Критика: нет осознания себя; отсутствует свобода воли



Основные подходы к объяснению феномена сознания в психологии.

 

Психофизика: объяснить сознание в терминах физики. Г. Гельмгольц  (1821-1894):Психика расшифровывает иероглифы сенсорных данных. Для восприятия глубины психика осуществляет тригонометрические расчеты.

Эрнст Генрих Вебер (1795-1878) – психофизиолог, анатом, исследования кожной и мышечной чувствительности; закон Вебера-Фехнера. Густав Теодор Фехнер (1801-1887) – психофизиолог, основатель психофизики (в психологии возможны вычисления); один из основателей экспериментальной психологии; связь психики и тела; исследования бессознательного

Психофизика гласит, что все психические явления подчинены определённой закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически. Внешняя психофизика (по Фехнеру) измеряет взаимосвязь между раздражениями и органами чувств; внутренняя психофизика занимается связями между нейронными процессами и переживаниями.

Психофизика была задумана Г. Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Согласно Г.Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составить предмет внешней психофизики, с другой, - в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики. Ограничение собственных исследований лишь областью внешней психофизики. Учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологии. До И. Гербарта было принято считать, что психическое имеет лишь одно измерение-временную длительность или последовательность. Для применения же математических процедур необходимо, по крайней мере, соотношение двух рядов переменных. Психофизика, следовательно, становилась наукой о связи раздражений и ощущений, т.е. общая проблема связи духовного и физического мира стала выступать в форме связи интенсивности ощущений и раздражений. Установленные Г. Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения математического закона к ним, ставило на передний план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и способов математического анализа и описания психофизических отношений.

 

В центре его интересов оказался давно установленный рядом наблюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Звон колокола в дополнение к уже звучащему колоколу произведет иное впечатление, чем присоединение одного колокола к десяти. Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т.д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э. Вебер, который ввел понятие об "едва заметном различии между ощущениями. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тщательно разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) различие между ними. Фехнеру принадлежит и ряд других методов измерения ощущений (кожных, зрительных и др.), три основных метода: метод минимальных изменений, метод средних ошибок и метод верных и ложных случаев.

Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий. Выведенная Фехнером всеобщая формула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер. Развитие психофизики начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах. Но она имела огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между явлениями.

 

Физ преобразуется психикой в сознательное.

(-) Но как именно? Напр., невозможность объяснить природу псих ограничений (475 нм – синий)

 

Структурализм: В. Вундт, Э. Титченер. Сознание состоит из отдельных элементов. Их нужно найти с помощью интроспекции. Химия души. Сознание - структура, разлагающаяся на элементы. У нее есть объем (центр, границы, периферия). У объема сознания есть качество - целостность. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое. Вундт говорил об ограниченности сознания. Одно из двух одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого. Вычислил число 7±2.[1] Вундт вычленил «простейшие элементы» сознания: ощущения и элементарные чувства.

 

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования.

Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Так сложилась школа Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и о внутреннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом. Опыт, рассматриваемый в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются субъектом, это непосредственный опыт, который и изучает психология.

Психология, определяемая как наука о непосредственном опыте, является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъекту. Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание.

Поскольку все науки изучают одни и те же предметы, но с разных точек зрения, постольку «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими и естественнонаучными методами». Поэтому в психологии также должны использоваться экспериментальные методы, «имеющие целью осуществить точный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием в применении к явлениям природы».

Эксперимент не отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления — поведение, деятельность — Вундт исключал из психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным. Основная задача интроспекции – добраться до первичной чувствующей ткани сознания.

Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев.

Самостоятельность психологии Вундт обосновывал принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального. И поскольку уникальным предметом психологии является непосредственный опыт человека, а все остальные естественные науки, в том числе и физиология, изучают лишь опосредованный опыт, продукты переработки этого опыта (в результатах которых не содержится никаких данных, расширяющих возможности психологических объяснений), то психология и имеет право на самостоятельное, независимое от других наук право на существование.

 

Предмет психологии – непосредственный опыт сознания. Цель: выявить первичные элементы сознания, которые потом через ассоциации создают более сложные образования.

Волюнтаризм (воля первичный и конечный духовный акт)

Мышление и воля недоступны изучению с помощью интроспекции – вывод: должны быть две психологии – физиологическая и историческая (культурная психология, народная психология). Именно последняя анализирует проявление мышления и воли.

