Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР.



Большую роль сыграла духовная оппозиция в эрозии идеологических основ советского и восточноевропейского тоталитаризма. Правящая партия пыталась сохранить тотальный контроль над сферой духовной жизни, пытаясь запрещать административно-командными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны социалистического реализма. Однако снос бульдозерами самодеятельных выставок отечественных художников-авангардистов, глушение зарубежных радиопередач не могли перекрыть все каналы ознакомления граждан СССР с тенденциями развития мировой культуры. С разоблачением преступлений сталинизма Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на запреты, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее облик тоталитаризма. Роман Б.Л. Пастернака (1890—1960) «Доктор Живаго», за который его исключили из Союза писателей, был переведен на 16 языков мира. Б.Л. Пастернак получил Нобелевскую премию. Лишь в 1987 г., посмертно, его восстановили в Союзе писателей. А.И. Солженицыну, офицеру, прошедшему войну и сталинские лагеря, удалось издать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он также был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю сталинских лагерей, показал истоки советского тоталитаризма, в СССР изданы не были, сам Солженицын вынужден был эмигрировать. Такая же участь — публичное осуждение или изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений — ждала и многих других писателей и поэтов, в стиле критического реализма или аллегории рассматривавших советскую действительность. Многие советские классики социалистического реализма, имеющие официальное признание, писали в стол, выражая свое подлинное отношение к правящей бюрократии. Неизданные или изданные за рубежом работы доходили до читателей, передавались из рук в руки, что влияло на духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы, возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений.

С установлением в России демократического режима политическая цензура была отменена, страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. При этом в среде российской творческой элиты, как до нее и у многих интеллектуалов в других странах, стало расти недовольство ее засильем. Это способно стимулировать подъем национальной духовной жизни, что, бесспорно, обогатит и мировую культуру.

 

 

Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Чтонасждетв 90—егг.? Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С. 174:

«Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что, чем более похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность».

 

ЗАДАНИЕ

1. Внимательно прочитайте лекцию.

2. Заполните таблицу:

 

Направление Основатель (место возникновения) Особенности
Абстракционизм    
Поп-арт    
Гиперреализм    
Сонористика    

 

 

3.  Чем вызван подъем национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?

4. Какую роль сыграло художественное творчество в развитии духовной оппозиции тоталитаризму в нашей стране?

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!