Преподавательская деятельность шейха.



Шейх аль-Усеймин — наследник Пророка мир ему и благословение Аллаха.  

 

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Содержание:

Родословная, дата и место рождения шейха.

Детство и начальное образование шейха.

Религиозное образование шейха.

Преподавательская деятельность шейха.

Научно-просветительская деятельность шейха.

Общественная деятельность шейха.

Научное наследие шейха.

Некоторые добродетели и личные качества шейха.

Семья шейха.

Болезнь и смерть шейха.

 

 

Родословная, дата и место рождения шейха.

 

Полное имя шейха – Абу Абдуллах Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абдуррахман ибн Усман ибн Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Ахмад ибн Мукбиль аль-Вухайби ат-Тамими. Нисбу аль-Усеймин он унаследовал от своего прапрадеда Усмана, которого люди прозвали Усеймин. Шейх родился ночью 27 рамадана 1347 года хиджры (9 марта 1929 г.)* в городе Унейза (провинция Эль-Касим, Саудовская Аравия).

*[Здесь и далее для удобства читателя после года по хиджре в скобках приводится год по григорианскому летоисчислению].

 

Детство и начальное образование шейха.

 

Будущий ученый родился в религиозной семье среднего достатка. Его отец занимался торговлей, часто отлучаясь по коммерческим делам в Эр-Рияд. Поэтому по поручению отца начальным образованием мальчика занимался его дед со стороны матери — Абдуррахман ибн Сулейман Аль Дамиг, который обучал внука Корану. После этого он пошел в начальную школу к Абдулазизу ибн Салиху Аль Дамигу, где обучился грамоте, азам арифметики и литературы.

Затем мальчик стал посещать школу Али ибн Абдуллаха аш-Шухейтана — знатока Книги Аллаха, который был слепым — и под его руководством выучил наизусть весь Коран за шесть месяцев. Заметив незаурядные способности сына к учебе, отец решил поставить его на стезю приобретения шариатских знаний.

 

Религиозное образование шейха.

 

В это время в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза преподавал шейх Абдуррахман ибн Насир ас-Саади*.

 

*[Абдуррахман ибн Насир ас-Саади (1307-1376 гг. хиджры/1889-1957) — выдающийся ученый, знаток исламского права и толкователь Корана. Автор множества книг. Один из самых известных его трудов — многотомный тафсир «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан», известный на русском языке под названием «Толкование Священного Корана. Облегчение от Великодушного и Милостивого». Перевод был полностью издан ИД «Умма»].

 

Прежде чем посещать занятия в качестве его учеников, студенты должны были пройти начальный курс обучения у одного из двух лучших учеников шейха, которых он назначил для этой цели. Первым из них был шейх Мухаммад ибн Абдулазиз аль-Мутавви’, а вторым — Али ас-Салихи. Юноша присоединился к кружку Мухаммада ибн Абдулазиза аль-Мутавви’, где он получил знания в вопросах единобожия, фикха и грамматики арабского языка*.

 

*[У шейха Мухаммада ибн Абдулазиза аль-Мутавви’ юноша изучил краткое изложение книги “аль-Акыда аль-Васития”, которое было составлено шейхом Абдуррахманом ас-Саади на основе известного труда шейх аль-Ислама Ибн Таймийи, “Минхадж ас-саликин фи-ль-фикх” Абдуррахмана ас-Саади, а также труды по грамматике для начинающих: “аль-Аджуррумия” и “аль-Альфия”].

 

Затем в возрасте 13 лет Ибн аль-Усеймин начал посещать занятия своего шейха Абдуррахмана ибн Насира ас-Саади, у которого он изучал единобожие, толкование Корана, науку о хадисах, фикх и его основы, жизнеописание пророка, наследственное право и синтаксис. Занимаясь в научном кружке шейха, юноша выучил наизусть тексты (матн) по вышеперечисленным наукам*.