Задачи физиологической: выделить простейшие элементы сознания, связи между ними, закономерности. Методы: сочетание интроспекции и эксперимента.

Задачи психологии народов: исследование «народного духа», «коллективной воли» народа. Методы: анализ культуры, мифов, нравов, языка

Разрабатывать психологию должны философы

 

Сознание представляет собой два уровня:

1. Низший (простейший), состоит из первоэлементов. Первоэлемент – «кирпич», сложный элемент сознания. Задача: систематизация первоэлементов

2. Далее по закону ассоциации первоэлемент объединяется в сложный. Апперцепция (Апперцепция— зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей) управляет этим, носит волевой характер, проявляется как сила, определяющая направление, ассоциация предвосхищения.

(-) Но содержание сознания постоянно меняется и как разложить на части неосознаваемое


Функционализм: Сознание включается тогда, когда не срабатывают автоматизмы. Оно выбирает, что делать. Джеймс: сознания не существует, только психика. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).

Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек).

Поток сознания непрерывен => нельзя психику разложить на элементы. Т.к. в один и тот же поток нельзя войти дважды, один и тот же эксперимент нельзя провести дважды => отрицание эксперимента в психологии. Состояния нашего ума никогда не бывают абсолютно тождественны. Тождественен объект, а не наши мысли или ощущения.

У каждого объекта много свойств. Сознание выделяет те, которые полезны для действия. Психические обертоны - это реально существующие, но не выделенные сознанием в данный момент стороны нашей мысли. Сознание как избирательная комиссия, которая выбирает что-то из множества стимулов, при этом выбранный стимул выделяется, а другие подавляются.

Джеймс

Джемс рассматривал сознание как выполняющее важную функцию в человеческой жизни. Оно появилось потому, что было полезно. Это инструмент, с помощью которого организм приспосабливается к окружающей среде.

Разлагать сознание на элементы – бессмысленно – поток сознания непрерывен, сознание, в целом, а не его отдельные элементы, предназначено помогать организму быть эффективным в различных жизненных ситуациях.

=> экспериментировать над сознанием не слишком продуктивно: один и тот же эксперимент невозможно повторить.

Сознание – это поток. Состояния нашего ума никогда не бывают абсолютно тождественны. Тождественен объект, а не наши мысли или ощущения. У каждого объекта много свойств. Сознание выделяет те, которые полезны для действия. Ни одно свойство не является абсолютным, требующим обязательного выделения мыслью. Наши мысли об одном и том же объекте отражают разные свойства. Но, чтобы установить тождественность этих мыслей, сознание обязано выделить несколько сторон у объекта своей мысли и остановиться на тех из них, которые тождественны другой мысли об этом же объекте. Психические обертоны – это реально существующие, но не выделенные сознанием в данный момент стороны нашей мысли.

«Закон диссоциации образа при изменении сопровождающих элементов»: сознание выделяет в предъявленном объекте в первую очередь те его качества, которые отличают данный объект от подобных, сопровождающих его предъявление; повторные предъявления того же объекта вместе с новыми объектами постепенно ведут к полному обособлению в сознании данного объекта.

С помощью эмоций организм сообщает сознанию о совершающихся в нем процессах. Это важно, т.к. сознательным усилием человек может снять нежелательную реакцию и вызвать положительную. Сами по себе эмоции приспособительного значения не имеют.

Функциональная психология Джеймса противостояла взглядам Вундта и Титченера. Согласно ей цель психологии - не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания. Джемс писал, что сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание - это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде: без него была бы невозможна эволюция человека.

Джемс также подчеркивал нерациональные аспекты человеческой природы. Люди - создания не только мыслящие, но еще и импульсивные, подверженные страстям. Даже говоря об исключительно мыслительных процессах, Джемс подчеркивал роль нерационального. Он отмечал, что интеллект работает под влиянием тела. Мнения складываются под воздействием эмоциональных факторов, на формирование суждений и понятий оказывают влияние потребности и желании людей. Таким образом, Джемс не рассматривал человека как существо всецело рациональное.

Цель, или функция сознания - дать человеку способность - в виде умения выбирать - приспособиться к окружающей среде. Джемс различал сознательный выбор и «привычку», он считал, что привычки бессознательны и непроизвольны. Сознание начинает действовать, когда мы сталкиваемся с новой проблемой и необходимостью выбирать путь ее решения.

