Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля



Двадцать второе июня

Домашняя работа

Горький-романист. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли» (обзор). Поэтика заглавия. Проблемы книги «Несвоевременные мысли».

Цель занятия:

· раскрыть тему «лишнего человека» в творчестве писателя М.Горького; обосновать своевременность «Несвоевременных мыслей» в момент публикации и их актуальность в наши дни.

Задачи:

· обсудить философские аспекты романа «Фома Гордеев»;

· изучить темы и мотивы романа «Фома Гордеев»;

· проанализировать основные образы героев.

· обсудить острые вопросы статей «Несвоевременные мысли»;

· выделить основные темы статей;

· рассмотреть понятия революции и культуры в статьях Горького.

Сегодня на занятии:

мы узнаем:

· о тематике и проблематике романов Горького;

· в чём особенность публицистики Горького;

мы научимся:

· характеризовать образы героев в соответствии с исторической действительностью;

· выделять основные темы в публицистике Горького;

мы сможем:

· через историю одного человека, не вписавшегося в свою среду, проанализировать особенности целой исторической эпохи;

· расширить представление о публицистике как особом виде словесности.

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Горький-романист.

2. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли» (обзор). Поэтика заглавия. Проблемы книги «Несвоевременные мысли».

 

Глоссарий

Конфликт —столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Купечество — полупривилегированное сословие в России в XVIII -начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства. В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества.

Проблематика — совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер.

Публицистика– род произведений, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Статья — жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации.

Революция – коренное преобразование в какой-либо деятельности человека или государства, скачок в развитии общества, природы или познания.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

В творчестве Горького по-разному была выражена мечта о духовной гармонии. Основной ее смысл восходил к нравственному здоровью, яркой, полнокровной жизни человека. В подавляющем большинстве горьковским героям все-таки не свойственна цельность мироощущения. Но естественная его потребность, причины разочарования были воплощены так, что в центре внимания оказалась драма личности, достойной иной, светлой доли.

Так написан роман «Фома Гордеев» (1899). О его замысле автор сказал: это «содержательная картина современности», на фоне которой «должен бешено биться энергичный здоровый человек...».  На рубеже XIX-XX века, в условиях меняющегося политического климата, в России стал стремительно трансформироваться общественный строй. В городах росло мещанское сословие, состоящее из мелких служащих, ремесленников, студентов — достаточно бедное и бесправное. В городе пытались найти своё место под солнцем и многие обнищавшие крестьяне. Далеко не всем это удавалось. Меняющаяся среда вторгалась и в жизнь более обеспеченных сословий. Новое поколение всё больше входило в конфликт со старым патриархальным строем.

В литературе, описывающей это время, появляется новый образ «лишнего человека» — городского обывателя, находящегося на историческом перепутье. Максим Горький не раз обращается к этому образу, пытаясь найти ответы на вопросы о судьбе человека и значении личности. «Теснота» жизни и поиск героем «дела по силам» — по этой психологической канве развивается действие романа.

Роман «Фома Гордеев» написан в 1899 году и впервые опубликован в петербургском журнале «Жизнь». Критики высоко оценили произведение, которое принесло Максиму Горькому широкую известность.

В романе затрагивается тема внутреннего разложения буржуазного класса, исторической обреченности миропорядка.

Неограниченной властью, парализующей волю всех и каждого, обладают городские предприниматели разной ориентации: борющиеся за политическое первенство в городе (Яков Маякин), накопители патриархального типа (Ананий Щуров), буржуа новой формации (Африкан Смолин, Тарас Маякин).

Основу произведения составляют наблюдения писателя над бытом купечества. В центре романа три образа: Игнат Гордеев, Яков Маякин и Фома Гордеев. Они связаны семейными узами и общим делом. Обратимся к жизненному пути каждого.

В образе Фомы Гордеева запечатлены черты реального человека: волжского пароходчика Гордея Чернова, который в поисках смысла жизни бросает предпринимательскую деятельность и постригается в монахи.

