росписи в микенских дворцах: Тиринфа (1А), Фив (1Б) и Пилоса (1В)

Формирование микенской цивилизации

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тыс. до н. э., по-видимому, с севера, из района придунайской низменности. Продвигаясь по территории Греции все дальше на юг, ахейцы частью уничтожили, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие греческие историки называют пеласгами[2].

Вначале микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации. заимствованы с Крита были:


- некоторые божества и религиозные обряды,

- фресковая живопись во дворцах,

- водопровод и канализация,

- фасоны мужской и женской одежды,

- отдельные виды оружия,

- линейное слоговое письмо.


 

Микенская культура не была второстепенным, периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах были просто-напросто минойскими колониями в чужой «варварской» стране, как думал А. Эванс.

Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района эпохи энеолита и ранней бронзы.

Наиболее ранним памятником микенской культуры являются так наз. «шахтные гробницы» в Микенах на северо-востоке Пелопоннеса

https://tepler.ru/uploads/media/topic/2016/07/10/20/71f5cea3fadf6cf61d08.jpg

Аэрофотоснимок http://t771unit1.pbworks.com/f/Mycenae_aerial-1.jpg

Первые шесть могил этого типа («круг А») были открыты в 1876 г. известным немецким археологом Г. Шлиманом в черте стен микенской цитадели. В них было найдено множество предметов из золота, серебра, слоновой кости и других дорогих материалов.

Гомер в «Илиаде» назовет Микены «златообильными», а микенского царя Агамемнона — самым могущественным из всех ахейских вождей, принимавших участие в знаменитой Троянской войне. Правда, Шлиман ошибся, полагая, что ему удалось найти могилу Агамемнона, злодейски умерщвленного его женой Клитемнестрой после возвращения из похода на Трою: шахтные гробницы датируются XVI в. до н. э.,

А Троянская война происходила, по мнению современных археологов, в XIII в. до н. э.

Огромные ценности, обнаруженные в могилах «круга А», показывают, что микенские цари были воинственными и предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались с добычей.

С Ближним Востоком существовали и торговые связи, о чем свидетельствует находка вавилонской (касситской) печати, вероятно, через посредствующие звенья. — Примеч. ред. ).

Золото и серебро, сопровождавшие царственных покойников в загробный мир, вероятно, были захвачены на войне. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствуют,

исключительное обилие оружия в их гробницах,

изображения кровавых сцеп войны и охоты, которыми были украшены некоторые из вещей, найденных в могилах,

каменные стелы, стоящие на самих могилах. На одной из них - воин на колеснице, преследует пешего ратника с луком в руках.

Часть вещей очень примитивна по исполнению, что выдает неискусную руку местного микенского ремесленника (примером могут служить погребальные золотые маски), другие являются работой лучших минойских мастеров ювелирного дела.

В 1952 г. в Микенах был открыт еще один царский некрополь, находившийся вне стен цитадели и заключавший в себе 24 могилы примерно того же типа, что шесть шахтных могил, раскопанных раньше. Погребения были не столь богаты, хотя и в них удалось найти немало ценных вещей, в т.ч. сосуды из горного хрусталя и янтарные бусы. Получил название «круг Б» Самые ранние могилы «круга Б» датируются второй половиной XVII в. до н. э.

 Позволяет отнести происхождение микенской культуры к более раннему времени. Очевидно, уже и XVII в. до н. э. в Микенах существовало примитивное государство, в котором правящая верхушка – царский род – была обособлена от основной массы населения.

К числу интересных архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат величественные царские усыпальницы, именуемые «толосами» или «купольными гробницами». Толосы располагаются обычно вблизи от дворцов и цитаделей, служа, по всей видимости, местом последнего упокоения членов царствующей династии, как в более раннее время шахтные могилы. Самый большой из микенских голосов – так наз. гробница (по неверному первоначальному толкованию – сокровищница) Атрея – находится в Микенах. Сама гробница скрыта внутри искусственного насыпного кургана. Для того чтобы попасть в нее, нужно пройти через длинный, облицованный камнем коридор-дромос, ведущий в глубь кургана. Вход в гробницу перекрыт двумя огромными каменными блоками (один из них весит 120 т). Внутренняя камера представляет собой монументальное, круглое в плане помещение с высоким (около 13,5 м) ульевидным сводом. Стены и свод гробницы выложены из великолепно отесанных каменных плит и первоначально были украшены бронзовыми позолоченными розетками. С главной камерой соединяется боковая камера несколько меньших размеров, прямоугольная в плане и не так хорошо отделанная. По всей вероятности, именно здесь помещалось царское погребение, разграбленное еще в древности.[3] http://kannelura.info/dr/1896_03.jpg

 

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII века до н. э.