 

(-) С – способствует выживанию. Нет доказательств. Сознание включается тогда, когда не срабатывают автоматизмы. Оно выбирает, что делать. – зачем?

Психика – продукт усложнения жизни или наоборот, усложнение жизни – следствие способности психического отражения. Между тем в усложнении ГМ нет биолог и эволюционного обоснования

экспериментировать над сознанием не слишком продуктивно: один и тот же эксперимент невозможно повторить. – отрицание методов

жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде: без него была бы невозможна эволюция человека – как оно появилось?

Джемс подчеркивал роль нерационального (эмоции). – в чём польза механизма?

Фрейд

Фрейд убеждён, что занимается естественной наукой. Он монист, и считает, что в мире всё детерминировано, в том числе содержание сознания человека.

Фрейд объясняет сознание психическими процессами, которые в сознании не даны – бессознательным. Фрейд вводит бессознательное как мощную самостоятельную структуру, которая ни на что сознательное не похожа и , тем не менее, управляет сознанием

Сделал вывод, что человек всегда объясняет свое поведение, но не всегда то, что его сознанию кажется искренним объяснением своего поступка, в действительности соответствует его реальной причине. Мы не должны верить человеку на слово, а должны, как положено в естественной науке, подвергать все сомнению и перепроверять.

В области психического нет и не может быть ничего произвольного, недетерминированного. Следовательно, если содержание сознания нас обманывает, то оно обманывает неслучайно. По видимому, в психике, кроме сознания, существует еще какой-то контрольно-пропускной механизм, принимающий решения, какую информацию допускать в сознание, а какую – нет (цензура). Фрейд сосредоточился на непроизвольных ошибках (пропущенных цензурой), чтобы выяснить какую именно информацию цензура не пускает в сознание. И делает вывод, что информацию, прямо или косвенно связанную с неприятными или нежелательными переживаниями. По той же причине Фрейд обращается к сновидениям, полагая, что во время сна цензура тоже «спит».

(-) Сознание управляется бессознательным, а бессознательное вытеснено из сознания. + жуткое горопизирование

Гештальт: Психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.

Естественнонаучное направление. Вертгеймер: «Гештальттеория является по сути такой же строгой, как математическое положение». Многие понятия они заимствовали из физики и старались строить свою теорию по её образцу.

В основном, здесь стоит говорить о Курте Левине: идея проведения тренингов, изучение групповой динамики, структуры группы, уровня притязаний, мотивации…

Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целостную ситуацию. А целое нельзя раскладывать на элементы – тогда это целое пропадет (объяснительный принцип).

Деятельность сознания нельзя выводить из элементов, она является непосредственной функцией от целого, порождается этим целым.

Мир никогда не воспринимается как хаотичный. Элементы стимульного материала объединяются в классы.

Процесс познания определяется не столько получением новой информации сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи. Изучали процесс решения задач. При переструктурировании (инсайте) ситуации происходит нечто аналогичное обращению фигуры и фона: неизменная ситуация трансформируется и начинает в целом пониматься иначе. Фигура на новом фоне выглядит иначе. У человека решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным «Ага-переживанием»

Опыт Вертгеймера со стробоскопом (фи-феномен).

Опыты Кёлера на курицах с полосками разных цветов.

Коффка полагает, что в начале жизни младенец видит единое пятно, как целое, на котором постепенно проявляются фигуры.

Сознание не обладает самостоятельной активностью. Существенную роль играет «структура объективной ситуации», а не интересы/желания человека. Так, по Келеру, напр., есть стремление к хорошей форме. Психика – «феноменальное поле», совокупность того, что чел переживает в данный момент.

Активность субъекта?

Эксперименты сводились скорее не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования.


Сведение сознания к физиологии: поиск взаимосвязей психики и мозга. Сеченов,

Центральное нервное торможение: раньше единственным процессом считалось возбуждение, Сеченов называет торможение нервным механизмом мышления и воли. Открытие центрального торможения позволило описать процессы “обрыва” рефлекса. Не получив внешнего разрешения, завершающая часть рефлекса “уходит вовнутрь”, превращается в мысль. Это дало Сеченову возможность воскликнуть: “Каждая мысль имеет рефлекторную природу!”. Этот процесс перехода внешнего во внутреннее получил название интериоризация.