Отец Фомы в романе — Игнат Гордеев — умный, волевой, «не задумывающийся над выбором средств, не знающий закона, кроме своего желания». Писатель показывает силу его внутреннего и внешнего облика: «В мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы». Он начинает карьеру с водолива на барже именитого купца. А в 40 лет становится владельцем трёх пароходов и десятка барж на Волге. Автор раскрывает в его жизни три постоянно сменяющие друг друга полосы. Одна из них — работа, когда он «ловил золото» и «в безумии жажды денег возвышался до поэзии». Другая — период кутежей, проматывания денег. Он пытается избавиться от чувства, что не он управляет своим делом, а дело управляет им. Как дикий зверь, он рвёт цепи и бессилен их разорвать. И потому не находит себе успокоения. Третья полоса — стыд и покаяние. Игнат стоит перед иконами, по нескольку дней сидит взаперти, питаясь хлебом и водой. За несколько месяцев до смерти герой знакомится с «ангелоподобной женщиной» Медынской. Под её влиянием герой вкладывает деньги в богоугодное дело. Благополучен финал его жизни: «Он умирает без мучений, в одночасье, под благовест колоколов всех церквей, в белой рубахе, в саду под яблоней, полной созревших яблок, а рядом с ним надежда его жизни — сильный и красивый сын».

В романе «Фома Гордеев» писатель создаёт новый в литературе образ капиталиста – купца Якова Маякина. Он владеет канатным заводом. Герой гордится своим происхождением: «Мы, Маякины, ещё при матушке Екатерине купцами были, – стало быть, я – человек чистой крови…». Яков утверждает: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несём... Ходу нам дайте!».

Обучая Фому «политике жизни», Маякин говорит: «…у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех – это фальшивое, другое спрятано – оно-то и есть настоящее» … «Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

Горький стремится показать, как подлинно человеческое начало вступает в конфликт с неоднозначной моралью капиталистического мира. Он пишет издателю: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Писатель романтизирует образ Фомы, который олицетворяет процесс «выламывания», когда дети купцов не хотят продолжать дело родителей. С детства Фома задумывается о своём положении хозяина. Перед ним все заискивают, но при том сторонятся. В герое растёт чувство отторжения к окружающей среде, в которой только деньги определяют цену человека, а дружба, честь, любовь становятся предметом купли-продажи. Он не находит дела по душе и ищет забвения в кутежах. Фома отступает от заветов своего преуспевающего отца, но отнюдь не из-за смены общественных симпатий. Драма молодого Гордеева лежит в сфере его нравственных запросов.

Фома несовместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован Горьким.

Конфликт Фомы со своим сословием особенно резко проявляется в конфликтных отношениях с Яковом Маякиным. Протест героя завершается бунтом на пароходе Кононова, где собирается всё знатное купечество. Герой чувствует себя среди ненавистных ему стяжателей чужим и лишним. Взрыв негодования вызывает декларация Маякина о купечестве – «первых людях жизни, самых трудящихся и любящих свои труды». Он поднимает тост за «сложное, крепкое духом, рабочее русское купечество». Фома не сдерживается и опровергает эти слова, на фактах уличая каждого из присутствующих купцов в преступлениях: «…Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!». Фома Гордеев в припадке ненависти кричит им в лицо: «Грязищу и духоту развели делами своими <...> Пятак — ваш бог! <...> Кровопийцы!» Прямолинейно звучит это обвинение. Истинное положение несравненно сложнее и значительнее.

«Фома Гордеев» во многом определил особенности горьковской романной формы, связанной с изображением стремительно расцветавшего купеческого рода и не менее быстрого его разложения.

«Фома Гордеев» во многом определил особенности горьковской романной формы, связанной с изображением стремительно расцветавшего купеческого рода и не менее быстрого его разложения. Узнавание каждого лица воспроизведено сугубо по-горьковски. Постепенно углубляются представления героя. Любая, даже короткая сцена, как в кинематографе, имеет дальний и ближний планы. От первых впечатлений Гордеев идет к более глубоким, пока не улавливается нечто основное. Передано «приближение» Фомы к людям, пробуждающим его острый интерес: Я.Маякину, его дочери Любе, утонченной аристократке Софье Медынской.

Все они сначала пленяют воображение молодого человека, затем обманывают его надежды на радость общения, как «обманывают» собственное природное предрасположение. Чуткий Фома видит не только эту печальную метаморфозу, но внутреннее состояние тех, кто ее претерпевает. Он мучительно наблюдает горькое для самой Медынской внутреннее ее опустошение, отрицание Любой былых своих идеалов, откровенное оправдание Маякиным — старшим жестокости: если есть сердце — «ума, значит, нет».