Зона ее распространения охватывает весь Пелопоннес, Центральную Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря.

На всей этой большой территории существовала единообразная культура – стандартные типы жилищ, погребений, керамики и т. п. По ним видно, что микенская Греция была процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших и более крупных поселков.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы.

 Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе, в Пилосе (Пелопоннес), в Афинах, Фивах и Орхомеие (Центральная Греция), наконец, на севере Греции, в Иолке (Фессалия).

Почти все микенские дворцы были укреплены, представляя собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Мощные циклопические стены микенских цитаделей, сооруженные из огромных каменных глыб без всякого связующего материала, свидетельствуют о высоком инженерном искусстве ахейских зодчих.

Великолепным образцом фортификационных сооружений служит Тиринфская цитадель на территории Арголиды, неподалеку от Микен. Необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 т, образуют наружные стены крепости толщиной 4,5 м и высотой в сохранившейся части до 7,5 м. В некоторых местах внутри стен были сделаны сводчатые галереи с казематами, в которых хранились оружие и запасы продовольствия (толщина стен достигала здесь 17 м).

Подход к главным воротам цитадели был устроен так, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости, правым боком, не прикрытым щитом. Но, даже и попав внутрь цитадели, враг натыкался на внутреннюю оборонительную стену, защищавшую основную ее часть — акрополь с царским дворцом. Чтобы добраться до дворца, нужно было преодолеть узкий проход между наружной и внутренней стенами, разделенный на два отсека двумя деревянными воротами. Здесь враг попадал под перекрестный огонь метательного оружия, который защитники цитадели обрушивали на него со всех сторон.

Чтобы осажденные обитатели цитадели не страдали от недостатка воды, в северной ее части (так называемый нижний город) был устроен подземный ход, ведший к скрытому источнику в 20 м от стен крепости.

Среди дворцовых построек микенского времени наибольший интерес представляет хорошо сохранившийся «дворец Нестора» в Пилосе на западе п-ова Пелопоннес (Название условно. Нестор, согласно Гомеру, старый и мудрый царь Пилоса, один из гл. участников похода на Трою).

 Пилосский дворец при сходстве внутреннего убранства с дворцами Крита отличается от них планировкой четкой и симметричной. Основные помещения дворца расположены на одной оси и образуют замкнутый прямоугольный комплекс. Чтобы проникнуть внутрь этого комплекса, нужно было последовательно миновать входной портик (пропилеи), небольшой внутренний двор, ещё один портик, вестибюль, из которого посетитель попадал в обширный прямоугольный зал — мегарон, неотъемлемая и наиболее важная часть любого микенского дворца.

В центре мегарона был устроен большой круглый очаг, дым от которого выходил через отверстие в потолке. Вокруг очага стояли четыре деревянные колонны, поддерживавшие перекрытие. Стены были расписаны фресками. Мёгарон был сердцем дворца. Здесь царь Пилоса пировал со своими вельможами и гостями, устраивались официальные приемы. Снаружи к мегарону примыкали два длинных коридора. В них выходили двери многочисленных кладовых, где было найдено несколько тысяч сосудов для хранения и перевозки масла и других продуктов. Видимо, пилосский дворец был крупным экспортером оливкового масла, которое высоко ценилось в соседних с Грецией странах. Во «дворце Нестора» имелись ванные комнаты, водопровод и канализационные стоки. В небольшой комнате вблизи от главного входа хранился дворцовый архив, насчитывавший свыше 1000 глиняных табличек, исписанных знаками линейного слогового письма, очень похожего на то, которое использовалось в уже упоминавшихся документах из кносского дворца. Таблички хорошо сохранились благодаря тому, что попали в огонь пожара, от которого сгорел дворец.

Социально-экономическая структура микенских обществ

Сооружение таких грандиозных построек, как «гробница Атрея» или Тиринфская цитадель, как нам представляется, было бы невозможно без применения подневольного труда. Чтобы справиться с такой задачей, необходимы

наличие большой массы дешевой рабочей силы,

достаточно развитой государственный аппарат, способный организовать эту силу. Очевидно, владыки Микен и Тиринфа располагали и тем и другим.

Тайна внутренней структуры ахейского государства начала рассеиваться с тех пор, как в 1952 г. М. Вентрису удалось прочесть таблички пилосского, а также некоторые из табличек кносского архива. Документы были составлены на архаическом ахейском диалекте греческого языка, на котором говорило население микенской Греции во II тыс.до н. э.

Линейное слоговое письмо Б этих надписей возникло, вероятно, на Крите (Кносский архив примерно на 200 лет древнее аналогичных архивов материковой Греции: пилосского, микенского и др.) на базе более древней системы письменности - линейного письма А.

