Отличительные черты и принципы Гиперреализма



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «Архитектура и дизайн»

 

Курсовая работа по теме: «Гиперрреализм»

 

 

Выполнил: студент

группы Арх/б-20-2-о

Марач В.В.

Проверила:

Доцент кафедры «Архитектура и дизайн»

 Кандидат философских наук

Попкова М.Д.

Севастополь 2021

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...…

1. Экспрессионизм как направление...................................................

1.1 История и предпосылки возникновения………………………………………...

1.2. Отличительные черты и принципы Гиперреализма………………………

1.3. Отличие от Фотореализма…………………………………………………………….

2. Гиперреализм в России………………………………………………………..……

3. Гиперреализм в искусстве………………………………………………………...

3.1. Гиперреализм в скульптуре……………………………………………………….…..

3.2  Гиперреализм в живописи……………………………………………………………

3.2  Гиперреализм в архитектуре…………………………………………………………

4. Яркие представители.........................................................………………

5.Проектное предложение по применению приемов Гиперреализма в архитектуре и городской среде………………….….

Заключение…………………………………………………………………………………..….

Список литературы…………………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………………….


 

 

Введение

Синонимичные названия – суперреализм, фотореализм. Сам термин "гиперреализм" впервые возник в 1973 году. Именно так называлась выставка и каталог работ. Его предложил использовать Иса Брахот, который считал, что такое название более четко характеризует сущность стиля, в отличие от фотореализма, который дает лишь общее представление.

 

ХХ век считается веком абстракционизма во всех его формах (а течений в абстракционизме множество), в связи с чем, я думаю, многим будет приятно узнать, что современная живопись – это не только кубизм, разноцветные кляксы и прочий сюрреализм/авангардизм, но и кое-что ещё. По крайней мере, я смотрю на эти работы с огромным удовольствием, потому что после «Чёрного квадрата» стало настолько модным рисовать разнообразную фигню и выдавать её за «высокое концептуальное искусство», что в какой-то момент показалось, будто ничего другого в современной живописи уже и нет. Но, для многих – вдруг, оказалось, что: есть!

                                                                            

Как примерно 100 лет назад возник абстракционизм, смысл которого понимался, как своеобразный протест против приглаженного довольного мещанства, вызов обществу, отрицание предыдущего опыта, и образность, как суть творчества, вместо реализма (некий своеобразный панк в живописи), так и в конце ХХ века появился гиперреализм, как протест против всех видов абстракционизма, которые царят в современном искусстве, подменяя мастерство шарлатанством, выдаваемым за «концептуализм»... Ну, по крайней мере, я это так понимаю.

                                        

Цель работы: выявить стилевые особенности конструктивизма и его основные приемы

Задачи: проанализировать главные и основные произведения направления конструктивизм

Продуктом будет являться эскиз проектного предложения по использованию элементов конструктивизма в современной городской среде.

Гиперреализм как направление

 

История и предпосылки возникновения

 

Гиперреализм возник в США во вт. пол. 60-х гг. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно опр. тематике: усеченные рекламные щиты, брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн). Наиболее известный из скульпторов - гиперреалистов - Д. де Эндреа, чьи выполненные в натуральную величину работы отмечены иронич. отчуждением.

 

 Художественный опыт гиперреализма явился предтечей постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью постмодернистского художественного языка.

 

Гиперреализм выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации художественного концепта.

 

 

 

 

Художественный опыт гиперреализма явился предтечей неомодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью постмодернистского художественного языка. Так, «навязчивый реализм» (М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи) сочетает традиционную натуралистическую технику с современными кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности мира.

 

 

Предмет и объект изображения

Своеобразие направления состоит в том, что на картине может быть изображен самый обычный и непримечательный эпизод, то, что окружает нас каждый день. Истинное мастерство проявляется именно в том, чтобы зритель не смог отличить реальность от написанной работы.

Художники часто выбирали как тему изображение будней большого города: перекрестки, бульвары, жилые дома, обычные прохожие.

 

 

 

Суть техники

Как рисуют гиперреализм в живописи? Художники, работающие в этом направлении, используют новые, весьма необычные и новаторские методы написания картин. Они активно используют механические способы копирования фотографий, увеличивая изображения до размеров большого полотна. В этом им помогла диапроекция и масштабная сетка.