Программа развития психологии как естественнонаучной дисциплины: предмет психологии – рефлекс, психический акт. Триединство психического акта: начало – физическое; центральный момент – работа мозга; окончание – движение. Объективные методы. Изучать психологию должны физиологи. Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:

-  на предмет психологии как науки – рефлекс, психический акт;

-  исходный методологический принцип изучения психики; (изучать психический акт в целом), также: принцип саморегуляции на обратных связях, тождества сознания и психического, триединства психического акта – физиология-ГМ-движение, принцип детерминизма.

-  основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики (физиологический, объективный метод)

Окончательным итогом мыслительной деятельности является мышечное движение. При этом Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он просто указывал на сходство в их строении. Психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию "психических деятельностей". При этом он подчеркивал принципиальную несводимость психического к физиологическому, несмотря на то, что между ними существует совпадение по структуре и по происхождению, а их механизмы сходны и имеют рефлекторную природу. Сеченов показал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями. Движения (в форме двигательных или речевых реакций) сопровождают любой психический акт и являются его завершающим звеном.

По классической схеме импульсом, который запускает в ход рефлекс, является физический стимул. По Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний стимул – механический толчок, а раздражитель-сигнал. Действие стимула ограничено возбуждением нервных волокон, а сигнал обращён к организму, который его воспринимает и к внешней среде, свойства которой он различает. Сигнал информирует организм о ситуации, в которой мышцы должны вести себя соответственно. Мышцы (рабочие органы), в свою очередь, обладают чувствительностью: в них есть сенсорные приборы, которые передают в мозг сигналы о результатах и корректируют поведение. Т.обр. модель рефлекторной дуги Сеченов заменяет моделью рефлекторного кольца. Если оно не замкнуто, то действие нарушается.

(-) Если торможение = воля, то почему и в с. простых процессах оно есть? А УР есть и у низших жив.


Бихевиоризм: Предмет психологии поведение, а не сознание. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включённости в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский метод изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».

Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований американских психологов. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой. В понимании Уотсона мышление это не более чем мысленная речь.

Философская позиция – радикальный позитивизм. Естественнонаучность (в том понимании, которое царило локально в то время – тогда всех очаровал позитивизм). Бессмысленно говорить о том, чего нельзя наблюдать в эксперименте. Практически ориентированная психология. Ценность представляют факты, научен любой факт даже без какой-либо интерпретации.

Имплицитная: эмпирическая, почти естественнонаучная, но тут проще разобрать по принципам:
С принципом рациональности никто не особо не заморачивался.
Принцип простоты – всеми руками за, но overkill, и отказываются в том числе от нужных понятий.
Принцип идеализации – никак нет.

Принцип независимой проверяемости – непонятно. Видимо, так как интерпретации не имели особой ценности, их не пытались проверять гипотетико-дедуктивным методом. А значит, из независимой проверяемости разве что повторение эксперимента было принято.  

Вклад в теорию. Они разработали культуру эксперимента. Повышенные требования к экспериментальной строгости. Во многом благодаря им разработан математический аппарат обработки данных. Идея суеверности (суеверные поступки были продемонстрированы на животных) – случайно закрепляемых в результате нерелевантного подкрепления действий. Развитие методов научения для будущих экспериментов – тоже польза. Очищение психологии от нагромождения плохопонимаемых, не имеющих чётких определений терминов (временный эффект и перебор, конечно).

Бихевиоризм санкционировал научный статус всех практических исследований, даже без интерпретаций. Начало активности индустриальной психологии, педагогической. Психологи-практики приобрели вес в академической среде.

Сознание вообще не представляет интереса, т.к. не поддается исследованию. Изучать можно только поведение. Поведение человека надо изучать точно так же, как и поведение животных. Поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением воображением, волей, он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии.

Идея случайности. Пробы, совершаемые в начале процесса научения, хаотичны (случайны), но они могут столь же случайно приводить к успеху. После успеха они закрепляются и становятся закономерными.

Критика: нет осознания себя; отсутствует свобода воли

Результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным.

В таком случае – психика и сознание не научны.

