Список использованных источников



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»

 

Факультет информатики, математики и экономики
Кафедра информатики и вычислительной техники им. В.К.Буторина

 

Жданова Татьяна Игоревна
гр. ИВТа-18-1

 

РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЯ «УМНЫЕ ЗАМЕТКИ»

 

Курсовая работа
По дисциплине «Технологии программирования»

по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника направленность (профиль) подготовки
 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

 

Проверил:

канд. техн. наук,
доцент кафедры ИВТ
им. В. К. Буторина
Штейнбрехер О.А.

Общий балл: 
Оценка:            
                         
              подпись             

«   »           2021 г.

 

 

Новокузнецк, 2021

Содержание

 

Введение. 3

Определения, обозначения и сокращения. 4

РЕФЕРАТ. 5

Анализ предметной области. 6

Интерфейс приложения. 10

Руководство пользователя. 12

Заключение. 16

Список использованных источников. 17

Приложение A – Диаграмма классов. 19

Приложение B – Исходный код приложения. 20

Приложение C – Техническое задание. 26


Введение

 

Современные цифровые записные книжки позволяют не только оперативно и просто сохранять важные сведения, но и синхронизировать их между любыми устройствами, а также делиться информацией с другими людьми

У электронных блокнотов действительно не счесть преимуществ по сравнению с традиционными бумажными. Они доступны на любых устройствах — от мобильных гаджетов до персональных компьютеров, всегда под рукой и одинаково хорошо подходят как для текстовых записей, так и для хранения голосовых заметок, фотографий и видео, составления списков дел, записи сиюминутных мыслей и свежих идей. С их помощью можно удобно упорядочивать и структурировать информацию, быстро находить нужные заметки, планировать задачи, создавать напоминания и объединять все записи в одном приложении.

Целью разработки является приложение для PC “Умные заметки” в котором:

1. Возможность создавать, удалять и редактировать записи.

2. Возможность задавать записям теги.

3. Выполнять поиск по заданным ключам.


Определения, обозначения и сокращения

 

В настоящей работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

 

ДИАГРАММА КЛАССОВ – диаграмма демонстрирующая классы системы, их атрибуты, методы и взаимосвязи между ними.

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы.

 

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ – формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ.

 

СТРУКТУРА ДАННЫХ – контейнер, который хранит данные в определенном формате.

 

ИНТЕРФЕЙС – комплекс средств, предназначенных для взаимодействия двух систем друг с другом.


 

РЕФЕРАТ

 

Пояснительная записка: 27 страницы, 7 иллюстраций, 8 источника.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЕ, ЗАМЕТКИ, UML-ДИАГРАММА, ИНТЕРФЕЙС, PYTHON, JSON.

Цель работы: закрепление знаний и навыков по разработке программного обеспечения на объектно-ориентированном языке программирования, проектирование UML-классов.

Предметной областью данного курсового проекта является изменение, хранение данных в файлах.

В курсовой работе должны быть представлены:

1. Работа приложения «Умные заметки».

2. Диаграмма классов, построенная на языке UML для реализации алгоритма работы программы.

3. Техническое задание на разработку программы.

4. Руководство пользователя для работы с приложением.

Результатом выполнения курсовой работы являются разработанные база данных, пользовательское приложение для управления деятельностью музея.

 


 

Анализ предметной области.

Предментной областью разрабатываемой программы является запись и хранение записей в память персонального.

В настоящее время, в нашем мире всю большую актульность приобретают возможность хранениния данных на электронных носителях, в связи с этим ежедневно разрабатываются программы для реализации пользовательских потребностей.

Входными данными является строковые данные, которые сохраняются в отдельном файле особого типа.

Для хранения данных используется файл типа json.

JSON (JavaScript Object Notation) – это текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных. Он был создан американским программистом Дугласом Крокфордом на базе JavaScript, но при этом он не привязан к нему и является независимым.

Для удобного хранения данных в файле JSON используется структура словарей, где ключем может являтся название заметки, а внтуренними ключами заметки – метки «текст» и «теги».

