Лекции кинолектория будут проходить в каждое последнее воскресенье  месяца в 15:00 в амфитеатре Музейного комплекса им. И. Я. Словцова (ул. Советская, 63).

В воскресенье, 31 января, в Музейном комплексе имени И. Я. Словцова возобновляет работу кинолекторий. В 2021-м году встречи в кинолектории посвящены теме «Образ врача в отечественном кино».

Й год стал годом медицины. Пандемия COVID-19 охватила все континенты, человечество надело санитарные маски, а люди в белых халатах приняли вызов болезни. Врачи медсёстры и санитарки, которые, рискуя жизнью, продолжают вести борьбу за своих пациентов, заражённых коронавирусом стали главными супергероями 2020-го года.

    Профессия врача символична. Врач по должности неразрывно связан со всей нашей сущностью: рождение, жизнь, страдание, воскрешение, сама смерть – врач всегда находится рядом. В мире созданы сотни фильмов и сериалов о врачах. Кино всегда присматривалось к медицине: здесь вопросы жизни и смерти пульсируют непрестанно, обстановка меняется от спокойной до критической в одно мгновение, проблема выбора всегда стоит слишком остро. Создатели фильмов, следуя традициям классической литературы, обычно наделяли медиков лучшими качествами, учитывая то, что в их руках была и остается жизнь человека. Однако были и другие примеры, когда медики переходили на «темную сторону» — подобная трансформация не менее интересна зрителю.

    Значительная часть фильмов, связанных с медициной, является, по сути, документальным свидетельством; в них раскрываются не только специфика профессии, но и повседневности – одновременно хорошо знакомой и скрытой от посторонних глаз.

    В рамках программы кинолектория Наталья Соколова расскажет о двенадцати отечественных  фильмах, посвящённых образам врачей. Образ врача в отечественном кино постоянно менялся. На примере фильмов, включенных в кинолекторий, Наталья Соколова покажет эту трансформацию. Только однажды будет нарушен хронологический принцип. Заключительный фильм кинолектория эксцентрическая музыкальная комедия «Айболит-66» (1967).

    В феврале будет рассказана история создания фильма «Во имя жизни», снятого в 1946 году выдающимися режиссерами Александром Зархи и Иосифом Хейфицем по сценарию знаменитого кинодраматурга Евгения Габриловича. В фильме показана история молодых нейрохирургов, которые, вернувшись с фронта в родной институт, продолжают прерванные исследования.

    Фильм «Во имя жизни» – пример позднесталинского периода в истории отечественного кино. К этому периоду относятся следующие фильмы кинолектория – «Пирогов» (1947) Григория Козинцева и «Сельский врач» (1952) Сергея Герасимова.

    Историко-биографический фильм «Пирогов» Григорий Козинцев снимал по сценарию Юрия Германа. В съемочную группу вошли постоянные сотрудники режиссёра – композитор Дмитрий Шостакович, оператор Андрей Москвин, художник Евгений Еней. Фильм посвящён великому русскому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову. Его роль играл Константин Скоробогатов. Скоробогатов — Пирогов, пожалуй, главная удача этого фильма. Он начисто лишен какой бы то ни было репрезентативности, парадности. Он не произносил речей, не становился в позу. Это был действительно человек дела и человек долга.

    Тамара Макарова играла роли героинь в большинстве фильмов Сергея Герасимова. Появившись на экране у Герасимова, Макарова стала олицетворением русского национального характера и русской красоты. Тамара Макарова дважды сыграла в роли врачей в фильмах Сергея Герасимова. В первой большой совместной творческой удаче фильме «Семеро смелых» актриса сыграла арктического доктора Женю Охрименко. В фильме «Сельский врач» сыграла роль выпускницы медицинского института Татьяны Казаковой, которая приезжает по распределению в село Горячие Ключи.

    Тему военных медиков продолжит фильм Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек» (1958). Фильм снят по мотивам романа Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Главная роль врача Владимира Устименко была специально переписана автором под актера Алексея Баталова. Сюжетный материал писатель использовал в продолжении истории о враче Владимире Устименко – романах «Дорогой мой человек» (1961) и «Я отвечаю за всё» (1965).