Ахейцы, захватившие Крит примерно в середине XV в., переняли у своих предшественников-минойцев употреблявшееся ими слоговое письмо и приспособили его для передачи своего языка.

Прочитанные М. Вентрисом таблички представляют собой «бухгалтерские» счетные записи, которые из года в год велись в хозяйстве пилосского и кносского дворцов.

Лаконичные записи позволяют судить об экономике дворцовых государств микенской эпохи, их социальном и политическом устройстве. В это время в Греции уже существовало рабство, и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Среди документов пилосского архива немало места занимают списки рабочих отрядов дворцового хозяйства.

В каждом таком списке указывается,

- сколько женщин-рабынь в составе отряда,

- какова их профессия (упоминаются молольщицы зерна, прядильщицы, швеи и даже банщицы), сколько при них детей: мальчиков и девочек (очевидно, это были дети рабынь, рожденные в неволе),

- какой паек они получают,

- в каком месте работают (это или сам Пилос, или один из городков на подвластной ему территории).

Численность отрядов могла быть более ста человек. Общее же число женщин и детей во всех отрядах, известных только по одной группе надписей пилосского архива, должно было составлять около 1300 человек.

Наряду с отрядами, в состав которых входят только женщины и дети, в надписях фигурируют и отряды, состоящие только из рабов-мужчин, хотя встречаются они сравнительно редко и численно, как правило, невелики — не более 10 человек в каждом. Очевидно, женщин-рабынь было больше, из чего следует, что рабство в то время еще находилось на сравнительно низкой ступени развития.

Наряду с обычными рабами в пилосских надписях упоминаются и так наз. «божьи рабы или рабыни». Обычно они арендуют (не доказано. Примеч. ред. землю небольшими участками у общины (дамос) или у частных лиц, из чего можно заключить, что своей земли у них не было и, следовательно, они не полноправные члены общины, хотя не были, по-видимому, и рабами в собственном значении этого слова. Сам термин «божий раб» указывает, по всей вероятности, на то, что представители этой социальной прослойки состояли в услужении при храмах главных богов Пилосского царства и пользовались покровительством храмовой администрации.

Значительная часть документов как пилосского, так и кносского архивов посвящена учету труда ремесленников. Среди них мы видим представителей самых различных профессий: кузнецов, каменщиков, портных, плотников, горшечников, оружейников, золотых дел мастеров и даже парфюмеров.

За свою работу ремесленники получают из дворцовой казны паек, состоящий из ячменя и других продуктов. Неявка на работу отмечалась в особых документах. «Прогульщиков», очевидно, наказывали, хотя мы не знаем, как именно. Некоторые из ремесленников, вероятно, считались «людьми дворца» и, подобно многочисленным чиновникам, которые упоминаются в тех же надписях, состояли на государственной службе. Их положение было, по всей видимости, ненамного лучше, чем положение женщин-рабынь.

Другую категорию ремесленников составляли свободные общинники, для которых работа на дворец была лишь временной повинностью. Трудовыми повинностями такого рода как в Пилосе, так и в Кноссе облагалось, как это видно из документов, население небольших поселков, расположенных по периферии вокруг главного дворца и экономически от него зависевших. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную повинность, не лишались личной свободы. Они могли владеть землёй и даже рабами, как и все другие члены общины.

Особое положение среди ремесленников, работающих на дворец, занимали кузнецы. Так, в Пилосе они были освобождены от поставок льна, обязательными для всего остального населения Пилосского царства. Все кузнецы, проживавшие на территории государства, находились под надзором дворцовой администрации. Необходимый им для работы металл они получали из казны дворца вместе с заданием или уроком. Кузнецам, имевшим урок, помогали в их работе рабы, которых им, видимо, тоже присылали из дворцового хозяйства.

В документах кносского и пилосского архивов дворцовое хозяйство микенской эпохи предстает перед нами как мощная, разветвленная экономическая система, охватывающая практически все общество. Частное хозяйство, хотя, по-видимому, оно уже существовало в микенских государствах, находилось в податной зависимости от «государственного сектора» и играло при нем лишь подчинённую второстепенную роль. Государство монополизировало важнейшие отрасли, ремесленного производства и установило строжайший контроль над распределением и потреблением сырья, прежде всего металла. Ни один килограмм бронзы, ни один наконечник копья или стрелы не мог ускользнуть от бдительного взора дворцовой бюрократии. Весь металл, находившийся как в распоряжении государства, так и в частных хозяйствах, тщательно взвешивался, учитывался и (фиксировался писцами дворцового архива на глиняных табличках. Все данные говорят о том, что в государствах ахейской Греции сложился тип экономики, аналогичный ближневосточному.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!