Природа и специфика философских проблем.



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Реферат

по предмету «Философия»

на тему: «Введение в философию»

 

 

                                                                                   Исполнитель:

студент 202 группы

Дудкин В.А

Научный руководитель:

заведующий кафедрой,

доцент кафедры философии,

кандидат философских наук

Белокурский В.М.

 

Минск 2020

 

 

Что в этом мире человек желает боль­ше всего?

Вряд ли мы ошибёмся, если дадим та­кой ответ на поставленный вопрос: каж­дый человек хочет жить достойной жизнью, в любви и согласии с людьми, в гармонии с миром и своей совестью; каждый человек хочет достичь боль­ших успехов и счастья. Но жизнь очень не проста. Ежедневно мы сталкиваемся с проблемами, нару­шающими гармонию нашей жизни и тре­бующими от нас напряжения всех наших сил. И, совершенно естественно, боль­шинство из нас стремится решать сначала именно повседневные проблемы. И ис­пытываем потребность мы, прежде всего, в тех знаниях, которые были бы полезны именно для решения этих проблем.

Кто пробовал постичь природу в любом ее проявлении, общество в лю­бом из его многочисленных срезов, че­ловека во всём богатстве его способно­стей, - тот знает, какой это тяжёлый труд.Конечно, свои проблемы человек мо­жет решать, опираясь на свой жизненный опыт, не обращаясь к психологии, исто­рии или философии. Следует добавить, что разум и совесть даются человеку не от рождения. Они - плод серьёзных усилий человека по само­созиданию и самосовершенствованию. И разум, и совесть необходимо пробудить и развить в себе. А что может быть луч­ше для этого, чем постоянный и напря­жённый диалог с «самыми мудрыми и добрыми людьми всех народов».

Обратившись к философии и родст­венным ей областям знания, можно значительно расширить свой интел­лектуальный горизонт и достичь

иных, более глубоких уровней самопо­знания. Вэтом и заключается назначение фи­лософии.

В становлении и формировании духовной культуры че­ловека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненны­ми ориентациями. Философы во все времена и эпохи бра­ли на себя функцию прояснения проблем бытия челове­ка, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству. Философия не является строгой наукой в обычном понимании этих слов; у нее, однако, есть своя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею утверждений.

Общее понятие и содержание предмета философии.

В современной науке сложились и стали общеприня­тыми представления о том, как определить предмет лю­бой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, ка­кие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня. 2. Определить возможные направ­ления развития науки, т. е. направления исследований. 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не пред­ставляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), «представляет собой размыш­ление о предметах, знание о которых еще невозможно».

И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки».

Таким образом, ссамого начала возникает противопоставление знания разумного, истинного, открываемого философом изнания толпы, знания изменчивых, преходящих вещей. Мир получает как бы еще одно измерение: есть видимые изменчивые вещи, возника­ющие и исчезающие, иесть неизменное бытие, сущность, перво­причина, которая порождает изменчивые вещи. Философия ста­вит своей целью познание истины, то есть первоначала, вечного и неизменного бытия. Или, как говорил Гераклит, познания самого могущественного вмире исамого важного вчеловеческой жизни.

Такое представление о философии иее работе, в основном, со­хранялось на протяжении многих столетий. Сохранялось, прежде всего, внутри самой философии. Философия чаще всего определялась как наука о сущнос­ти, познание первых начал бытия, наука о всеобщем. Тем самым она отделялась от других наук, которые познают отдельные части сущего, а не сущее как таковое.

Философ стремится по­знать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни.

Важнейшей в философии становится проблема «единого и многого»: существует ли нечто, устойчивое и неизменное, сто­ящее за множеством отдельных изменчивых вещей. Это про­блема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческойжизнью.

Философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, и как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что же главное в предмете философии?

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как «любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия» с древ­негреческого на русский язык. Тогда предмет фило­софии — мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?