 

*[Шейх Абдуллах аль-Бассам (член Совета крупных ученых Саудовской Аравии, умер в 1413 году хиджры (1992 г.) рассказал, что он учился с шейхом аль-Усеймином у шейха Абдуррахмана ас-Саади на протяжении десяти лет. Отметив выдающиеся способности шейха аль-Усеймина к шариатским наукам, он поведал, что выучил вместе с ним наизусть много текстов, в том числе: «Булуг аль-Марам» Ибн Хаджара, «Умдат аль-Ахкам» Абдулгани аль-Макдиси, «Заад аль-Мустакни» Мусы аль-Хаджави, «аль-Альфия» Ибн Малика, «аль-Катар» Ибн Хишама и другие книги. Они читали друг другу эти тексты по памяти для повторения после предвечерней молитвы и по вечерам, когда не было уроков у шейха ас-Саади, а также читали друг другу Коран, соблюдая правила таджвида. И все это продолжалось в течение десяти лет. («аль-Джами ли-хаят аль-‘алляма Мухаммад бни Салих аль-Усеймин («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина»),стр. 65)].

 

Шейх Абдуррахман ибн Насир ас-Саади по праву считается самым главным учителем Ибн аль-Усеймина, ибо он оказал на него наибольшее влияние: именно от него будущий ученый получил основные знания по исламским наукам, научился правилам приведения доказательств из Корана и Сунны, перенял педагогические навыки, воспринял методологию следования за шариатскими доводами.

 

[Сообщается, что Ибн аль-Усеймин повсюду сопровождал пешком шейха Абдуррахмана ас-Саади, куда бы того ни приглашали. По дороге он задавал вопросы своему учителю. Когда же они доходили до места назначения, юноша возвращался обратно, а шейх ас-Саади входил туда, куда его позвали. («Сафахат мушрика мин хаят аль-имам Мухаммад бни Салих аль-Усеймин» («Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина»), стр. 161)].

 

Кроме того, Ибн аль-Усеймин не упускал возможность получать знания и у других ученых, считавшихся крупными специалистами в своей области и проживавшие в Унейзе. Например, когда Абдуррахман ибн Али ибн Аудан занимал должность шариатского судьи города, Ибн аль-Усеймин изучал у него принципы наследственного права, а когда в Унейзе учительствовал шейх Абдурраззак Афифи, он углублял у него свои знания по грамматике и риторике*.

 

*[С ранних лет шейх Ибн аль-Усеймин отличался завидным упорством в требовании шариатских знаний. Некоторые члены семьи шейха Абдуллаха ибн Мухаммада ал-Мани (шариатский судья Унейзы до 1360 года хиджры (1941 г.) рассказывали, что “ежедневно рано утром юноша приходил к ним домой с бумагой для записей и книгами. Он стучал в дверь, приветствовал домочадцев шейха и просил у них разрешения подняться в библиотеку. Пробыв там до полудня, он спускался, приветствовал семью шейха и уходил. При чем в то время он еще даже не достиг совершеннолетия”. («ад-Дурр ас-самин фи тарджама факих аль-умма аль-‘алляма Ибн Усеймин». («Драгоценные жемчужины из биографии факиха уммы и великого ученого ибн аль-Усеймина»), стр. 24)].

 

После того, как в Эр-Рияде был открыт Научно-исследовательский институт по шариатским наукам, выдающийся ученик шейха ас-Саади — Али ас-Салихи — посоветовал молодому человеку поступить туда. Получив разрешение от своего учителя Абдуррахмана ас-Саади, Ибн аль-Усеймин отправился в столицу и поступил в институт в 1372 году хиджры (1952 г.). В течение двух лет он обучался у видных богословов, среди которых следует выделить знаменитого толкователя Корана Мухаммада аль-Амина аш-Шинкити*, выдающегося факиха Абдулазиза ибн Насира ибн Рашида и знатока хадисов Абдуррахмана аль-Ифрики. Во время своего обучения Ибн аль-Усеймин познакомился с будущим муфтием Саудовской Аравии Абдулазизом ибн Базом. Он изучал у него в мечети «Сахих» аль-Бухари и труды Ибн Теймийи. Кроме того, от Ибн База он перенял знания по хадисоведению, воззрениям ученых различных мазхабов и сравнительному фикху. По этой причине шейх Абдулазиз ибн Баз считается вторым наставником, который в наибольшей степени способствовал становлению Ибн аль-Усеймина как ученого.

Окончив экстерном институт в 1374 году хиджры (1954г.), Ибн аль-Усеймин возвратился в Унейзу, где продолжил обучение у своего шейха Абдуррахмана ас-Саади. Одновременно он заочно учился в местном филиале Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда на факультете Шариата, пока не получил диплом о высшем образовании в 1377 году хиджры (1957 г.).

