Нарака, «Подземное небо» или нижние миры 2 страница



 

И тогда возвышенный Агни обратился к превосходным браминам, сказав:

 

- Я ищу дочь Дурьодханы для себя.

 

Пораженные этим брамины были удивлены, и с возрастающим изумлением на следующий день связались с царем, передав ему слова Бога Огня.

 

Мудрый царь, услышав слова Превозносящих Брахму, обрадовался в глубине души и сказал:

 

- Быть посему, - Царь жаждал благ прославленного Бога Огня, - поскольку дар брака таков, что теперь Ты, о Агни, всегда сможешь оставаться здесь, с нами.

 

- Быть посему, - сказал божественный Агни тому правителю Земли.

 

Поэтому Агни всегда присутствует в королевстве Махисмати по сей день, и был там замечен Сахадевой во время его завоевательного похода на юг (имеется в виду ритуал Раджасуя, когда четверо Пандавов отправились каждый в свою сторону света, чтобы утвердить право Юдхиштхиры стать Имперетором).

 

Тогда царь подвел свою дочь, одетую в новые одежды и украшенную драгоценностями, к возвышенному божеству, и Агни принял, согласно ведическим обрядам, принцессу Сударшану как свою невесту. Словно возлиянием жертвенного очищенного масла, Агни был очень доволен ее внешностью, ее красотой, изяществом, характером и благородством рождения, и желал иметь от нее потомков.

 

И скоро у них по имени Сударшана. Сударшана внешне был так же красив, как полная луна, и еще в детстве достиг знания высшего и постоянного Брахмы.

 

Жил также царь по имени Огават, он был дедушкой Нриги (Нрига - имя царя Солнечной династии). У него были дочь Огавати (название реки близ Курукшетры) и сын Огаратха, родившиеся от него. Король Огават отдал свою дочь Огавати, красивую как богиня, в жены мудрому Сударшане. Сударшана, о Царь, стал домохозяином, и зажил с Огавати на Курукшетре (область Индостана, а не просто знаменитое поле битвы).

 

Этот умный принц, в блеске силы, взял клятву, о правитель, завоевать Смерть, даже ведя жизнь домовладельца. Сын Агни, о Царь, сказал Огавати:

 

- Никогда не действуй вопреки желаниям тех, кто ищет гостеприимства. Не сомневайся в средствах, необходимых для приветствия гостей, даже если им следует предложить самого себя. O красивая, всегда держи этот обет уме, ибо для домохозяев нет ничего выше добродетели гостеприимства. Всегда принимай его во внимание, никогда не сомневаясь в нем, если мои слова имеют над тобой власть. O безгрешная и благословленная, если у тебя есть вера в меня, сделай так - никогда не игнорируй гостя, буду ли я рядом с тобой или вдалеке от тебя!

 

С его руками, возложенными на ее голову (ритуальный жест, подтверждающий обязанность мужа защищать жену), Огавати ответила:

 

- Я не отменю ничего из того, что Ты мне приказал.

 

Тогда Мритью, о Царь, желая перехитрить Сударшану, начал наблюдать за ним и результатами его ухищрений. Однажды, когда сын Агни вышел, чтобы принести дрова из леса, изящный Брамин пришел искать гостеприимства Огавати с этими словами:

 

- O прекрасная госпожа, если у Тебя есть вера в достоинство радушия, как предписано домовладельцам, я просил бы тебя сегодня расширить для меня обряды гостеприимства.

 

Знаменитая принцесса, к которой таким образом обращался Брамин, о Царь, приветствовала его согласно обрядам, предписанным в Ведах. Предложив ему место и воду для омовения ног, она спросила:

 

- Нужно ли тебе что-нибудь? Что я могу тебе предложить?

 

Брамин сказал ей:

 

- Мне нужна лично Ты, о благословенная, лишенная колебаний. Если обязанности, предписанные для домовладельцев, приемлемы для тебя - сделай так, о Принцесса: удовлетвори меня, предложив мне себя.

 

Хотя принцесса соблазняла его предложениями разнообразных других вещей, Брамин, однако, не просил никакой другой подарок, кроме как ее саму. Видя его решимость и помня путь, указанный ей мужем, женщина преодолела стыд и сказала прекрасному Брамину:

 

- Быть посему.