«Что такое жизнь, если это не люди?» — спрашивает себя Фома. И вначале пугается, подозревая, что есть «еще что-то» — рок, судьба. Но затем все настойчивее объединяет «тяжелое недоумение» перед происходящим с тем, что некому сказать: «Братцы, помогите! Жить не могу»; что он сам даже «думать не умеет».

Тягостная попытка решить: «Зачем живем?» — остается без ответа. Потрясения одной души среди других, пораженных непонятными недугами, воплотил роман. Тем не менее как страстно желанные были освещены нетленные ценности: любовь, дружба, просветленная мысль, утрата которых венчалась гибелью личности.

Фому хватают и связывают. Беспомощный, он вспоминает о том, как в детстве рассказывал отцу о слепой сове, которая билась о стены, а отец ему отвечал: «Вот так и человек: иной мечется, мечется, изобьётся, измучится и бросится куда попало…». Купцы отправляют героя в сумасшедший дом.

Почему в жизни процветают Маякины, а Фома оказывается униженным и осмеянным безумцем? Об этом роман заставляет задуматься, готовых ответов автор не даёт.

Горький намечал весьма скромную цель своего творчества — «пробуждать в человеке гордость самим собой». И конечно, пристально всматривался в реальные общественные настроения. В июне 1902 г. он сказал: «Чувствую я, что в воздухе носится новое миропонимание, миропонимание демократическое, а уловить его — не могу, не умею». «Брожение» мысли интересовало писателя. Услышанная многоголосая речь пестрого людского потока обусловила поиск формы ее художественного запечатления.

Роман Горького «Мать» принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в русской литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции. Роман «Мать» Горький закончил в Италии.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово (теперь это часть современной Самары). Герои, по признанию самого Горького, имели прототипов: «...Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1901 году за демонстрацию 1 мая в Сормове». Одним из прототипов Павла был Петр Заломов.

В письме к поверенному по издательским делам Морису Хилквиту Горький писал о романе «Мать»: это будет «хроника роста революционного социализма среди рабочих фабрики». О романе «Мать» автор писал своей первой жене Е. П. Пешковой: Ниловна «обрисует весь мировой процесс, как шествие детей к правде».

Роман вызвал неоднозначную оценку у современников. «Какая уж это литература! — писала Зинаида Гиппиус. — Даже не революция, а русская социал-демократическая партия сжевала Горького без остатка». Александр Блок справедливо называл «Мать» художественно слабой.

Горьким владела трудноосуществимая максималистская мечта о полном духовном преображении мира. Не лишенные наивности упования набросили налет идеализации на образы революционеров в романе «Мать». В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом РСДРП, а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни. «В холодном сумраке» угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов», каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики». Автор использует ряд олицетворений, представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков», «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение», поднималось чувство «подстерегающей злобы», которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок. Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни. Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье».

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни», за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа. Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел. Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди», она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть – запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью. И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу. А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди – тюрьма. Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви. Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой». Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием бороться за свои права. Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова».

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой. И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как «крупинки железа к магниту». И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя. Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара», и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью. И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел – центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так – нежно и уважительно – обращался Павел к Ниловне. Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы», но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!». Ее потрясло слово «мать», сказанное Павлом с «горячей силой».

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город. Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую – не убьют». Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна – яркое тому свидетельство.

Материнская боль за страждущих юных мечтателей окрасила многие страницы повествования эмоциональной наполненностью. Сначала Власовой владело мрачное наблюдение: миром правит ненависть. Преодоление такого взгляда немало определяет психологическое действие романа. Победа чувства любви становится перспективой совершенных человеческих отношений вообще.

Складываются и весьма неестественные, надуманные ситуации. Во всех сложных событиях (речь идет о слиянии и нравственном росте рабочих, крестьян, интеллигенции) спасают одни самоотверженные чувства. «Обилие любви, так поздно разбуженной в груди», помогает Ниловне увидеть в Находке, Наташе дорогих сердцу детей, сблизиться с крестьянами Степаном, Татьяной, Петром. Беспрепятственно утверждаются небывалые узы родства: «Вдруг люди стали родными», — говорит Ниловна. В общении с замкнутой Софьей Власовой удается «перелить в эту суровую душу огонь свой». Сама Софья начинает испытывать в разговоре с деревенскими парнями «всех объединяющее чувство» теплого доверия. Сашенька, дворянка по происхождению, воспринимает как личное счастье собственное влияние на «грубого и темного» рабочего Весовщикова. Политические конфликты не решались столь мгновенно и благостно. Писатель, мечтая о возрождении «разрушенного мира» (определение Павла Власова), откровенно и отвлеченно конструировал ультрагармонические основы жизни, которые, следует заметить, не сложились и не смогли сложиться в реальности.

