Особенности быта, занятий и внутренних взаимоотношений



Афро-азиатская диаспора в Германии

История формирования в стране

Все знают, кто такие афроамериканцы — этот термин прочно вошел уже в мировую научную литературу. Термин “афронемцы” известен значительно меньше, им оперируют, в основном, в Германии. Под ним понимают африканцев, временно или постоянно живущих в Германии, а также лиц, родившихся от смешанных браков немцев с африканцами или, что случалось чаще, внебрачных детей.

Надо сказать, что германские власти в Африке с самого начала немецкого владычества выступали против подобных смешанных браков. Еще в 1900 году было постановлено, что “туземцы” не могут жениться на немецкой гражданке, но им было дано право ходатайствовать о натурализации — получении немецкого гражданства, что теоретически влекло за собой и право на брак с немкой.

Однако после потрясших германские владения в Африке в середине первого десятилетия ХХ в. восстаний ситуация изменилась. Так, в 1906-1907 годах после Великих восстаний гереро и нама в Германской Юго-Западной Африке специальным указом губернатора они были категорически запрещены. В 1906 году, после восстания маджи-маджи в Германской Восточной Африке (впоследствии Танганьике) там разразился целый скандал вокруг попытки заключения брака немецкого коммерсанта с женщиной-африканкой.

Еще ранее, в конце 1905 года, из ГВА обратно в Германию была выслана и другая смешанная пара — немецкая женщина и ее муж Мторо (по другой версии — Мтото) бин Мвенье Бакари, который до этого времени работал в Восточном семинаре при Берлинском университете, но был уволен, остался без средств и попытался осесть на родине вместе с женой. Ему это не удалось: он был выслан обратно в Германию со всем скарбом, и германские власти даже пошли на то, чтобы оплатить пароходной компании “Верманн-Линие” убытки из государственных средств.

Однако в те же годы, когда в результате восстаний в немецких колониях изменилось отношение немцев к африканцам, были приняты меры, усложняющие выезд коренных жителей колоний в Германию. Так, в 1906 году было принято постановление, согласно которому каждый африканец, выезжающий в Германию, должен был уплатить залог, составлявший большую. По тем временам сумму в 500 рейхсмарок, получить специальное разрешение губернатора на выезд и еще одно, если он едет без сопровождения белого. Кроме того, на корабле такой африканец должен был находиться под присмотром самого капитана. Понятно, что все эти установления значительно ограничивали приток африканцев в Германию.

Однако основной проблемой для германских властей стали не сами африканцы в Германии, а дети от смешанных браков или внебрачных связей. Вот что сообщают о таких детях в Берлин колониальные власти Германской Восточной Африки:

“Немногие родившиеся от связей белых с цветными женщинами, которые имеются в протекторате, по сию пору никак себя не проявили. В большинстве своем они чернокожи, воспитываются своими матерями как дети туземцев и в последующие годы вряд ли сознают свое частично европейское происхождение. До сих пор не известно ни одного случая, когда ребенок европейца и туземной женщины чувствовал бы себя принадлежащим к высшей расе и соответственно пробовал бы приравнять свой образ жизни к европейскому. Вряд ли следует полагать, что в обозримое время здесь могут произойти какие-либо изменения.

Поэтому представляется, что потребность в издании каких-либо установлений, могущих предоставить определенным потомкам белых «мужчин» и цветных женщин правовой статус не туземцев, отсутствует”.

Тем не менее, потребность в определении правового статуса детей-мулатов все же назрела. В 1910 году кайзер издал специальное распоряжение, подтверждающее ранее принятый закон о протекторатах, где говорилось, что дети-мулаты в правовом отношении занимают то же положение, что и “туземцы”.

В 1912 году бурная дискуссия о детях-полукровках и о признании смешанных браков развернулась в германском рейхстаге. Несмотря на то, что имперское правительство однозначно высказалось против официального признания смешанных браков, рейхстаг принял прямо противоположное решение.

В то же время в письме госсекретаря по колониям от 29 июля 1912 года на имя губернатора Германской Восточной Африки отмечалось, что вопрос о правах детей-полукровок затрагивает интересы белого населения колоний, и губернаторам всех немецких владений в Африке предлагалось высказаться по этому поводу.

