Обобщение (фронтальная беседа)

Основные черты древневосточного права. Законы Хаммурапи. Законы Ману

План

Государство и право стран Древнего Востока (продолжение)

1. Основные черты древневосточного права.

2. Важнейшие источники древневосточного права.

3. Законы Хаммурапи – памятник древневавилонского права.

4. Законы Ману – ведущий памятник древнеиндийского права

 

Цель:

- ознакомить с целями и задачами учебной дисциплины;

- сформировать представление о методах правоведения, значении истории государства и права как науки, периодизации истории государства и права;

- сформировать знания об основных чертах древневосточного права, о важнейших источниках древневосточного права (законы Хаммурапи, законы Ману);

- развивать речь и аналитическое мышление учащихся;

- способствовать воспитанию интереса к вопросам возникновения и функционирования права в различных государствах, воспитывать уважение к товарищам во время работы в группах.

Т ип занятия – комбинированное.

Оборудование: раздаточный материал – опорный конспект.

 

Материал к лекции

Основные черты древневосточного права

1. Основные черты древневосточного права

Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт.

Древневосточное право обладало следующими специфическими чертами:

1) открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов;

2) наличие института рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права;

3) правовое закрепление сословного неравенства свободных;

4) подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами;

5) отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона;

6) наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы;

7) право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали. Особое место среди разработчиков правовых норм занимали жрецы, которые являлись первыми древневосточными юристами;

8) не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права;

9) правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы;

2. Важнейшие источники древневосточного права

 

Источниками древневосточного права были:

– обычаи – древнейший и исторический первый источник права;

– судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права;

– законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хаммурапи;

– церковные нормы;

– административные распоряжения должностных лиц.

Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.

Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая.

Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.

На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

3. Законы Хаммурапи – памятник древневавилонского права

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов (1750-х годах до н. э.) одного из древнейших правовых памятников в мире.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалий.

Ст. 1—5 — имеют отношение к процессу,

ст. 6—-126 — это имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления,

ст. 127—195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц,

ст. 196—214 — меры по защите личности,

ст. 215— 282 - нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения.

Население делилось на свободных и рабов. Законы Хаммурапи упоминают две свободных, но неравных группы населения:

авилум — «сын человека — человек» и

мушкенум — «падающий ниц».

Считается, что авилум — это те, кто покорил шумеров (завоеватели), а мушкенум — завоеванное население.

Право собственности. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку).

Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной.

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна.

Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам, Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Значение:

§ Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).

§ Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.

§ Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

4. Законы Ману – ведущий памятник древнеиндийского права

І-е столетие до н.э. – составлены законы Ману. Это свод этико – религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Написаны в виде двустиший в 1-2 вв. до н.э.

1) Описано деление общества на варны и обязанности варн

Дваждырожденные:

Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахманы — старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники. Обладали исключительными привилегиями, освобождались от всех повинностей и телесных наказаний.

Кшатрии— вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.

Обязанность: охранять подданных, совершать жертвоприношение, изучать веды.

Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.

Обязанность: пасти скот, разбираться в стоимости товаров, преумножать свою собственность.

Шудры — слуги, наёмные рабочие.

Обязанность: обслуживать высшие варны.

2) Способы приобретения имущества (7):

-для всех – наследование, дар, покупка;

- для кшатриев – завоевание;

- для вайшьи – растовщичество, исполнение работы;

- для брахманов – получение приношений.

3) Семейные отношения: муж обладал исключительной властью, мог инициировать развод, взять в дом вторую жену (наложницу), если жена была бездетна.

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

4) Основной вид собственности – земля. Собственник мог: продать, подарить, заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков. Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В законах содержится строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества».

5) Уголовное право – разные санкции для разных варн. Не только в земной, но и в загробной жизни.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же, как и лучших драгоценных камней», наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний:

заточение (ниродхана),

заковывание в цепи (бандха) и

различные виды телесных наказаний (вадха).

К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Если преступление совершено против представителя высшей варны, то наказание – членовредительство, если низшей – штраф.

6) Суд и процесс

Судоразбирательство производилось от имени царя. Существовал высший суд, в который входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в низших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показания. Суд имел состязательный характер, истец должен был сам привести ответчика. К показаниям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.

Свидетели имели разную «цену»: представителю высшей варны судья должен был больше верить.

Значение: законы позволяли брахманам переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.

Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт.

Древневосточное право обладало следующими специфическими чертами:

1) открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов;

2) наличие института рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права;

3) правовое закрепление сословного неравенства свободных;

4) подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами;

5) отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона;

6) наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы;

7) право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали. Особое место среди разработчиков правовых норм занимали жрецы, которые являлись первыми древневосточными юристами;

8) не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права;

9) правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы;

Важнейшие источники древневосточного права

Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.

Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая.

Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.

Источниками древневосточного права были:

– обычаи – древнейший и исторический первый источник права;

– судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права;

– законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хаммурапи;

– церковные нормы;

– административные распоряжения должностных лиц.

На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Обобщение (фронтальная беседа)

- Назовите верховных правителей в Вавилоне, Египте, Индии и Китае.

- Кто такие неджес?

- Каково было положение женщин в разных странах Древнего Востока?

-Что значит «военная демократия»? Для обществ каких государств она была свойственна?

- Какие договоры имели место в гражданском праве древневосточных государств?

- Какие виды наследования имели место в разных древневосточных государствах?

- Какие виды преступлений были идентифицированы в древневосточных государствах?

- Какие виды наказаний предусматривались?

- Что значит принцип талиона, ордалии, простая и квалифицированная смертная казнь?

 

6. Постановка задания на дом

[1], с. 12-17; [8], лекция 1. 

Подготовка к практическому занятию

Итог занятия

Выставление и комментирование отметок за урок

Рефлексия

- Определите свои эмоции по результатам полученных на занятии знаний.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!