Самые интересные страницы романа обращены к нравственному конфликту в стане революции. Ищущий «мужицкую правду» Рыбин укоряет Павла: «Надо в сердце, в самую глубину искру бросить. Не возьмешь разумом...» Павел не согласен: «Только разум освободит человека...» Оба правы и не правы. Союза интеллекта и чувства у них нет. Находка осуждающе называет Власова «железным человеком», Павел действительно избирает опасную «героическую позу», причиняя боль и Ниловне, и любимой им Сашеньке. Ложный аскетизм мешает раскрыться душе самого Власова.

Герои Горького верят, что наступит время, когда «люди станут любоваться друг другом». А пока совесть мучает Находку: он не остановил убийство предателя Исая. Павел реагирует своеобразно: «Не хочешь, а — бей! <...> Полиция, жандармы, шпионы — все это наши враги, — а все они такие же люди, как мы...» Достойный внимания вопрос: как быть с человеком в кровавой борьбе, как достичь равного нравственного очищения всех участников? Горький прямо противоположно социал-демократической позиции подходит к трагической революционной ситуации. Укоры совести Власова, Находки перерастают в сложные этические раздумья о судьбе людской. В речи на суде Павел частично объясняет «обновление жизни» способностью увлечь «за собой все лучшее, все духовно здоровое».

Имя писателя весь советский период истории России прочно ассоциируется с подвижничеством. Хрестоматийный Горький прочно ассоциируется в нашем сознании с определением «основоположника социалистического реализма», «буревестника революции», «великого пролетарского художника». Однако его цикл заметок «Несвоевременные мысли», запрещённый более семидесяти лет (до 1988 г.), полностью меняет наше представление об авторе. «Несвоевременные мысли» дают представление о М. Горьком-мыслителе.

С апреля 1917 по май 1918 г. Горький опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей «Несвоевременные мысли». И газета была закрыта: позиция писателя разошлась с политикой партии. Издавая свои «Несвоевременные мысли» (1918) отдельной книгой, писатель дал подзаголовок «Заметки о революции и культуре». Статьи Горького «Несвоевременные мысли» сегодня объединены в одну книгу, что состоит из 66 глав.

По форме «Несовременные мысли» – дневник революции, идет передача ежедневных впечатлений от времени 1917-1918 гг. Повествование ведется от первого лица – лица писателя, вид – датированные записи. Расположение статей и хронологическая последовательность их публикаций в газете не совпадают. «Несвоевременные мысли» это живой документ истории и авторской реакции на ее противоречия. Этим статьям свойственны острая полемичность, актуальность, автор свой взгляд выражает за счет пафоса, эмоциональности.

В заголовке дневника ярко выражена многозначность, которая наблюдается в каждой статье и в совокупности их. Автор будто признает несвоевременность своих мыслей, однако продолжает их излагать, поэтому он оказывается в границах исторически конкретного времени, одновременно разрушая эти границы. Горький считает своевременным вмешательство в процесс рождения революционной России, который протекал тяжело.

В цикле статей Горький осмысливал три проблемы:

§ пути революции;

§ жизнь народа в условиях завоеванной свободы;

§ судьбы культуры.

Первая статья цикла называлась «Нельзя молчать!» (у Л. Н. Толстого — «Не могу молчать»). Горький выступил против готовящегося октябрьского восстания: «На улицу выползет неорганизованная толпа, плохо понимающая, чего она хочет, и, прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут “творить историю русской революции”. Одним словом — повторится та кровавая, бессмысленная бойня, которую мы уже видели и которая подорвала во всей стране моральное значение революции, пошатнула её культурный смысл.

Весьма вероятно, что на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар революции...»