Древние греки определяли мудрость как некий косми­ческий «Ум», который правит всей Вселенной; или счи­тали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более по­здние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что фи­лософия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т. е. предмет философии — это учение о доб­ре и зле.

Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ — Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII— XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX—XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наибо­лее общих понятий», «познание Универсума», науку о цен­ностях, изучение наилучшей системы общественного ус­тройства и т.д.

Мир чувственных восприятий, говорит Платон, мир который обычные люди видят, слышат, осязают и принимают за истинную реальность, только тень настоящего мира. Настоящий мир пости­гается не чувствами, а умом. Высшая реальность открывается философам.

Развернутое исследование того, чем занимается философия, предпринял ученик Платона Аристотель, которого считают наиболее выдающимся греческим философом. В своем главном труде «Метафизика» он писал: «Есть некоторая наука, ко­торая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из частных наук не исследует общую природу сущего, но все они выделяют себе какую-либо часть его (сущего)». Философия исследует сущее само по себе, первые начала и причины.

Философия, по мнению Аристотеля, занятие людей сво­бодных Для Аристотеля философия не только наука, но и образ жизни, причем наисовершеннейший образ жизни, высший род досуга.

Если кратко изложить аристотелевское понимание фило­софии, то оно сводится к следующему. Философия: 1) уче­ние о сущем самом по себе, о первых началах и причинах, о боге; 2) это высшая умозрительная наука; 3) наука наук; 4) высший род досуга, наиболее совершенный образ жизни свободного человека, обладание знанием в общей форме и как таковая есть достояние немногих.

Один из крупнейших современных философов М. Хайдеггер вработе «Что такое философия?», приведя высказывание Аристо­теля о том, что «философия есть умозрительное понимание пер­вых оснований и причин», заключает: «Вопрос «Что есть филосо­фия» — уже решен Аристотелем».

И. Кант, выдающийся немецкий философ, писал: «Если и суще­ствует паука, действительно нужная человеку, то это та, ко­торой я учу... и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».Можно привести десятки подоб­ных утверждений философов.

Если же в обобщенном виде выразить то, как представля­лась философия в самосознании философов, то такое представление резюмируется в следующем: это наука о су­щем, о первых причинах бытия, наука наук, абсолютная на­ука, хранительница истины в последней инстанции, облада­тельница принципов, на основе которых, можно построить разумную жизнь.

Природа и специфика философских проблем.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим вних благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Вот как определял философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетия Мартин Хайдеггер: «Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Метафизика имеет вопросы, в которых мы стараемся охватить своими вопросами общее целое сущности, и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивая, оказываемся со знаком вопроса. Метафизика манила и манит нас: в темноту человеческой сущности. Наш вопрос: что такое метафизика? Превратилось в вопрос: что такое человек?»

А вот список философских вопросов, предложенных Бертраном Расселом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые возможности? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная целенаправленно? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря только присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он представляется астроному, - крошечной кучкой углерода и воды, которая бессильно копошится на маленькой второстепенной планете? Или же человек является таким, каким он представлялся Гамлету? А может он является и тем и другим одновременно? Существует ли высший и низший способы жизни, или все способы жизни напрасны? Если существует способ жизни, который является возвышенным, то в чем он заключается и как его достигнуть?»

Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека.Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с досто­инством завершить ее? Они не могут быть решены окон­чательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед че­ловеком ставит заново.

Не философы придумывают эти вопросы. Их «приду­мывает» жизнь. Философы — в меру своих сил и способ­ностей — ищут ответы на них. Сам характер философских проблем, однако, таков, что простое, однозначное, окончательное их разрешение невозможно. Философские ре­шения всегда гипотетичны. Философские вопросы — это, прежде всего мировоз­зренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаклю­чениях разума.

Исследовать эти вопросы, если и не отвечать на них дело философии. Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала. Но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферу философского интереса, а и представление человека о самом себе и мире своего бытия).


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 598; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!