Экспериментальные исследования отвечают на вопрос «верна ли гипотеза?» и есть два возможных варианта ответа («вероятно, что да» или «скорее всего, нет»), в эмпирических же исследованиях вопросом является «что получится, если измерить самые разнообразные аспекты данного явления?» И нет никаких явных ожидаемых ответов. А поэтому в результате получается куча фактов, которые можно объяснить с совершенно разных позиций.

Расцвет бихевиоризма привёл к злоупотреблению эмпирическими исследованиями. Полученные данные, оторванные от всякой теоретической нагрузки, могли быть классифицированы как угодно, что в конце приводит к противоречивым смешениям и в конце концов к методологическому анархизму. А при попытке избежать совмещения несовместимого происходит обособление школ (как в психологии или социологии), раздробление науки на части.

- исследования Узнадзе по установке, иллюзии и ошибки восприятия, физик Блондло с Н-лучами – проблема непосредственности

- не каждое наблюдение стоит оценивать как факт. Если наблюдение противоречит наличной системе научного знания, то рациональнее его проигнорировать. – проблема определения факта

- факты можно описывать сколько угодно и как угодно с разных сторон, но в соответствии с выбранной методологической позицией и прагматическими соображениями рационально выбирать только определенные стороны явления (идеализация), кроме того, все факторы учесть не удастся – проблема выбора факта

- учёный в любом случае воспринимает всё субъективно и видит не сам факт, а его интерпретацию – проблема интерпретации факта

- стоит быть очень осторожным в измерениях (пример с двумя методиками и корреляциями) – проблема статистического вывода

 

 

Гуманисты

Не принимают детерминизма. Человек самостоятельно детерминирует своё поведение. Декларируют гуманитарную позицию, отрицают возможность построения психологии по образцу естественной науки. Хотя много говорят о генетике и биологических факторах.

 

Ключевое понятие для этого направления – самоактулизация. По Маслоу, это процесс постоянного выбора, который существует всегда. Роджерс говорит, что человек в процессе самоактуализации движется к пониманию самого себя и своего опыта, он открыт этому опыту, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, у него возрастает стремление жить настоящим, он не боится своих чувств, доверяет своему организму и всем организмом выбирает направление движения при психологической свободе двигаться куда угодно.

Я (или организм) знает, что ему нужно. Сознание может либо вести человека по этому правильному пути, либо уводить с него. В этом и заключается свобода выбора.

Что же мешает человеку сразу пойти предначертанным путем? Роджерс, сравнивая человека с вычислительной машиной, говорит о том, что у большинства людей есть недостатки, которые приводят к ошибкам в процессе вычисления наиболее экономичного способа удовлетворения потребностей. Например, включается информация, которая не относится к ситуации, или исключается информация, которая к ней относится.

Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев — вовсе не подтверждается.

Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека.

Культурно-историческая

Увлечение Марксом говорит о тяге к естественнонаучности (Маркс пытался построить социальную теорию по макету естественной науки). Имплицитная позиция: скорее гуманитарная.

Сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит всегда какое-то удвоение реальности. Система наших мыслей (сознание) – как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.

 

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Выготский: Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания; закономерность формирования человеческой психики, которая отражает сущность развития не только отдельно функции, но и всей личности в целом.

Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса.

Рубинштейн: впервые выдвинул принцип о единстве сознания и деятельности. Не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым появляется возможность через деятельность изучать сознание и открывается дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Деятельность оказывается той системой, внутри которой функционирует психика.

Леонтьев на основе этого создал свою теорию деятельности. Именно труд создал человека вместе с его сознанием. Поэтому сознательный образ возникает при переходе к специфической и присущей только человеку трудовой деятельности как «историческая необходимость презентированности психического образа субъекту». Трудовая деятельность заведомо направлена на результат. Для того, чтобы достигнуть этого результата, он должен быть заранее представлен (презентирован) субъекту. Эта представленность и есть осознание.

Выготский понимал, что сознание непосредственно невыводимо из трудовой деятельности. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций.

Социальное влияет на сознание, но не порождает его (иначе пришлось бы допустить, что социальное возникло раньше сознания – парадокс). Выготский – все, что в сознании, сначала было во внешнем плане, а затем погружается во внутренний (который уже д. существовать - !)

 

Когнитивизм

Постулаты когнитивной психологии:

1. Процесс познания определяет все аспекты психической жизни

2. Этот процесс должен рассматриваться как процесс переработки информации, аналогичный тому, который мог бы происходить в компьютере.

