Классификация, виды и различия



Валерия Жаркова, 1Р5

Восточные единоборства, их история и развитие как вида спорта

Философия, культура, уклад и образ жизни Востока необычны и, как все таинственное и непонятное, манят к себе сильнее самого мощного магнита. Но есть что–то, что привлекает мое внимание больше, чем все остальные чудеса Дальнего Востока вместе взятые, и это, конечно, — боевые искусства, о которых я и хочу рассказать в этом разделе.

 

Конечно, различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов, но собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее философскую и морально–этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического, духовного совершенствования человека смогли только на Востоке. Именно там рукопашный бой был превращен в искусство — такое же, как каллиграфия, чайная церемония, икебана, китайские классические четверостишия. Искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. И именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысления, проникновения в каждое движение и — творчества. Искусство, которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и окружающих, а также самореализоваться в любой области.

 

История развития единоборств

История развития единоборств насчитывает не одно тысячелетие. Постоянные войны и конфликты всемерно способствовали развитию специфического искусства — искусства самозащиты. Приёмы самозащиты знали в Древнем Египте, Древнем Риме, Индии, Китае и во многих других странах.

 

В войнах прошлого, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки зачастую решали судьбу сражений. Поэтому при изучении истории Древнего Египта, Римской империи, Греции находят документальные свидетельства высокого уровня развития техники борьбы человека с человеком. В большой мере это относится и к странам Дальнего Востока и Юго–Восточной Азии, где национально–психологические особенности и, по–видимому, отсутствие тяжёлого рыцарского вооружения в средние века создали благоприятные условия для пышного расцвета различных воинских искусств, как с оружием, так и без него .

Колыбелью многочисленных и разнообразных по технике и методам восточных видов борьбы и самообороны является Древняя Индия. Одним из достижений существовавшей

свыше четырёх тысяч лет назад протоиндийской цивилизации было создание уникальной философской системы, системы физического и духовного развития — йоги.

Йога оказала огромное влияние на последующее развитие боевых искусств Востока. Дыхательные упражнения йоги, частично в первозданном виде, частично трансформированные китайской системой цигун, вошли составной частью во многие восточные школы боевого искусства. То же самое произошло с чань–буддийским вариантом йоги, который получил религиозную окраску.

В древнеиндийских текстах периода написания Упанишад (VIII–VI вв. до н. э.) уже встречаются описания различных боевых приёмов. Так, в Лотос Сутре боевые приёмы были систематизированы и описаны по группам: приёмы воздействия на суставы и жизненно важные точки организма, удары, захваты, броски.

В течении V и VI веков эти категории приёмов развивались и совершенствовались. Тренировка в боевых приёмах стала неотъемлемой частью подготовки буддийских монахов. Потребность в самообороне была действительно высокой, так как Индия того времени — это полтора десятка враждующих княжеств, по территории которых странствовали сонмы последователей Будды. Их религия запрещала носить оружие, а потребность защищаться была очень большой. Многие элементы китайских воинских искусств были заимствованы от странствующих индийских монахов .

 

Следующий этап в развитии восточных видов единоборств тесно связан с историей и культурой самого Китая. Древний Китай имел, безусловно, свои национальные методы физического воспитания. Гигиеническая оздоровительная гимнастика существовала в стране ещё за 2000 лет до н. э. Складывались и самобытные национальные виды борьбы.

В III веке знаменитый китайский врач Хуа То создал систему гимнастики — так называемую Игру пяти зверей, имитирующую движения тигра, медведя, оленя, обезьяны, птицы. Эта гимнастика оказала затем большое влияние на развитие китайской самообороны, различных стилей ушу .

В V веке, предположительно в 527 году, индийский монах–буддист Бодхидхарма совершил длительное и опасное путешествие из Индии в Китай. Он обосновался в древнем монастыре Шаолинь, расположенном в провинции Хуань в нижней части Янцзы.