 

Помня слова своего мужа, который решил приобрести добродетели домохозяев, она охотно приблизилась к дваждырожденному Риши.

 

Между тем сын Агни, собрав дрова, возвратился в свой дом. Мритью, жестокий и непреклонный характером, был все это время рядом с ним, внемля ему, как внемлют вернейшим из друзей. Когда сын Паваки («Павака» - Очиститель, одно их имен Огня) вернулся к своей обители, он позвал Огавати по имени и, не получив ответа, выкрикнул повторно:

 

- O куда же ты удалилась?..

 

Но целомудренная госпожа, преданная мужу, была заключена в объятиях Брамина, и не откликнулась. Действительно, эта непорочная женщина, считая себя оскверненной, безмолвствовала, борясь со стыдом. Сударшана, обращаясь к ней снова, воскликнул:

 

- Где может быть моя целомудренная жена? Куда она пошла? Ничто сейчас не важно для меня, кроме ее исчезновения. Увы, почему доверчивая и искренняя женщина, посвященная своему мужу, не отвечает сегодня на мой зов, хотя раньше она делала это со сладкими улыбками?

 

Тогда тот Брамин, что был в хижине, ответил Сударшане так:

 

- Знай, о Сын Паваки, к тебе в гости прибыл Брамин, и хотя твоя жена соблазняла меня множеством других предложений гостеприимства, о Лучший из мудрецов, я желал только ее саму, и эта красивая женщина сейчас занята приветствием меня должным образом! Хочешь Ты этого или нет - она делает то, что подходит этому случаю.

 

Мритью, вооруженный железной дубиной, в тот момент рассматривал Риши, настроенный раздробить Того, Кто, как он думал, отклонится от собственного Обещания.

 

Сударшана застыл в изумлении, но отбросив всю ревность и ни гневаясь ни словом, ни взглядом, ни поступком, ни мыслью - сказал:

 

- Наслаждайся, о Брамин. Это для меня большое удовольствие. Домовладелец получает самую высокую заслугу, чтя гостя. Сказано мудрыми, что у домовладельца нет никакой более высокой заслуги, чем плоды от пребывания гостя, что покидает его дом полностью удовлетворенным. Моя жизнь, моя жена и любое другое мирское имущество, которое имею - все это посвящено моим гостям. Это - клятва, которую я дал.

 

Поскольку я действительно заявил так, этой клятвой, о Брамин, я достигну Просветления. O, первейший из добродетельных людей! Пять элементов - огонь, воздух, земля, вода и эфир - а также Разум, и Сознание, и Душа, и время, и пространство, и десять органов даны каждому, чтобы свидетельствовать о делах добра и зла, что совершают люди. Я сказал свое слово, и пусть боги благословят меня, если мои слова истинны, или уничтожат меня, если я говорил ложь.

 

Тут, о Бхарата, со всех сторон эхом откликнулись голоса:

 

- Это истина, это не ложь!

 

Тогда Брамин вышел из лачуги, и - словно поднявшийся ветер, что охватывает Землю и Небо, и в трех мирах разносит эхо ведических звуков - назвал по имени добродетельного человека, чествуя его:

 

- O безгрешный, я - Дхарма; будь же прославлен. Я прибыл сюда, о Любящий правду, чтобы судить тебя, и я очень доволен тобой, понимая, что ты добродетелен. Ты подчинил и завоевал Мритью, который всегда теснил тебя, следя, не просрочены ли твои дни. O лучший из мужчин, никто в трех мирах не способен оскорбить даже взглядом эту целомудренную женщину, преданную мужу, и тем более затронуть ее личность. Она была защищена от осквернения твоей добродетелью и ее собственным целомудрием. Да не скажет никто о ней дурного слова!

 

Она, Говорящая от лица Брахмы, наделенная способностью к Очищению, для спасения мира должна быть превращена в могущественную реку. Ты же должен достигнуть всех Миров в своем теле; и так же действительно, как наука о Йоге в пределах ее контроля, следующее: исполненная благословения госпожа будет следовать за тобой только половиной своей материальности. Другая ее половина будет почитаться как река Огавати!