 

*[Мухаммад аль-Амин аш-Шинкити (1325-1393 гг. хиджры/1905-1974) — выдающийся ученый из Мавритании, автор знаменитого тафсира «Адва аль-байян фи идах аль-Куран би-ль-Куран» («Свет разъяснения об истоловани Корана Кораном»). Поучительную историю о первой встрече с аш-Шинкити рассказал сам шейх Ибн аль-Усеймин: «В ту пору мы были студентами в Научном институте Эр-Рияда. Сидим мы в классе, как вдруг к нам входит шейх. Как только я увидел его, то сказал про себя: «Чему нас может научить этот бедуин?» Дело в том, что он был одет в потрепанную и простую одежду, на которой не было заметно никаких следов почета. И из-за этого шейх как-то сразу упал в наших глазах. Я даже подумал: «Стоило ли уезжать от шейха ас-Саади для того, чтобы сидеть перед этим бедуином?!» Но едва аш-Шинкити начал свой урок, как на нас сразу же посыпались жемчужные россыпи его знаний, подобные морской бездне. И в тот момент все мы осознали, что находимся перед одним из самых великих и выдающихся ученых мира. Мы извлекли огромную пользу из его знаний, свойств характера, нравственных качеств, богобоязненности и равнодушия к мирским благам» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 49)].

 

Преподавательская деятельность шейха.

 

По настоянию шейха Абдуррахмана ас-Саади, который заметил в своем ученике научный талант и педагогический дар, в 1371 году хиджры (1951 г.) шейх Ибн аль-Усеймин начал давать первые уроки в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза. Окончив Научно-исследовательский институт по шариатским наукам в Эр-Рияде в 1374 году хиджры (1954 г.), шейх стал давать регулярные уроки в мечети аль-Кабир, а также был назначен на должность преподавателя в научном институте Унейзы, где он работал до конца 1397 года хиджры (1977 г). С 1398 года хиджры (1978 г.) он стал читать лекции на факультетах Шариата и основ религии в местном филиале Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда, преподавая там до конца жизни.

В четверг 23 числа месяца джумада аль-ахира 1376 года хиджры (24 января 1957 г.) мусульманский мир постигла тяжелая утрата: скончался шейх Абдуррахман ас-Саади. Погребальную молитву по нему совершил шейх Абдуллах аль-Бассам. Он же провел с людьми и пятничную молитву, а также пять молитв в субботу. В воскресенье главный шариатский судья Унейзы Мухаммад ибн Абдулазиз аль-Мутавви’ попросил 29-летнего шейха Ибн аль-Усеймина занять должность имама-хатыба в мечети аль-Кабир и стать преподавателем вместо шейха ас-Саади. Предложение шариатского судьи поддержал губернатор провинции Эль-Касим и другие высокопоставленные лица города. Шейх Ибн аль-Усеймин согласился. В тот же день он провел свою первую полуденную молитву в качестве имама мечети аль-Кабир и стал совмещать обязанности имам-хатыба* с преподаванием в Национальной библиотеке Унейзы при той же мечети, основанной шейхом ас-Саади в 1359 году хиджры (1940 г.).

 

*[Последнюю в своей жизни пятничную хутбу шейх провел 30 раджаба 1421 года хиджры (29 октября 2000 г.). Таким образом за свою жизнь шейх прочитал около 2500 пятничных проповедей. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 177-178)].

 

После этого шейх Ибн аль-Усеймин не прерывал преподавательскую деятельность в мечети аль-Кабир вплоть до своей смерти.

Примечательно, что шейх преподавал не только в своей мечети. В 1390 году хиджры (1970 г.) на месте глинобитной мечети ад-Дали’а была построена новая мечеть. Джамаат этой мечети обратился с просьбой к шейху Ибн аль-Усеймину выделить время для уроков в их мечети. Шейх не отказал, и на протяжении последующих шестнадцати лет по воскресеньям и вторникам, после проведения закатной молитвы в своей мечети, он шел пешком около километра в мечеть ад-Дали’а, где преподавал «Заад аль-Мустакни», «Булуг аль-Марам» и «ар-Рахабийя» (поэма о правилах разделения наследства).