3. Человек перерабатывает информацию поэтапно. При этом стимульная информация при переходе от одного этапа к другому подвергается существенным преобразованиям.

4. Система переработки информации на каждом этапе обладает ограниченной емкостью или ресурсом. Поэтому человек постоянно принимает решения, какую информацию перерабатывать, а какую отбросить, исключить из информационной системы.

5. Природа ограничений на прием, хранение и переработку информации задана стр-рой рецепторов, мозга или всего организма. Однако можно и нужно устанавливать эти ограничения в психологических экспериментах.

 

Исследования когнитивистов сыграли немалую роль в том, что все известные и якобы структурно заданные сознанию ограничения на информационные процессы были экспериментально опровергнуты. Тем не менее, они продолжали упорно принимать допущение о физиолого-анатомической природе ограничений. Упорное сохранение обсуждаемого допущения при постоянном экспериментальном опровержении говорит о методологическом дефекте принятого допущения, о необходимости от него отказаться.

Когнитивисты решили, что по аналогии с компьютером, переработкой информации у человека занимается некий центральный процессор, обладающий ограниченной пропускной способностью. Должен существовать механизм селекции наиболее релевантной (существенной) части информации. Такой отбор может происходить либо сразу на входе при ее поступлении (теории ранней селекции), либо на выходе – при попытке попасть в узкое горлышко центрально процессора (теории поздней селекции).

Исследуя микроструктуру познавательных актов, когнитивные психологи изучали процессы, которые сами по себе испытуемые не осознавали, но которые, по мнению когнитивистов, определяли содержание сознания – протосознательные процессы. При этом когнитивисты не пытались четко сформулировать, что такое сознание. Сознание для них – это что-то неведомое: то ли некий блок (этап) в системе переработки информации, то ли какой-то механизм, управляющий процессами переработки одновременно в нескольких блоках, или «качественный аспект психической активности»

 

Миллер и Брунер создали исследовательский центр по изучению когнитивных процессов (память, восприятие, мышление, речь), проводили анализ их генезиса. Найссер в 1967 году опубликовал «Когнитивную психологию», где:

1) Определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. Когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

2) Психика – система когнитивных реакций. Связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменами (самосознание, когнитивные стратегии, селективность внимания). Главный принцип – подобие когнитивной системы человека компьютеру.

3) Метод анализа – микроструктурный анализ психический процессов, интроспекция.

Джером Брунер определил когнитивную психологию как «революцию, всю глубину которой мы еще не в состоянии оценить» (Bruner.1983. P. 274). Ее влияние простирается на большинство основных разделов психологии, а базовые идеи когнитивного движения восприняты психологами по всей Европе, и даже в России. Можно сказать, что это движение вышло за пределы психологии в своих попытках консолидировать целый ряд дисциплин в единую теорию познания в самом широком ее смысле.

Это новое направление, получившее название когнитивной науки, представляет собой объединение самых разнообразных отраслей знания. Сюда входят: когнитивная психология, лингвистика, антропология, философия, компьютерные науки, программы создания искусственного интеллекта, а также ряд наук о закономерностях нервной деятельности. Хотя еще Джордж Миллер задавался вопросом, насколько прочным и целостным может быть объединение столь различных по своему характеру и задачам дисциплин (он предлагал называть этот комплекс во множественном числе — когнитивные науки), все же нельзя отрицать существование и стремительный рост этого мультидисциплинарного подхода. Различные лаборатории и институты когнитивных исследований начали возникать при университетах, как грибы после дождя, по всей территории Соединенных Штатов. Некоторые факультеты психологии даже сменили свое название на факультеты когнитивных наук. Вполне вероятно, что в следующем столетии когнитивный подход станет доминирующим, и не только в области психологии, но и в ряде других дисциплин.

Однако никакая революция, даже самая успешная, не обходится без своих критиков. Большинство бихевиористов скиннеровского толка высказались против когнитивной психологии (Skinner. 1987Ь, 1989). Даже те из них, кто сам принимал критику по поводу ограниченности бихевиористского подхода, все же отмечают значительные расхождения в стане самой когнитивной психологии. Среди когнитивных психологов нет единства относительно трактовки большинства основных понятий, нет единодушия даже в том, какие понятия считать действительно важными, а какие — нет. Велика путаница и разногласия в терминологии и определениях.

