Обоснование права. Международное право.

Кафедра Политология и Международные отношения

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История Политических Учений

Тема: «Политико-правовое учение Г. Гроция.»

 

 

Студентка группы Пол/19-1-о

Кафедры Политология и Международные отношения

Смородина А.Е

 

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение ………………………………………3

2. Естественное право и работы Гроция……….3 - 4

3. Государство по мнению Гроция…………4 - 6

4. Обоснование права. Международное право…6 -9

5. Список использованной литературы…………….10

 

 

                                               

 

 

Введение

В Европе происходят первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566-1609) и Англии (1642-1649), а затем в конце XVIII в. – во Франции. Общей идеологией, под флагом которой происходили эти буржуазно-демократические революции стали концепции «естественного права» и « общественного договора».

Естественное право и работы Гроция.

Естественное право – понятие теории права, обозначающее совокупность свойственных природе законов, регулирующих порядок в ней. Естественное право распространяется как на общество, так и на и людей, как неотъемлемую часть природы. Поэтому естественное право – это совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Идея естественного права впервые была выдвинута еще философами античной Греции, но только в период буржуазных революций она оформляется в законченную теорию.

С термином естественное право непосредственно связано понятие «естественного состояния». Оно предшествует общественному или государственному порядку, из которого люди рано или поздно выходят (под влиянием инстинкта, или благодаря способности к совершенствованию разума, развитию труда, семьи, возникновению собственности и др.).

Концепция общественного договора появилась еще в Древней Индии (в буддизме), Китае - Мо-цзы, в Античной Греции - Эпикур, Платон). Представления об общественном договоре разделяли Августин Аврелий, Фома Аквинский. Но именно в эпоху буржуазных революций эта идея превращается в оформленную теорию. Общественный договор философско-юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.

 

В Нидерландах конца XVI-начала XVII в. борьба за освобождение от испанского господства сочеталась с антифеодальной и с умеренными буржуазными преобразованиями. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощением нового мировоззрения, отличным от теологических представлений Средневековья, стала теория естественного права и общественного договора, нашедшее отражение в трудах Г.Гроция и Б.Спинозы.

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.) родился в г. Делфте. В 11 лет поступил и в 15 лет закончил университет и получил ученую степень доктора права. Занимался адвокатской практикой. В 1607 г. назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религиозно-политической борьбе в 1619 г. был предан суду и приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал в Париж, где пробыл до 1631 г. С 1634 г. стал шведским посланником при французском дворе, отказавшись предварительно от голландского гражданства. В 1644 г. по собственной просьбе освобожден от должности. В следующем году отправился через Голландию в Швецию, на обратном пути произошло кораблекрушение, Гроций больной добрался до Ростока, где и умер.

Основные произведения: Сочинение «Свободное море», вышедшее в 1609 г. В 1625 г. вышел его труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Написал более 90 произведений по юриспруденции, филологии, истории. Кроме того он был поэтом, драматургом. Писал на латыни. Автор стихов на религиозные, социальные, семейные темы, а также трагедий на библейские сюжеты («Адам изгнанный»).

Теоретические воззрения Г. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.

Государство по мнению Гроция.

Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Основываясь на теории естественного права, Гроций одним из первых стал развивать договорную теорию возникновения государства. Он отрицал Божественный Промысел в создании государства, полагая, что "первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Источником, побудившим людей к созданию государства, являлось их стремление к общению, которое направлялось разумом человека. Существовавшее до государства "естественное состояние" общества, при котором взаимодействия между людьми были примитивными, заметно усложняется с появлением частной собственности, возрастающего многообразия интересов.

В основе государства как общественного договора лежат отношения господства и подчинения, которые складываются между монархом и подданными. Сущность государства Гроций видел в том, что это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Государство определяется Гроцием не только с точки зрения его социального назначения – реализации общезначимых потребностей, но и как особая форма организации публичной власти, способная их осуществить. Специфика данной формы гражданской власти в суверенитете. Суверенитет государства выражается в ряде признаков: исключительное право на издание законов; осуществление правосудия; назначение должностных лиц; взимание налогов; право на заключение международных договоров, решение вопросов войны и мира.