Количество учеников шейха Ибн аль-Усеймина постепенно росло. В результате библиотека при мечети аль-Кабир уже была не в состоянии вмещать всех студентов. Это обстоятельство вынудило шейха перенести занятия в саму мечеть. Студенты как из других городов Саудовской Аравии, так и из разных уголков мира стали приезжать в Унейзу для получения у шейха фундаментальных знаний о религии. Причем они приезжали именно в качестве студентов для полноценного обучения, а не вольнослушателей. Во время одного из визитов короля Саудовской Аравии Халеда ибн Абдулазиза ас-Сауда в соборную мечеть Унейзы ему сообщили о студентах, приезжавших в город для обучения у шейха Ибн аль-Усеймина. Тогда король приказал возвести рядом с мечетью здание и передать его студентам в качестве вакфа. После постройки здания оно стало студенческим общежитием, и в него переехала научная библиотека при мечети Унейзы.

Шейх Ибн аль-Усеймин обладал собственной уникальной методикой преподавания, которая может быть подытожена в следующих пунктах:

 

1 — Заучивание текстов наизусть. Он уделял этому повышенное внимание. Согласно разработанной шейхом программе обучения все студенты должны были выучить наизусть следующие тексты:

(1) Священный Коран. Если студент не знал Коран наизусть, то он должен был выучить те аяты, тафсир которых был пройден на уроке шейха.

(2) Вероубеждение: тексты (матн) «Китаб ат-таухид» ат-Тамими, «ад-Дуррат аль-мудыйя» ас-Саффарини (поэма, 210 стихов), «аль-Акыда аль-Васития» Ибн Таймийи, «Мимийя» Ибн аль-Каййима (поэма, 198 стиха).

(3) Терминология хадисов: «Нухбат аль-фикр» Ибн Хаджара, «аль-Байкуния» аль-Байкуни (поэма, 34 стиха).

(4) Хадисы: «Булуг аль-Марам» Ибн Хаджара (1569 хадисов).

(5) Фикх: «Заад аль-Мустакни» аль-Хаджави, «Умдат аль-Ахкам» Абдулгани аль-Макдиси, «аль-Бурхания» Мухаммада аль-Бурхани (поэма)

(6) Основы фикха: «аль-Варакат» аль-Джувейни (поэма), «Манзума усуль аль-фикх» (составил сам шейх Ибн аль-Усеймин, поэма, 103 стиха).

(7) Грамматика арабского языка: “аль-Аджуррумия” Ибн Аджуррума (проза и поэма), “аль-Альфия” Ибн Малика (поэма).

Таков перечень основных книг, которые шейх требовал от своих студентов выучить наизусть. Если студент не выучивал заданный текст, шейх выказывал ему свое порицание. В результате ученики шейха выучили под его руководством многие тексты по различным шариатским дисциплинам.

2 — Повторение пройденного материала. Шейх задавал ученикам вопросы по материалу прошлого урока, чтобы проверить насколько хорошо они выучили текст и уяснили комментарий к нему, а также подготовить к восприятию новой информации.

 

3 — Разъяснение своих комментариев. Шейх использовал различные средства, чтобы его объяснение поняли все студенты, особенно только вставшие на путь требования шариатских знаний. Он изъяснялся простым языком, приводил примеры, разбивал целое на части, проводил параллели из жизни.

 

4 — Обсуждение пройденной главы либо книги. Закончив комментарии какого-либо раздела или всей книги, шейх проверял ее знание учениками, задавал по ней вопросы, обсуждал неясные моменты.

5 — Использование поучительных историй. На своих уроках шейх требовал от студентов постоянного внимания и концентрации. В то же время, если он видел, что студент устал, отвлекается или рассеян, он тут же обращался к нему с вопросом, который только что был пройден, или рассказывал какую-либо поучительную историю по теме.

[В этой связи показательна следующая история. «Во времена, когда мечеть была еще глинобитной, шейх проводил уроки на крыше. Когда он садился, солнечный свет падал на него сверху, и вокруг освещения собирались ящерицы и прочая живность. Возможно, это отвлекло одного из студентов от урока, и он стал поглядывать на ящериц и насекомых. Заметив это, шейх решил тут же рассказать одну историю из жизни Абдуррахмана ас-Саади: «Один студент присутствовал на уроке нашего шейха Абдуррахмана ас-Саади, да будет милостив к нему Аллах, и отвлекся во время него, став засматриваться на каких-то птиц, летавших в небе. Тогда наш шейх сказал ему: «Охотиться за шариатскими знаниями лучше, чем охотиться за птицами» («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 62)].