Ряд исследователей упрекает когнитивную психологию в явной переоценке роли и значения когнитивных факторов в ущерб другим факторам, таким как мотивация и эмоции. Объем научных публикаций по проблемам мотивации и эмоций от года к году сокращается, а их место занимают публикации, посвященные когнитивным факторам. А в результате, по мнению Ульрика Найссера, происходит сужение проблемного поля науки, обеднение научного творчества. Тем самым создается возможность того, что когнитивная психология так же замкнется на процессах мышления, как в свое время бихевиоризм — на поведенческих актах.

Третьи критики отмечают, что прогресс когнитивной психологии носит, скорее, иллюзорный, нежели реальный характер. Многие психологи просто усвоили новый термин, ничего существенно не поменяв в теоретическом фундаменте своих исследований. Б. Ф. Скиннер по этому поводу замечает, что просто «стало модным вставлять словечко «когнитивная», где только можно» (Skinner. 1983Ь. Р. 194).

1) См. онтологическая проблема (1.1):

- Природа сознания неизвестна. Проблема причины и следствия: 🡪 проблема социального и биологического.

 - Проблема Соотнесения сознания и материи; проблема живого и неживого. Либо Функционализм (Зенон Пилишин). Сознанием обладают: все (панпсихизм) или только организмы с н.с? Соотношение с мозг центрами? (поврежд. мозга – серьезные изменения личности). Анри Ревонсуо:

ДУАЛИЗМ  - психика и физическая материя сущ. по отдельности и кардинально отличаются др. от др. (но как же патологии?)

МОНИЗМ  - сущность сознания и физической материи одна и та же:

какого рода единая субстанция ?

Взаимодействуют (как)?

МАТЕРИАЛИЗМ

ИДЕА-ЛИЗМ «З-я» НЕЙТмонизм
Интеракционизм Параллелизм   Элимина-тивный Редуктив-ный Эмерджентный

Физ. мир= ил-люзия, а есть т. псих. мир.

Крайнее выражение – солипсизм.

Панпси-хизм– единая психо-физич.

материя

 

 

Двусторонее вз-е.

Как Психика взаимод. с физич. миром?

 

(-) Психика не обладает физ. сввами

 

Идеальная корреляция независимых процессов.

Нет прич-след. связей

Субъективного опыта (С) - нет. Сознание = иллюзия, созданная мышлением. С – неверно трактуется. Сознание = мозговой нейрофизиол. процесс.   Восприятие «синего» = сост. нейронов, их специфич. паттерна активности.   Поиск нерв. связей С – реально и материально. Сознание= мозговое ка-чество б. высокого ур. со свойствами иного уровня – квалиа*.   Поиск его структуры Дж. Серл: Автор мысл. эксп. Китайская комната. Критика идеи ИИ: программы смогли пройти тест Тьюринга манипулируя стимулами без осознавания –это имитация мышления. (-) Проблема детерминизма и свободы воли. «Марионетки мозга, наделенные Сознанием» (Ревонсуо) 

(-) Не объяснить феномена субъективных переживаний.

 

Нейджел: Каково быть летучей мышью? Простая имитация жизни летучей мыши; поиск общего с мышью; трансформация в летучую мышь?

 

Джексон: ЧБ комната Мэри- мысл. эксперимент.

Необх. учет ментальных состояний – квалиа – качества субъект переживаний, данность чувств – ощущение красного. Доступны только тому, кто их переживает.

 

Деннет[2] : квалиа (4) - невыразимы, индивидуальны, постижимы сознанием, не зависят от опыта и присущи ему (переживаю ощ красного всегда)

Чалмерc: Проблема квалиаТрудная – нет представления о том, КАК физ система порождает сознательные переживания. Объяснительный разрыв – нет «моста» между физ (нейронными) сввами мозга и качественными сввами С. Легкая – психофизиолог – соотнош. психики и физиол процессов: Как мозг интерпретирует инфо?

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ * Зенон Пили-шин

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Сознание – это набор причинно-следственных связей м/у элементами: не важен тип этих элементов. Это определенная программа, «софт» компьютера.

С. можно перенести на др. носитель.

Если заменить % нейронов на идентичные искуственные – изменится ли психика? %? (Зенон Пилишин). 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!