В частности, губернатор Германской Юго-Западной Африки сообщал в Берлин, что ландесрат (орган местного самоуправления белой общины протектората) принял некое промежуточное решение: все смешанные браки, совершенные до 1905 года, т.е. до начала Великих восстаний гереро и нама, рекомендовано было признать законными, а детям от таких браков дать удостоверение, что они считаются белыми.

В ответ на письмо госсекретаря губернатор Германской Восточной Африки сообщал, что как он, так и местный орган самоуправления поддерживают позицию имперского правительства, т.е. выступают против смешанных браков с “туземцами”.

Таким образом, в Рейхе существовал широкий спектр мнений по вопросу о смешанных браках с “туземцами”, но победила точка зрения правительственных кругов, рекомендовавшая смешанных браков не признавать и причислять детей от таких браков и тем более внебрачных связей к “туземцам”.

Более того, представитель правительства заявил в рейхстаге, в 1913 году, что теоретически мыслимо предоставлять права подданных империи только некоторым полукровкам, ибо “чистокровные туземцы” не обнаруживают того “уровня образованности и хозяйствования, А также нравственного уровня жизни, который мог бы оправдать уравнение их в правах с немцами”. В результате немецкое гражданство в кайзеровской Германии “афронемцам” предоставляли крайне редко и крайне неохотно.

В Веймарской республике ситуация с “афронемцами” изменилась в том смысле, что они перестали быть гражданами собственных протекторатов, и в ряде случаев им предоставлялось германское гражданство.

Характерен пример с уже упоминавшимся здесь Мторо Бакари. В 1922 году он был вынужден обратиться к германскому правительству с просьбой о поддержке. В письме он рассказывает о своей работе в качестве преподавателя суахили в Восточном семинаре в Берлине и о том, что в результате потери Германией колоний потерял работу и он.

Таким образом, судьба “афронемцев” складывалась в Веймарской республике непросто. Тем не менее, в бывших немецких колониях находились желающие пополнить собой их ряды. Так, например, в 1922 году в бывшее Министерство колоний пришло письмо из Западной Африки, в котором сообщалось, что “двадцать первоклассных парней-тоголезцев, десять из них кузнецы, а десять — слесаря” хотят выехать на работу в Германию.

В самой Германии безработица росла быстрыми темпами, и лишние рабочие руки из бывших колоний были не нужны. Более того, германское правительство стремилось выслать обратно в Африку тех “афронемцев”, что оказались там на положении безработных. Так, Президент Германского колониального общества Зейтц пишет в Германский МИД 14 октября 1925 года о том, что в Берлине находится некоторое число19 выходцев из Камеруна, Того и Восточной Африки, не имеющих постоянной работы. “Лучше всего, конечно, было бы, — замечает он, — если бы можно было просто отослать этих людей назад в Африку, но у Колониального общества нет на это средств”.

В 1937 году было решено создать “немецкое африканское шоу”, в котором были объединены оставшиеся без работы артисты-африканцы. Сделано это было, конечно, не из гуманистических соображений, а в пропагандистских целях — вновь и вновь муссировался вопрос о возвращении Германии колоний. Однако уже в 1939 году в официальном послании МИДа Министерству просвещения и пропаганды Германии от 4 апреля отмечается, что “колониально-пропагандистское значение выступлений туземцев в таком шоу крайне мало” и шоу предлагается закрыть.

Конечно, некоторые “афронемцы” выжили в нечеловеческих условиях фашистского рейха. Их (во втором-третьем поколении) можно встретить в Германии и сегодня.

Таким образом, первые «туземцы» появились в Германии в XVII веке. В 1884 году Германская империя, которая участвовала в так называемой гонке за Африку, усилившейся после конференции за Конго 1884-1885 гг., приобрела многочисленные колонии в Африке. В результате сложившихся связей впервые со времен античности начался заметный приток темнокожих людей в Германию. Среди них были темнокожие, которые выставлялись на ярмарках и путешествовали с бродячими цирками. Колониальный режим также предоставлял благоприятные условия так называемым колониальным авантюристам, таким как Эрнст Хенричи. В колониях многие местные жители обучались в немецкоязычных школах, работали переводчиками на колониальную администрацию или стали частью немецких колониальных войск, так называемыми аскари. Во время Первой мировой войны около 40 000 немецких солдат-аскари приняли на себя основной удар в столкновении с британскими войсками в немецкой Восточной Африке. После окончания Первой мировой войны немецкие ветераны-аскари получили пожизненную пенсию от Веймарской республики. Выплата пенсий бывшим аскари была возобновлена Федеративной Республикой Германии с начала 1960-х гг. до смерти последнего аскари в конце 1990-х гг. Принц Камеруна Александр Дуала-Белл в 1915 году сражался в битве при Галлиполи за германскую империю, будучи вюртембергским королевским офицером, хотя его отец, король Рудольф Манга Белл, был казнен в 1914 году немецким колониальным режимом Камеруна за измену. В 1906—1907 годах был издан ряд указов губернатора о запрете на заключение брака с «туземцами». Несмотря на это, численность выходцев из африканских колоний Германии возрастала.