    Персонаж Алексея Баталова, врач-романтик, – образцовый герой оттепельного кино.     Среди героев оттепельного кино 1950-х — начала 1960-х годов врач – один из самых востребованных. Фильм «Коллеги» (1962) создан молодыми людьми: режиссёру Алексею Сахарову было 28 лет; автору одноимённой повести, которая стала основой фильма, Василию Аксёнову – 30 лет; актерам, исполнителям главных ролей выпускников 1-го Ленинградского медицинского института – Саша, Алёша и Владька, – актерам Василию Ливанову, Олегу Анофриеву и Василию Лановому соответственно – 27, 32 и 28. Поэтому фильм получился искренним и задорным.

    Врач в кино эпохи застоя – знаковая фигура. В картине режиссера Евгения Карелова «Дети Дон Кихота» (1966) Анатолий Папанов сыграл роль врача-акушера в роддоме. Жизненный принцип героя Папанова Петра Бондаренко — если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды, не обращая внимания на злые языки. Не напрасно он назван Дон Кихотом: кому-то может казаться, что Бондаренко борется с ветряными мельницами, но на самом деле он совершает благородные поступки, не ожидая ничего взамен.

     С картины «Степень риска» (1968) начинается врачебная кинолетопись застоя. Фильм Ильи Авербаха вышел ровно через полгода после трагических событий в Праге в августе 1968-го года. Картина снята по повести кардиохирурга Николая Амосова, который проводил первые операции по протезированию митрального клапана. Но главное тут — не искания и сомнения профессора. Главное — атмосфера. Зрителя, как обреченного пациента, который, когда ему вводят наркоз, на всякий случай прощается с жизнью, приговаривают к заточению в палате, коридорах и обнесенном чугунной оградой дворе больницы. Посреди зимы. Этот внезапно сковавший холод — и есть окрик разболтанным 1960-м, их июльским дождям.

    Экзистенциальная драма «Ты и я» (1971) Ларисы Шепитько по совместному сценарию с Геннадием Шпаликовым повествует о двоих учёных, переживающих кризис среднего возраста. Подойдя вплотную к открытию, которое имело серьёзное значение в нейрохирургии, Петр и Александр, талантливые медики, на время бросают научную деятельность, приносящую и моральное удовлетворение, и пользу людям. Они выбирают более легкий путь к успеху и материальному благополучию. Но этот выбор не приносит счастья. Душевная дисгармония, внутренний разлад, недовольство собой мешают наслаждаться спокойной налаженной жизнью. Петр принимает решение бросить все и вернуться к любимому делу.

    Актёр Андрей Мягков стал символом врача в позднем советском кино. И даже халат для этого ему было надевать не нужно, как, например, это было в «Иронии судьбы». Андрей Мягков дебютировал в кино именно в роли врача: произошло это в 1965-м году, когда он сыграл роль Сергея Чеснокова в картине Элема Климова «Похождения зубного врача». А через десять лет, в 1975-м году, Мягков снялся в роли Жени Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. В фильме Лукашин-Мягков произносит замечательную фразу, которую можно, пожалуй, назвать своеобразным врачебным девизом: «Я хирург. Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо». в 1979-м году Андрей Мягков сыграл врача-кардиолога Льва Нечаева в картине Аиды Манасаровой «Утренний обход».

    Перестройка превратила врачей на экране из идеальных героев в обыкновенных людей — таких же, как и их пациенты: с отчаянием в сердце, с сомнениями в душе, с бесплодными надеждами, с семейными проблемами и даже болезнями.

    Фильм Киры Муратовой «Астенический синдром» (1989) состоит из двух самостоятельных новелл. В первой показана беспомощность человека перед лицом смерти, потеря близкого человека. Во второй — беспомощность перед лицом жизни, потеря самого себя. Заболевание, которым страдает герой второй новеллы, меняет восприятие действительности, расщепляет ее, обессмысливает... а, возможно, показывает именно такой, какова она есть. Диагноз, вынесенный в название, ставится не только герою, но и всему окружающему миру. Фильм «Астенический синдром» для автора кинолектория – повод вспомнить образы врачей в фильмах Киры Муратовой.

 

Лекции кинолектория будут проходить в каждое последнее воскресенье  месяца в 15:00 в амфитеатре Музейного комплекса им. И. Я. Словцова (ул. Советская, 63).

   


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!