Проповедуя буддизм, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохом физическом состоянии и не выдерживают многочасовых упражнений в медитации — неотъемлемой части чань–буддизма (яп. дзэн–буддизма), представителем которого и был Бодхидхарма. Тогда он начал разъяснять монахам доктрину буддизма: тело и дух неразделимы, и невозможно достичь совершенства, не развивая и не укрепляя тела.

Индийский наставник обучал китайских монахов упражнениям йоги, элементам индийской гимнастики и самозащиты, сочетая их с национальными китайскими приёмами. По некоторым источникам, Бодхидхармой были использованы две древние книги по военному искусству И–цин–цинь и Синь–су–цинь. Так постепенно сформировались основы шаолинсы–цюань–шу — китайского бокса стиля Шаолинь. Китайский бокс цюань–

шу (японское название — кэмпо) стал основной частью, ядром ушу — китайской народной системы физического воспитания и боевой подготовки.

Приёмы ушу развивались по двум основным направлениям: канг–фа, в котором практиковались преимущественно удары и блоки, и чоу–фа, в котором разрабатывались различные броски, захваты и болевые приёмы .

 

Большое влияние на формирование и развитие школ ушу оказала практика религиозного даосизма. Так считается, что даосский монах Чжан Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127–1279 гг.) создал тайцзи–цюань, один из наиболее известных в настоящее время внутренних стилей ушу. Легенда гласит, что он сформулировал свои принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в плавных, мягких защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения победы путём уступок.

К XVI–XVII векам ушу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в середине XVII века приёмы ушу проникают в Окинаву и в Японию, где стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом прочтении переводилось с японского как китайская рука) и японского дзю–дзюцу.

Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку — японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного племени в схватке по борьбе .

Национальная борьба сумо — один из самых популярных видов спорта в Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные правила соревнований.

В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты: Когосоку–косино–мовари, которую создал борец Такеноути Хисамори, и Явара — предположительный автор Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника китайских стилей ушу.

Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю–дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели — убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэ–до (в нынешнем прочтении переводится как путь пустой руки и в настоящее время имеет множество направлений и стилей) и дзю–до .

Классификация, виды и различия

Все восточные боевые искусства можно условно разделить на три группы:

· китайские;

· японские;

· тайские и другие боевые искусства.

 

Они отличаются между собой философией ведения боя.

Так китайские виды предполагают самооборону. Здесь много элементов защиты, блоков и захватов. Главная стратегия — это обернуть сильные стороны противника против самого себя. А японские, наоборот, специализируются на нападении. Тайские боевые искусства более жестокие, и цель тут одна — выжить любой ценой. В этой дисциплине много болезненных ударов [5].

Разберемся с каждой веткой восточных единоборств подробнее.

Китайские единоборства

 

Практически все китайские единоборства связаны с понятием ушу, которое первоначально обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан–Инь (XIV–XI века до н.э.) — это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. Но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия — различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах.

Современная классификация ушу базируется на основе составляющих технических элементов

Цюаньшу (искусство кулачного боя) — все стили и комплексы, выполняемые без оружия (шаолиньцюань, тайцзицюань, багуачжан, синъицюань, наньцюань, фаньцзыцюань и др.);

· Цисе (упражнения с оружием);

· Дуйлянь (парные упражнения) невооруженных или вооруженных партнеров, а также вооруженного партнера с невооруженным;

· Цзити бяоянь (групповые упражнения) — выступления нескольких человек, как правило, не имеющие прикладного значения и носящие показательный характер;

· Гунфан цзишу (боевые поединки) — поединки, носящие спортивный характер, то есть ведущиеся по определенным правилам и, как следствие, имеющие ограничения по объему применяемого технического арсенала. Бои ведутся при этом в полный контакт и в защитном снаряжении.

 

В настоящее время, в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием.

 

Следует отметить, что именно ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно,

изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы праформу японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем [7].


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!