Первыми упомянутыми азиатами в Германии были китайцы. В 1822 году в Берлин приехали два кантонскоязычных моряка, Ф Ясин и Ф Яньсюэ. Их использовали в качестве кочегара на пароходах в Т и А. В середине-конце XIX - начале XX века студентов и студентов проживали в районе Св. ли, формируя Чайнатаун. Из-за режима Нази большей части китайского населения пришлось уехать в 1930-е годы, чтобы избежать дискриминации.

 

Национальный состав

 

Германские племена довольно поздно (III—IV века) начали осваивать территории современной Германии, которые в то время населяли славяне, кельты и некоторые другие народности. Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения крестьян и воинственных кочевников (баваров, саксов, алеманнов, тюрингов). Среди наиболее крупных этнических групп того времени можно выделить следующие: алеманны, жившие в основном вдоль побережья Рейна, на границе с Францией; швабы, сосредоточившиеся на юге и юго-западе страны; франки (центральная и северо-западная Германия). Сегодня населяют Нижнюю Саксонию, Северный Рейн; саксонцы; бавары. Баварский народ принципиально отличается от других этносов Германии. Дело в том, что данная территория долгое время была самостоятельным и вполне самодостаточным, влиятельным королевством, которое обладало широкими экономико-политическими связями с чехами, швейцарцами, австрийцами и итальянцами. А после Первой мировой войны Бавария даже создала собственное государство на несколько месяцев, не войдя в состав Веймарской республики. Историческая обусловленность объясняет собственное баварское этническое самосознание, наличие большого числа самобытных обычаев и специфической национальной кухни.

 

Также, на сегодняшний день, в землях Бранденбург и Саксония проживают лужицкие сорбы (60-100 тыс.), в северных районах земли Шлезвиг-Гольштейн — датчане (50 тыс.), 12 тыс. фризов (Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн) и 70 тыс. цыган. Эти группы официально признаны государством национальными меньшинствами. Лужицкие сербы (лужичане) — потомки некогда многочисленных полабских славян, земли которых (от р. Заале до Одера) были захвачены немецкими феодалами. В XIII в. исчезают племенные названия лужичан и появляются областные — Нижняя Лужица (Нидерлаузиц), область расселения собственно племени лужичан, и Верхняя Лужица (Оберлаузиц) — область мильчан, гломачей. В период Реформации большая часть лужичан приняла лютеранство. В результате наметились некоторые различия: католики по-прежнему пользовались латинским алфавитом, а лютеране стали применять разновидность готического (так называемый «швабах»). Развитие промышленности в районе Шпремберга и Зенфтенберга привело в конце XIX — начале XX в. к образованию широкого пояса немецких поселений, перерезавшего лужицкую территорию. С этого времени образовалось два небольших изолированных славянских островка. Пришедшие к власти нацисты разогнали национальные лужицкие культурные, научные и общественные организации («Матица Сербска», «Домовина» и др.), закрыли газеты и журналы; наиболее видные общественные деятели и представители передовой интеллигенции были выселены за пределы лужицкой земли или посажены в концлагеря. Лужичанам грозило полное исчезновение. После разгрома нацизма лужичанам была предоставлена культурная автономия.

 

В 2015 году доля населения с миграционными корнями составила 21 % (в том числе в группе «дети до 5 лет» — 36 %). Интеграция иммигрантов в общество сильно зависит от страны происхождения: так 88 % молодых людей с китайскими корнями получили диплом средней школы, но только 16 % — с турецкими. В среднем, люди с миграционными корнями в 2 раза чаще оказываются безработными, чем в целом по стране.

 

Численность населения, имеющего иммигрантские корни, среди лиц с немецким гражданством и иностранцев (2015).