Задачи предметной области, решаемые путем разрабокти приложения:

1. Создавать и удалять заметки;

2. Редактировать заметки;

3. Устанавливать заметкам теги;

4. Выполнять поиск заметок по тегу.

В перспективе есть возможность добавления новых задач, таких как добавление часов, сохранение заметки в разных форматах, добавление возможности открытия заметки из разных репозиторий персонального компьютера.

Если декомпозировать предметную область, можно выделить несколько задач, которые необходимо решить для создания приложения по работе с данными (Рис. 1).

Рис. 1 – Декомпозиция предметной области

Для успешной разработки приложения необходимо не только обозначить задачи, но и выбрать нужные инструменты программирования языка и простроить структуру программы с помощью диаграммы классов.

Диаграмма классов — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы. (см. Приложение А – Диаграмма классов)

Диаграмма классов является ключевым элементом в объектно-ориентированном моделировании. На диаграмме классы представлены в рамках, содержащих три компонента:

· В верхней части написано имя класса. Имя класса выравнивается по центру и пишется полужирным шрифтом. Имена классов начинаются с заглавной буквы. Если класс абстрактный — то его имя пишется полужирным курсивом.

· Посередине располагаются поля (атрибуты) класса. Они выровнены по левому краю и начинаются с маленькой буквы.

· Нижняя часть содержит методы класса. Они также выровнены по левому краю и пишутся с маленькой буквы.

 


Обоснование выбранных технологий выполнения курсовой работы

 

Для выполнения разработки приложения был выбран объектно-ориентированный язык программирования Python.

Это интерпретируемый язык — он не компилируется, то есть до запуска представляет из себя обычный текстовый файл. Программировать можно практически на всех платформах, язык хорошо спроектирован и логичен. Разработка идёт в разы быстрее, потому что кода здесь куда меньше, чем на других языках.

Также выбрана среда программирования Microsoft Visual Studio 2019 Community - полнофункциональная, расширяемая и бесплатная интегрированная среда разработки для создания современных приложений Android, iOS и Windows, а также веб-приложений и облачных служб.

В разработке используется стандартная библиотека PyQt5 – набор расширений графического фреймворка Qt для языка программирования Python, выполненный в виде расширения Python. Перед работой, пакет модулей необходимо заранее инсталлировать.

В программе используются следующие структуры данных:

1. Словарь;

2. Список;

3. JSON-файл (создается автоматически при запуске программы).


Интерфейс приложения

 

Предполагаемый интерфейс приложения будет выглядеть следующим образом:

Рис. 2 – Интерфейс приложения

Интерфейс разработан с помощью следующих инструментов:

1. QTextEdit – виджет, который используется для редактирования и отображения как простого, так и форматированного текста;

2. QListWidget – виджет, который используется для отображения списка элементов;

3. QLineEdit – виджет, который разрешает вводить и редактировать одну строку текста;

4. QPushButton – кнопка, когда пользователь щелкает по нему некоторое связанное действие;

5. QVBoxLayout / QHBoxLayout – основные классы макета, которые выстраивают виджеты горизонтально или вертикально;

6. QLabel – виджет, используемый для отображения текста или изображения;

7. QWidget – базовый класс для всех объектов интерфейса пользователя; если использовать для виджета конструктор без родителя, такой виджет станет.

Интерфейс приложения, а также его реализация описана в исходном коде в Приложении B – Исходный код приложения.


Руководство пользователя

Запустите приложение “SmartNotes”.

Чтобы добавить новую заметку, нажмите кнопку «Создать заметку» (Рис. 3).

 

Рис. 3 – Создание новой заметки

В появившемся окне введите название будущей заметки. Она появится в списке заметок.

Чтобы добавить текст в заметку, в самом большом поле введите тот текст, который необходимо сохранить, нажав на кнопку «Сохранить заметку» (Рис. 4).

В любой момент можно изменить текст заметки тем же способом, как и добавления текста пустой заметке.

Рис. 4 – Текст новой заметки

Для того, чтобы удалить лишнюю заметку, выберите заметку в списке заметок и нажмите на кнопку «Удалить заметку».

Для того, чтобы не просматривать каждую заметку, чтобы найти нужный текст, достаточно произвести поиск по тегу.