Техника нанесения краски может быть разной: некоторые художники пишут свои картины, используя уголь и простой карандаш. Такой принцип работы напоминает изображение, напечатанное струйным принтером. Другой метод нанесения краски заключается в распылении аэрографом. Это позволяет сохранить специфику фотографии и исключить малейший намек на творческую индивидуальность художника. Порой в галереях разгораются оживленные споры и дискуссии относительно того, является ли изображение картиной или все-таки перед зрителем обман в виде фотографии. Аргументы и доказательства каждой из сторон звучат то убедительно, то абсурдно. Художники стараются держаться в стороне от подобных «диспутов» и лишь загадочно улыбаются, ведь подобная реакция публики – высшая степень признания мастерства.

Откровенная тема

В работах художников-гиперреалистов можно встретить множество обнаженных тел. Мужчины, женщины – неважно, но каждое полотно передает в первую очередь не пошлость, не эротику, а обнаженную человеческую сущность.

 

 

Отброшены все защитные механизмы и маски, под которыми люди прячут себя. Гиперреализм в живописи в стиле ню – отдельный метод изображения темы человека и его взаимоотношений с миром.

 

 

Отличительные черты и принципы Гиперреализма

В гиперреалистических произведениях уделяется большое внимание деталям и предметам. Картины и скульптуры не являются строгими интерпретациями фотографий и не являются буквальными иллюстрациями определённой сцены или предмета. Вместо этого они используют дополнительные, часто малозаметные, изобразительные элементы, чтобы создать иллюзию реальности, которая на самом деле либо не существует, либо не видна человеческому глазу. В произведениях могут использоваться эмоциональные, социальные, культурные и политические темы, расширяющие смысл нарисованной визуальной иллюзии. Это наиболее ярко отличает подход гиперреализма от предшествовавшего ему фотореализма.

 


 

 

Отличие от Фотореализма

Задачей фотореалистичной работы является получение технически точного и четкого результата. Художники, пишущие картины в стиле фотореализм, могут нарочно лишать свою работу каких-то эмоциональных деталей, если это нарушает целостность повествования. Темой фотореализма, как и в произведениях поп-арта, является повседневная жизнь человека и ее объекты.

 

 

 

 

Гиперреализм же, в отличие от фотореализма, наоборот, не дистанцирует себя от эмоциональной составляющей изображений, а добавляет картинам повествовательный характер и новые чувства. Он влечет за собой нечто большее, чем просто точная техника. Такие картины могут быть супер-реалистичными и детализированными настолько, что в итоге картина представляет собой какую-то другую реальность, а не ту, что была на фотографии или в действительности.

 

 

Объем объекта, свет и тень, текстура материалов – все это изображается таким способом, чтобы выглядеть еще более ясно и подробно, даже преувеличенно в сравнении с оригиналом. Однако при этом картины не уходят в сюрреализм – изображение в гиперреализме должно оставаться убедительным, просто настоящая реальность подменяется на ложную, иллюзорную.

 

 

Гиперреализм в России

Распространившись по Европе, гиперреализм попал в Советский Союз через страны Прибалтики. В конце 60-х возникла группа гиперреалистов в Талине, в конце 70-х в Тарту, а в 80-е, время самого активного развития в СССР гиперреализма, когда были наиболее значительные выставки, сформировалась и известная московская «Группа „6“» (которые называли себя «гиперами»). Вслед за Эстонией гиперреализм проник также в Украину, Армению, Киргизию.

 

Светофор. 1990 Александр Петров

 

 

Стоит отметить, что помимо возникновения групп гиперреалистов, многие отдельные художники также пробовали свои силы в гиперреалистичной технике, например, концептуалист Эрик Булатов.

В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо «скучные», бытовые мотивы. Благодаря отстраненности в фиксировании предметов художники достигают «сверхобъективности» изображения, а искусство перестает давать оценку той реальности, которую создает.