Следовательно, государство заключает договор между пародом и носителем государственного суверенитета. Гроций, с одной стороны, признавал законной любую форму правления, в которой источником власти выступал общественный договор. По этой причине носителями суверенитета могут выступать монарх, группа лиц (аристократия), собрание лиц, уполномоченных и избранных народом (республика), или сочетание выборных и назначенных лиц. С другой стороны, парод, избравший определенную форму правления, должен повиноваться правителям и без их согласия не может изменить данную форму правления.

Позднее Гроций заметно расширил полномочия подданных, включая их право на вооруженное сопротивление насилию: народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем; при чрезвычайных обстоятельствах народ также имеет право изменить систему правления. Такими обстоятельствами, по Гроцию, могут быть случаи "крайней необходимости", когда правитель, "проникнутый враждебным духом, замышляет гибель всего народа" или "ради благополучия одного народа... задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии".

Последним тезисом он обосновывал правомерность освободительной войны Голландии против испанского короля.

Несмотря на весь рационализм политико-правового учения Гроция, оно носит достаточно умозрительный характер, что проявляется в обильном цитировании работ известных мыслителей в противовес анализу реальных фактов и событий. По этой причине многие практически значимые вопросы о пределах вмешательства государства в жизнь индивида и общества, о соотношении источника и носителя государственного суверенитета, о наиболее эффективной форме правления остаются без ответа. Однако это не умаляет очевидных достоинств оригинальной политико-правовой доктрины Гроция.

 

Происхождение государства. Было время, когда существовало естественное состояние, т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора. Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться. Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления.

Обоснование права. Международное право.

Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Он считает, что право коренится в стремлении человека к спокойному и направленному разумом общению с другими людьми. Это стремление свойственно каждому индивиду. Право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение этой вещи, соблюдение данных обязательств, возмещение виновным причиненного вреда, заслуженное наказание провинившихся в чем-либо и т.д. Это право естественное. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом».

 

Наряду с естественным правом есть и позитивное право, включающее право человеческое (внутригосударственное и международное, т.н. право народов) и божественное, основанное на естественном праве. Источник естественного права – природа человека, источник человеческого права – соглашение между людьми, народами, государствами. А поскольку человеческое право получает свою силу от естественного, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Также, по мнению Гроция, учение о естественном праве составляет "естественную, неизменную часть юриспруденции" как науки. Мировоззренческая основа его правовой доктрины опирается на тезис о том, что все люди от рождения равны и наделены природой естественными страстями, стремлениями, разумом. Основываясь на этом положении, Гроций вводит в научный оборот новое понимание права: право есть совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно существование самого индивида.

Потребность в праве обусловлена природой человека: внутренне присущим каждому индивиду стремлением к спокойному общению с себе подобными; способностью человека руководствоваться в этом общении разумом. Однако присущая каждой личности склонность к совместной жизни, природная общительность людей нуждаются в социальных регуляторах, которые опосредуют подобное взаимодействие. Такими регуляторами выступают предписания естественного права, представляющие собой требования человеческого разума. В этом смысле право рассматривалось как набор правомочий индивида, закрепленных в социальных нормах. Среди них целый ряд предписаний естественного права: "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи, и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Согласно Гроцию, в условиях бурного развития рыночных отношений именно право призвано быть мерилом справедливости. Будучи разумным существом, человек оценивает поступки людей на основе их соответствия или несоответствия целям совместного общения. По мнению Гроция, "общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия". Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние". Следовательно, право рассматривалось как нравственное свойство, присущее индивиду. По природе своей индивид обладает только справедливыми притязаниями на вещи и действия, в соответствии с которыми он поступает законно, сообразно началам естественного права.

В зависимости от источника происхождения мыслитель выделяет два вида права:

1) право естественное, источником которого является "сама природа человека";

2) право волеустановленное, источником которого выступает воля субъекта.

По субъекту – носителю воли Гроций подразделяет волеустановленное право на:

1) право божественное, основанное на "свободной воле Бога, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам наш разум";

2) право человеческое.

