ПОНЯТИЕ ДИАЛОГА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА



Культура как понятие было сформулировано немецким ученым XVII века Самуэлем Пуфендорфом. В России термин культура получил распространение с середины XIX века.

Слово «культура» является фундаментальным в российской науке. Широта этого понятия позволяет ему занять одно из главных мест в современной научной проблематике. «Философия культуры», «культура эпохи», «дворянская культура», «пролетарская культура», «современная культура», «русская культура», «древняя культура», «аграрная культура», «культура производства», «культура поведения», «музыкальная культура», «культура чувств», «физическая культура» - все эти понятия активно используются в науке. Все эти понятия являются вариантами культуры.

Определения культуры насчитываются сотнями. В словаре В.И. Даля культура - это обработка и уход, возделывание; это образование - умственное и нравственное. Как мы видим, русский этнограф выделяет происхождение слова от латинского корня и сохраняет его первоначальное значение, усиливая нравственную сторону. Современный ученый Ю. М. Лотман отмечает разницу в смысловом, семантическом наполнении понятия «культура» в разные исторические эпохи у разных ученых. Однако, как полагает Ю. М. Лотман, разница эта не должна нас обескураживать, если мы вспомним, что значение этого термина произошло от типа культуры, что каждая историческая эпоха порождает ей присущую, собственную модель культуры [5; 203].

Культура при этом, однако, имеет признак - «отгороженную сферу» - и осознается на фоне оппозиции «не культуры», являя таким образом «знаковую систему». В определении Ю.М. Лотмана главное - оппозиция: культура - не-культура. Действительно, во всех подходах - от научного до бытового - мы эту оппозицию замечаем. В науке она видится в основательности и достоверности теоретических выводов [5; 204].

Но сложность определения «культура», помимо ее исторической и социальной неоднозначности, заключается и в том, что культура, подобно живому организму, растет и разрушается. Культура сохраняется лишь в коммуникации, во взаимном живом обмене, в живой человеческой речи.

Большой академический словарь русского языка дает первым из значений слова культура: «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура». История культуры говорит нам, что знания, которые выработаны трудом людей, накоплены наукой, все растут... и служат для дальнейшего развития наших познавательных способностей» [1; 241].

Рассматривая различные определения понятия «культура», можно говорить о ней как о факторе социального развития и самореализации, о преодолении человеком своего вида, о культуре как о непрерывности, о культуре как о диалоге.

Диалог в переводе с греческого означает разговор, совместное размышление, сопоставление точек зрения ценностей двоих. Оно появилось в античности как оппозиция монологичной речи и было воплощено в драматургии и философии того времени. Сам жанр диалога был порожден драматизмом жизненных ситуаций. Однако в современной культурологии смысл понятия «диалог» иной. Диалог – универсальный способ существования культуры. В процессе диалога происходит обмен опытом, информацией, достижениями. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога существует культурный опыт человечества, традиция, но, вместе с тем. Диалогичны и механизмы обновления целостного содержания культуры. Инновация предполагает диалог Автора творения и его восприемников, тех, кто пронесет сквозь годы и передаст потомкам ценностный смысл изобретения, творения.

Современное понимание диалога в культуре представлено в трудах М.М. Бахтина, Л.Н. Когана, С.Н. Иконниковой. Диалог понимается сегодня как способ реализации связей и отношений в культуре. Субъектами диалога являются равно свободные, необходимые и самоценные личности или культурные общности.

М.С. Каган определяет смысл понятия диалог следующим образом: это высшая форма межсубъектного взаимодействия, оптимальный тип отношения человека и человека, классов, наций, людей и природы, современности и прошлого самой культуры [3; 86].

Диалогичность культуры, отмечает М.С. Каган, естественно порождается как широкий спектр разных форм соприкосновения взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего.

Л.Н. Коган делает акцент на человекотворческой функции культуры. Диалогичность присуща культуре как целостному явлению и ее модификациям. Культура, неся в себе потенциал обмена сущностными, социальными силами людей, реализует основную свою, человекотворческую функцию только в форме диалога, созидающего влияния людей друг на друга. Произведения искусства, результаты творческого труда человека становятся фактами культуры лишь тогда, когда включаются в процесс реального функционирования культуры в обществе, воспринимаются умом и душой человека. Именно поэтому культурно-исторический процесс, согласно логике существования культуры, есть бесконечный диалог культурных ценностей и Человека, ими взращенного [4; 29].

Человек, осваивая культуру, привносит в культурную традицию современное прочтение и осмысление материальных и духовных ценностей прошлых эпох, творчески меняет культуру. В единстве традиции диалог становится способом, средством и условием сохранения, распространения и преумножения ценностного потенциала культуры.

Культурное прошлое предлагает актуальной культуре многоголосие смыслов. Современник обращается к прошлому и выбирает ему присущий смысл. Культура в диалоге обращается ко всему человечеству.

Ни природа, ни техника не являются сами по себе фактами культуры. Только в присутствии человека, в его оценке приобретается смысл.

Лишь в человеческом социуме возникает диалог, позволяющий говорить о присутствии культуры. При общении людей в обществе, в результате их творческой деятельности появляется культура данного общества. Именно в этом сочетании и синтезе природы и человеческой деятельности - и рождается культура.

Культуру можно исследовать, основываясь на динамике общественно-исторического развития, когда происходит смена поколений. Каждое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследованную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий. В этом плане понятие «культуры» фиксирует человечески содержательный аспект общественных отношений, его можно определить через вовлекаемые в процесс общественного производства объекты (предметы, знания, символические системы и т.п.), способы деятельности и взаимодействия людей, механизмы организации и регуляции их связей с окружением, критерии оценок окружения и связей с ним. Здесь культура понимается как процесс, результат и поле осуществления диалога человека в данное время.

Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а, следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни самосовершенствование личности.

В основе истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие, диалог в культуре. В культуре различается обыденный слой и ее специализированные сферы - искусство, религия, философия, наука, а также политическая, экономическая и правовая области, которые ориентированы как на поддержание социального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена культурами разных стран, разных народов, разных народностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой академический словарь русского языка.- Наука, 2011.

2. Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. - СПб.-М.: Товарищество М.О. Вольфа, 1903-1909.

3. Каган М. С. О педагогическом аспекте теории диалога. Диалог в образовании. - Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

4. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры (Духовно-нравственные аспекты формирования нового человека). - М., 1983.

5. Лотман Ю.М. Механизмы культуры // Избранные статьи в трех томах. Т. III. Таллин, 1993. – 326 с.

6. Словарь русского языка. Под ред. А. П. Евгеньевой. Т. 1- 4. М., 1981-1984; см. также: С.Г. Тер-Минасова. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Н. Л. Главатких, Р. Р. Камалов,

ФГБОУ ВПО ГГПИ им. В. Г. Короленко (Г. Глазов)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!