Одной из самых значительных тем, которую Максим Горький выдвигает в своих публицистических статьях, является историческая судьба русского народа. Горький заявляет: «Я имею право говорить обидную и горькую правду о народе, и я убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду о нём скажу я первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят месть и злобу... ».

Горький высмеивает сентиментальное полуобожание интеллигенцией «народа, воспитанного в рабстве, пьянстве, мрачных суевериях церкви и чуждого красивым мечтам интеллигенции. Русский народ, — в силу условий своего исторического развития, — огромное дряблое тело, лишенное вкуса к государственному строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты; русская интеллигенция — болезненно распухшая от обилия чужих мыслей голова, связанная с туловищем не крепким позвоночником единства желаний и целей, а какой-то еле различимой тоненькой нервной нитью. Забитый до отупения жестокой действительностью, пьяненький, до отвращения терпеливый и, по-своему, хитренький, московский народ всегда был и остается — совершенно чужд психологически российскому интеллигенту, богатому книжными знаниями и нищему знанием русской действительности. Тело плотно лежит на земле, а голова выросла высоко в небеса, — издали же, как известно, все кажется лучше, чем вблизи».

Видя результаты «революционной свободы» (сцены самосудов, уничтожение памятников культуры революционными массами), Горький делал пессимистические выводы о революции.

Он обращает свой взор в сторону русского человека у власти, обвиняя правительство народных комиссаров неудовлетворительном знании русской психологии. Горький не разделяет позицию революционных вождей, которые считали, что можно убить миллион человек ради мнимого благополучия.

7 (20) ноября 1917 года в статье «К демократии», Горький констатировал: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия.

Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути “социальной революции” — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.

На этом пути В.И.Ленин и соратники его считают возможным совершать все преступления, вроде бойни под Петербургом, разгрома Москвы, уничтожения свободы слова, бессмысленных арестов — все мерзости, которые делали Плеве и Столыпин».

В своей публицистике Горький предсказывает грядущие народные бедствия: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны ... Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпиных, Плеве и прочих полулюдей? Не так же ли ленинская власть хватает и тащит в тюрьму неверномыслящих, как это делала власть Романовых? … Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России».

Максим Горький считает, что смена режима по идее превращает вчерашнего раба в личность, возрождает духовность народа, он обретает «чувство родины». Но в итоге, по мнению автора, она провоцирует выброс самых тёмных «зоологических инстинктов».

«Как известно, одним из наиболее громких и горячо принятых к сердцу лозунгов нашей самобытной революции явился лозунг: «Грабь награбленное!». Грабят и продают церкви, военные музеи, — продают пушки и винтовки, разворовывают интендантские запасы, — грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно расхитить, продается все, что можно продать, в Феодосии солдаты даже людьми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают их по 25 руб. за штуку. Это очень «самобытно», и мы можем гордиться — ничего подобного не было даже в эпоху Великой Французской революции…

Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны. Мы видим, что среди служителей Советской власти то и дело ловят взяточников, спекулянтов, жуликов, а честные, умеющие работать люди, чтоб не умереть от голода, торгуют на улицах газетами, занимаются физическим трудом, увеличивая массы безработных.

Это — кошмар, это чисто русская нелепость, и не грех сказать — это идиотизм!

Все условия действительности повелительно диктуют необходимость объединения демократии, для всякого разумного человека ясно, что только единство демократии позволит спасти революцию от полной гибели, поможет ей одолеть внутреннего врага и бороться с внешним».

Вскоре после октябрьских событий, в статье от 7 декабря 1917 года, писатель с тревогой вопрошает: «Что же нового даст революция, как изменяет она звериный русский быт, много ли света внесёт она во тьму народной жизни?». Эти вопросы адресованы представителям пролетариата, которые официально получают управление.

Горький указывает на столкновение его идеалов с реалиями революционной действительности. Его глубоко изумляет публикация манифеста «Особое собрание моряков Красного Флота Республики». В нём матросы-красноармейцы сообщают: «За каждую нашу голову мы возьмём по сотне голов буржуазии». Писатель делает заявление, что главное в этом документе – «дикая идея физического возмездия» и считает, что жестокость матросов спровоцирована властями.

Статья, посвящённая «драме 4 июля» описывает разгон демонстрации в Петрограде. Вооружённые люди, «грузовик-автомобиль», гонит, точно «бешеная свинья». При звуке выстрелов начинается «паника толпы», люди ведут себя как «стадо баранов», обезумевшее от страха. Писатель объясняет происходящее отсутствием культуры. «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения».

