Студенческий научно-образовательный центр как фактор развития



Инновационного потенциала студентов вуза

 

Актуальность выбранной нами темы связано с тем, что студенты во время учёбы в вузе и после его окончания желают заниматься наукой, новациями, инновациями и преподавательской деятельностью, а также вузы заинтересованы в молодых и перспективных научных кадрах.

Как известно, наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. В современном российском обществе научно-педагогические кадры устарели и нуждаются в оптимизации.

Проблема в современном обществе научные открытия и достижения (новации) можно использовать для научно-инновационных проектов, в целях получения прибыли и оптимизации российского общества. Так же можно отметить, что научные кадры РБ и РФ в целом устарели, и профессорско-преподавательский состав необходимо пополнить новыми кадрами.

Суть проекта состоит в том, чтостуденческийнаучно-образовательный центр будет включать в себя:

1. Организацию и работу научных семинаров (по написанию статей, диссертаций, оформлению грантов, инновационных проектов и портфолио).

2. Дополнительные занятия по философии, иностранному языку, спец. дисциплинам, ораторскому искусству, IT- технологиям.

3. Школа молодежного предпринимательства (обучающие семинары по бизнес-проектированию, конкурс бизнес-проектов).

Основные результаты проекта:

- создание научно-инновационных групп реализующих программы:

 - бюро по архитектурному строительству;

- лаборатория энергоаудита;

- центр диагностики двигателей, топлива;

- бюро стратегического планирования;

- штаб ЖКХ;

- защита кандидатских диссертаций (пополнение профессорско-преподавательского состава новыми кадрами из числа студентов-выпускников).

Студенческий научно-образовательный центр поможет студентам в получении дополнительных общекультурных и профессиональных компетенций.

 

Л. В. Кислых,

ФГБОУ ВПО «ЕГУ им. И.А. Бунина», (г. Елец)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В современных социально-экономических условиях развития общества потребность в высокопрофессиональных дизайнерах затрагивает систему их подготовки. Качество профессиональной деятельности специалиста определяется его компетентностью.

Понятие «профессиональная компетентность» применительно к качеству подготовки будущих дизайнеров используется недавно и представляет собой совокупность их творческих и профессиональных способностей.

Исследуя дизайнерское образование, мы связываем формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров с эстетическим воспитанием личности, которое в сочетании с проектным мастерством и знанием новейших технологий в области дизайна, направлено на преобразование предметно-пространственной среды, и является основой дизайнерского профессионализма. Таким образом, уровень компетентности дизайнеров становится также показателем качества их образования.

Анализ научных исследований показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества работ по формированию профессиональной компетентности в образовательной области дизайн. Однако в них либо затрагиваются некоторые компоненты компетентности (экологическая, художественная и т.д.), либо процесс формирования исследуется на примере отдельных учебных дисциплин (компьютерной графики, живописи, макетировании и пр.).

Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров с позиций анализа современного отечественного и зарубежного образования, выявленных подходов и тенденций развития системы дизайнерского образования.

Следует отметить, что вузы по подготовке дизайнеров имеют свою специфику деятельности. С одной стороны, это возможность оперативного и экономически самостоятельного проведения образовательной политики, совершенствования образовательных программ, открытия новых специальностей, актуальных для современного рынка труда и др. А с другой стороны, как показывают результаты диагностики, наблюдаются тенденции к увеличению числа абитуриентов с недостаточным уровнем художественной, общеобразовательной и эстетической подготовки, что сказывается на способности усвоения образовательных программ в соответствии с требованиями Государственного стандарта. В дальнейшем это отражается и на формировании профессиональной компетентности [4].

Особое внимание требуется уделить интенсификации учебного процесса на начальном пропедевтическом этапе обучения. Такой подход позволит будущим дизайнерам в процессе дальнейшей подготовки продуктивнее осваивать выбранную профессию.

Выявленные особенности дизайнерского образования в ВУЗах обосновывают необходимость создания пропедевтических вариативно-модульных учебных программ, в процессе освоения которых изучаются вопросы теории и практики развития дизайна, принципы проектной культуры, развивается эстетический вкус и чувство стиля [5].