 

И вы должны достигнуть с нею всех Миров, которые приобретают через покаяние. Те вечные и нерушимые миры, из которых ни один не умалится, будут достигнуты тобой даже в этом грубом теле. Вы преодолели Смерть и достигли самого высокого счастья, обретя скорость мысли, Вы поднялись выше власти этих пяти элементов! Таким образом, придерживаясь обязанностей домовладельца, Ты победил свои страсти, желания и гнев, и эта принцесса, о добродетельный Принц, служа тебе, победила несчастье, желание, иллюзию, вражду и безразличие!

 

Бхишма продолжал:

 

Произнеся это, тот Брамин уподобился великолепному Васаве («владыке богов», т.е. Индре), в прекрасной колеснице, запряженной тысячей белых лошадей. Смерть и Душа, все миры, все элементы, сознание, ум, время и пространство, так же как желание и гнев, все было преодолено. Поэтому, о Лучший из людей, прими это во внимание: для домовладельца нет никакого более высокого божества, чем гость.

 

Сказано мудрыми, что благословения почетного гостя более эффективны, чем заслуга ста жертв. Каждый раз, когда гость ищет и не получает гостеприимство домовладельца, и не чтится им, он забирает все достоинства последнего, и отдает ему все свои грехи.

 

Теперь я рассказал тебе, дитя мое, эту превосходную историю о том, как Смерть в древности была побеждена домовладельцем. Тот, кто слушает эту прекрасную историю, обретает славу, известность и долголетие. Человек, который ищет мирское процветание, должен руководствоваться ею в удалении всякого зла. И, о Бхарата, ученый человек, который ежедневно рассказывает эту историю из жизни Сударшаны, достигает областей Счастья.


 

Глава 3

Юдхиштхира сказал:

- Если, о Сын Царя, Браминство столь трудно достижимо для трех варн (Кшатрии, Вайшьи и Шудры), как же благородному Вишвамитре, о владыка, рожденному Кшатрием, удалось достичь удела Брамина? Я знать желаю это, о досточтимый господин. Потому, прошу тебя, поведай это мне.

Тот могущественный человек, о достойнейший, в добродетельности своей аскезы в мгновение ока уничтожил сотню сыновей благородного Васиштхи. Пребывая в гневе, он призвал многочисленных злых духов и ракшасов, в могучем порыве силы уподобляясь самому великому разрушителю Кала (Аспект Шивы - Времени).

Великое и просвященное племя Kушика, порождающее сотни мудрецов и восхваляемое брахманами, происходит от него, в этом мире людей. Шунахшепа, сын Ричика, в искупительной аскезе, закланный как жертвенное животное в великом молении, получил просветление через Вишвамитру.

Харишчандра, ублаживший богов на жертвоприношении, стал сыном мудрого Вишвамитры. Не имеющие же достоинств своего старшего брата Деваврата (досл: Обет Богам), который был даром богов для Вишвамитры, остальные пятьдесят братьев его [остальные дети Вишвамитры] были прокляты [им самим], и все они стали Чандалами (неприкасаемыми, изгнанными из всех каст).

Тришанку, сын Икшкваку, что проклятием Васиштхи стал Чандалой, был брошен своими друзьями, и пребывал с преклоненной головой (висел вниз головой) в нижних регионах, пока не был вознесен на небеса по воле Вишвамитры.

Вишвамитра наполнил водой большую реку по имени Каушика (название происходит от имени самого Вишвамитры - Каушики, т.е. потомка Кушики), которую навещали и небесные Риши. Этот священный и благостный поток удостаивался визитов богов и отдыхающих Риши.

За прерывание его медитации известная нимфа с изящными браслетами - Рамбха - была наказана превращением в камень.

В страхе перед Вишвамитрой славный Васиштха в давние времена связал себя лозами и бросился в реку, но река вынесла его освобожденным от пут. В честь этого большая священная река стала славиться под именем Випаса («не связанный»).

Он молился славному и могущественному Индре, который был им доволен и освободил от проклятия. (Ссылка: тут говорится о проклятии, наложенном на Вишвамитру сыном Васиштхи, когда тот был священником Тришанку. Проклятие было в том, что Вишвамитра будет вкушать собачью плоть, будучи жрецом у поедателей собак (парий) Индра в последний момент избавил Вишвамитру от проклятья).

Оставаясь на северной стороне небосвода, он проливает свой блеск, находясь посреди семи отдыхающих Риши (Звезды Большой медведицы) и Дхрува, сына Уттапада (Полярная звезда)

Это его деяния, а также многие другие.

