Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»



Комедия «Недоросль», написанная в 1781 году, стала главным произведением Д.И. Фонвизина. Она по праву считается высшим достижением русской драматургии XVIII века.
Эта пьеса явилась первой общественно-политической комедией в России. Ее основной задачей, по мысли Фонвизина, было изображение современных писателю общественных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Наглядным «результатом» этих современных нравов стал в «Недоросле» Митрофанушка Простаков – сын госпожи Простаковой, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, склонности, взгляды на жизнь, привычки – все это результат недостойного, развращающего воспитания. Оно, по мнению драматурга, идет не столько из семьи, сколько от политики государства, лелеющей недостатки и пороки дворянства, превращающей элиту государства в балласт, жестоких крепостников, праздных небокоптителей.
Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его омерзительное обращение с отцом и дядей, моментальная готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, нежеланием учиться, косностью и чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник, глумящийся и уничтожающий все вокруг.
На протяжении всего произведения драматург рисует картины разложения русского дворянства. С первой же сцены Фонвизин представляет мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира – госпожа Простакова, «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своих крестьян, от ее ничем неограниченного произвола зависит судьба рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, других крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Но Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на свою семью: мужа, Софью, Скотинина - на всех, в ком не встречает отпора.
Но, по мысли Фонвизина, рабство убивает все человеческие чувства не только в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников. Они утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков. Таким образом, одна из основных мыслей Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Не менее важной проблемой в комедии является проблема воспитания. Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись. По мнению Фонвизина, нужно уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание - приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.
Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он – результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.
Важно, что Митрофан – недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.
Таким образом, название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» концентрирует в себе основную идею произведения – необходимо пересмотреть развращающую политику государства относительно русского дворянства и исправлять сложившуюся ситуацию просвещением и воспитанием. Только это сможет изменить положение и предотвратить катастрофу разложения страны.

“ Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Она жестока и груба, но безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, а полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана - отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой («Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год»), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!