При этом важной составляющей оптимизации учебного процесса будущих дизайнеров является разработка новых подходов в деятельности преподавательского состава. Обучение должно проводиться под руководством педагога, отслеживающего профессиональное развитие каждого студента [1].

Дизайнерское образование за рубежом (в Японии, Англии, Германии) представлено как система организации культуротворческой среды в обществе и государстве и определяет нацеленность ВУЗов на активное применение новых технологий в учебном процессе, готовность к диалогу с заказчиком, проведение спецкурсов дизайнерами с мировым именем. Обучение отличается узкой направленностью, ведущие преподаватели - это дизайнеры-практики, имеющие собственные студии, в которые по окончании курса набираются наиболее талантливые выпускники.

В России каждая из школ подготовки дизайнеров высшей квалификации (московская, петербургская, екатеринбургская, ростовская) руководствуется своей оригинальной концепцией дизайна и индивидуальным видением задач, методов и средств их решения. Одним из достоинств отечественного дизайнерского образования является широта и большой объем академических знаний.

Анализ содержания современного дизайнерского образования показал, что целесообразным представляется использование достижений как отечественных, так и зарубежных школ дизайна. С одной стороны, на начальном этапе обучения необходимо создать условия овладения студентами фундаментальных знаний в области дизайна. С другой, - применение узконаправленного обучения под руководством преподавателя и с участием профессиональных специалистов для освоения новейших методик и технологии проектирования. Это создаст возможность подготовить студентов, обладающих обширным объемом знаний и профессиональной компетентностью.

Следует различать понятия «компетентностъ» и «компетенция». «Компетенция» рассматривается как готовность или способность субъекта решать определенные профессиональные задачи.

В основе формирования профессиональной компетентности студентов усматривают, прежде всего, творческий компонент, а также совокупность деятельностных составляющих (проектной, производственно-технологической, организационной, управленческой, научно-исследовательской, художественно-графической и социально-личностных).

Деятельность дизайнера обусловлена основными задачами преобразования предметно-пространственной среды, включая утилитарную, эстетическую, коммерческую и развивающую стороны. Следовательно, профессиональная компетентность будущих дизайнеров должна соответствовать уровню вышеперечисленных требований и представлять собой интегральное качество личности дизайнера, включающее в себя общекультурные и профессиональные компетенции с адаптацией к рынку труда.

Общекультурные компетенции (интеллектуальные, социокультурные, научно-исследовательские, информационные, организационно-управленческие, экономические) необходимы для широкого круга профессий и включают обязательные знания в области общеобразовательных дисциплин и основных закономерностей развития искусства [2].

Профессиональные          компетенции (художественно-творческая деятельность, проектная, информационно-коммуникативная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая, экспертно-консультационная, инновационная) включают в себя профессионально-функциональные знания и умения, которые обеспечивают конкретизацию общекультурных компетенций и рассматриваются как владение методами творческого процесса в профессиональной деятельности. Будущий дизайнер должен владеть методами творческого процесса проектирования; уметь пользоваться графическими программами при выполнении дизайн-проектов; знать и применять правовое законодательство в своей сфере деятельности; создавать проект по требованиям заказчика, что определяет еще одну - социальную - сторону компетентности. Важную роль играет специализация будущего дизайнера [3].

Подводя итоги, можно определить профессиональную компетентность будущих дизайнеров как интегральное качество личности, включающее общекультурные компетенции - необходимые для широкого круга профессий, и профессиональные. Отличительными особенностями понятия являются: адаптация к рынку труда по результатам прогностических исследований; усиление социализации, для чего в процессе обучения необходимо создавать условия для выполнения студентами реальных проектов; подготовка дизайнера с учетом вариативных специализаций.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1982 - 210c.

2. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971 – 347c.

3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994 – 486c.

4. Перевозов Л.Б. Дизайнерское образование в условиях развивающейся страны// Дизайн в высшей школе. М.: ВНИИТЭ, 1994 – 98c.

5. Савельева Н.Т. Эстетика на предприятиях легкой промышленности. М.: Легкая индустрия, 1969 – 264c.

 

И.Р. Канбекова,

ФГБОО ВПО «ТюмГУ»,

« Институт психологии и педагогики» (г.Тюмень)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!