Суть Платоновского учения об «Эйдосах»

Работа по курсу «Эстетика и теория искусства»

Реферат на тему:

Платон: учение об Эйдосе

 

 

Исполнитель:                                                                Заруева С.Д.

                                                                                      ФИЭ/БЗ393-2/1

 

 

Руководитель:                                                        доц. Москвина И.К.

 

Санкт-Петербург

2019 г.

Содержание

 

 

Введение. 3

Философские взгляды Платона. 4

Суть Платоновского учения об «эйдосах». 7

Заключение. 12

Список используемой литературы.. 13

 

 

Введение

Эстетика представляет собой философское учение об искусстве, это исследование форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. Именно поэтому эстетика и философия неотделимы, также как и любая наука, она неотделима от значимых деятелей искусства, философов, одним из которых является такой корифей, как Платон (Аристокл, «широколобый») – основоположник античного идеализма, в основу которого легло учение об эйдосах, как первоэлементе всего сущего. Являлся верным другом и учеником Сократа, который и стал главным героем всех 32 диалогов Платона. Основатель «Академии наук». Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Он стал первым философом, чьи сочинения сохранились в полном содержании Платон - является основателем идеализма, где дух, идея и сознание – основа мироздания, всего существующего, противоположное материализму направление.

Платон предпочел политической деятельности, которую предназначала ему семейная традиция, занятия наукой, искусством, философией. Воспитанный в духе греческих канонов, представлял собой идеал человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство, он преуспел в литературе и спорте. Занятия искусством не помешали юноше одержать победу в Истмийских играх.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию, очень часто задевает проблемы государства, вопросы мироздания, учение об эйдосах – идеях, которые несут огромное смысловое содержание. В различных диалогах Платона они приобретают разные оттенки.

 

 

Философские взгляды Платона

К «вечным» вопросам относят вопрос о создании мира, возникновении жизни, согласно платоновским диалогам, существует три вечных начала мироздания:

1. Идеи, которые несут огромное смысловое содержание. У Платона мир идей имеет внутреннюю иерархию, на вершине которой находится высшая идея – идея Блага.

2. Материя – чувственное начало;

3. Мировая душа – Эрос – стремление к совершенству, динамическое начало. Именно благодаря мировой душе, материальное начало стремится сблизиться с идеями, за счет нее связывается идеальное и чувственное, возникают единичные вещи.

В образе возницы, запряжённой лошадьми Платон выражает идею человеческой души. Душа состоит из трех начал:

· разумного; (возница)

· аффективного; (запряжённые лошади - благородные стремления)

· вожделеющего. (физические потребности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений)

Платон первым ввёл представление о реинкарнации – бессмертии души, перерождении. Душа изначально обитает в мире идей, затем вынуждена несколько десятков лет жить в теле человека, которое Платон называет «темницей души». После физической смерти тела она приобретает другую жизнь в зависимости от того пути, который человек имел при жизни. Если он был мудр, то такая судьба и будет ей уготована: она вернется в мир совершенных идеальных сущностей. Если человек стал в этой жизни рабом чувственных удовольствий, то душа попадет в другую оболочку.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

В соответствии с внутренним строением человеческой души Платон выделяет 3 слоя граждан идеального государства:

1. Высший слой – мудрецы (философы), которые должны управлять государством.

2. Воины осуществляют охрана и безопасность государства (развита аффективная составляющая души).

3. Земледельцы, ремесленники, торговцы – те, кто обеспечивает материальное благополучие (у них развита лишь вожделеющая часть).

Каждый социальный слой выполняет свою функцию. Главное назначение всех слоев – обеспечение Блага государства, Блага единого целого, Блага социального организма.

В этом обществе недопустима частная собственность, брак и семья. В основе брака лежат отношения мужчины и женщины, направленные друг на друга, а не на благо государства. В этой связи оно должно взять на себя функцию отбора: подобрать самым красивым девушкам самых здоровых мужчин. Семья – это источник формирования частных, индивидуальных интересов, поэтому воспитание детей опять-таки должно взять на себя государство. Получается, что в платоновском проекте государства бесспорный приоритет принадлежит общему, целому, которому подчиняется все частное, индивидуальное.

По Платону существует семь типов государства:

- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

- аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

- тимократия. Несправедливая власть большинства.

В идеальном государстве по Платону власть принадлежит Мудрецам (монархия), на второй ветви аристократия (власть лучших, богачей), и на последней ступени демократия(власть толпы). Учение Платона об идеальном государстве оказало большое влияние на дальнейшее развитие политико-правовой идеологии.

 

 

 


 

Суть Платоновского учения об «Эйдосах»

Учение об эйдосах (идеях) можно по праву считать главной составляющей философии Платона. Слово «эйдос» имело в древнегреческом языке много значений:  вид, внешность, образ, облик. Но именно Платон придал этому понятию философское звучание. Поэтому он считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм – это учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.