Человеческое право также неоднородно, оно включает:

1) право народов, т.е. нормы, приобретшие "обязательную силу волею всех народов или многих из них";

2) внутригосударственное право, т.е. предписания органов публичной власти.

Признавая существование божественного права, Гроций утверждал верховенство естественного права. По этому поводу он замечал: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Исходя из этого, естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право.

Различная природа предписаний естественного права и иных правовых установлений позволяет Гроциго развести понятия "закон" и "право".

Понятие "право" имеет следующие отличия от понятия "закон":

источником права выступает человеческий разум, естественные права, а природа закона коренится в воле, а потому причисляется Гроцием к волеустановленному праву; в основе права лежит справедливость, в то время как закон держится на силе.

Следовательно, Гроций использует два понимания закона:

1) в узком понимании закон есть волеустановленное право, идущее от гражданской власти;

2) в широком смысле иод законом понимаются правила нравственных поступков.

Однако даже в широком смысле Гроций не отождествляет закон и право, поскольку они имеют различные источники происхождения, не совпадают и по содержанию.

Закон и право различаются по механизму реализации правовых предписаний. Это выводит Гроция на проблему соотношения силы и права. Данная тема была чрезвычайно актуальна в период написания трактата, поскольку в это время шла Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.). В обоснование своей позиции мыслитель исходил из того, что право есть внутреннее свойство индивида, которое опирается на стремление человека к справедливости. По мнению Гроция, соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, а несправедливые поступки причиняют терзания и муки. Хотя человек, как существо разумное, обладает только справедливыми притязаниями, иногда его поступки не согласуются со стремлением к общежитию. В этом случае люди принуждаются силой к соблюдению справедливости. Это делается с помощью законов, которые выступают средством осуществления права. Следовательно, Гроций не отрицал роль силы в обеспечении права: "Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь". Такой силой является государство.

Общие проблемы права, правообразования, его источников, механизма реализации правовых норм Гроций переносит на анализ отношений между государствами. Принципы равенства, сотрудничества и взаимопомощи должны составлять, по мнению ученого, основы нового мирового порядка. Он считается одним из создателей основополагающих принципов международного права. Как полагал Гроций, в основе международных отношений должны лежать справедливость и соображения пользы всех государств. Эти принципы закрепляются и внешне выражаются в нормах права (право народов), которые создаются соглашениями между государствами. Право народов не должно противоречить естественному праву. Он допускал, что решение определенных вопросов в отношениях между государствами возможно не на основе права народов, а с помощью силы, т.е. войн.

Опираясь на принципы справедливости, он различал войны грабительские, захватнические, которые он осуждал и за которые, как он считал, инициаторы должны нести международно-правовую ответственность, и войны справедливые, оборонительные, которые он одобрял.

Однако начавшаяся война должна вестись по определенным правилам, которые бы минимизировали страдания мирного населения. Среди таких принципов Гроций выделял:гуманное обращение с пленными;

следование нормам естественного права, воспрещающим истребление мирного населения (стариков, женщин, детей), напрасное уничтоженем имущества воюющих сторон; стремление к скорейшему заключению мира; неукоснительное соблюдение международных договоров и т.д.

Г. Гроций считается отцом науки международного права. Вопросы международного права он соотносит с общей проблематикой права и государства, пытаясь с точки зрения юриспруденции, а не политики анализировать итоги Тридцатилетней войны. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Отношения между государствами и должны строиться на принципах права, т.е. в основе этих отношений должны лежать право и справедливость. Это есть «право народов». Источниками этого права являются соглашения, а также разум человека. Оно существует даже тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые и несправедливые. Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. Его идеалом было единое мировое сообщество, которое состоит из суверенных государств, отношения между которыми регулируются рациональными принципами международного права.

 

              Список использованной литературы:

1. История политических учений: учебник для вузов / А. К. Голиков [и др.] ; под редакцией А. К. Голикова, Б. А. Исаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с.

2. https://studme.org/56790/politekonomiya/politiko-pravovaya_ideologiya_nachalnogo_etapa_novogo_vremeni_xvi-xvii_vekov.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!