В статьях цикла «Несвоевременные мысли» отражён период нарастающего противоречия писателя. Он приходит к выводу, что решающую роль в формировании морали нового мира должны сыграть люди мысли: «Русская интеллигенция… должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа».

Однако дисбаланс в обществе становится всё больше. Максим Горький с болью указывает на растущую пропасть между народом и интеллигенцией, в своих публицистических текстах он ищет объяснение этому взаимному непониманию.

Автор видит миссию новой власти в распространении знаний среди народа. Однако этого не происходит. Россию накрывает волна анархии, разрушения, насилия. Высокая идея оборачивается разгулом жестокости, ненависти и становится угрозой для существования культуры. В «Несвоевременных мыслях» настойчиво звучит: «Граждане! Культура в опасности!»; «Если революция не способна тотчас же развить в стране напряжённое культурное строительство… тогда революция бесплодна, не имеет смысла, а мы – народ, неспособный к жизни»; «Я не знаю ничего иного, что может спасти нашу страну от гибели».

От статьи к статье более заметной становится полемика писателя с большевиками, постепенно переходящая в более открытую, резкую форму: «Я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его Нечаевско-Бакунинский анархизм». Очевидно, что для большевиков единственный способ удержать власть – сохранение и усиление диктатуры.

Горький с ужасом следит за началом кампании безудержного красного террора: «Всё, что заключает в себе жестокость или безрассудство, всегда найдет доступ к чувствам невежды и дикаря. Недавно матрос Железняков, переводя свирепые речи своих вождей на простецкий язык человека массы, сказал, что для благополучия русского народа можно убить и миллион людей». «Разумеется, убить проще, чем убедить».

Таким образом, в своих статьях писатель представляет настоящую трагедию, где происходит абсолютная подмена понятий. Культура выступает как политический инструмент классовой борьбы, где всё, что не угодно власти мгновенно блокируется и предаётся опале.

Вскоре после этих публикаций автор испытывает гонения и на себе. В ответ на его тексты газета «Правда» пишет: «Горький заговорил языком врагов рабочего класса». Всё это впоследствии послужит импульсом к развитию антигорьковской кампании, приведшей к эмиграции писателя.

Хотя Горький впоследствии «примирился» с советской властью, исследователи замечают, что идеи, высказанные в «Несвоевременных мыслях», прослеживаются во всём его позднем творчестве.

В 1925 году Горький закончил роман «Дело Артамоновых» и начал работу над грандиозной эпопеей «Жизнь Клима Самгина» – о русской интеллигенции в переломный период русской истории. Одна особенность сближает эти произведения. Социально-исторические явления воплощены с позиций их общечеловеческого смысла.

В романе «Дело Артамоновых» воссоздана яркая картина русской жизни рубежа веков, отношений в городе, на предприятии, в семье. Психологически глубоко раскрыты сложные душевные метаморфозы большого круга героев. Весь этот многогранный мир внутренне организован авторскими раздумьями о разрушительной стихии «машинной» цивилизации, неостановимом расточении духовной культуры, гибели личности. Активная и мучительная реакция писателя на трагический для страны процесс, мечта о творчестве новых форм общественного и индивидуального бытия на редкость актуальны для нашей современности.

Талант Горького в полную меру проявился в «Жизни Клима Самгина», где, по авторскому определению, воспроизведена история русской интеллигенции за 40 лет. Роман поистине поражает масштабностью и динамизмом изображенных явлений и событий: сменой эпох, стремительным развитием идейно-философских, эстетических течений, «диалектикой души» бесчисленных героев. Самым большим художественным достижением стало проникновение в напряженные процессы человеческой психологии, рожденные историческими событиями на рубеже двух веков. Думается, эти открытия Горького не утратили своего значения для любого времени.

 

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Выделение цветом.

Что должна изменить революция, по мнению Горького? Правильный ответ выделите цветом.

Русский быт

Систему государственного управления

Культуру

Правильный вариант:

Русский быт

Максим Горький считает, что смена режима по идее превращает вчерашнего раба в личность, возрождает духовность народа, он обретает «чувство родины». Но в итоге, по мнению автора, она провоцирует выброс самых тёмных «зоологических инстинктов».

Пример 2.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!