Предшествующие Платону древнегреческие мыслители-натурфилософы искали первопричины мироздания и причины возникновения конкретных вещей в феноменах физической природы – вода, воздух, огонь, земля, теплота, наконец, атомы. Уже софисты, а затем и Сократ, подвергли сомнению верность философии «физиса». Обратив внимание на особенности человеческого сознания, Сократ показал, что теории «физиков» не дают объяснения главному – мотивам человеческих поступков, ибо в своем поведении человек руководствуется совершенно иными причинами, нематериального характера. В своих беседах Сократ и пытался выяснить их существо. Платон стал продолжателем Сократа в стремлении осмыслить и понять истинную природу этих причин. При этом он расширил сферу поиска истины на все мироздание, придя к мысли, что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у всего физического мира есть некие нематериальные причины.

Образы того, что видит, представляет и понимает человек, Платон  назвал «эйдосами», или «идеями». Идея вещи – вот истинная причина появление конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. Вещи – результат, следствие, воплощение, образец той или иной идеи, выполненные в конкретном материале. В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или иным материалом рождает реальную вещь. При этом идея вещи – причина, материал – средство, а вещь – лишь следствие взаимодействия идеи и материала.

Согласно Платону идея обладает следующими свойствами:

1. Идея – это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой, человек знает их предназначение и только потому отличаем один от другого.

2. Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи.

3. Идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи – идея является причиной, законом его появления.

4. Идея вещи сама по себе невещественна. Идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом. Сама по себе идея – сверхчувственна, доступна только разуму, мысли.

5. Идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире.

Платоновская логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Самый простой ответ – в сознании человека. Однако тогда получается, что человек приравнивается к Богу, так как огромное количество вещей возникли до человека и без его участия – Солнце, звезды, земля, природа, мироздание вообще. Следовательно, есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания – это место, которое на самом деле не есть место, так как не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперурания – образ умопостигаемого мира, образ мифологический.

 

Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, так как он и только он – причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

На основе своей диалектической логики Платон приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Сам Платон для его обозначения использовал понятие «хора», а также понятие «необходимость». Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть «материей». Из данного положения Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая его отличие от «истинного бытия» – мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира – от его материальности.

Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами – мир идей и «хора-материя» – Платон выделял третье первоначало, назвав его «демиургом». Демиург – это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание.

Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире. Кроме того, Мировая Душа – это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом – живое существо в форме шара, имеющее душу и тело, (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха).

С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек – продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека – бренно, смертно, преходяще. Следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случаях с другими вещами реального мира, тело – это материальная оболочка души, это материал, соединяясь с которым, душа рождает мыслящего и чувствующего человека. Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, так как она – остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку.

По мнению Платона, процесс познания – это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.

Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, является продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу.

Однако отдельный человек живет в обществе и зависит от общества. Следовательно, способ воспитания наиболее приближенных к идеалу людей – создание идеального общества, или, как говорил Платон, – «идеального государства». С этой точки зрения Платон был истинным идеалистом, даже мечтателем. До конца жизни не прекратил он попытки воплотить в практику свои представления об идеальном государстве. Неудачи, которые постигали Платона, когда он сталкивался с непониманием, а иногда и с откровенной враждебностью политиков, которым он рекомендовал свои социально-политические проекты, побуждали его еще с большим рвением продолжать разработку планов «идеального государства». Ведь он считал, что дело, в конечном итоге, не в этих политиках, а в том, что он сам не до конца, не полностью, не истинно понял идею «справедливого общества», не смог уловить истинный образ «идеального государства». То есть и в этом случае Платон до конца оставался верным сути своего учения – создать идеальное общество можно только тогда, когда постигнешь в полной мере идею этого государства.

 

Заключение

 

 Учение Платона об идеях позволило исследователям охарактеризовать его философию как объективный идеализм, так как Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.

Таким образом, Платон, творчески используя идеи практически всех предшествующих античных философов, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и принимает его учение полностью. Огромное влияние  учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли в целом.

 


 

Список используемой литературы

1. А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Е.Ю. Положенкова, М.М, Шубина. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. – 300 с.

2. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. 3-е издание. - М. - 2004. - 864 с.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. - М. - 1991. - 464 с.

4. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль. - 2005. - 366 с.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН. История античной эстетики, том II. М.: "Искусство", 1969

6. Лосев, А. Платон. // Философская энциклопедия. Т. 4, М., 1974, с. 276.

7. Учебники платоновской философии. / Пер. Ю. А. Шичалина, Т. Ю. Бородай, А. А. Пичхадзе.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 2035; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!