6 — Подробное разъяснение аята либо хадиса. При необходимости шейх во всех подробностях разъяснял аят либо хадис по рассматриваемому вопросу, поскольку в основе каждого из них лежал соответствующий шариатский довод.

7 — Время для вопросов. За пять минут до окончания занятия любой студент мог задать вопрос по прослушанному уроку, который у него мог возникнуть. [На уроки шейха могли приходить и женщины, которым было выделено специальное помещение, отдельное от мужчин. Если какая-нибудь женщина хотела задать вопрос шейху по уроку, то она могла сделать это по телефону в конце занятия. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 53)].

8 — Повышенное внимание к новым студентам. Шейх уделял особое внимание тем ученикам, которые только начали требовать шариатское знание, дабы привить в них любовь к исламским наукам. Он давал им задание подготовить доклад по какой-либо теме, зная, что они еще не способны на это, однако делая это с той целью, чтобы они искали научные источники, «привязывались» к трудам по Шариату, получали навыки исследовательской работы.

 

9 — Нравственное воспитание. Шейх отводил важную роль нравам своих учеников*, а также развивал в них навыки призыва людей к Исламу**.

 

*[Шейх тщательно следил, чтобы студенты следовали Сунне и не делали в ней упущений. Если какой-нибудь студент не приветствовал другого человека салямом или не отвечал на салям, шейх гневался и тут же напоминал на своем собрании о необходимости приветствовать и отвечать на приветствие, не называя конкретных имен студентов, допустивших халатность. Если же студенты приходили в мечеть на занятия, громко разговаривая, то он тут же говорил: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, запретил сподвижникам громко читать Коран в мечети, сказав: «Каждый из вас ведет тайную беседу со своим Господом» (т.е. молится). Так если он запретил повышать голос, читая самую Благословенную Речь, то тем более этот запрет касается вашей речи!» Шейх постоянно напоминал ученикам, что студенты, требующие исламское знание, должны быть образцом для подражания в выполнении шариатских обязанностей (ваджибат) и рекомендуемых действий (сунан). («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 58-59). Также шейх часто повторял на уроках аят: «и знайте, что вы встретитесь с Ним« (сура «аль-Бакара», аят 223), говоря: «Клянусь Аллахом, если бы наши сердца были живы, то запечатлелись бы эти Слова в наших душах»].

 

**[Каждый четверг после закатной молитвы и до начала урока один из студентов должен был выступить перед остальными студентами с какой-нибудь проповедью, призывающей людей к выполнению норм Ислама, тема которой определялась заранее. После этого шейх и студенты давали комментарий по выступлению и делали необходимые замечания. Такие выступления были очень полезны для студентов, поскольку они готовили их к будущей проповеднической деятельности, прививали навыки ораторской речи, придавали уверенность в силах и т.д.].

 

Шейх Ибн аль-Усеймин не ограничивался преподаванием лишь в родном городе. Везде, куда он приезжал, шейх читал людям лекции на различные темы. С 1402 года хиджры (1982 г.) он стал давать уроки в Заповедной Мечети Мекки и Мечети Пророка в Медине в сезон хаджа*, во время месяца рамадан и в течение летних студенческих каникул. Это происходило ежегодно вплоть до кончины шейха.

Таким образом, шейх Ибн аль-Усеймин занимался преподавательской деятельностью полвека (1371-1421 гг. хиджры/1951-2001).

 

*[Шейх сам совершал хадж каждый год. По свидетельствам очевидцев, он не только давал уроки и наставления в своей палатке в Мине, но и обходил палатки других паломников. Вокруг него всегда собиралось огромное количество людей, но несмотря на жару, давку и другие трудности шейх всегда проявлял завидную выдержку и терпение. Сезон хаджа был самым напряженным: шейх круглые сутки выступал с проповедями и лекциями, давал фетвы и наставления, прерываясь только на молитву, сон и принятие пищи («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «, стр. 142-143)].

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!