Мешков Никита Евгеньевич «Сегодня в мире» 1983

 

 

Я считаю, что «формально советские гиперреалисты взяли на вооружение весь арсенал американских пионеров этого стиля. Но отличия носят концептуальный характер. Если у американцев практически нет социальной и политической повестки, то художники в России, Эстонии, Латвии своими вещами заявляли очевидное несогласие с официальным дискурсом. Оно, конечно, не носит характер открытой декларации протеста, будучи растворено в кажущемся безразличии и объективизме. Чем, кстати, советский гиперреализм отличается от синхронного по времени соц-арта, насквозь пропитанного иронией и сарказмом». Молодых художников привлекала возможность соединить виртуозную технику с реалистической документальностью, поощряемой советской эстетикой. Эстонские художники отдавали предпочтение романтике путешествий, спорта; в то же время московские художники стремились усилить эффект неожиданности взгляда на реальную городскую жизнь: так, Андрей Волков обращал внимание на поэтическую игру света в городских окнах, Александр Петров — на контраст индустриальных и человеческих отношений, Евгений Амаспюр — на символы советского неблагополучия.

Для многих художников советского времени гиперреализм стал лишь временным этапом, после которого они продолжили свои художественные искания в других направлениях современного искусства — от концептуализма до соц-арта.

Гиперреализм в искусстве

3.1. Гиперреализм в скульптуре

К жанру гиперреализма обычно обращаются художники, которые пишут трудно отличимые от фотографий картины. Но создавать поражающие натуралистичностью образы можно и в скульптуре. Дуэйн Хэнсон — один из самых известных скульпторов-гиперреалистов. Увидев его работу, вы не сразу отличите ее от живого человека.

Годы жизни Дуэйна Хэнсона — 1925-1996. За сорокалетнюю карьеру он создал не менее 130 скульптур, которые изображают американское общество 60-80 годов. Героями мастера становились обычные современники — представители среднего класса и низших слоев населения. Это простые рабочие, алкоголики, бездомные и женщины с детьми.

Дуэйн Хэнсон. Китайский студент. 1989 г.

Как работал Дуэйн Хэнсон?

Скульптор создавал образы с реальных людей, добиваясь невероятного сходства. Поднять реалистичность работ на новый уровень он смог после поездки в Германию, где жил и работал некоторое время. В Европе Хэнсон общался со скульптором Георгием Григо, работавшим с новым на тот момент материалом — пласт-резиной. С ее помощью можно делать слепки человеческих лиц и фигур с мельчайшими подробностями.

Дуэйн Хэнсон. Человек на скамейке. 1977-1978

 

 

Со временем скульптор перешел на более современный материал — стеклопластик с применением эпоксидной смолы. Высокодетализированные фигуры доводились до совершенства скрупулезно подобранной в секонд-хендах одеждой, париками, аксессуарами и макияжем. Хэнсон создавал и одиночные, и групповые скульптуры. Они похожи на театрализованное действо с участием живых людей.

 

Дуэйн Хэнсон. Блошиный рынок. 1990 г.

 

 

Дуэйн Хэнсон получил известность как автор работ с социальной окраской. Он часто пытался привлечь внимание к наиболее острым на тот момент проблемам общества. В его искусстве поднимались темы наркомании, незаконных абортов, расовой ненависти, полицейского произвола, войны во Вьетнаме и безопасности мотоциклистов. В более поздний период общественная проблематика отходит на второй план. Скульптора больше интересуют типичные представители своего времени — ничем не примечательные лица, выхваченные из толпы.

Дуэйн Хэнсон. Доставщик. 1980 г.

 

В наше время выставки скульптур Дуэйна Хэнсона регулярно проходят в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине и других странах. Эти экспозиции неизменно привлекают внимание, ведь побывать на них — все-равно что съездить в Соединенные Штаты 70-80-х. В этом и состоит главная ценность гиперреалистичного искусства.

 

3.2 Гиперреализм в архитектуре

 

Современный гиперреализм переживает новое рождение благодаря развитию гаджетов и улучшению качества фотоснимков. Художники, имитирующие фотографию, рисуют в разных техниках: простым карандашом, цветными карандашами, пастелью, акрилом, масляными красками. Для переноса фотографии на поверхность холста или листа и сохранения максимальной достоверности, художники-гиперреалисты применяют механические способы проекции - диапроекторы или разметочную сетку. Цель подобных изображений - шокировать зрителя, показать современную окружающую среду как холодное, безэмоциональное, равнодушное пространство.

 

 

 

Яркие представители


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!