Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр



Процесс механизма «затягивания» человека в игровую зависимость основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.

Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности. Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

Уход от реальности . Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин «уход от реальности», а не «уход от социума», о котором упоминают некоторые авторы работ по сходной тематике. Дело в том, что мы имеем в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность — виртуальную.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время «уходит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А в патологических клинических случаях происходит наоборот: человек на время «выходит» из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Один компьютерный аддикт, который увлекается в основном играми типа 3D-Action («трехмерное действие», вид «из глаз») сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.

Принятие роли . В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется: шофер хочет взглянуть на мир глазами летчика, мужчина — побыть в роли женщины, отвергнутый обществом неудачник мечтает хотя бы минуту побыть лидером. Потребность в познании мира — это видоизмененный исследовательский инстинкт, унаследованный людьми от животных. Предположительно, эта потребность находится в области бессознательного, т.к. в большинстве случаев частично или полностью не осознавается человеком. Однако неосознанность потребности не говорит о ее отсутствии или слабости как мотивирующего фактора; скорее наоборот, бессознательные потребности оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

Исследовательский инстинкт у животных и познавательная потребность у человека являются достаточно мощными мотивирующими факторами и нередко полностью определяют поведение. Животное, ведомое исследовательским инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть ради этой жажды познания. Т.е. исследовательский инстинкт животного может подавлять даже очень мощный инстинкт самосохранения. Это доказывают и сторонники когнитивной психологии; для них познавательная потребность — основная движущая сила развития личности и источник активности. Ролевая игра — это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, в следствие чего человек получает удовольствие.

Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он — супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности. В этой работе мы не будем останавливаться на влиянии компьютерных игр на личность человека, поскольку этот вопрос требует дополнительных научных исследований.

Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей будем считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.


Заключение

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Одно из самых сильных воздействий по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости имеют компьютерные игры. В этом отношении первое место занимают ролевые игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

1. Ролевые игры необходимо отделять от неролевых, т.к. эти они существенно различаются по мотивации игровой деятельности, причинам формирования зависимости в силе влияния на психику человека.

2. Исходя из этого психологическая классификация компьютерных игр должна быть основана на разделении игр на ролевые и неролевые, а не на степени включенности разных психических функций.

3. При рассмотрении формирования психологической зависимости от компьютерных игр следует учитывать ее специфику — резкое уменьшение величины зависимости после прохождения «максимума», в связи с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей.

4. Уход от реальности и потребность в принятии роли — может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

 

 

Как компьютер влияет на психику взрослых

Влияние компьютера на психику взрослого человека Если взрослому человеку приходится много времени проводить за компьютером, то рано или поздно это негативно скажется на многих функциях его организма. Если юзер не соблюдает несложные правила пользования персональным компьютером, то у него портится зрение, появляется варикозное расширение вен на ногах, возникают проблемы с иммунитетом, эндокринной, костной и репродуктивной системами. Эти проблемы могут возникнуть и без компьютера. Если вы ведете неправильный и малоподвижный образ жизни, мало отдыхаете, много нервничаете, злоупотребляете алкогольными напитками и вредной едой, то проблемы со здоровьем вам гарантированы! Дело в том, что систематическое использование компьютера – это всего лишь еще одна причина, провоцирующая возникновение проблем со здоровьем, но причина эта очень весомая. Вышеперечисленные заболевания, которые могут возникнуть из-за того, что человек много времени проводит за монитором компьютера, не могут не повлиять на его психику. Но больше всего на нашу психику влияет не сам системный блок, монитор, клавиатура или мышь, а патологическое увлечение интернетом, видеоиграми и т.д. Именно чрезмерное увлечение виртуальным миром может вызвать серьезную зависимость. Человек, попавший в зависимость от компьютера, не хочет и уже не может самостоятельно избавиться от неё, так как думает, что без ПК его жизнь потеряет всякий смысл. Чем больше времени пользователь проводит за компьютером, тем меньше ему хочется возвращаться в реальный мир и решать реальные проблемы. Сидя на работе, обедая с семьей, встречаясь с друзьями, зависимый от интернета человек думает только о том, как бы побыстрее вернуться в виртуальный мир, где он чувствует себя по-настоящему счастливым. Компьютер по-разному влияет на психику пользователей, вынужденных из-за работы каждый день по нескольку часов подряд проводить за монитором ПК, и психику людей, которые праздно проводят время в виртуальном мире, играют в онлайн-игры, смотрят бесполезные видео, лайкают фотографии, сидят в чатах и на форумах и т.д. Нервная система первой категории компьютерных юзеров может пострадать из-за вирусов, потери важных данных, зависания или неправильной работы ПК и других похожих компьютерных проблем. К эмоциональной усталости и перенапряжению первой категории пользователей приводит и большой поток информации, которая зачастую оказывается ненужной и бесполезной. Психика второй категории людей, регулярно проводящих много времени за компьютером, страдает из-за того, что они не могут представить свою повседневную жизнь без ПК. Практически все люди, которые попадают в эту категорию, имеют психологические проблемы. Психологи утверждают, что зависимым от интернета и компьютерных игр пользователям необходимо социальная поддержка, так как они являются застенчивыми и неприспособленными к жизни личностями с массой комплексов и низкой самооценкой. В реальности им сложно общаться с другими людьми и найти свое место в жизни, а вот в виртуальном мире таких проблем у них практически не возникает, ведь здесь можно воплотить все фантазии о собственной исключительности и стать кем угодно. Зависимые от интернета люди искренне верят в то, что виртуальный мир является безопасной для них средой, где все их проблемы решаются сами собой. Практически у любого среднестатистического взрослого юзера, психика которого страдает от негативного влияния компьютера, очень часто проявляются следующие психологические симптомы:

✔ пользователь испытывает чувство удовлетворения, счастье и эйфорию, когда оказывается возле компьютера и знает, что ближайшие несколько часов проведет в виртуальном мире;

✔ зависимый от компьютера человек не может сделать перерыв, чтобы отвлечься от ПК. А если такой перерыв и делается, то пользователь думает только о том, как бы быстрее вернуться к монитору;

 ✔ время, проведенное за компьютером, постоянно увеличивается;

 ✔ пользователь мало времени уделяет семье, родным и друзьям. Со временем он становится равнодушным человеком и начинает пренебрегать близкими людьми, так как они, в отличие от компьютера, не вызывают у него никаких эмоций, кроме безразличия; ✔ когда человек не может проводить время за компьютером, он чувствует душевную пустоту и внутренний дискомфорт, становится раздражительным и агрессивным; ✔ интернет-зависимый человек начинает врать родным, друзьям, начальнику, коллегам, когда они у него спрашивают, чем он занимался в тот или иной момент времени;

✔ у юзера начинают возникать серьезные проблемы на работе и в личной жизни. Пользователь, психика которого пострадала от влияния компьютера, чувствует себя счастливым только тогда, когда он проводит время за монитором своего ПК. В такие моменты он испытывает настоящее чувство эйфории! В остальное же время такой человек чувствует себя рассеянным, несобранным, неуравновешенным, безразличным к себе самому, своим родным и близким. Внутренние ориентиры и привычные моральные ценности для зависимого от интернета юзера больше не имеют никакого значения.



Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!