Прежде чем провести поиск по тегу, необходимо добавить тег к заметке.

Напишите в поле «Введите тег…» слово или словосочетание, которое поможет найти заметку.

Нажмите кнопку «Добавить к заметке». Тег появится в списке тегов заметки (Рис. 5).

Далее, для того, чтобы произвести поиск по тегу, в том же поле введите тег, по которому необходимо провести поиск.

Нажмите кнопку «Искать заметку по тегу».

В списке заметок останутся только те заметки, у которых есть введенный тег (Рис. 6).

Рис. 5 – Тег заметки «Новая заметка»

Рис. 6 – Заметка, найденная по тегу «первая»

Если возникла необходимость удалить тег от заметки, найдите нужную заметки, нажмите на лишний тег и затем на кнопку «Открепить от заметки».

 

Рис. 7 – Открепление тега от заметки

Если работа в приложении окончена, не забудьте сохранить изменения и закройте приложение.

После следующего открытия приложения все сохраненные заметки отобразятся в списке заметок.


Заключение

 

В настоящей курсовой работе были выполнены следующие задачи:

1. Разработка приложения ”Умные заметки”.

2. Разработка диаграммы классов, построенной на языке UML для реализации алгоритма работы программы.

3. Составление технического задания для создания программы (Приложение C).

4. Составление руководства пользователя для работы с приложением.

Разработка проводилась на таких ПО как: Microsoft Office Word 2014 и Microsoft Visual Studio 2019 Community, на языкt программирования Python.


Список использованных источников

1.  ГОСТ 19.201-78 Единая система программной документации.Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.[Электронный ресурс]. – Введ. 1980-01-01. –Электрон. дан. – М.:Стандартинформ, 2010. – 2 с. – (Межгосударственный стандарт). –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-19-201-78 ,свободный. – Загл. с экрана.

2.  ГОСТ 19.505-79 Единая система программной документации.Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению[Электронный ресурс]. – Введ. 1980-01-01. –Электрон. дан. – М.:Стандартинформ, 2010. – 2 с. – (Межгосударственный стандарт). –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-19-505-79-espd ,свободный. – Загл. с экрана.

3.  ГОСТ 19.101-77 Единая система программной документации(ЕСПД). Виды программ и программных продуктов.[Электронный ресурс]. – Введ. 1980-01-01. –Электрон. дан. – М.:Стандартинформ, 2010. – 2 с. – (Межгосударственный стандарт). –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200007627,свободный. – Загл. с экрана.

4.  Леоненков, А. В. Самоучитель UML. [Электронный ресурс]:Самоучитель / Леоненков А.В., - 2-е изд., перераб. и доп. -СПб:БХВ-Петербург, 2015. - 418 с. ISBN 978-5-9775-1216-9 -Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=939591

5.  Гагарина, Л. Г. Технология разработки программногообеспечения: [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л.Г. Гагарина,Е.В. Кокорева, Б.Д. Виснадул; Под ред. проф. Л.Г.Гагариной - М.:ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.: ил.; 60x90 1/16. -(Высшее обр.). (п) ISBN 978-5-8199-0342-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/389963

6. Мюллер, Джон Пол М98 Python для чайников, 2-е изд. : Пер. с англ. - СПб. : ООО "Диалектика", 2019. -416 с.: ил. - Парал. тит. англ. ISBN 978-5-907144-26-2 (рус.)

7. Буч, Г. Язык UML. [Электронный ресурс] : Руководствопользователя / Г. Буч, Д. Рамбо, И. Якобсон. - 2-е изд.: Пер. с англ.Н. Мухин. – М.: ДМК Пресс, 2008. - 496 с.: ил. - ISBN 5-94074-334-X. - Режим доступа:http://znanium.com/bookread2.php?book=409294

8.  Жибинова, И. А. Правила оформления учебных работ студентов[Текст] : учебно-метод. указ. / И. А. Жибинова, Е. А. Аракелян, О.В. Соколова, Ю. Н. Соина-Кутищева ; НФИ КемГУ. –Новокузнецк, 2018. – 124 с.


 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!