 

Согласно исследованию ОЭСР, сегодня Германия располагается на втором месте в мире после США по количеству новых иммигрантов, прибывших в ФРГ на длительные сроки, превышающие один год, в число которых не входят иностранные студенты и сезонные рабочие. По официальным данным, в 2013 году в Германии проживало 29,6 миллионов мигрантов и их потомков (в том числе 12,1 миллионов мигрантов, обладающих немецким гражданством), что составляет 25,6 % населения ФРГ. Из них около 7,2 миллионов человек являются потомками мигрантов и были рождены уже в Германии. К 31 декабря 2014 года в Германии официально насчитывалось 10.191.210 жителей, имеющих лишь иностранное гражданство, что является наибольшим значением за всю историю ФРГ.

 

Крупнейшими странами происхождения мигрантов в Германии являются Турция (12,8 %), Россия (11,4 %), Польша (9,0 %), Казахстан (6,9 %), Румыния (4,4 %), Италия (4,0 %) и Греция (2,1 %). Большинство иностранцев (мигрантов без немецкого гражданства) происходит из Турции (24,4 %), Италии (7,9 %), России (6,2 %), Греции (4,1 %) и Хорватии (3,4 %). По состоянию 2011 года около 4,3 миллионов немецких граждан обладали паспортом другого государства, в том числе около 690 тысяч — России, 570 тысяч — Польши и 530 тысяч — Турции.

 

Крупнейшим этническим меньшинством в Германии являются турки, количество которых составляет около 3,74 миллионов человек. При этом около 2,1 миллионов из них являются гражданами Турции и около 1,64 миллиона — гражданами Германии. Тем не менее, с 2006 года наблюдается постоянный отток населения турецкого происхождения. Так, например, в 2012 году в Германию прибыло 28 641 человек из Турции, в то же время покинуло 32 788 турок.

 

В 2013 году 112 350 иностранцев приняло немецкое гражданство, из них 28 тысяч граждан Турции, 5,5 тысяч — граждан Польши и 4,5 тысяч — граждан Украины. Граждане России с 2,8 тысячами занимают 8-е место в списке натурализации в 2013 году.

 

Начиная с 1988 г. в ФРГ из постсоветских государств на постоянное место жительства прибыли 2,2 млн переселенцев немецкого происхождения и 220 тыс. человек контингентных беженцев (включая членов их семей), составив таким образом одну из крупнейших русскоязычных диаспор мира

По оценке организации Initiative Schwarze Menschen in Deutschland (ISD), в 2008 году численность афронемцев составляла до 500 000 человек.

 

Наиболее крупные сообщества чернокожих и афронемцев существуют в Берлине и Гамбурге; в одном только Берлине около 70 000 человек (около 2% населения) имеют африканское происхождение. Другие центры афронемецкой общины существуют в Мюнхене, Бремене, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе и в Рурской области. Поскольку нет и невозможно дать точного научного определения понятия «черный», это приблизительная оценка. Большинство афронемцев, живущих в Германии сегодня, являются натурализованными африканскими иммигрантами и их потомками, так называемыми «детьми оккупации» с американскими, британскими или французскими родителями, а также детьми студентов, моряков, гастарбайтеров или работавших по контракту специалистов африканского происхождения. У многих афронемцев также есть родитель, родившийся в Германии.

 

В Германии доля чернокожего населения значительно выше, чем в странах Восточной и Юго-Восточной Европы или Скандинавии, но все же значительно ниже, чем во Франции, Великобритании, Португалии и Нидерландах. Это имеет в основном исторические причины. В то время как германская колониальная империя существовала недолго, британские, французские и португальские колонии сохранились в Африке и в XX веке; Франция, Великобритания и Нидерланды по-прежнему имеют территории в Карибском бассейне.

 

Положение и проблемы чернокожих в Германии сегодня являются предметом более интенсивных исследований. Социолог Нкечи Мадубуко обнаружил, что столкновение со стереотипами и предрассудками подвергает чернокожих ученых более сильному культурному шоку, на который они реагируют определенными поведенческими паттернами. Нередко им приходится делать гораздо больше в своих областях знаний, чем другим, чтобы получить равное социальное признание.