О потомок Куру, так как все они были выполнены Кшатрием, вспыхнул мой интерес к этой истории. Поэтому, о лучший из рода Бхараты, разьясни мне этот вопрос в подробностях. Как без оставления телесной оболочки и перерождения в новой плоти Вишвамитра стал Брамином?

О достойнейший родитель, разьясни это дело мне преподробнейше, как ты поведал мне историю Матанги.

Матанга родился как Чандала (пария; Матанга - сын женщины Брахмани и мужчины-Шудры) и не мог достичь Браминства (при всей его аскезе), но как же этот человек мог достичь состояния Брамина?

 

 Глава 4

Бхишма сказал:

«Слушай, сын Притхи, как в древние времена Вишвамитра возвысился до Брамина-Риши. Был некогда царь Аджамида, первый среди потомков Бхараты, совершивший жертвоприношения в обилии и славный своими благими делами. Его сыном был благородный и великий царь Яхну, имевший дочь Гангу и сына Синдхудвипа, который прославился не меньше своего отца.

От Синдхудвипы родился мудрец Валакшва, чей сын, Валлабха, был подобен воплощенной второй Дхарме. Его же сын по имени Кушика воссиял славой подобно тысячеглазому Индре. Сыном Кушики был славный царь Гадхи. Он был бесплоден и, желая обрести наследника, удалился в лес, где внутри него взросла дочь, названная Сатьявати, равной которой в красоте не было на земле.

Прославленный сын Чьяваны, известный по имени Ричика, из народы Бхригу, взявший на себя строгие обеты, искал руки Сатьявати. Гадхи, считая его бедняком, не желал этого брака, но был согласен выдать Сатьявати, если Ричика вернется с приданым - тысячей лошадей, быстрых, как ветер, белых с черным ухом».

Бхишма сказал:

«Тогда могучий сын Чьяваны, первый из народу Бхригу, взмолился Варуне, сыну Адити, владыке всех вод, с просьбой дать ему тысячу белых лошадей с черным ухом, быстрых как ветер. «Быть по-твоему» - ответил Варуна, - «Где бы ты ни искал их, там обретешь их». И как только Ричика подумал о лошадях, тут же они вышли из вод Ганги. До сих пор неподалеку от Каньякубьи почитается то место, где появились лошади.

Тогда довольный Ричика отдал этих лошадей как приданое, и царь Гадхи, в удивлении и страхе, отдал дочь сыну Бхригу. Так первый среди дваждырожденных Риши взял себе Сатьявати в жены, да и она была рада сочетаться с этим Брамином.

Ричика возжелал одарить свою супругу, та же обратилась к своей матери за советом, а после вернулась к первому среди дваждырожденных Риши с просьбой одарить сыновьями ее и ее мать. Ричика возвестил, что эта воля будет исполнена, и наказал им после купания обнять по дереву: матери - фикус, а дочери - смоковницу, а после принять чару (ритуальное подношение богам из риса, ячменя, сливочного масла и молока).

Мать же, выслушав наказ, посоветовала дочери обнять фикус, ей же отдать смоковницу, а после поменяться чару; так они и сделали. Ричика возрадовался, узрев нарождающееся дитя в чреве своей жены, но осудил ее за подмен деревьев. Смоковница была полна силы Браминов, а фикус - силы Кшатриев, чтобы сын Сатьявати стал великим Браминов, а сын ее матери - великим Кшатрием; но теперь же матери предстояло дать жизнь великому Брамину, а дочери - грозному Кшатрию.

В печали упала Сатьявати на землю и взмолила Ричику, чтобы не сын ее, а внук стал Кшатрием, которому суждено было прославиться ужасными делами, и Ричика исполнил ее просьбу.