 

В своих «Теневых отчетах» за 2011 год Европейская сеть против расизма (ENAR - Europäische Netzwerk gegen Rassismus) обнаружила, что лица африканского происхождения уязвимы для расовой дискриминации, особенно из-за их заметности. В некоторых странах ЕС эта проблема усугубляется продолжающимся экономическим кризисом. В отношении Германии следует отметить, что афронемцы в большей степени подвержены дискриминации на рынке труда, чем европейские иммигранты или иммигранты из Турции. Также на немецком рынке жилья афрогерманцы будут подвергаться дискриминации. В этой работе сообщается о многих формах отчуждения чернокожих людей из-за бытового расизма, например, из-за расового профилировавния со стороны органов власти, отдельных служащих и должностных лиц.

 

В еженедельном журнале Die Zeit сообщалось, что немецкий капитан Нтагахорахо Бурихабва (род. в 1981 г. в Зигене), соучредитель солдатской ассоциации Deutscher.Soldat eV, нашел в Бундесвере ту область, где цвет его кожи не играл никакой роли, поскольку в армии к нему относились на равных, в то время как в своей гражданской жизни он сталкивался с дискриминацией. Другим афрогерманцем, который особенно привлекает внимание средств массовой информации, является футболист Кевин-Принс Боатенг, который активно борется с расизмом и в марте 2013 года участвовал в конференции ООН на тему "Расизм и спорт".

 

22 сентября 2013 года Карамба Диаби (СДПГ - Социал-демократическая партия Германии) и Чарльз М. Хубер (ХДС - Христианско-демократический союз Германии) стали первыми лицами афронемецкого происхождения, избранными в бундестаг Германии. Оба имеют сенегальские корни.

 

Самую большую группу не европейцев, прибывших в Германию за последнее десятилетие, составляют сирийцы (440 тыс.), за ними следуют американцы (324 тыс.), китайцы (212 тыс.), индийцы (161 тыс.) и бразильцы (94 тыс.).

 

Религиозный состав

Германия – европейская страна, поэтому преобладающей религией тут является христианство. Христианами себя считают приблизительно 60% населения. 30% из них являются католиками, и 34% – протестантами. Из протестантских церквей наиболее популярна в Германии лютеранская церковь. Около 1% населения относят себя к православным.

4% населения исповедует ислам. Остальные религии представлены слабо.

Около 30% населения Германии – атеисты.

В целом, можно сделать вывод, что Германия – христианская страна с преобладанием протестантства.

Мусульман в Германии больше 4 млн человек. Это третья по величине религиозная община страны. До 70% мусульман – сунниты. Второй по величине мусульманской группой являются алевиты.

 

Особенности быта, занятий и внутренних взаимоотношений

 

В рамках производственного обучения в Германии сегодня можно освоить без малого 330 профессий. В стране широко распространена так называемая дуальная система, предусматривающая тесную связь теории с практикой. В этом случае обучение проходит в основном на производстве, а места для этого предоставляют сами предприятия.

"Наши компании в основном имеют положительный опыт работы с беженцами, проходящими профподготовку", - рассказывает глава Центрального объединения немецких ремесленников (ZDH) Хольгер Шваннеке (Holger Schwannecke). "Это, однако, не означает, что процесс обучения всегда проходит легко", - отмечает он.

 

К похожим выводам пришли и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В своем новом исследовании, опубликованном в середине февраля, эксперты ОЭСР описывают основные проблемы, с которыми сталкиваются мигранты, желающие получить специальность в Германии.

 

По сравнению с молодыми людьми, родившимися и выросшими в ФРГ, у беженцев меньше шансов пройти обучение на немецких предприятиях, отмечается в докладе. По данным ОЭСР, в первую очередь им мешают языковые проблемы, а также низкий уровень образования из-за военных действий в регионе их происхождения.

 

Ситуация осложняется еще и тем, что изучение немецкого, прохождение профобучения и поиски работы по специальности требуют времени. Многие иностранцы, однако, хотят поскорее начать зарабатывать либо боятся, что их выдворят из страны, если они не найдут работу, выяснили в ОЭСР.

 

Хольгер Шваннеке тоже подчеркивает, что "мигранты хотят зарабатывать деньги". К примеру, ежемесячная стипендия будущих парикмахеров в первый год обучения составляет 450 евро, во второй - 550 евро, а в третий - около 700 евро. Это гораздо меньше, чем может заработать разнорабочий, констатирует Шваннеке.

 

"Важность профессионального обучения в Германии зачастую недооценивают", - сетует глава ZDH. И это при том, что многие ремесленные предприятия больше не могут удовлетворить свои потребности в квалифицированной рабочей силе без привлечения мигрантов.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!