Так Сатьявати дала жизнь сыну по имени Джамадагни, а жена Гадхи - дваждырожденному Риши Вишвамитре, который, хотя и был Кшатрием, возвысился до Брамина и положил начало роду Браминов: его сыновья -

Мадхушчанда и Деврат, Акшина, Сакунта, Вабхру, Калапатха, Яджнавалкья, Стхула, возвышенный клятвами, Улука, Мудгала и мудрый Сайндхавайяна, прославленный Вальгуджангха и великий Риши Галева, знаменитый риши Ваджра, и также Саланкайяна, Лиладхья и Нарада, Куршамука и Вахули, Мушала, также Вакшогрива, Ангхрика Найкадрик, Шилаюпта, Сита, Суши, Чакрака, Маррутантавья, Ватагхна, Асвалаяна, и Шьямаяна, Гаргья и Явали, а также Шушрута, Кариши, Шангсрутья и Пара Раурава, и Танту, великий мудрец Капила, Таракаяна, Упагахана, Асураяни, Маргама, Хираникша, Джангхари, Вхавраваяни, и Сути, Бибхути, Сута, Суракрит, Арани, Гашика, Чампея, Уджьяна, Наватанту, Ваканакха, Саянья, Йяти, Амбхоруха, Аматсьясин, Шришин, Гардхави Урджьяйони, Рудапекахин и великая Риши Нарадин - постигли строгие обеты, описанные в Ведах, и основали множество родов Браминов.

Так, царь Юдхиштхира, строгий и набожный Вишвамитра, хотя и будучи по происхождению Кшатрием, стал Брамином, ибо Ричика вложил в дерево высшую силу Браминов.

Так во всех деталях рассказал тебе я историю рождения Вишвамитры, обладавшего силой солнца, луны и огня. Если же, лучший из царей, есть у тебя сомнения в иных вопросах, дай знать мне, чтобы я их разрешил».

Глава 5

Юдхиштира сказал:

- O Знающий истины религии, я хочу услышать о достоинствах сострадания и о признаках благочестивых людей. O прародитель, опиши их мне.

Бхишма сказал:

В этой связи приводят как иллюстрацию древнюю легенду - историю Васавы (=эпитет Индры) и благородного Шуки. На территориях царства Каши охотник, взяв отравленные стрелы, покинул свою деревню в поисках антилоп.

Желая раздобыть мясо, он углубился в большой лес, и обнаружил там антилоп, и пустил стрелу в одну из них. Стрела, выпущенная с неумолимым намерением отнять жизнь у антилопы, попала мимо цели и поразила могучее лесное дерево.

Дерево, в которое вонзилась стрела, покрытая смертельным ядом, мгновенно иссохло, потеряв листья и фрукты.

В дупле погибшего от яда ствола всю свою жизнь жил попугай, который не покинул гнездо из привязанности к этому дереву - владыке леса. Лишенный движения и еды, тихий и печальный, этот благодарный и добродетельный попугай также погибал вместе с деревом.

Завоеватель Пака (Индра) был поражен удивлением: птица с высокой душой и щедрым сердцем, свободная от концепции счастья и несчастья, тем не менее обладает исключительной решимостью.

Тогда в уме Шакры возникла мысль:

«Как может эта птица обладать благородными человеческими чувствами, которые невозможны в в мире более низких животных? Возможно, тут и нет ничего удивительного - поскольку все существа проявляют доброжелательные и щедрые чувства к другим».

Приняв тогда форму Брамина, Шакра снизошел на Землю и обратился к птице:

- O Шука, о лучший из птиц! Внучка Дакши по имени Шуки (жена Гаруды; мать попугаев, сов и воронов) стала благословенной через тебя как ее потомка. Скажи мне, по какой причине ты не оставляешь это увядшее дерево?

Подвергнутый сомнению Шука поклонился ему, и ответил:

- Приветствую тебя, о Царь богов, я узнал тебя за счет моей строгой аскезы.

- Это хорошо, это хорошо! - воскликнуло божество с тысячей глаза. И сказало в уме: «O, насколько замечательно знание, которым он обладает!»

Хотя убийца [демона] Валы знал, что попугай имеет добродетельный характер и достоин похвалы за свои действия, он все же спросил его о причине его привязанности к дереву:

«Это дерево иссушено, и без листьев и фруктов не может быть приютом для птиц. Почему ты тогда цепляешься за него? Этот лес обширен, и в этой дикой местности есть множество других прекрасных деревьев, дупла которых покрыты листьями; среди них ты можешь выбрать себе любое по сердцу. O терпеливый, не теряй своей различающей способности и мудрости - оставь скорее это старое дерево, которое мертво, бесполезно и лишено всех листьев, и больше не способно принести пользу».


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!